Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе Югре'

Актуальные проблемы развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе Югре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1672
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / СУБСИДИЯ / ГРАНТ / КРЕДИТ / SMALL-SCALE BUSINESS / SMALL-SCALE ENTERPRISE / MICROENTERPRISE / MICROFINANCE / SUBSIDY / GRANT / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Любовь Леонидовна, Такмашева Ирина Вениаминовна

В статье анализируется динамика основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Выявляются основные проблемы развития малого бизнеса Югры, определяются тенденции его развития в округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова Любовь Леонидовна, Такмашева Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of small business development in the Khantia-Mansia autonomous okrug Ugra

The article examines the dynamics of the main indicators characterizing the activity of the small-scale enterprises in the Khantia-Mansia Autonomous Okrug. The article identifies the main problems of small-scale business in Ugra and determines the trends of the small businesses development in the okrug.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе Югре»

УДК 334.012.64(470.5) © Богомолова Л.Л. © Такмашева И.В.

Актуальные проблемы развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

В статье анализируется динамика основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Выявляются основные проблемы развития малого бизнеса Югры, определяются тенденции его развития в округе.

Малый бизнес, малое предприятие, микропредприятие, микрофинансирование, субсидия, грант, кредит.

Любовь Леонидовна БОГОМОЛОВА

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета [email protected]

Ирина Вениаминовна ТАКМАШЕВА

аспирант Югорского государственного университета [email protected]

Малый бизнес на территории субъектов Российской Федерации сегодня является важным социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее развитие всей российской экономики.

В странах с высоким уровнем экономического развития малые и средние предприятия образуют основной пласт экономики: например, в Финляндии более 90% зарегистрированных предприятий относятся к категории малых и средних, их доля в производстве

ВВП страны составляет 50%. В Российской Федерации всего 1500 промышленных предприятий создают 80% ВВП страны, что свидетельствует о недостаточном развитии сектора малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия в силу своей специфики имеют ярко выраженную региональную ориентацию и строят свою деятельность исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объёма и структуры локального спроса.

Наибольшее влияние малый бизнес Югры оказывает на местные рынки, на которых он позволяет:

> эффективно использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, повышать производительность труда;

> повышать эффективность использования коммерческих связей, увеличивать интенсивность производства и вытеснять неэффективные производства;

> диверсифицировать местную экономику, развивать региональные рынки, приближая товары и услуги к потребителю и территориально выравнивая уровень жизни населения;

> содействовать повышению конкурентоспособности;

> создавать дополнительные рабочие места при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;

> увеличивать объёмы, расширять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции;

> осваивать новые технологии и перспективные рынки;

> внедрять новые формы организации производства, финансирования и сбыта.

В Ханты-Мансийском автономном округе малые предприятия концентрируются в таких социально значимых отраслях, как: транспорт, связь, производство стройматериалов, строительство, торговля, сфера услуг, бытовое производство.

На сегодня интенсивно развиваются кафе, хлебопекарни, рестораны, парикмахерские и салоны красоты, которые отражают основные запросы потребителей.

Наиболее приоритетными в сфере малого бизнеса в автономном округе в 2010 г. являлись следующие виды экономической деятельности (по доле малых предприятий):

О оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 47,5%;

О строительство — 16,5%;

О операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 7,2%;

О транспорт и связь — 14,6% (рис. 1).

Для сравнения: в Ямало-Ненецком автономном округе наиболее приоритетными видами экономической деятельности в сфере малого бизнеса в 2010 году (по доле малых предприятий) являлись:

Рисунок 1. Наиболее приоритетные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса на территории ХМАО - Югры в 2010 г. (по доле малых предприятий)

16,50%

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

И Строительство

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Транспорт и связь

НИные виды

О строительство — 34%;

О оптовая, розничная торговля, бытовые услуги — 19%;

О операции с недвижимостью — 13%;

О транспорт, связь — 10%;

О обрабатывающее производство — 8% (рис. 2).

Необходимо отметить, что в Ханты-Мансийском автономном округе основная доля малых предприятий концентрируется в сфере торговли и предоставления бытовых услуг, в то время как в Ямало-Ненецком

автономном округе — в сфере строительства. В Ханты-Мансийском автономном округе в целом отмечается позитивная динамика основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий.

