Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОЯДЕРНОГО ТЕСТА И ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ У ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ'

ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОЯДЕРНОГО ТЕСТА И ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ У ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А.Д. Белкин, А.А. Бондарева, А.Я. Мосолов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОЯДЕРНОГО ТЕСТА И ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ У ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ»

е КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1995

УДК 613.647-092.9-07

А. Д. Белкин, А. А. Бондарева, А. Н. Мосолов

ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОЯДЕРНОГО ТЕСТА И ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ У

ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

Новосибирский медицинский институт

В последние годы выяснено, что реакция на электрические поля зависит от возраста животного |3|. Мы изучили влияние однократной 4-часовой экспозиции переменного электрического поля (ПЭП) промышленной частоты на беспородных белых мышей в возрасте 70, 200 и 400 сут. Исследование проводили по заданию Томского НИИББ. Животных содержали в клетках из оргстекла, которые находились на диэлектрическом столе между двумя плоскими электродами. На верхний электрод подавали переменное напряжение 600 В, а нижний электрод был заземлен. Расстояние между электродами составляло 0,6 м. Таким образом, в пространстве между электродами формировалось ПЭП напряженностью 1 кВ/м. Контрольные животные находились в аналогичных условиях, но без воздействия ПЭП.

Изучали содержание микроядер в эритроцитах костного мозга и удельную электропроводность тела животных.

Микроядерный тест [2] позволяет выявить ацентрические хроматиды и хромосомные фрагменты, которые сохраняются в дочерних клетках в виде микроядер. Животных забивали методом церебральной дистракции через 24 ч после окончания воздействия ПЭП. Выделяли бедренную кость, вскрывали костномозговой канал. Для экстракции костного мозга использовали среду 199 рН 7,2 с добавлением 10% телячьей сыворотки. Экстрагированный костный мозг центрифугировали при 1000 об/мин в течение 5 мин. Супернатант удаляли. Делали мазки и окрашивали в красителе Романовского — Гимзы. В каждом препарате подсчитывали число микроядер, приходящихся на 2000 эритроцитов. Полученные результаты представлены в табл. 1. Статистическую обработку проводили по методу долей Фишера при р < 0,05. Как видно из табл. 1, лишь у животных в возрасте 400 сут выявлено статистически значимое увеличение доли эритроцитов с микроядрами. В остальных возрастных группах животных, находившихся в ПЭП, намечена лишь тенденция к повышению доли эритроцитов с микроядрами.

Удельную электропроводность тела животных определяли при помощи 4-электродного метода

|1, 4] непосредственно после вывода их из ПЭП. Животных помещали в специальную ячейку-фиксатор, позволяющую определить объем тела в межэлсктродном пространстве. Затем конечности животного погружали в жидкостные электроды. Через правые конечности (токовые электроды) пропускали ток величиной 0,0001 А, частотой 1000 Гц от звукового генератора Г6-28. Левые конечности (измерительные электроды) подключались к милливольтметру Ф-5263 для измерения падения напряжения. Удельную электропроводность измеряли следующим образом: через тело животного пропускали ток заданной величины и частоты, а затем измеряли напряжение на туловище между лапами и по формуле

ст =

л

где о — удельная электропроводность в См/м; / — сила тока в А; С/ — напряжение в В; / — длина измеряемого участка в м; Б — площадь поперечного сечения измеряемого участка (в м2) вычисляли удельную электропроводность. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, животные разного возраста по-разному реагируют на ПЭП. У более молодых животных отмечено повышение электропроводности по сравнению с контролем, а у более старых, наоборот, понижение. Различие статистически достоверно. Следует обратить внимание на то, что внутренняя электропроводность тела в контрольных группах с возрастом повышается, а у животных, подвергнутых воз-

Таблица 2

Удельная электропроводность тела животных (в См/м)

