ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 г. Выпуск 4 (31). С. 33-39
УДК 334.012
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Р. Р.Зайнутдинов
Малый бизнес, в первую очередь, характеризуется значительной ролью в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемого в России инновационного пути развития.
Малый бизнес, как экономическое явление, возникает в условиях экономической свободы и способствует организационно-хозяйственным нововведениям.
В современных условиях модернизации российской экономики развитие территорий субъектов федерации невозможно без участия малого бизнеса. Поддерживая этот сектор экономики, региональные власти способны решать конкретные задачи развития экономики региона: повышать занятость населения, увеличивать интенсивность производства, диверсифицировать экономику, как правило, сконцентрированную на одной-двух отраслях хозяйственной деятельности, развивать региональные рынки, приближая товары и услуги к потребителю. Крупным предприятиям сложнее перестраиваться на рыночные механизмы. Их организационная структура не в состоянии быстро реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру в отличие от мобильных предприятий малого бизнеса.
На сегодняшний день сектор малого бизнеса в структуре российской экономики по отношению к промышленно развитым странам, недостаточно развит. Так, на 1 тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах западной Европы - не менее 30. Доля предприятий малого бизнеса в российской экономике составляет 29 %. В странах европейского союза только микропредприятия составляют более 40 % от общего числа предприятий. Малый бизнес в России обеспечивает лишь 10 % от общего числа занятого населения. На Западе данный показатель для структур малого бизнеса составляет 65 % [5].
Модель социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры является ресурсно-сырьевой. Поставленная Правительством РФ задача модернизации отечественной экономики в принципе не может изменить парадигму социальноэкономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поскольку автономный округ обладает уникальными топливно-энергетическими ресурсами (52,6 % от общероссийского объема добычи сырой нефти) [7], эффективное использование которых имеет не только региональное, но и общероссийское значение.
Несмотря на это, необходимо отметить, что пик добычи нефти на территории автономного округа пройден. Падение добычи нефти является главным фактором, который будет определять параметры социально-экономического развития региона в рамках всех сценариев стратегического развития. На протяжении будущих периодов будет происходить рост удельных операционных и капитальных затрат на добычу нефти. Если в 2011 году из недр ХМАО - Югры было добыто 262,5 млн т., то к 2020 году добыча составит 220 млн т. с постепенным сокращением уровня добычи нефти к 2030 году до 165 млн т. [7]. Добыча будет уменьшаться в связи с естественным истощением разрабатываемых запасов нефти и отсутствием равнозначного для компенсации добычи резерва подготовленных к разработке запасов.
Концентрация экономики в одной отрасли хозяйственной деятельности приводит к нарастанию негативных тенденций и усилению межотраслевых диспропорций. Кризис 2008 года, который сопровождался снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 годах четко указал на необходимость развития других конкурентных сфер хозяйственной деятельности в экономике ХМАО - Югры. Именно предприятия малого бизнеса способны к быстрым структурным преобразованиям в экономике региона и должны стать одной из приоритетных сфер развития.
33
Р. Р. Зайнутдинов
По состоянию на начало 2011 года в ХМАО - Югре зарегистрировано более 19 574 единиц - субъектов малого бизнеса без учета индивидуальных предпринимателей. За три года этот показатель вырос на 10 703 единицы или 120,65 % (рис. 1). Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2011 год составляет 52 637 чел., что на 5 937 чел. или 12,71 % больше по сравнению с 2009 годом (рис. 2). [3-4, 8, 10].
75 000 50 000 25 000
Рисунок 2.
Количество индивидуальных предпринимателей в ХМАО-Югре, человек
46 700 4 9 638 52 637
2009 год_________2010год____________2011 год
При этом среднесписочная численность занятых в малом бизнесе также увеличилась с 89 тыс. чел. в 2008 году до 127 тыс. чел. в 2011 году, что на 38 тыс. чел. больше или 13,79 % (рис. 3). [3-4, 8, 10].
Рисунок 3. Динамика ср ед и есп и соч и о й численности работающих в сфере малого бизнеса ХМАО-Югры, тыс. человек
2011 год 2010 год 2009 год 2008 год
т 16,40%
15,80% 127Д0тыс.чел.
