Научная статья на тему 'Развитие и поддержка малого предпринимательства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры'

Развитие и поддержка малого предпринимательства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХМАО ЮГРЫ / SME / THE TARGET PROGRAM OF THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Такмашева Ирина Вениаминовна

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки малого бизнеса, а так же отражается динамика основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Такмашева Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Develop and support small business in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra

The article deals with the main directions of state support for small business, as well as affect the dynamics of the main indicators of the activities of small business.

Текст научной работы на тему «Развитие и поддержка малого предпринимательства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

____________________________2011 г. Выпуск 4 (23). С. 125-128______________________

УДК 658 (571.122)

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

И. В. Такмашева

Развитие малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение, формирование среднего класса собственников создает основу устойчивости региона, способствует созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и, в конечном итоге, повышению качества жизни населения. В округе в целом отмечается позитивная динамика основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий.

Важнейший показатель, отражающий размеры сферы малого бизнеса - количество малых предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, который увеличился с 9600 в 2009 г. до 11700 малых предприятий в 2010 г., то есть на 21,9 % [1].

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях с учетом микропредприятий в 2010 г. - 90 800 человек, по сравнению с 2009 г. увеличилась на 17,9 %. На территории автономного округа наблюдается рост числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с 46 700 в 2009 г. до 49 300 в 2010 г. (на 5,6 %) [1].

В целом товарооборот субъектов малого предпринимательства увеличился и составил по состоянию на конец 2010 г. 246,2 млрд. руб., по сравнению с 240,0 млрд. в 2009 г. (на 2,6 %) [1].

Вместе с тем, в 2010 г. отмечается значительное снижение консолидированного объема средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, по сравнению с 2009 г. на 29,4 %. Финансирование предпринимательской деятельности из бюджета автономного округа в 2010 г., по сравнению с 2009 г. существенно сократилось - на 54,7 %. Общий объем средств, направленный на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2010 г. составил 1,2 млрд. руб., в том числе из средств автономного округа -292,3 млн. руб., в 2009 г. он составлял 1,7 млрд. руб., в том числе из бюджетных средств округа - 645,5 млн. руб. [1].

В январе - декабре 2009 г. Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре за счет средств федерального бюджета был установлен размер субсидий на поддержку малого предпринимательства в сумме 198,4 млн. руб., в том числе:

- на реализацию программы поддержки начинающих предпринима-телей в виде грантов

на создание собственного бизнеса - 5,0 млн. руб. (2,5 %);

- на поддержку предпринимательства из гарантийных фондов - 131,6 млн. руб. (66,3 %);

- на поддержку малого предпринимательства путем микрофинанси-рования - 41,8 млн. руб.

(21,1 %);

- на компенсацию затрат субъектам малого предпринимательства по уплате процентной

ставки по привлекаемым кредитам - 20 млн. руб. (10,1 %) (рис. 1) [2].

10,10 % 2,50 %

□ на реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса

□ на поддержку предпринимательства из гарантийных фондов

□ на поддержку малого предпринимательства путем

микрофинансирования

□ на компенсацию затрат субъектам малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам

Рис. 1. Распределение субсидий из федерального бюджета по основным направлениям поддержки малого бизнеса в ХМАО - Югре в 2009 г.

В 2010 г. объем субсидий из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса существенно сократился и составил 105,5 млн. руб., в том числе:

- на реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса - 20,0 млн. руб. (18,9 %);

- на поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования - 70 млн. руб. (66,4 %);

- на возмещение предприятиям затрат, связанных с расходами на обучение своих сотрудников - 4 млн. руб. (3,8 %);

- на компенсацию затрат по бизнес-инкубированию - 1,5 млн. руб. (1,4 %);

- на компенсацию затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам - 10 млн. руб. (9,5 %) (рис. 2) [2].

9,50 %

66,40 %

□ на реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса

□ на поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования

□ на возмещение предприятиям затрат, связанных с расходами на обучение своих сотрудников

□ на компенсацию затрат по бизнес-инкубированию

□ на компенсацию затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам

Рис. 2. Распределение субсидий из федерального бюджета по основным направлениям поддержки малого бизнеса в ХМАО - Югре в 2010 г.

Анализ распределения средств субсидий из федерального бюджета в сферу малого бизнеса округа показал, что в 2009 г. основная часть субсидий была направлена на поддержку предпринимательства из гарантийных фондов, а также на поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования. В 2010 г. поддержка малого предпринимательства путем микрофинансирования стала наиболее приоритетной, именно в этом направлении была сконцентрирована наибольшая часть финансовых средств, также на первый план выходит компенсация затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам.

