Научная статья на тему 'Динамика результатов развития малого и среднего бизнеса в Хантымансийском автономном округе - Югре'

Динамика результатов развития малого и среднего бизнеса в Хантымансийском автономном округе - Югре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ДОЛЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Л. Л.

В статье представлен краткий сравнительный анализ и результаты экономической оценки динамики развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе Югра и оценивается роль малого бизнеса в экономике региона и Российской Федерации. Проводится анализ изменения количества предприятий малого и среднего бизнеса, динамика изменения численности работников и оцениваются изменения оборота малого бизнеса автономного округа и его доля в ВРП России. Научные исследования проведены в рамках проекта РГНФ №15-12-86002 "Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа Югры в условиях геополитической нестабильности".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика результатов развития малого и среднего бизнеса в Хантымансийском автономном округе - Югре»

10.Указ президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11.Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

© Л.Л. Богомолова, 2015

УДК 332.14

Л.Л. Богомолова

профессор кафедры Экономики ИМЭК ЮГУ кандидат экономических наук Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Аннотация

В статье представлен краткий сравнительный анализ и результаты экономической оценки динамики развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и оценивается роль малого бизнеса в экономике региона и Российской Федерации. Проводится анализ изменения количества предприятий малого и среднего бизнеса, динамика изменения численности работников и оцениваются изменения оборота малого бизнеса автономного округа и его доля в ВРП России. Научные исследования проведены в рамках проекта РГНФ №15-12-86002 "Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности".

Ключевые слова

Анализ, малый бизнес, экономическая оценка, валовой региональный продукт, доля, тенденции, оборот

малых предприятий, динамика.

Развитие малого бизнеса является одним из важных стратегических приоритетов в условиях кризиса и импортозамещения в экономике северных нефтегазодобывающих регионов.

Малый бизнес составляет основу региональной экономики, играет важную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития региона, учитывая его возможности по созданию рабочих мест, внедрению инновационных технологий, удовлетворению потребностей потребителя в товарах и услугах.

Малый бизнес присутствует практически во всех сферах экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и его стабильный рост: увеличение среднесписочной занятости в малом бизнесе автономного округа за период с 2008 по 2013 годы на 46,5%, безусловно, свидетельствует о социально-экономической значимости данного сегмента в региональной экономике. Нельзя не отметить и тот факт, что доля малого бизнеса в структуре валового регионального продукта автономного округа ежегодно растет и сегодня составляет 14,8%, против 11,3% за период пятилетней давности. Для того, чтобы объективно оценить целесообразность государственной поддержки и инвестиций в малый бизнес и его реальные возможности импортозамещения автономного округа, необходимо проанализировать развитие малого бизнеса в предкризисный период и оценить возможности и ресурсный потенциал малых предприятий сегодня.

Таблица 1

Удельный вес основных показателей развития малого и среднего бизнеса ХМАО - Югры.

2011г. 2012г. 2013г.

Число предприятий, ед. Среднесписочная численность работников предприятий (без внешних совместителей), тыс. чел. Оборот предприятий, млрд. руб. Число предприятий, ед. Среднесписочная численность работников предприятий (без внешних совместителей), тыс. чел. Оборот предприятий, млрд. руб. Число предприятий, ед. Среднесписочная численность работников предприятий (без внешних совместителей), тыс. чел. Оборот предприятий, млрд. руб.

Россия 1852377 12386,3 27760,6 2016795 12475,2 28174,3 2076810 12405,9 29499,1

ХМАО - Югра 23042 166,5 338,1 25894 168,7 376,5 23427 160,2 412,9

Доля, % 1,2 1,3 1,2 1,3 1,4 1,3 1,1 1,3 1,4

Сравнительный анализ развития предприятий малого и среднего бизнеса показывает, что количество малых и средних предприятий (включая микропредприятия) ХМАО - Югры имеет скачущую тенденцию, и за три года увеличилось на 385 единиц (1,7%). В 2012 году число предприятий округа возросло на 2852 единицы (12,4%) по сравнению с 2011 годом и составило 25894 единицы, а к 2013 году - сократилось на 2467 единиц (9,5%), по сравнению с 2012 годом, что составило 23427 единиц.