Важнейший показатель, отражающий размеры сферы малого бизнеса, — количество малых предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, — увеличился с 4900 в 2005 г. до 11700 ед. в 2010 г. (в 2,4 раза) (рис. 3).

Рисунок 2. Наиболее приоритетные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2010 г. (по доле малых предприятий)

В Строительство

Оптовая, розничная торговля, бытовые услуги Операции с недвижимостью Транспорт, связь ■ Обрабатывающее производство Иные виды

Рисунок 3. Динамика численности малых предприятий, зарегистрированных на территории ХМАО - Югры

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

4900

2005 г.

5000

2006 г.

5100

2007 г.

5200

2008 г.

9600

п п п п

2009 г.

□ Число малых предприятий, ед.

11700

2010 г.

Рисунок 4. Динамика среднесписочной численности работников на малых предприятиях с учетом микропредприятий в ХМАО - Югре

□ Среднесписочная численность работниковмалых предприятий, ед.

Рисунок 5. Рост покупательского спроса в сфере бытовых услуг в ХМАО - Югре в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

30 1

25

20 -

15 -

10 -

5 -

25,2%

7,9 %

5,6%

_

Химчистка и крашение Ритуальные услуги Ремонт и строительство Ремонти обслуживание

жилья и другихпостроек бытовой аппаратуры, бытовых машин и приборов

0

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях с учётом микропредприятий, составлявшая в 2010 г. 90 800 человек по сравнению с 48 800 чел. в 2005 г., увеличилась на 86,1% (рис. 4). На территории автономного округа наблюдается также рост числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей — с 41 290 в 2005 г. до 49 300 в 2010 г. (на 19,4%).

В январе — июле 2010 г. населению округа было оказано услуг бытового характера на 2075,3 млн. руб., в сопоставимых ценах объём бытовых услуг повысился по сравнению с январем — июлем 2009 г. на 2,5%.

В сфере бытовых услуг в 2010 г. наблюдался более устойчивый, чем в 2009 г., рост покупательского спроса (рис. 5).

В структуре товарооборота малых предприятий по видам экономической деятельности основной объем товарооборота приходился на сферу транспорта и связи (в 2009 г. — 218705 млн. руб., в 2010 г. — 231138 млн. руб.); оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта и бытовых изделий (в 2009 г. — 92765 млн. руб., в 2010 г. — 107810 млн. руб.); а также на строительство (в 2009 г. — 76636 млн. руб., в 2010 г. — 77620 млн. руб.) (рис. 6).

В целом товарооборот субъектов малого предпринимательства увеличился и составил по состоянию на конец 2010 г. 246,2 млрд. руб. против 240,0 млрд. в 2009 г. (на 2,6 %).

Вместе с тем в 2010 г. отмечается значительное по сравнению с 2009 г. снижение консолидированного объёма средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, — на 29,4%.

Существенно сократилось также — на 54,7% — финансирование предпринимательской деятельности из бюджета автономного округа. Общий объём средств, направленный на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2010 г., составил 1,2 млрд. руб., в том числе из средств автономного округа — 292,3 млн. руб., в то время как в 2009 г. — 1,7 млрд. руб., в том числе из бюджетных средств округа —

645,5 млн. руб. (рис. 7).

В январе — декабре 2009 г. Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре за счёт средств федерального бюджета был установлен объём средств субсидий на поддержку малого предпринимательства в автономном округе в размере 198,4 млн. руб., в том числе:

• на реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса

- 5,0 млн. руб. (2,5%);

Рисунок 6. Объём товарооборота малых предприятий в ХМАО - Югре по видам экономической деятельности в 2009 - 2010 г., млн. руб.

Оборот, млн. руб.

Строительство Оптовая и Гостиницы и Транспорт и связь Аренда Предоставление Предоставление

розничная рестораны недвижимого социальныхуслуг прочих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торговля, ремонт имущества коммунальныхи

автотранспорта, персональных

бытовых издел и й уел уг

О 2010 г.

□ 2009 г.

Вид деятельности

Рисунок 7. Объёмы финансирования, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства ХМАО - Югры в 2009 - 2010 гг., млн. руб.

Млн. руб. 1800 -1600 -1400 1200 1000 -800 -600 -400 -200 0

1700

2009 г. 2010 г.