Основными проблемами развития малого бизнеса в автономном округе, на наш взгляд, являются:

1) недостаток собственных ресурсов, необходимость внешних инвестиционных вливаний в малый бизнес;

2) существующая зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95 % промышленного производства;

3) недостаточное развитие наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики: современный малый бизнес в округе концентрируется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности, в нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе [3];

4) субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно, проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

Для решения существующих проблем развития малого предпринимательства, а также с целью повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике округа, Правительством автономного округа была разработана и принята целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее - Программа).

Основные программные мероприятия, предлагаемые органами государственной власти автономного округа, заключаются в следующем:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в автономном округе;

2) мониторинг и информационное сопровождение деятельности представителей малого предпринимательства;

3) модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых предприятиях;

4) стимулирование развития молодежного предпринимательства;

5) стимулирование инновационной активности малых предприятий;

6) создание условий для развития малого предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов;

7) совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки;

8) создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей [4]. Наибольшую часть финансовых средств Программы планируется затратить на совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки (1353430 тыс. рублей), стимулирование развития молодежного предпринимательства (18850 тыс. рублей), создание условий для развития малого предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов (18270 тыс. рублей) [4].

Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются такие направления развития малого бизнеса, как создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых предприятиях, развитие малого предпринимательства в сфере экологии, создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей.

Одним из важнейших направлений государственной поддержки малого бизнеса является предоставление субсидий муниципальным образованиям.

В соответствии с целевой Программой субсидии предоставляются городским округам и муниципальным районам автономного округа для софинансирования следующих мероприятий:

1) развитие семейного бизнеса;

2) финансовая поддержка субъектов малого бизнеса, осуществляющих производство, реализацию товаров и услуг в социально значимых видах деятельности, в части компенсации арендных платежей за нежилые помещения;

3) финансовая поддержка субъектов малого бизнеса по приобретению оборудования (основных средств) и лицензионных программных продуктов;

4) финансовая поддержка субъектов малого бизнеса по обязательной и добровольной сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья;

5) финансовая поддержка организаций, осуществляющих деятельность по бизнес-инкубированию;

6) создание условий для развития субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность в направлениях: быстровозводимое домостроение, крестьянско-фермерские хозяйства, переработка леса, сбор и переработка дикоросов, переработка отходов, рыбодобы-ча, рыбопереработка, ремесленническая деятельность, оказание социальных услуг (создание групп по уходу и присмотру за детьми) [4].

Общий объем финансирования, необходимый для реализации вышеуказанных мероприятий Программы, составит 6814000 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - 1589000 тыс. руб. [4].

Ожидаемые конечные результаты реализации целевой Программы на 2015 г. следующие:

1) количество малых и средних предприятий на 10 тыс. населения автономного округа -129,2 ед.;

2) доля среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях в общей численности работающих - 18,3 %;

3) доля оборота малого и среднего предпринимательства в ВРП - 18,7 %;

4) прирост количества рабочих мест на предприятиях - 4,99 %;

5) коэффициент привлеченных средств на 1 рубль средств бюджета автономного округа, предусмотренных Программой - 8,44 [4].

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что для Ханты-Мансийского автономного округа в целом характерна позитивная динамика основных показателей, отражающих состояние сферы малого бизнеса. Увеличению деловой активности во многом способствуют созданные в округе условия, направленные на развитие малых предприятий [5]. Вместе с тем, чтобы сохранить существующие положительные тенденции развития малого бизнеса на территории автономного округа, необходимо увеличивать объемы финансирования, направленные на совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. На сегодня весьма актуальным для экономики округа является диверсификация и привлечение инвестиций в сферу малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе - июле 2010 года : стат. доклад [Текст] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре. - Ханты-Мансийск, 2010. - 103 с.

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы» от 30.12.2003 года № 82-оз (с изменениями на 2 октября 2008 г.) [Текст].

3. Малый бизнес Югры - 2005 : информ.-аналитич. ежегодник [Текст]. - Ханты-Мансийск : ООО «Деал», 2006. - 84 с.

4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 года № 241-п [Текст].

5. Государственный и муниципальный менеджмент Югры [Текст] // Экономика и бизнес-администрирование. - Т. 2. - Ханты-Мансийск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.