Научная статья на тему 'Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе'

Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ / INSTRUMENTS OF DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / REGIONAL STRATEGY / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнутдинов Руслан Раисович

В статье произведен анализ динамики основных показателей, характеризующих деятельность предприятий сферы малого бизнеса в регионе. Исследована система государственной поддержки и инфраструктура, способствующая развитию малого бизнеса. Выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнутдинов Руслан Раисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of regional practice of development of small business in oil and gas extraction region (on materials of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra)

The dynamics of basic indexes, that characterize activity of small business enterprises in a region is presented in the article. The authors have analyzed the system of state support and development of small business. Basic problems and ways to solve them are identified in the results of research.

Текст научной работы на тему «Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе»

совершенствование

региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем

регионе1

_Аннотация

В статье произведен анализ динамики основных показателей, характеризующих деятельность предприятий сферы малого бизнеса в регионе. Исследована система государственной поддержки и инфраструктура, способствующая развитию малого бизнеса. Выявлены основные проблемы и

предложены пути их решения. _

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, инструменты развития, региональная стратегия, диверсификация

В современных условиях модернизации российской экономики развитие территорий субъектов федерации невозможно без участия малого бизнеса. Поддерживая этот сектор экономики, региональные власти способны решать конкретные задачи развития экономики региона: повышать занятость населения, увеличивать интенсивность производства, диверсифицировать экономику, как правило, сконцентрированную на одной-двух отраслях хозяйственной деятельности, развивать региональные рынки, приближая товары и услуги к потребителю. Крупным предприятиям сложнее перестраиваться на рыночные механизмы. Их организационная структура не в состоянии быстро реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру в отличие от мобильных предприятий малого бизнеса.

1 На материалах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Зайнутдинов Руслан Раисович

аспирант,

Югорский

государственный

университет,

г. Ханты-Мансийск

runhouse@mail.ru

кира

приходится

_в среднем лишь

6 малых предприятий,

_тогда как в странах

_западной Европы -

не менее 30

Динамика показателей, характеризующих малый бизнес в регионе

В настоящее время сектор малого бизнеса в структуре российской экономики по отношению к про-мышленно развитым странам недостаточно развит. Так, на 1 тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах западной Европы - не менее 30. Доля предприятий малого бизнеса в российской экономике составляет 29%. В странах европейского союза микропредприятия составляют более 40% от общего числа предприятий. Малый бизнес в России обеспечивает лишь 10% от общего числа занятого населения. На Западе данный показатель для структур малого бизнеса составляет 65% [9].

Экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры строится через ресурсно-сырьевой потенциал региона. Обладая самыми большими запасами сырой нефти (52,6% от общероссийского объема добычи) [7], экономический потенциал региона развивается через призму мощного топливно-энергетического комплекса. На сегодняшний день пиковые показатели добычи нефти в регионе снизились. На период с 2010 по 2020 г. прогнозируется снижение добычи на млн т [7]. Падение дебета нефти является важ-фактором, определяющим дальнейшую стра-ию социально-экономического развития региона.

Концентрация экономики ХМАО - Югры в секторе нефтедобычи приводит к появлению негативных тенденций и межотраслевых диспропорций. Кризис 2008 г., сопровождавшийся снижением цен на сырье и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 гг., четко указал на необходимость диверсификации и развития других конкурентных сфер хозяйственной деятельности в ХМАО - Югре.

По мнению автора, развитие малого бизнеса в тандеме с мощным топливно-энергетическим комплексом может стать крепкой опорой экономики региона. Гибкость института малого бизнеса способна решить основную проблему региона - зависимость от положения цен на рынке энергоресурсов.

Рис. 1. Количество субъектов малого бизнеса (без учета ИП), единиц

Рис. 2. Количество индивидуальных предпринимателей в ХМАО - Югре, человек

Рис. 3. Динамика среднесписочной численности работающих в сфере малого бизнеса ХМАО - Югры, тыс. чел.