Статистический показатель Возраст животных

70 сут 200 сут 400 сут

контроль ПЭП контроль ПЭП контроль ПЭП

Л 15 16 10 10 19 21

М 0,27 0,33« 0,36 0,37 0,42 0.38*

т 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0.01

О 0,05 0,03 0,03 0,04 0,04 0.05

V 19,5 9,3 8,2 11,4 10,2 12.1

Таблица 1

Доля эритроцитов с микроялрами

Возраст животных

Показатели 70 сут 200 сут 400 сут

контроль ПЭП контроль ПЭП контроль ПЭП

Общее число эритроцитов Эритроциты с микроядрами, % 10 000 8000 0,08 ± 0,03 0,13 ±0,04 6000 0,31 ± 0,07 10 000 0,33 ± 0,06 10 000 0,10 ± 0,03 8000* 0,28 ± 0,06

* р < 0,05 — достоверные различия с контролем (здесь и в табл. 2).

действию ПЭП, она как бы застыла на определенном уровне (0,33—0,38 См/м).

Таким образом, однократное 4-часовое воздействие ПЭП промышленной частоты напряженностью 1 кВ/м влияет как на цитологические (повышение доли эритроцитов с микроядрами), так и на электрические (изменение электропроводности) параметры животных. Реакция организма животных на воздействие ПЭП зависит от их возраста.

Л ите ра ту ра

1. Белкин Л. Д. А. с. 1659022 СССР: Устройство для измерения электропроводности лабораторных животных // Открытия. — 1991. — № 24.

2. Журков В. С.. Фельдт Е. Г. // Гиг. и сан. - 1990. - № 3.

- С. 73-74.

3. Картаиюв А. Г., Мигалкин И. В. // Там же. — 1991. — N21.

- С. 45-47.

4. Шницкии Д. Н. // Физиологические методы в клинической практике / Под ред. Д. А. Бирюкова. — Л., 1959.

Поступила 20.09.94

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

< КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 614.7+613.61-07

С. В. Семенов, А. И. Мелехин, В. И. Чибураев, М. Ф. Глазкова, И. С. Стэцюра О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Москва

Одной из современных проблем профилактической медицины является системная оценка явлений и факторов в многокомпонентной и многофункциональной системе среда обитания — здоровье населения.

Многочисленными гигиеническими и эпидемиологическими исследованиями, проводившимися в нашей стране и за рубежом, установлены связи и зависимости между состоянием здоровья населения и отдельными факторами окружающей природной, производственной и социальной среды, выявлена потенциальная опасность этих факторов, установлены критерии их безопасности и безвредности для человека как на индивидуальном, так и на популяционном уровне, разработаны методология и методические подходы к организации наблюдений и исследований.

Однако заключения относительно влияния отдельных компонентов среды на здоровье различных профессиональных или возрастных групп населения ряда городов и населенных пунктов недостаточны для суждения о комплексном воздействии среды обитания на здоровье населения в целом и ее роли в формировании здоровья нации.

Опыт создания и эксплуатации в России первых мониторинговых систем слежения за здоровьем и средой обитания — Автоматизированная государственная информационная система (АГИС) "Здоровье", "Пестициды" "Профзаболе-ваемость" — подтверждает гипотетическое предположение о том, что на основании наблюдения за отдельными факторами и нозологическими формами заболеваний построить устойчивые модели причинно-следственных зависимостей в системе среда обитания — здоровье населения не представляется возможным.

С другой стороны, имеющийся опыт разработки и применения методологии мониторинга и многофакторного анализа большой совокупности компонентов среды обитания и показателей, характеризующих в целом состояние общественного здоровья (Пермский, Свердловский. Владимирский, Череповецкий и другие центры Госсанэпиднадзора), убеждает в возможности и целесообразности реализации такого подхода при решении задачи создания крупномасштабной государственной системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в стране.

Правовой основой СГМ служит Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 32), в соответствии с которым "наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания" определены в качестве ведущего элемента функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Дальнейшее развитие это положение получило в Указе Президента1 и в решениях Правительства Российской Федерации2, 3, регламентировавших функции СГМ в деятельности Госкомса-нэпиднадзора РФ и Госсанэпидслужбы России.

1 Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1965 "О Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации".

о

Распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 1425-р.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 1994 г. № 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.