Научная статья на тему 'К вопросу о региональных особенностях: влияние малого бизнеса на развитие экономики региона'

К вопросу о региональных особенностях: влияние малого бизнеса на развитие экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGIONAL FEATURES / THE REGION''S ECONOMY / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Л. Л., Милевский Р. А.

В статье рассматриваются вопросы региональных особенностей развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа Югры и оцениваются роль и значение малого бизнеса, а также его влияние на экономические процессы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of regional characteristics: the impact of small businesses on the economic development of the region

The article examines the regional characteristics of economic development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug and assess the role and importance of small business and its impact on economic processes in the region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о региональных особенностях: влияние малого бизнеса на развитие экономики региона»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 г. Выпуск 4 (35). С. 7-10

УДК 658.114(571.122)

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ:

ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Л. Л. Богомолова, Р. А. Милевский

Региональные особенности развития экономики северных территорий сегодня играют особую роль. В условиях геополитической нестабильности и применяемых санкций особенное значение придается регионам, способным быстро и в кратчайшие сроки переориентировать свою экономику на развитие ресурсного потенциала, способного обеспечить население товарами, услугами собственного производства. И в этом контексте значительную долю товаров и услуг на внутреннем рынке могут обеспечить предприятия малого бизнеса. Малый бизнес может стать тем внутренним резервом, который откроет новые возможности развития экономики регионов и отказаться от поставок зарубежной продукции.

Процесс развития малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в том или ином регионе страны. Традиционной сферой малого бизнеса является торговля и общественное питание, то есть те отрасли, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых предприятий также много в наукоемких видах производства и в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Анализ экономической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре свидетельствует о существенном повышении роли малого бизнеса, который в период геополитической нестабильности остается вероятным стратегическим ресурсом, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование всех факторов производства. Результаты работы большинства малых предприятий доказывают правильность и эффективность выбранного пути, выявляют и основные проблемы развития малого и среднего бизнеса. Но достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления «спроса - предложения» на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на бюджеты всех уровней. В значительной мере проблема развития малого предпринимательства - проблема региональная.

Малые предприятия за рубежом эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители технических полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Широкое распространение имеют малые предприятия и в сфере освоения природных ресурсов, в частности, - альтернативных источников энергии. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике, относящихся к сфере научно-технического прогресса. Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в региональной экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78 % трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн, в Германии - 2,3 млн, в Великобритании - 3,0 млн, в Италии - 5,0 млн., в Японии - 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США - 20 млн. В Китае - около 3 млн малых предприятий и более 30 млн индивидуальных предпринимателе. Все они значительно влияют на развитие регионов и, соответственно, на национальную экономику.

Малые предприятия играют ключевую роль в нововведениях и развитии рынка. Их способность к использованию новых технологий, новых форм бизнеса поразительны, так как часто они плохо обеспечены ресурсами, имеют небольшой научно-исследовательский бюджет и ограниченную рабочую силу. Да и экономическая среда, в которой приходится функционировать отечественным предприятиям, становится все более некомфортной. В последнее время наблюдается резкое снижение темпов развития и роста бизнеса.

7

Экономика и менеджмент

В кризисных ситуациях основная часть компаний максимально «ужалась» в затратах. Компании перестали вкладывать средства в оснащение производства. Все средства идут только на зарплату, нет движения вперед и развития бизнеса. Кроме того, по мнению предпринимателей, наиболее привлекательные и прибыльные ниши для развития малого бизнеса уже заняты, и нет стимулов для развития чего-то нового.

Вклад малых предприятий в экономику региона может быть определен с точки зрения эффективности и динамики. В определенных видах деятельности малые предприятия бывают эффективнее крупных.

Согласно российскому законодательству, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения: до 100 человек включительно - для малых предприятий; до 15 человек - для микропредприятий;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн руб. для микропредприятий, и 400 млн руб. -для малых предприятий.

Структура занятости в ХМАО - Югре свидетельствует о том, что 82 % рабочих мест обеспечивается за счет крупного бизнеса. Средними предприятиями в ХМАО - Югре обеспечивается 10,5 % занятости, малым бизнесом - около 7,5 %. Данная ситуация объясняется экономической спецификой региона, то есть ориентированность на топливо-энергетический комплекс, экономическая деятельность в данной сфере связанна с крупными финансовыми вложениями и большими трудозатратами.