По состоянию на начало 2011 г. в ХМАО - Югре зарегистрировано более 19574 единиц субъектов малого бизнеса без учета индивидуальных предпринимателей. За три года этот показатель вырос на 10703 единицы или 120,65% (см. рис. 1). Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2011 г. составляет 52637 чел., что на 5937 чел. или 12,71% больше по сравнению с 2009 г. (см.рис. 2) [3-4, 8, 10].

Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе также увеличилась с 89 тыс. чел. в 2008 г. до 127 тыс. чел. в 2011 г., что больше на 38 тыс. чел. или 13,79%. Доля занятых в малом бизнесе ежегодно растет и в 2011 г. составила 16,40%, что положительным образом сказывается на социальной зна-

Рис. 4. Доля субъектов малого бизнеса в отраслях хозяйственной деятельности ХМАО - Югры, %

Рис. 5. Доля индивидуальных предпринимателей в отраслях хозяйственной деятельности ХМАО - Югры, %

ь

ира

но

цем= ю

_концентрация

экономики ХМАО -

_Югры в секторе

_нефтедобычи

_приводит

_к появлению

_негативных

тенденций

и межотраслевых _диспропорций

чимости малого бизнеса в автономном округе (см. рис. 3) [3-4, 8, 10].

Оборот предприятий малого бизнеса по состоянию на начало 2012 г. составил 404748,2 млн руб., что в 2 раза или 84,7% больше аналогичного периода 2008 г., а доля в объеме валового регионального ^продукта составила 17,8% (см. табл. 1) [3-4, 8, 10]. Малый бизнес присутствует во многих сферах экономики, однако преобладающей отраслью являют-оптовая и розничная торговля, доля которых, по стоянию на 2011 г., составляет 33,38% от общего оличества предприятий малого бизнеса ХМАО -Югры, затем идут операции с недвижимостью -75% и строительство - 17,08% (см.рис. 4) [3-4, 8, 10]. В структуре индивидуального предпринимательства так же основная доля приходится на отрасль оптовой и розничной торговли, однако на втором месте находится отрасль транспорта и связи -23,33%, а затем операции с недвижимостью -12,30% (см.рис. 5) [3-4, 8, 10].

Анализируя основные показатели деятельности субъектов малого бизнеса в ХМАО - Югре и динамику их развития, можно резюмировать, что малый бизнес является наиболее перспективным направлением развития региональной экономики округа. Именно малые предприятия в условиях изменяющейся рыночной экономики являются наиболее

мобильными и конкурентами, способными обеспе- доля занятых в малом

чивать население дополнительными рабочими мес- бизнесе ежегодно

тами и диверсифицирующими экономику региона. растет и в 2011 г.

составила 16,40%

Система государственной поддержки _

развития малого бизнеса в ХМАО - Югре _

Реализация региональной практики развития _

малого бизнеса в Югре основывается на програм- _

ме «Развитие малого и среднего предприниматель- _

ства в Ханты-Мансийском автономном округе - _

Югре на 2011-2013 гг. и на период до 2015 г.».

Инструментами программы формируются усло- _

вия для роста малого бизнеса путем стимулирую- _

щих механизмов софинансирования муниципаль- _

ных программ развития. В целях многосторонней _

координации взаимоотношений органов власти _

и субъектов малого бизнеса в Югре организован _

Совет по развитию малого и среднего предпри- _

нимательства. В рамках реализации программы в _

автономном округе созданы организации инфра- _

структурной поддержки малого бизнеса: _

В результате реализации программы уже в 2011 г. _

более 22 тыс. субъектов малого бизнеса получили _

государственную поддержку. Субъектами, полу- _

чившими поддержку в соответствии с мероприя- _

тиями программы, создано около 3 тыс. рабочих _

мест, что в 1,7 раза больше чем в 2010 г. [8]. _

За 2011 г. общая сумма субсидий, направлен- _

ных на поддержку малого бизнеса, составила _

6264,70 млн руб., что на 5196,00 млн руб. больше по _

сравнению с 2008 г., из них 5730,40 млн руб. соста- _

вили привлеченные средства, 351 млн руб. - средс- _

тва бюджета автономного округа и 183,30 млн руб. - _

средства федерального бюджета (см. табл. 2) [8]. _

Следует отметить положительные тенденции _

региональной программы развития малого бизне- _

Таблица 1

Оборот предприятий малого бизнеса и их доля в объеме валового регионального продукта

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год Процент прироста к 2008 году

Оборот предприятий малого бизнеса, млн руб. 219 137,0 306 014,9 350 081,4 404 748,2 84,7

Доля в объеме ВРП, % 11,3 17,2 17,7 17,8 57,5

_ Таблица 2

_ Объем средств, направленных на развитие малого бизнеса, млн руб.