В 2011 году доля количества предприятий малого и среднего бизнеса ХМАО - Югры, в общем объеме числа малых и средних предприятий России составила 1,2%.К 2012 году доля количества малых и средних предприятий округа в объеме российского, увеличилась на 0,1 п.п., и составила 1,3%. К 2013 году удельный вес числа предприятий в общем объеме количества малых и средних предприятий России сократился на 0,2 п.п., по сравнению с 2012 годом. Снижение доли предприятий в объеме России произошло из-за сокращения числа предприятий ХМАО - Югры в 2013 году.

Среднесписочная численность работников малого бизнеса России изменяется соответственно изменениям количества малых предприятий. К 2012 году среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в России увеличилась на 88,9 тыс. человек (0,7%), по сравнению с 2011 годом, и составила 12475,2 тыс. человек. К 2013 году численность работников малого бизнеса России сократилась на 69,3 тыс. человек (0,6%), по сравнению с 2012 годом, и составила 12405,9 тыс. человек.

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в автономном округе за 2011-2013 года имеет также скачущую тенденцию, как и по России. За три года среднесписочная численность работников малого бизнеса округа сократилась на 6,3 тыс. человек (3,8%). К 2012 году среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в ХМАО - Югре увеличилась на 2,2 тыс. человек (1,3%), по сравнению с 2011 годом, и составила 168,7 тыс. человек. К 2013 году численность работников малого бизнеса России составила 160,2 тыс. человек. Сокращение численности работников округа по сравнению с 2012 годом составило 8,5 тыс. человек (5%).

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в объеме российской численности работников составила в 2011 году 1,3%. К 2012 году доля численности работников округа увеличилась на 0,1 п.п., по сравнению с предыдущим периодом, и составила 1,4% от среднесписочной численности работников малого бизнеса России. К 2013 году доля численности работников округа снова сократилась до 1,3% от общей численности работников по России.

Оборот малых и средних предприятий округа за анализируемый период 2011-2013 года имеет тенденцию к росту. За три года оборот предприятий ХМАО - Югры увеличился на 74,8 млрд. рублей (22,1%). К 2012 году оборот малых и средних предприятий округа увеличился на 38,4 млрд. рублей (11,4%), и составил 376,5 млрд. рублей. К 2013 году оборот предприятий малого и среднего бизнеса автономного округа составил 412,9 млрд. рублей. Увеличение по сравнению с 2012 годом составило 36,4 млрд. рублей (9,7%).

Доля оборота малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в объеме российского оборота составила в 2011 году 1,2%. К 2012 году доля оборота малого и среднего бизнеса округа увеличилась

43

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

на 0,1 п.п., по сравнению с предыдущим периодом, и составила 1,3% от оборота России. К 2013 году доля оборота предприятий округа увеличилась на 0,1 п.п., по сравнению с предыдущим периодом и составила 1,4% от общего оборота малых и средних предприятий России.

Экономическая оценка развития малого и среднего бизнеса в Югре за последние годы, проведенная в рамках проекта РГНФ №15-12-86002 "Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности" подтверждает общие положительные тенденции развития малого бизнеса Югры на фоне геополитической нестабильности и кризисных явлений и его значительной роли в региональной экономике. Общие положения экономической оценки были определены в следующих выводах:

- в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в сфере малого и среднего предпринимательства действуют 14,8 тысячи малых и средних предприятий и 46,7 тысячи индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято свыше 111,7 тысячи человек;

- доля малого бизнеса в ВРП России в среднем за последние три года - 0,77%. Доля малого бизнеса в ВРП России за последние четыре года не изменяется, находится примерно на одном уровне;

- доля малого и среднего бизнеса в ВРП Югры в среднем за последние три года - 14,2%. Доля малого и среднего бизнеса в ВРП Югры за последние четыре года имеет тенденцию к снижению. Тем не менее, доля малого бизнеса в структуре экономики автономного округа ежегодно растет и на сегодняшний день составляет 14,8%, против 11,3% за период пятилетней давности;

