действию ПЭП, она как бы застыла на определенном уровне (0,33—0,38 См/м).
Таким образом, однократное 4-часовое воздействие ПЭП промышленной частоты напряженностью 1 кВ/м влияет как на цитологические (повышение доли эритроцитов с микроядрами), так и на электрические (изменение электропроводности) параметры животных. Реакция организма животных на воздействие ПЭП зависит от их возраста.
Л ите ра ту ра
1. Белкин Л. Д. А. с. 1659022 СССР: Устройство для измерения электропроводности лабораторных животных // Открытия. — 1991. — № 24.
2. Журков В. С.. Фельдт Е. Г. // Гиг. и сан. - 1990. - № 3.
- С. 73-74.
3. Картаиюв А. Г., Мигалкин И. В. // Там же. — 1991. — N21.
- С. 45-47.
4. Шницкии Д. Н. // Физиологические методы в клинической практике / Под ред. Д. А. Бирюкова. — Л., 1959.
Поступила 20.09.94
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
< КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 614.7+613.61-07
С. В. Семенов, А. И. Мелехин, В. И. Чибураев, М. Ф. Глазкова, И. С. Стэцюра О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Москва
Одной из современных проблем профилактической медицины является системная оценка явлений и факторов в многокомпонентной и многофункциональной системе среда обитания — здоровье населения.
Многочисленными гигиеническими и эпидемиологическими исследованиями, проводившимися в нашей стране и за рубежом, установлены связи и зависимости между состоянием здоровья населения и отдельными факторами окружающей природной, производственной и социальной среды, выявлена потенциальная опасность этих факторов, установлены критерии их безопасности и безвредности для человека как на индивидуальном, так и на популяционном уровне, разработаны методология и методические подходы к организации наблюдений и исследований.
Однако заключения относительно влияния отдельных компонентов среды на здоровье различных профессиональных или возрастных групп населения ряда городов и населенных пунктов недостаточны для суждения о комплексном воздействии среды обитания на здоровье населения в целом и ее роли в формировании здоровья нации.
Опыт создания и эксплуатации в России первых мониторинговых систем слежения за здоровьем и средой обитания — Автоматизированная государственная информационная система (АГИС) "Здоровье", "Пестициды" "Профзаболе-ваемость" — подтверждает гипотетическое предположение о том, что на основании наблюдения за отдельными факторами и нозологическими формами заболеваний построить устойчивые модели причинно-следственных зависимостей в системе среда обитания — здоровье населения не представляется возможным.
С другой стороны, имеющийся опыт разработки и применения методологии мониторинга и многофакторного анализа большой совокупности компонентов среды обитания и показателей, характеризующих в целом состояние общественного здоровья (Пермский, Свердловский. Владимирский, Череповецкий и другие центры Госсанэпиднадзора), убеждает в возможности и целесообразности реализации такого подхода при решении задачи создания крупномасштабной государственной системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в стране.
Правовой основой СГМ служит Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 32), в соответствии с которым "наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания" определены в качестве ведущего элемента функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Дальнейшее развитие это положение получило в Указе Президента1 и в решениях Правительства Российской Федерации2, 3, регламентировавших функции СГМ в деятельности Госкомса-нэпиднадзора РФ и Госсанэпидслужбы России.
1 Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1965 "О Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации".
о
Распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 1425-р.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 1994 г. № 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".
В 1993—1994 гг. Госкомсанэпиднадзором РФ проводилась подготовка концепции, организационной структуры и принципов создания и ведения системы СГМ, которые были заложены в Положение о СГМ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации4. Согласно указанному постановлению, ведение СГМ возложено на Госкомсанэпиднадзор РФ совместно с уполномоченными на это министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администрациями городов и районов.
Госкомсанэпиднадзору РФ поручены организация в 1994—1995 гг. системы СГМ, координация задействованных в ней государственных структур, разработка и утверждение совместно с заинтересованными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти нормативных и методических документов, определяющих конкретное содержание и порядок ведения мониторинга.
Финансовое, научное, информационное и инженерно-техническое обеспечение СГМ будет осуществляться в рамках утвержденных федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанным постановлением привлечены к организации СГМ на местном и региональном уровне.
В соответствии с утвержденным Положением СГМ определяется как система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпи-демиологических и научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование, а также действий, направленных на предупреждение, выявление, устранение или уменьшение влияния вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения.
СГМ представляет собой интегрирующую систему открытого типа, функционирующую на федеральном (Российская Федерация), региональном (республика, край, область, автономный округ, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург) и местном (город, район) уровнях и состоящую из информационных подсистем.
Информационными подсистемами СГМ являются:
— система государственного санитарно-эпи-демиологического надзора, обеспечивающая получение данных о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
— Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), в рамках которой осуществляется наблюдение за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую при-
I Установление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге".
