Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / совершенствование / эффективность руководителя образовательной организации / задачи регионального мониторинга эффективности директора школы / динамика задач / показатели регионального мониторинга эффективности руководителей / динамика показателей / совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательной организации / monitoring / improvement / effectiveness of the head of an educational organization / tasks of regional monitoring of the effectiveness of the school principal / dynamics of tasks / indicators of regional monitoring of the effectiveness of managers / dynamics of indicators / improvement of monitoring the effectiveness of heads of an educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

Статья посвящена исследованию возможностей совершенствования регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций. Авторы рассматривают данную систему как механизм повышения качества образования. В начале статьи сделана попытка дать определение понятию «совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций». Авторы предполагают, что предмет мониторинга связан не только с необходимостью выявления определенных областей деятельности отдельных руководителей. Мониторинг отслеживает и проблемные поля, а также тренды в образовании региона. Внимание читателей обращается на изменение целей и задач мониторинга за четыре года (2019-2022 г.). Новые задачи связаны с областью деятельности руководителей по организации горизонтального обучения, созданию управленческих команд и резерва управленческих кадров. Авторами подчеркивается, что конкретность задач измеряется показателями. По каждой задаче, определенной в 2022 г., приводится динамика показателей. Исходя из направленности динамики показателей (положительной или отрицательной), делаются выводы об эффективности мониторинга в области развития профессиональной компетентности директоров. Таким образом, авторами предпринята попытка необходимости совершенствования мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций для повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the possibilities of improving the regional monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations. The authors consider this system as a mechanism for improving the quality of education. At the beginning of the article, an attempt was made to define the concept of "improving the monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations." The authors suggest that the subject of monitoring is connected not only with the need to identify certain areas of activity of individual managers. Monitoring also tracks problem areas, as well as trends in the formation of the region. The attention of readers is drawn to the change in the goals and objectives of monitoring over the four years (2019-2022). New tasks are related to the area of activity of managers in organizing horizontal training, creating management teams and a reserve of managerial personnel. The authors emphasize that the specificity of tasks is measured by indicators. For each task defined in 2022, the dynamics of indicators is given. Based on the direction of the dynamics of indicators (positive or negative), conclusions are drawn about the effectiveness of monitoring in the field of developing the professional competence of directors. Thus, the authors made an attempt to improve the monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

3. Зубарева, H.H. Формирование исторического сознания учащихся в отечественной классической гимназии второй половины XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зубарева Наталья Николаевна. - Тверь, 2016.-22 с.

4. Караваева, П.Т. Общественное сознание как объект социально-философского анализа: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Караваева Полина Тавбатыровна. - Ставрополь, 2004. - 26 с.

5. Куликов, Д.К. Историческое сознание как социокультурная универсалия: автореферат дисс. ... канд. философ, наук: 09.00.13 / Куликов Дмитрий Константинович. - Ростов-на-Дону, 2008. - 31 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975. - 130 с.

7. Леопа, A.B. Трансформация исторического сознания в переходный период истории конец XX - начало XXI века: монография / A.B. Леопа. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. -242 с.

8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / Сост. B.C. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.-937 с.

9. Психология: учебник / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 656 с.

10. Садыкова, З.Р. Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания: автореферат дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Садыкова Зиля Раисовна. - Уфа, 2015. - 22 с.

11. Сидельников, A.A. Исследование условий и результатов формирования исторического сознания старшеклассников: автореферат дис.....канд. пед. наук: 13.00.02 / Сидельников Андрей Александрович. - Санкт-Петербург, 2012. - 25 с.

12. Скепкина, А.К. Гносеологические аспекты структурирования исторического сознания: автореферат дис. ... канд. философ, наук: 09.00.01 / Скепкина Анна Константиновна. - Барнаул, 2009. - 22 с.

13. Сухомлинский, В.А. Учитель - методист - наставник / В.А. Сухомлинский. - Москва: Просвещение, 1969. - 289 с.

14. Сучилина, A.A. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи /

A.A. Сучилина // Актуальные социально-политические исследования. Гуманитарные науки // Вестник Финансового университета.-2020. -№10(1). - С. 95-99

15. Тихонов, В.В. Историческое сознание и традиции: особенности формирования и воспроизводства / В.В. Тихонов,

B.А. Шестаков // Вестник СамГУ. - 2012. - №2/2 (93). - С. 190-197

16. Тугаринов, В.П. Философия сознания: современные вопросы / В.П. Тугаринов. - Москва: Мысль, 1971. - 199 с.

17. Уледов, А.К. Структура общественного сознания / А.К. Уледов. - Москва: Мысль, 2000. - 225 с.

18. Этнопсихологический словарь / Сост. В.Г. Крысько, Д.И. Фельдштейн. - Москва, 1999. -343 с.

Педагогика

УДК 371.113.1

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна

Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей совершенствования регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций. Авторы рассматривают данную систему как механизм повышения качества образования. В начале статьи сделана попытка дать определение понятию «совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций». Авторы предполагают, что предмет мониторинга связан не только с необходимостью выявления определенных областей деятельности отдельных руководителей. Мониторинг отслеживает и проблемные поля, а также тренды в образовании региона. Внимание читателей обращается на изменение целей и задач мониторинга за четыре года (2019-2022 г.). Новые задачи связаны с областью деятельности руководителей по организации горизонтального обучения, созданию управленческих команд и резерва управленческих кадров. Авторами подчеркивается, что конкретность задач измеряется показателями. По каждой задаче, определенной в 2022 г., приводится динамика показателей. Исходя из направленности динамики показателей (положительной или отрицательной), делаются выводы об эффективности мониторинга в области развития профессиональной компетентности директоров. Таким образом, авторами предпринята попытка необходимости совершенствования мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций для повышения качества образования.