14,70% 120,80 тыс.чел
11,50% 111,70 тыс. чел
25.00 50.00 75.00 100.00 125.00
■ Доля работающих на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности работающих,%
■ Среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, тыс. человек
Доля занятых в малом бизнесе ежегодно растет и в 2011 году составила 16,40 %, что положительным образом сказывается на социальной значимости малого бизнеса в автономном округе (рис. 3) [3-4, 8, 10].
Оборот предприятий малого бизнеса по состоянию на начало 2012 года составил 404 748,2 млн руб., что в 2 раза или 84,7 % больше аналогичного периода 2008 года, а доля в объеме валового регионального продукта составила 17,8 % (табл. 1). [3-4, 8, 10].
Таблица 1. Оборот предприятий малого бизнеса и их доля в объеме валового регионального продукта
Показатель 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год % прироста к 2008 году
Оборот предприятий малого бизнеса, млн рублей 219 137,0 306 014,9 350 081,4 404 748,2 84,7
Доля в объеме ВРП, % 11,3 17,2 17,7 17,8 57,5
34
Вопросы развития и государственной поддержки малого бизнеса в экономике...
Малый бизнес присутствует во многих сферах экономики, однако, преобладающей отраслью являются оптовая и розничная торговля, доля которых по состоянию на 2010 год составляет 33,38 % от общего количества предприятий малого бизнеса ХМАО - Югры, затем идут операции с недвижимостью 22,75 % и строительство 17,08 % (рис. 4) [3-4, 8, 10].
Рисунок 4. Доля субъектов малого бизнеса в отраслях хозяйственной деятельности ХМАО-Югры, %
В структуре индивидуального предпринимательства, так же основная доля приходится на отрасль оптовой и розничной торговли, однако на втором месте находится отрасль, связанная с транспортом и связью 23,33 %, а затем операции с недвижимостью 12,30 % (рис. 5) [3-4, 8, 10].
Рисунок 5. Доля индивидуальных предпринимателей в отраслях хозяйственной деятельности ХМАО-Югры, %
Анализируя основные показатели деятельности субъектов малого бизнеса в ХМАО -Югре и динамику их развития, можно резюмировать, что малый бизнес является наиболее перспективным направлением развития региональной экономики округа.
Именно малые предприятия в условиях изменяющейся рыночной экономики являются наиболее мобильными, конкурентоспособными, обеспечивающими население дополнительными рабочими местами и тем самым диверсифицирующими экономику региона.
Основным инструментом реализации государственной политики в области развития малого бизнеса в Югре является программа Развития малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2015 год, цель которой - повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
35
Р. Р. Зайнутдинов
Программа имеет инновационную структуру, акценты расставлены в соответствии с тенденциями, складывающимися в обществе, поручениями Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [6].
Данная программа представляет собой комплексный план действий по совершенствованию внешней среды для развития малого бизнеса, кредитно-финансовых механизмов поддержки, развитию инфраструктуры, научно-аналитическому обеспечению деятельности субъектов малого бизнеса, поддержке инновационных предприятий и развитию внешнеэкономических связей.
Программой созданы условия для увеличения вклада муниципальных образований в развитие малого бизнеса путем их стимулирования через софинансирование муниципальных программ развития. В целях координации действий органов власти и общественности в Югре действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации программы в автономном округе созданы организации инфраструктурной поддержки малого бизнеса:
• Фонд поддержки предпринимательства Югры - 17 единиц (с филиалами).
• ООО «Окружной Бизнес-инкубатор» - 17 единиц (с филиалами).
• НО «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» - 1 единица.
• НО «Фонд микрофинансирования» - 17 единиц (с филиалами).
• НО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и
среднего предпринимательства Югры» - 1 единица.
• НО «Центр инноваций социальной сферы Югры» - 1 единица.
Программа уже дает свои результаты. В 2011 году более 22 тысяч субъектов малого бизнеса получили государственную поддержку. Субъектами, получившими поддержку в соответствии с мероприятиями программы, создано около 3 тысяч рабочих мест, что в 1,7 раза больше чем в 2010 году [8].
Таблица 2. Объем средств направленных на развитие малого бизнеса, млн руб.