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

Общая сумма финансовой поддержки: 1 068,70 2 694,10 3 311,70 6 264,70

средства федерального бюджета х 310,90 95,90 183,30

средства бюджета автономного округа 192,50 330,80 334,80 351,00

привлеченные средства 876,20 2 052,40 2 881,00 5 730,40

тра

цеш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

малый бизнес

присутствует

преобладающей —отраслью являются оптовая и розничная _торговля

са. В настоящее время предприятия имеют возможность получать субсидии, участвовать в программах грантовой поддержки, получать преференции по налогам, участвуя в инновационной деятельности и реализации инвестиционных проектов.

Проблемы и пути их решения

В ХМАО-Югре существуют проблемы, связанные со значительной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, т.к. на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства. Также отмечается отсутствие наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. В настоящее время малый бизнес в ХМАО-Югре занят в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и лишь в малой степени в произ-водтвенных секторах. В нефтедобыче, лесной промышленности, переработке сырья, электроэнерге-

;е его присутствие незначительно. Субъекты малого бизнеса ХМАО - Югры практически не представлены в базовом секторе эконо-ики округа и мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность [8].

К проблемам развития малого бизнеса в ХМАО -Югре также можно отнести:

- нехватку собственных финансовых ресурсов субъектов малого бизнеса при отсутствии долгосрочно-льготного кредитования;

- административные барьеры;

- налоги и страховые взносы;

- отсутствие качественной информационной поддержки и консалтинговых услуг;

- недостаток свободной недвижимости для производственных нужд и высокая стоимость аренды помещений для ведения бизнеса.

Предпринимателям приходится вкладываться в строительство складских помещений, что отрицательным образом отражается на конечной стоимости товаров и услуг.

Для решения существующих проблем в ХМАО -Югре, по мнению автора, целесообразным будет: 1) введение механизма государственных гарантий. Оборотный капитал малого бизнеса всегда находится в работе, при небольшой стоимости услуг все средства расходуются на заработную плату и прочие хозяйственные нужды. В итоге банковские структуры отказывают в выдаче кредитов, что отрицательным образом сказывается на субъектах малого бизнеса. Проблема обеспечения залога является наиболее актуальной у предприятий малого бизнеса в ХМАО - Югре. Она частично находит свое решение в программе «Гарантия», открытой на базе Фонда поддержки предпринимательства Югры. Но стоит отметить, что механизм предоставления государственных гарантий для субъектов малого бизнеса нуждается в совершенствовании, т.к. при обращении за поручительством, субъекты малого бизнеса сталкиваются со следующими сложностями:

- условия договора поручительства определяются «Поручителем», без участия «Заемщика», и подлежат согласованию с «Банком». «Заемщик» не вправе требовать предоставления поручительства на иных условиях. В результате, как правило, банковские структуры увеличивают процент по кредиту;

- поручитель вправе в любое время запрашивать у «Заемщика» информацию в отношении фактического проживания (нахождения), финансовую и бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности, осматривать служебные, складские и иные помещения. В итоге, с получением поручительства субъект малого бизнеса приобретает дополнительный контроль над своей деятельностью и, как правило, новые дополнительные формы отчетности;

- поручительство является платной процедурой. Субъекты малого бизнеса должны оплачивать «Поручителю» вознаграждение в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

В результате подобный механизм государственного поручительства несет за собой дополнительный контроль, финансовые затраты (вознаграждение