родную среду, качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы и осуществляемыми природоохранными мероприятиями;
— Единая государственная автоматизированная система контроля за радиационной обстановкой (ЕГАСКРО);
— Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы и получаемые им данные о состоянии охраны и условий труда;
— система государственного учета и статистики, в рамках которой осуществляется наблюдение за состоянием социальной среды обитания человека, социально-экономическим положением в стране, регионах и на территориях, включая информацию, характеризующую: демографическую обстановку; развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, торговли и общественного питания; производство товаров народного потребления, включая пищевые продукты; уровень жизни и доходы населения; развитие городов и населенных пунктов, их коммунальное благоустройство и уровень культурно-бытового обслуживания населения; условия проживания населения и жилищную проблему; проблемы образования и условия воспитания и обучения детей и подростков; медицинское обеспечение населения;
— данные наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, водоснабжением населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды;
— система мониторинга за состоянием здоровья и физического развития населения, в рамках которой осуществляется наблюдение за смертностью, рождаемостью, средней продолжительностью предстоящей жизни, заболеваемостью, инвалидностью и уровнем физического развития населения.
В системе СГМ выполняются следующие функции:
— разработка и утверждение гигиенических критериев оценки влияния на состояние здоровья факторов среды обитания человека;
— разработка и внедрение нормативных и методических документов, обеспечивающих единство методов, способов и показателей, по которым осуществляются сбор, накопление и обработка данных в системе наблюдения и контроля за состоянием здоровья и среды обитания;
— выбор, обследование, составление характеристики, учет объектов (факторов, явлений) наблюдения;
— организация и проведение наблюдения (обследования объектов, лабораторные и инструментальные исследования и измерения факторов, расследование случаев заболеваний и отравлений людей и другие формы деятельности в рамках государственного санитарно-эпидемиоло-гического надзора и программ научно-исследо-вательских работ), сбор, хранение и обработка данных наблюдения, представление их в виде, удобном для дальнейшего использования;
— получение и обработка информации государственных и отраслевых систем мониторинга
здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, государственной статистики, характеризующей состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— системный анализ полученных в результате наблюдений показателей, характеризующих состояние здоровья и среды обитания на основе закономерностей взаимодействия организма человека и факторов внешней среды, установление причинно-следственных связей и их характеристик;
— создание информационных и информационно-аналитических систем, сетей, программных продуктов и баз данных СГМ;
— организация нормативно-справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации;
— передача информации пользователям системы СГМ и ее распространение среди заинтересованных организаций и населения.
В соответствии с организационной структурой СГМ его ведение будет осуществляться:
1) на местном уровне — центрами Госсанэпиднадзора в городах и районах совместно с местной администрацией и территориальными органами по охране природы, гидрометеослужбы, здравоохранения, госстатистики, охраны труда и другими организациями, задействованными в системах сиализированных систем наблюдения и контроля.
Центры Госсанэпиднадзора обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации и в последующем передают ее в центры Госсанэпиднадзора субъектов Российской Федерации, а также формируют первичные базы данных и используют полученную информацию для принятия решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на обслуживаемой территории;
2) на региональном уровне — центрами Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения.
Указанными учреждениями проводится анализ полученных первичных данных, выявляются совместно с научно-исследовательскими учреждениями гигиенического и эпидемиологического профиля причинно-следственные связи между изменениями состояния здоровья населения, его санитарно-эпидемиологического благополучия и факторами среды обитания человека, а также составляются прогнозы динамики наблюдаемых явлений и ведутся региональные базы данных СГМ.
На основании полученных материалов подготавливаются предложения по вопросам охраны здоровья населения и оздоровления среды обитания для принятия соответствующих решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) на федеральном уровне — федср:и1ьным информационно-аналитическим центром СГМ Госкомсанэпиднадзора РФ, которым анализируется полученная информация, составляются прогнозы санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны, ведутся соответствующие федеральные базы данных СГМ.
Обмен данными информационного фонда системы СГМ между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на его ведение, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями — на договорной основе.
Предусматривается, что пользователями информационных данных СГМ являются органы государственной власти, предприятия, организации и учреждения независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане.
Создание системы предполагается осуществить в несколько этапов.
На первом этапе (1995—1996 гг.) система СГМ местного уровня будет внедряться в 85 городах Российской Федерации, эксплуатирующих в настоящее время АГИС "Здоровье", регионального уровня — в Пермской, Свердловской областях и в Москве, федерального уровня — в специализированном информационно-аналитическом центре Госкомсанэпиднадзора РФ.
На втором этапе (1997—1999 гг.) намечается внедрение системы СГМ на местном уровне во всех городах, на региональном — во всех республиках, краях, областях, в Санкт-Петербурге.
На третьем этапе (1999—2005 гг.) предполагается внедрение системы на районном уровне.
Создание и внедрение системы СГМ являются важным этапом развития профилактического направления в деле охраны здоровья населения, потребующим значительных усилий по переориентации научной и практической деятельности специалистов, работающих в этой области, и их технического перевооружения, внесения существенных корректив в подготовку кадров медико-профилактического профиля, широкой разъяснительной работы в обществе.
Поступила 21.11.94