Показатель 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Общая сумма финансовой поддержки: 1 068,70 2 694,10 3 311,70 6 264,70
средства федерального бюджета, млн рублей х 310,90 95,90 183,30
средства бюджета автономного округа, млн рублей 192,50 330,80 334,80 351,00
привлеченные средства, млн рублей 876,20 2 052,40 2 881,00 5 730,40
По итогам 2011 года общая сумма субсидий направленных на поддержку малого бизнеса составила 6 264,70 млн руб., что на 5 196,00 млн руб. больше по сравнению с 2008 годом, из них 5 730,40 млн руб. составили привлеченные средства, 351 млн.руб. средства бюджета автономного округа и 183,30 млн руб. средства федерального бюджета (табл. 2) [8].
Следует отметить положительные тенденции программы государственной поддержки малого бизнеса. В настоящий момент предприятия имеют возможность получать субсидии, как из федерального, так и из регионального бюджетов, участвовать в программах грантовой поддержки, получать налоговые льготы, осуществляя инновационную деятельность, а также реализуя инвестиционные проекты.
Несмотря на это существуют проблемы связанные с существенной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95 % промышленного производства.
Также отмечается наличие проблем, в виду недостаточного развития наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес в ХМАО - Югре активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг, и только отчасти в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно.
36
Вопросы развития и государственной поддержки малого бизнеса в экономике...
Субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно, проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность [8].
Так же к проблемам развития малого бизнеса в ХМАО - Югре относятся:
1) нехватка собственных финансовых ресурсов субъектов малого бизнеса, при отсутствии долгосрочно-льготного кредитования;
2) административные барьеры;
3) налоги и страховые взносы;
4) отсутствие качественной информационной поддержки и консалтинговых услуг;
5) нехватка свободной недвижимости для производственных нужд и высокая стоимость аренды помещений для ведения бизнеса. Бизнесменам приходится вкладываться в строительство складских помещений, что отрицательным образом отражается на конечной стоимости товаров и услуг.
По мнению автора, для решения существующих проблем, целесообразным будет:
1. Введение механизма государственных гарантий. Оборотный капитал малого бизнеса всегда находится в работе, при небольшой стоимости услуг все средства расходуются на зарплату и прочие хозяйственные нужды. В итоге банковские структуры отказывают в выдаче кредитов, что отрицательным образом сказывается на субъектах малого бизнеса. Проблема обеспечения залога, является наиболее актуальной у предприятий малого бизнеса в ХМАО - Югре. Данная проблема частично находит свое решение в программе «Гарантия» открытой на базе Фонда поддержки предпринимательства Югры. Но стоит отметить, что механизм предоставления государственных гарантий для субъектов малого бизнеса нуждается в совершенствовании, т. к. при обращении за поручительством, субъекты малого бизнеса сталкиваются со следующими сложностями:
а) условия договора поручительства определяются «Поручителем», без участия «Заемщика», и подлежат согласованию с «Банком». «Заемщик» не вправе требовать предоставления поручительства на иных условиях. В результате, как правило, банковские структуры увеличивают процент по кредиту;
6) поручитель вправе в любое время запрашивать у «Заемщика» информацию в отношении фактического проживания (нахождения), финансовую и бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности, осматривать служебные, складские и иные помещения. В итоге, с получением поручительства, субъект малого бизнеса приобретает дополнительный контроль над своей деятельностью и как правило, новые дополнительные формы отчетности;
в) поручительство является платной процедурой. Субъекты малого бизнеса должны оплачивать «Поручителю» вознаграждение в порядке и на условиях предусмотренных договором.
В результате подобный механизм государственного поручительства несет за собой дополнительный контроль, дополнительные финансовые затраты (вознаграждение поручителя), увеличенную процентную ставку по кредиту, дополнительную отчетность и т. д.
Подобный механизм государственного поручительства, по мнению автора, теряет свою привлекательность, при реальном взаимодействии субъектов малого бизнеса с данной программой. Внимательно ознакомившись с порядком предоставления поручительства, автор пришел к выводу, что при соблюдении всех правил, субъекты малого бизнеса могут рассчитывать на кредит без поручительства.