малый бизнес является наиболее перспективным направлением

развития_

региональной экономики округа

мира

в результате

реализации

бизнеса получили

государственную _поддержку

поручителя), увеличенную процентную ставку по кредиту, дополнительную отчетность и т.д. Подобный механизм государственного поручительства, по мнению автора, теряет свою привлекательность при реальном взаимодействии субъектов малого бизнеса с данной программой. Ознакомившись с порядком предоставления поручительства, автор пришел к выводу, что при соблюдении всех правил, субъекты малого бизнеса могут рассчитывать на кредит без поручительства;

2) упрощение сложного и затратного механизма регистрации и лицензирования предприятий малого бизнеса. Так как уровень административных барьеров остается весьма высоким, рекомендуется выстроить четкий механизм многостороннего сотрудничества органов государственной власти автономного округа с субъектами малого бизнеса в отраслях, где проблемы с лицензированием и регистрацией носят затруднительный характер;

3) введение преференций со стороны государственных налоговых и пенсионных структур. В условиях ограниченных ресурсов на предприятия сферы малого бизнеса давят ставки по налогам и страховым взносам. Эти проблемы сдерживают развитие малого бизнеса в регионе. Автор считает целесообразным разработать эффективные преференции со стороны государственных налоговых и пенсионных структур для предприятий малого бизнеса;

4) создание единой информационной системы. Отсутствие качественной информационной среды и консалтинговых услуг по вопросам государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Нехватка информации и сложности при ее получении влекут за собой утрату доверия предприятий малого бизнеса к системе государственной поддержки. Для создания упрощенного доступа субъектов малого бизнеса к информационной среде, касающейся государственной поддержки, целесообразным будет создание единой региональной информационной системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. По мнению автора, данная информационная система должна иметь единую структуру и содержать информацию, исключительно касающуюся взаимодействия государства и субъектов малого бизнеса;

5) создание механизма льготных дифференцированных арендных ставок. На сегодняшний день доступ малых предприятий к недвижимости ограничивается высокими ценами и нехваткой свободных помещений. Сложившаяся ситуация замедляет темпы роста малых предприятий. Для решения данной проблемы актуальным будет разработка льготной дифференцированной арендной ставки для субъектов малого бизнеса, арендующих недвижимость у государства. Дифференциация данной ставки, по мнению автора, должна ранжироваться по отраслевой структуре малого бизнеса. Отрасли, которые на рынке представлены в достаточном количестве (оптовая и розничная торговля, строительство), должны иметь относительно небольшие преференции по арендным ставкам. По отраслям, где ощущается нехватка предприятий малого бизнеса (инновационные, технологические предприятия), необходимо разработать более привлекательную ставку по аренде.

Выводы

Необходимые изменения в структуре региональной экономики могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций во все виды экономической деятельности, а путь к этим изменениям в экономике региона лежит в формировании многочисленного слоя малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса в автономном округе во многом будет зависеть от эффективности политики по реализации механизмов государственной поддержки.

Литература

1. Войтоловский, Н.В. Основы экономики и управления предпринимательством : учеб. пособ. / Н. В. Войтоловский, Р. К. Горшков. - М.: Экслибрис-Пресс, 2005. - 400 с.

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы» от 30.12.2003 № 82-ОЗ (с изменениями на 2 октября 2008 г.).

3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. - М.: Росстат, 2009. - 151 с.

в настоящее время предприятия имеют

возможность_

получать субсидии,_

участвовать

в программах_

грантовой поддержки, получать преференции по налогам_

к

ь

ира

цеш

4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. - М.: Росстат, 2010. - 172 с.

5. Малый бизнес: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с.

6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п.

7. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года.

8. Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 192-рп от 31 марта 2012 г. «О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»».

Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / под редакцией д. э. н., проф. В. А. Гневко. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 192 с.

10. Статистический ежегодник: Стат. сб. в IV частях. Ч.11 (I) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. - Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2012. - 316 с.

Ruslan R. Zaynutdinov

Postgraduate, Yugra State University, Khanty-Mansiysk

Perfection of regional practice of development of small business in oil and gas extraction region (on materials of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra)

_Abstract

The dynamics of basic indexes, that characterize activity of small business enterprises in a region is presented in the article. The authors have analyzed the system of state support and development of small business. Basic problems and ways to solve them are identified in the results of research.

Keywords: small business, state support, instruments of development, regional strategy, diversification

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.