На конец 2013 года на территории ХМАО - Югры осуществляли свою деятельность 82 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- 22 167 малых предприятий (с учетом микропредприятий);

- 228 средних предприятий;

- 59 213 индивидуальных предпринимателей, что на 7,2 тыс. единиц больше соответствующего периода 2012 года.

Рис. 1. Структура направлений экономической деятельности представителей малого бизнеса на

территории ХМАО - Югры за 2013 г.

Региональные особенности развития экономики базируются на ряде проблем, которые тормозят эффективное ее развитие. Эти проблемы характерны и для развития малого бизнеса:

8

Л. Л. Богомолова, Р. А. Милевский. К вопросу о региональных особенностях: влияние малого бизнеса...

1. Существующая зависимость экономики от мировых цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95 % промышленного производства.

2. Нехватка производственных и служебных помещений для ведения бизнеса.

3. Недостаток у малых и средних предприятий собственных финансовых средств.

4. Недостаточное развитие наукоемкого малого и среднего бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики: современный малый бизнес в округе концентрируется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности, в нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе.

5. Субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно - проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

Специфическими для региона проблемами и ее региональными особенностями являются высокие транспортные расходы при перевозках по территории округа вследствие значительной протяженности дорог и низкого уровня развития дорожной инфраструктуры.

Несмотря на топливно-энергетическую направленность округа, развитие малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является постоянной заботой Правительства, поскольку именно малый бизнес может быть тем самым резервом при помощи которого может быть достигнута диверсификация региона.

Для решения существующих проблем развития малого и среднего предпринимательства Правительством автономного округа были разработаны и приняты следующие законодательные акты:

- закон автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;

- постановление Правительства автономного округа от 09 октября 2010 года № 241-п «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

Финансирование мероприятий по развитию предприятий малого бизнеса в 2012 году составило 1 503 млн рублей, в том числе за счет:

- федеральных средств - 200 млн рублей;

- средств автономного округа - 370 млн рублей;

- привлеченных средств - 933 млн рублей.

- предоставлено 208 поручительств субъектам предпринимательства на сумму 649,5 млн рублей, что позволило привлечь 1 416,5 млн рублей средств кредитных организаций;

- компенсация банковской процентной ставки, лизинговых платежей 464 субъектам в сумме 64,2 млн рублей, что позволило привлечь 772,5 млн рублей средств кредитных организаций;

- выданы микрозаймы 431 субъекту на сумму 253,1 млн рублей;

- грантовая поддержка предоставлена 101 субъекту на организацию бизнеса на сумму 30,7 млн рублей;

- проведено 248 обучающих мероприятия, в которых приняло участие 6484 человека. Из них 150 субъектам предоставлена компенсация расходов, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров.

Для Ханты-Мансийского автономного округа в целом характерна позитивная динамика основных показателей, отражающих состояние сферы малого бизнеса. Увеличению деловой активности во многом способствуют созданные в округе условия, направленные на развитие малых предприятий.

Во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты и действуют муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

9

Экономика и менеджмент

Для координации действий всех органов власти, прозрачности и эффективности принимаемых управленческих решений в Югре действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

На территории автономного округа создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО Окружного Бизнес-Инкубатора, АУ «Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», НО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», НО «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Региональная экономика Ханты-Мансийского автономного округа отражает позитивную динамику основных показателей, характеризующих состояние сферы малого бизнеса. Увеличению деловой активности во многом способствуют созданные в округе условия государственной поддержки, направленные на развитие малых предприятий. Вместе с тем, чтобы сохранить существующие положительные тенденции развития малого бизнеса на территории автономного округа, необходимо увеличивать объемы финансирования, направленные на совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. На сегодня весьма актуальным для экономики округа является привлечение инвестиций в сферу малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. С Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sb-ugra.ru/

2. Официальный сайт Окружного бизнес-инкубатора [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hmaobin.ru/

3. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного от 13 апреля 2013 года № 174-рп «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

4. Постановление Правительства ХМАО - Югры «О целевой программе ХМАО - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.