Консолидированный объёмсредств I Средства бюджета ХМАО

• поддержку предпринимательства из гарантийных фондов — 131,6 млн. руб. (66,3%);

• поддержку малого предпринимательства путём микрофинансирования

- 41,8 млн. руб. (21,1%);

• компенсацию затрат субъектам малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам — 20 млн. руб. (10,1%) (рис. 8).

В 2010 г. объём субсидий из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса существенно сократился и составил

105,5 млн. руб., в том числе:

• на реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса

— 20,0 млн. руб. (18,9%);

• поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования — 70 млн. руб. (66,4%);

• возмещение предприятиям затрат, связанных с расходами на обучение своих сотрудников — 4 млн. руб. (3,8%);

• компенсацию затрат по бизнес-инкубированию — 1,5 млн. руб. (1,4%);

• компенсацию затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам — 10 млн. руб. (9,5%) (рис. 9).

Анализ распределения средств субсидий из федерального бюджета в сферу малого бизнеса округа показал, что в 2009 г. основная часть субсидий была направлена на поддержку малого предпринимательства из гарантийных фондов, а также путём микрофинансирования. В 2010 г. поддержка малого предпринимательства путём микрофинансирования стала наиболее приоритетной, именно в этом направлении была сконцентрирована наибольшая часть субсидий, на первый план выходит компенсация затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам.

В связи с проведённым выше анализом основными проблемами развития малого бизнеса в автономном округе, на наш взгляд, являются:

> концентрация основной доли малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли, в то время как на долю сферы

Рисунок 8. Распределение субсидий из федерального бюджета по основным направлениям поддержки малого бизнеса в ХМАО - Югре в 2009 г.

10,10%

2,50%

21,10%

66,30%

I На реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса

На поддержку предпринимательства из гарантийных фондов

На поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования

I На компенсацию затрат субъектам малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам

Рисунок 9. Распределение субсидий из федерального бюджета по основным направлениям поддержки малого бизнеса в ХМАО - Югре в 2010 г.

18,90%

На реализацию программы поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса

На поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования

На возмещение предприятиям затрат, связанных с расходами на обучение своих сотрудников

На компенсацию затрат по бизнес-инкубированию

строительства приходится небольшая часть малых предприятий, несмотря на то, что на сегодня в округе потребность в жилых объектах превышает обеспеченность ими;

> предприниматели вкладывают средства в те отрасли, которые позволяют работать с минимумом основных фондов и дают наиболее быструю прибыль;

> современный малый бизнес округа приурочен к строительству, торговле, операциям с недвижимостью, предоставлению услуг, в то время как в глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных компаний, в агросервисе присутствие малых предприятий незначительно;

> в автономном округе мало структур, оказывающих интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики, например консалтинговые услуги, проектные работы;

> малые предприятия округа слабо вовлечены во внешнеэкономическую деятельность;

> существенное снижение объёма средств, направленных на поддержку малого предпринимательства: финансирование из бюджета округа сократилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 54,7%, объём субсидий из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса также сократился — на 88%;

> нехватка производственных и служебных помещений для ведения бизнеса;

> недостаток у малых предприятий собственных финансовых средств.

Для решения существующих проблем развития малого предпринимательства, а также с целью повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике автономного округа его Правительством была разработана и принята целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011 — 2013 годы и на период до 2015 года».

Основные программные мероприятия, предлагаемые органами государственной власти автономного округа, заключаются в следующем:

О совершенствование нормативноправовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в автономном округе;

О мониторинг и информационное сопровождение деятельности представителей малого предпринимательства;

О модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых предприятиях;

О стимулирование развития молодёжного предпринимательства;

О стимулирование инновационной активности малых предприятий;

О создание условий для развития малого предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов;

О совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки;

О создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей.

Наибольшая часть финансовых средств Программы будет затрачена на совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки (1353430 тыс. рублей), стимулирование развития молодежного предпринимательства (18850 тыс. рублей), создание условий для развития малого предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов (18270 тыс. рублей).

Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются такие направления развития малого бизнеса, как создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых предприятиях, развитие малого предпринимательства в сфере экологии, создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей.