2. Упрощение сложного и затратного механизма регистрации и лицензирования предприятий малого бизнеса, так как уровень административных барьеров остается весьма высоким. Для этого, рекомендуется выстроить четкий механизм многостороннего сотрудничества органов государственной власти автономного округа с субъектами малого бизнеса в отраслях, где проблемы с лицензированием и регистрацией носят затруднительный характер.
37
Р. Р. Зайнутдинов
3. Введение преференций со стороны государственных налоговых и пенсионных структур. В условиях ограниченных ресурсов на предприятия сферы малого бизнеса давят ставки по налогам и страховым взносам. Эти проблемы сдерживают развитие малого бизнеса в регионе. Автор считает целесообразным разработать эффективные преференции со стороны государственных налоговых и пенсионных структур для предприятий малого бизнеса.
4. Упрощение регистрации форм малого бизнеса и затратных процедур лицензирования, так как уровень административных барьеров остается весьма высоким. Для этого, рекомендуется выстроить четкий механизм многостороннего сотрудничества органов государственной власти автономного округа с субъектами малого бизнеса в отраслях, где проблемы с лицензированием носят затруднительный характер.
5. Введение преференций со стороны государственных налоговых и пенсионных структур. В условиях ограниченных ресурсов на предприятия сферы малого бизнеса давят ставки по налогам и страховым взносам. Эти проблемы сдерживают развитие малого бизнеса в регионе. Автор считает целесообразным разработать эффективные преференции со стороны государственных налоговых и пенсионных структур для предприятий малого бизнеса.
6. Создание единой информационной системы. Отсутствие качественной информационной среды и консалтинговых услуг по вопросам государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Нехватка информации и сложности, при ее получении влекут за собой утрату доверия предприятий малого бизнеса к системе государственной поддержки. Для создания упрощенного доступа субъектов малого бизнеса к информационной среде, касающейся государственной поддержки, целесообразным будет создание единой региональной информационной системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. По мнению автора, данная информационная система должна иметь единую структуру и содержать информацию, исключительно касающуюся взаимодействия государства и субъектов малого бизнеса.
7. Создание механизма льготных дифференцированных арендных ставок. На сегодняшний день, доступ малых предприятий к недвижимости ограничивается высокими ценами и нехваткой свободных помещений. Сложившаяся ситуация замедляет темпы роста малых предприятий. Для решения данной проблемы актуальным будет разработка льготной дифференцированной арендной ставки для субъектов малого бизнеса, арендующих недвижимость у государства. Дифференциация данной ставки, по мнению автора должна ранжироваться по отраслям малого бизнеса. Те отрасли, которые на рынке Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены в достаточном количестве (оптовая и розничная торговля, строительство) должны иметь относительно небольшую льготную ставку. Те отрасли, по которым ощущается определенная нехватка в ХМАО - Югре (инновационные, технологические предприятия) должны иметь более привлекательную ставку по аренде.
Необходимые изменения в структуре региональной экономики могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций во все виды экономической деятельности, а путь к этим сдвигам в экономике региона лежит в формировании многочисленного слоя малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса в автономном округе во многом будет зависеть от эффективности реализации механизмов государственной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войтоловский, Н. В. Основы экономики и управления предпринимательством : учеб. пособие [Текст] / Н. В. Войтоловский, Р. К. Горшков. - М. : Экслибрис-Пресс, 2005. - 400 с.
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2004- 2010 годы» от 30.12.2003 № 82-ОЗ (с изменениями на 2 октября 2008 г.) [Текст].
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009 [Текст] // Стат. сб. / М 19 Росстат. - M., 2009. - 151 с.
38
Вопросы развития и государственной поддержки малого бизнеса в экономике...
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010 [Текст] // Стат. сб. / М 19 Росстат. - M., 2010. - 172 с.
5. Малый бизнес : учеб. пособие [Текст] / под ред. В. Я. Горфинкеля. - М. : КНОРУС, 2009.
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п [Текст].
7. Проект основных положений стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Текст].
8. Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 192-рп от 31 марта 2012 г. «О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [Текст].
9. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России [Текст] / под ред. д. э. н., проф. В. А. Гневко. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 192 с.
10. Статистический ежегодник: Стат. сб. в IV частях. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [Текст] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Ч. II (I). - Тюмень, 2012. - 316 с.
11. Федеральный закон РФ № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Текст].
39