УДК 334.722
Богомолова Любовь Леонидовна
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики
Югорского государственного университета
Зайнутдинов Руслан Раисович
аспирант кафедры экономики
Югорского государственного университета
runhouse@mail. ru
Bogomolova Lubov Leonidovna
Candidate of economic science, professor of chair
of economy of the Yugra State University
Zaynutdinov Ruslan Raisovich
Post graduate student of chair of economy
of the Yugra State University
runhouse@mail. ru
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В МОНООТРАСЛЕВЫХ РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ
METHODS OF ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT
OF SMALL BUSINESS IN MONO-INDUSTRIAL REGIONS ON AN EXAMPLE OF KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA
Аннотация:В статье анализируется динамика изменения основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий на территории муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа -Югры,разработана авторская методика, определяющая эффективность управленческих решений, стратегию социально-экономического развития и динамику изменения показателей в секторе малого бизнеса.
Ключевые слова: малыйбизнес, целевая программа, государственная поддержка, диверсификация, регион, экономический потенциал, предприятия, матрица.
Annotation:In this article the author analyses dynamics of main indicators that characterize activity of small business in municipalities of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, the author's methodology determines efficiency of management decisions, strategy of social and economic development and dynamics of changes in small business.
Key words: small business, target program, state support, diversity, the region, economic potential, the enterprises, matrix.
Модель социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является ресурсно-сырьевой, поскольку автономный округ обладает уникальными топливно-энергетическими ресурсами (52,6% от общероссийского объема добычи сырой нефти) [2], эффективное использование которых имеет не только региональное, но и общенациональное значение.
Моноотраслевая структура экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры приводит к нарастанию негативных тенденций и усилению межотраслевых диспропорций. Кризис 2008 года, который сопровождался снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 годах четко указал на необходимость диверсификации и развития других конкурентных сфер хозяйственной деятельности в ХМАО-Югре с целью снижения концентрации экономики региона в одной отрасли.
В таких условиях, именно предприятия малого бизнеса превращаются в реальный двигатель быстрых инновационных структурных преобразований и становятся одной из приоритетных сфер развития. Крупным предприятиям сложнее перестраиваться на рыночные механизмы. Их организационная структура не в состоянии быстро реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру в отличие от мобильных предприятий малого бизнеса.
В целом роль каждого муниципального образования ХМАО-Югры можно определить, используя статистические данные по основным показателям социально-экономического развития ХМАО-Югры. Для этой цели предлагается разработаннаянами методика определения рейтинга территорий с последующим построением матрицы характеризующей состояние развития малого бизнеса в регионе «matrix of small business» (далее по тексту - MSB).
Для определения рейтинга территорий автономного округа по оценке состояния малого бизнеса используются два вида показателей - фактические и динамические в расчете на общую численность населения муниципалитета.
По каждому качественному значению параметра определяется место в рейтинге муниципальных образований (далее по тексту - МО) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. По сумме мест на основе данной формулы определяется рейтинг МО в регионе:
где Fi - позиция в рейтинге ьго МО ХМАО-Югры; ^ - позиция в рейтинге региона по ьму фактору; п - число МО, входящих в субъект федерации.
Рейтинг определяется по двум характеристикам. Первая характеристика оценивает состояние экономики и социальной сферы муниципального образования за отчетный год - фактическая оценка. Обычно изменение оценки за один год незначительно, но за несколько лет ситуация может заметно
(1)
измениться. Поэтому вторая характеристика оценивает изменения показателей за последние три года - динамическая.
Наличие этих двух оценок позволяет провести дополнительный анализ и выделить несколько групп МО.
1. Если территория МО по фактической оценке занимает высокую позицию, а динамическая оценка еще выше, то ситуация улучшается и территория является лидером, темпы ее развития выше текущих показателей. Данная категория относится к фаворитам матрицыMSB.
2. Если территория МО по фактической оценке занимает не очень высокую позицию в рейтинге, а по динамической еще ниже, то ситуация заметно ухудшается. Требуются оперативные организационно-экономические решения, так как положение может стать критическим. Данная категория относится к аутсайдерам матрицыMSB.
3. Если территория МО по фактической оценке занимает более высокую позицию, чем по динамической, то положение на территории улучшается, что может свидетельствовать, о грамотной реализации программ поддержки малого бизнеса. В обратной ситуации - ухудшается, что в свою очередь требует стратегических управленческих решений по дальнейшему развитию территории. При построении матрицыMSB, субъекты данной категории будут носить название «тайные клады», их надо изучать в перспективе они могут стать как фаворитами», так и аутсайдерами. Если существует возможность перевода в фавориты, то нужно инвестировать, иначе - разрабатывать стратегию дальнейшего развития сектора малого бизнеса на данной территории.