По нашему мнению, поддержка Правительством автономного округа малых предприятий, с учётом ограниченности бюджетных ресурсов, не может быть всеохватывающей и должна осуществляться достаточно избирательно в соответствии с чётко установленными направлениями.

В аналитическом отчёте «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России. Индексы ОПОРЫ», подготовленном в 2008 году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», выделяются 3 основных фактора, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса и повышение их доли в экономике регионов:

1. Условия спроса в регионе.

2. Специфика отраслевой структуры экономики региона.

3. Региональный бизнес-климат — совокупность условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

Если рассматривать эти факторы применительно к Ханты-Мансийскому автономному округу, то необходимо отметить, что в округе невысокий уровень спроса на продукцию: отсутствие крупных городских агломераций не способствует формированию единого крупного локального потребительского рынка для всего спектра платных услуг, поэтому становление рынка услуг не может идти в автономном округе так же быстро, как в крупных городах страны.

Специфика отраслевой структуры характеризуется недостаточной диверсификацией экономики, основная часть которой приходится на долю топливноэнергетического комплекса.

Первые два фактора относятся к базовым и наиболее сложно поддаются изменению.

Третий фактор — региональный бизнес-климат — можно изменить, и региональные власти должны стремиться создать как

можно более благоприятные условия для развития малого бизнеса в регионе путём осуществления таких видов поддержки, как: микрофинансирование, компенсация процентной банковской ставки, обеспечение гарантий по обязательствам, организация консультаций, семинаров и выставок.

К основным направлениям поддержки малого предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

• поддержку производственной и инновационной деятельности региональных предпринимателей;

• создание условий для становления малых предприятий в сельской местности;

• привлечение таких негосударственных форм поддержки малого бизнеса, как взаимное кредитование и взаимное страхование, позволяющие компенсировать недостаток финансовых средств у отдельного малого предприятия;

• поддержку производств, использующих ресурсосберегающие технологии и работающих на побочных продуктах и отходах;

• поддержку развития финансового лизинга как одной из основ устойчивости малого бизнеса;

• преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности;

• развитие частно-государственного партнёрства.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что для Ханты-Мансийского автономного округа в целом характерна позитивная динамика основных показателей, отражающих состояние сферы малого бизнеса. Увеличению деловой активности во многом способствуют созданные в округе условия, направленные на развитие малых предприятий.

Вместе с тем, чтобы сохранить существующие положительные тенденции развития малого бизнеса на территории автономного округа, Правительству округа

необходимо, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, осуществлять поддержку малого бизнеса в соответствии с чётко установленными направлениями. На сегодня весьма актуальными являются: диверсификация сферы малого бизнеса, создание условий для становления малых предприятий в сельской местности, привлечение негосударственных форм поддержки малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе приобретает всё большее политическое, социальное и экономическое значение; формирование среднего класса собственников создает основу устойчивости, способствует созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном счёте повышению качества жизни населения.

Литература

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2004 — 2010 годы» от 30.12.2003 № 82-ОЗ (с изменениями на 2 октября 2008 г.).

2. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 — 2010 годы».

3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011 — 2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п.

4. Государственный и муниципальный менеджмент Югры. — Том 2: Экономика и бизнес-администрирование. — Ханты-Мансийск, 2007.

5. Куриков, В.М. Окно в Югру: атлас-путеводитель 1930 — 2005 / В.М. Куриков. — Ханты-Мансийск: Зебра, 2005. — 447 с.

6. Малый бизнес Югры-2005: Информационно-аналитический ежегодник. — Ханты-Мансийск: ООО «Деал», 2006. — 84 с.

7. Ракутина, Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса / Н.М. Ракутина // Нац. проекты. — 2010. — № 12. — С. 83-90.

8. Сапунов, М.К. Большие надежды малого предпринимательства / М.К. Сапунов // Деньги и кредит.

— 2009. — № 5. — С. 53-55.

9. Серга, Л.К. Власть и малый бизнес: добровольное крепостное право или современное решение проблем / Л.К. Серга // Вестник НГУЭУ. — 2009. — № 2. — С. 79-84.

10. Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в январе

— июле 2010 года: стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре. — Ханты-Мансийск, 2010. — 103 с.

11. Югра: горизонты настоящего: Информационно-аналитический альманах. — Ханты-Мансийск: ИД «Сократ», 2005 — 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.