- рост показателей деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в докризисный период - до 2013 года значителен;

- увеличивается численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей), тыс. чел. - темп роста составляет 109,1% за последние три года;

- увеличение среднесписочной численности работников в малом бизнесе автономного округа за период с 2008 по 2013 годы на 46,6%, свидетельствует об увеличении занятости населения в малом бизнесе и значительной экономической роли малого и среднего бизнеса в экономике региона;

- увеличивается оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, темп роста -72,3%, увеличение оборота малого бизнеса составляет 156,4 млрд. руб. за период в пять лет, темп прироста -38,2%, что свидетельствует о том, что малому бизнесу удалось сохранить положительные тенденции роста оборота в условиях кризиса и что кризисные явления повлияли, но незначительно, на общие тенденции развития на фоне значительной государственной поддержки;

- в Югре малые предприятия концентрируются в таких социально значимых отраслях таких, как: транспорт, связь, строительство, торговля, сфера услуг, бытовое производство. Интенсивно развиваются такие малые предприятия, как: кофейни, хлебопекарни, рестораны, парикмахерские и салоны красоты;

- в структуре основных направлений деятельности предприятий малого и среднего бизнеса среднем за последние три года наибольший удельный вес приходится на предприятия:

• оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования- 31,06%;

• операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг: - 20,7%;

• строительство: - 17,7%;

• транспорт и связь: - 11,1%;

• прочие - 19,44%;

- структура направлений развития малых предприятий определяет приоритетные направления развития экономической деятельности сферы малого бизнеса в регионе. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) в автономном округе по видам экономической деятельности в докризисный период имеет положительную динамику. Начиная с середины 2013 года происходит незначительное снижение оборота малых предприятий, причем такая тенденция сохраняется для всех видов экономической деятельности. Средний темп снижения оборота малых предприятий (включая микропредприятия) в ХМАО -Югре по видам экономической деятельности за последний год составляет 0,7%, при общей положительной тенденции роста оборота предприятий малого бизнеса - увеличение по сравнению с базовым годом составляет 36,3%, в том числе добыча полезных ископаемых - 28,7% рыболовство, рыбоводство - 90,8%,

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 10,1%, гостиницы и рестораны - на 26,4%, транспорт и связь - 24%, финансовая деятельность - 134,6 % операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -15,9%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 92,3%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 6,3%. Снижение оборота малых предприятий происходит в таких отраслях как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - на 38,6%, обрабатывающие производства, строительство - на 1,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 5,5%, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование - на 20,4%, образование - на 10,9%.

Представленные результаты отражают эффективность деятельности предприятий малого бизнеса и его развития моноотраслевого региона. Предприятия малого и среднего бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обладают значительным потенциалом для роста и могут быть задействованы в программах по импортозамещению региона. Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 г. № 241-п О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».

2. Богомолова Л.Л., Левченя М.К. Реализация государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум» № 1 (14) 2015г.

3. Богомолова Л.Л. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Научный периодический журнал «Символ науки» № 3 2015г. - С. 83-86.

4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат.сб./ Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2014. - 86 с.

© Л.Л. Богомолова, 2015

УДК 338.33

И.Е. Бублей

кандидат технических наук, магистрант кафедры Менеджмента

Южный Федеральный Университет г. Таганрог, Российская Федерация

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО СЕКТОРА В2В И СИНТЕЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАК СУТЬ ФОКУСИРОВКИ ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ НА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ.

Аннотация

В статье приводится, в разрезе современного стратегического анализа, первичный анализ конкурентных преимуществ компании с точки зрения теории структурных преимуществ, а также формируются предпосылки применения стратегии голубого океана Чан Кима и Рене Моборна как суть фокусировки ценности компании на конкурентных преимуществах. Работа несет, кроме теоретического анализа и синтеза, в том числе прикладной характер, то есть подразумевает анализ деятельности конкретной отрасли, и поиск результата который будет иметь практическое применение в функционировании предприятия.

Ключевые слова:

производственный менеджмент, стратегический анализ, системный синтез, структурные преимущества, конкурентные преимущества, электротехнический сектор Ь2Ь, структурная схема

взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.