Эти положения позволяют оценить ситуацию, складывающуюся в административно-территориальных единицах Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры.
Для получения характеристик автономного округа были задействованы показатели 10 наиболее крупных и системообразующих муниципалитетов, в которых сконцентрировано 82% от общей численности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [4].
В результате проведенного рейтинга по муниципальным образованиям ХМАО-Югры получаем следующую градацию (табл. 1).
По количеству субъектов малого бизнеса к общей численности населения муниципального образования за 2012 год лидирующее положение занимает г. Когалым 8,08%, за ним следует г. Югорск 7,57% и г. Нягань 6,12%.
По доле экономически активного населения занятого в секторе малого бизнеса лидирует г. Нефтеюганск 31,70%, далее - г. Нижневартовск 31,30% и г. Белоярский 21,00%.
По обороту предприятий малого бизнеса лидирует г. Мегион 32,11%, затем - г. Нягань 27,41% и г. Белоярский 20,81%.
Таблица 1
Рейтинг муниципальных образований ХМАО-Югры по фактическим показателям за 2012 год.
№ Субъект ХМАО-Югры Количество субъектов МБ (с учетом индивидуальных предпринимателей) на общую численность МО, % Позиция в рейтинге Оборот предприятий МБ (с учетом индивидуальных предпринимателей) на общую численность МО, % Позиция в рейтинге Доля занятых в МБ от численности экономически активного населения (с учетом индивидуальных предпринимателей), % Позиция в рейтинге позиция в итоговом рейтинге
1 г. Белоярский 5,21 5 20,81 3 21,00 3 3
2 г. Когалым 8,08 1 8,45 7 10,30 8 9
3 г. Мегион 4,79 7 32,11 1 20,70 4 1
4 г. Нефтеюганск 3,35 10 2,46 10 31,70 1 6
5 г. Нижневартовск 4,50 8 9,84 6 31,30 2 4
6 г. Нягань 6,12 3 27,41 2 20,40 5 2
7 г. Сургут 5,54 4 17,76 4 17,50 6 5
8 г. Урай 3,86 9 6,13 9 5,52 10 10
9 г. Ханты-Мансийск 5,06 6 7,08 8 13,75 7 8
10 г. Югорск 7,57 2 13,12 5 7,57 9 7
Таким образом по совокупности фактических показателей лидирующее место занимает г. Мегион. Это означает, что данная территория обладает благоприятным предпринимательским климатом для субъектов малого бизнеса. Далее идут г. Нягань и г. Белоярский.
Аутсайдерами рейтинга по фактическим показателям выступили г. Урай -10 место в рейтинге, г. Когалым - 9 место и г. Ханты-Мансийск - 8 место.
Для получения оценки по динамическим показателям используются данные 2010-2012 года в индексном выражении.
Поскольку последние три года в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре активно проводятся мероприятия по формированию устойчивого роста малых предприятий, разрабатываются программы поддержки и развития малого бизнеса, как на уровне автономного округа, так и на уровне муниципальных образований, то динамика изменения показателей в данном секторе экономики весьма заметна.
В результате проведенных расчетов по индексу изменения количества субъектов малого бизнеса за 2010-2012 годы лидирующие положение занимает г. Ханты-Мансийск 147,20%, на втором месте - г. Урай 116,95%, затем - г. Сургут 114,84% (табл. 2).
По индексу доли занятых в малом бизнесе от экономически активного населения за 2010-2012 годы лидирует г. Урай 132,76%, следующий - г. Сургут 115,89% и г. Белоярский 109,38%.
Таблица 2
Рейтинг муниципальных образований ХМАО-Югры по динамическим показателям за 2010-2012 г од .
№
Субъект Югры
ХМАО-
са
и
н
о
<и
К Ч О
и
«
К X <и
к
(U
S со К
« (U
4 <и
is
5 К X
х
SP
с
ч
(U чр (Р
с
Л X ¡5 <N
Л
ч о
U
о и <и
ч
X
и о
ё (U
ю ^
о
ч ^
^ о
ч
к о
И
к о
4 (N £ й
5 со
<U U X
X &
<и SP
и «
К
а
X
СО
о
_ЁП
<и
U
к
К
£ <и Л
и «
К
а
х
СО О
_ЁП
<и
U К К
£ <и Л
и «
К
а
х
СО О
_ЁП
г. Белоярский
106,67
106,69
109,38
г. Когалым
104,35
119,13
103,00
г. Мегион
100,51
117,43
104,92
г. Нефтеюганск
102,80
147,15
108,56
г. Нижневартовск
101,50
101,51
10
105,74
10
г. Нягань
101,57
117,09
100,49
г. Сургут
114,84
114,85
115,89
г. Урай
116,95
136,38
132,76
г. Ханты-Мансийск
147,20
122,86
108,35
10
г. Югорск
99,76
10
125,38
99,76
10
1
4
9
3
8
2
5
5
8
5
3
9
6
7
7
4
6
1
4
3
5
8
6
6
7
7
9
9
7
3
8
2
4
8
1
1
2
2
9
5
2
1
4
6
3
По индексу доли занятых в малом бизнесе от экономически активного населения за 2010-2012 годы лидирует г. Урай 132,76%, следующий - г. Сургут 115,89% и г. Белоярский 109,38%.
По индексу изменения оборота предприятий малого бизнеса за 2010-2012 годы первая позиция в рейтинге у г. Нефтеюганск 147,15%, вторая у г. Урай 136,38%, третья - г. Югорск - 125,38%.
По совокупности динамических показателей лидирующее место занимает г. Урай. Это означает, что на данной территории принимаются эффективные управленческие решения по развитию сектора малого бизнеса. Далее идут г. Ханты-Мансийск и г. Нефтеюганск.
Аутсайдерами рейтинга по динамическим показателям выступили г. Нижневартовск - 10 место в рейтинге, г. Нягань - 9 место и г. Белоярский - 8 место.
На основе этих данных определяем распределение муниципальных образований в зависимости от двух показателей - фактического и динамического и строим матрицу MSB (рис. 1).
ч
о
о
rvl
01
п ас
о
s
а:
0) т
х то
-е-
о
01 а.
Рисунок 1.
The matrix of small business
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
тайные клады а утсайдеры
__j
1 * ура*1 ♦ Когалы
Ханты- я
Мансийск
—*— Г rUIU|JLK
-- нёфтеюгзнг ▲ Ъ-
у Сургут Нижневартовск _À__
_А ярски ^Няган
г ьелс < юн л
—♦ Men Ь
фавориты тайные клады
i
10
11
12
Рейтинг no динамическим показателям за 2010-2012 годы
На матрице видно, к какой группе территорий относится конкретное МО. В зависимости от этого можно делать выводы о реальной ситуации, складывающейся на территории автономного округа в целом и принимать соответствующие управленческие решения.
По результатам данной методики оценки развития малого бизнеса в ХМАО-Югре в группу территорий-фаворитов, которые по совокупности показателей находятся в левом нижнем секторе матрицы MSB попадает всего две административные территории - г. Сургут и г. Нефтеюганск. На этих территориях наиболее сбалансированные фактические и динамические показатели, что в свою очередь свидетельствует об инвестиционной привлекательности и грамотной реализации мероприятий по развитию малого бизнеса в данных МО. На матрице видно, что в регионе нет ярких аутсайдеров. К территориям-аутсайдерам, которые находятся в верхнем правом углу, наиболее близко относится г. Югорск, где относительно низкие фактические показатели и слабая динамика развития. Данная территория требует новых качественных преобразований в секторе малого бизнеса. Города Когалым, Урай и Ханты-Мансийск относятся к категории «тайные клады» - они располагают хорошей динамикой развития, но относительно низкимифактическими показателями. Города Белоярский, Нижневартовск, Нягань и Мегион наоборот имеют хорошие фактические показатели, при относительно слабой динамике развития.
Матрица MSB и проведеннаяметодика оценки развития малого бизнеса, свидетельствуют, о необходимости использования и развития имеющегося потенциала для улучшения предпринимательского климата в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
Литература:
1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п;
2. Проект основных положений стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года;
3. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / под редакцией д. э. н., проф. В. А. Гневко. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. — 192 с.;
4. Статистический ежегодник: Стат. сб. в IV частях. 4.II (I) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2012. -316с.
Literature:
1. The resolution of the Khanty-Mansiysk Autonomous okrug-Yugra goverment №241-p about the approval of the long-term target program "Development of small and mean business in the Khanty-Mansiysk Autonomous okrug-Yugra for 2011 -2013 and for the period up to 2015" dated October 09, 2010;
2. The project of basic positions of strategy of social and economic development of Khanty-Mansisk Autonomous okrug-Yugrauntil 2020 and for 2030;
3. Regional aspects offunctioning and development of small business in Russia / under the editorshipof d. of e. s. V.A.Gnevko. — SPb.: Publishing company of the Saint-Petersburg academy of management and economy, 2010. — 192 p.;
4. Statistical year-book: Stat. col. in four parts. Part II (I) Khanty-Mansisk Autonomous okrug-Yugra / Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Tyumen region. - T. 2012. - 316р.