Ключевые слова: мониторинг, совершенствование, эффективность руководителя образовательной организации, задачи регионального мониторинга эффективности директора школы, динамика задач, показатели регионального мониторинга эффективности руководителей, динамика показателей, совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательной организации.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities of improving the regional monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations. The authors consider this system as a mechanism for improving the quality of education. At the beginning of the article, an attempt was made to define the concept of "improving the monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations." The authors suggest that the subject of monitoring is connected not only with the need to identify certain areas of activity of individual managers. Monitoring also tracks problem areas, as well as trends in the formation of the region. The attention of readers is drawn to the change in the goals and objectives of monitoring over the four years (2019-2022). New tasks are related to the area of activity of managers in organizing horizontal training, creating management teams and a reserve of managerial personnel. The authors emphasize that the specificity of tasks is measured by indicators. For each task defined in 2022, the dynamics of indicators is given. Based on the direction of the dynamics of indicators (positive or negative), conclusions are drawn about the effectiveness of monitoring in the field of developing the professional competence of directors. Thus, the authors made an attempt to improve the monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations to improve the quality of education.

Key words: monitoring, improvement, effectiveness of the head of an educational organization, tasks of regional monitoring of the effectiveness of the school principal, dynamics of tasks, indicators of regional monitoring of the effectiveness of managers, dynamics of indicators, improvement of monitoring the effectiveness of heads of an educational organization.

Введение. Качество жизни обуславливается качеством образования, ключевыми субъектами которого являются директора школа, сформированное™ их профессиональной компетентности. Региональный мониторинг эффективности директоров призван оценить их эффективность, в Республике Саха (Якутия) проводится четвертый год. Он позволяет выявлять дефициты и лучшие управленческие практики, которые будут использованы в адресном обучении руководителей, в том числе, при горизонтальном, с использованием потенциала управленческих команд.

С другой стороны, мониторинг может отслеживать динамику трендов в управлении образованием, содействовать усилению той или иной области деятельности директора школы. Несомненно, вышесказанное будет возможно при постоянном совершенствовании региональной системы мониторинга эффективности директоров школ, его соответствии требованиям времени и объективной реальности.

Проблема поиска путей совершенствования вышеназванного мониторинга привела нас к исследованию ее системы, а также изучению ее эффективности.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению путей мониторинга эффективности директоров, необходимо определиться с такими понятиями как «мониторинг эффективности руководителей», «совершенствование».

Анализ исследований в области управления качеством образования позволил нам сделать вывод, что понятие «мониторинг» представляет собой постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития ГП Ранее мы определились, что под эффективностью директора школы мы будем понимать сформированность его профессиональных компетентностей в управлении школой: в управлении процессом образования, его обеспечении необходимыми условиями, в управлении результатами образовательного процесса \4~\. Таким образом, под мониторингом эффективности руководителей образовательных организаций мы будем иметь ввиду постоянное наблюдение за сформированностью профессиональных компетентностей директоров в управлении школой для оценки их состояния и прогнозов развития. Далее нам необходимо определиться с понятием «совершенствование». Исследователи понимают под этим понятием улучшение, подвижку, модернизацию, шлифование, прогресс, движение вперед, рост, модернизацию, поступательное движение, развитие. Другими словами, совершенствование - это процесс, обусловленный и обуславливающий динамику задач и показателей качества. Таким образом, под совершенствованием данного мониторинга мы будем понимать процесс, обусловленный и обуславливающий динамику задач данного мониторинга и изменение зависящих от задач показателей.

Итак, сравним динамику целей, затем сделаем попытку определения полезности проводимого мониторинга. С 2019 года видоизменилась цель, касающаяся резерва управленческих кадров от «совершенствования» и «формирования» резерва управленческих кадров до «формирования и использования» кадрового резерва руководителей образовательных организаций, нивелируются цели, которые носят характер задач этапов мониторинга, такие, как «выявление дефицитов», «создание адресных рекомендаций». Появились задачи, направленные на создание управленческих команд, организации горизонтального обучения. Конкретность задач определяется показателями. В 2022 году вызывают интерес такие показатели по качеству управленческой деятельности, как:

• наличие удостоверения курсов повышения квалификации согласно адресным рекомендациям;

• наличие результатов тестирования в автоматизированной системе объективной и комплексной аттестации»;

• наличие у школы статуса ФИП, РИП;

• внедрение единой системы электронного документооборота;

• доля обучающихся, которые обучаются в Центрах «Точка роста», кабинетах «ЦОС», от общего количества школьников;

• удельный вес учащихся 5-11 классов, обучающихся с применением сетевой формы обучения, в общей численности учащихся 5-11 классов;

• своевременное заполнение автоматизированной информационной системы «Сетевой город»;

• доля обучающихся, их родителей и педагогов, удовлетворенных качеством условий образования в ОО;

• наличие результатов тестирования в автоматизированной системе объективной и комплексной аттестационной оценки директоров ОО;

• наличие победителей ВОШ.

Впервые в 2022 году вошли показатели из других региональных управленческих механизмов, связанные с развитием внутришкольных механизмов обеспечения качества образования:

• объективность ВСОКО: % соответствия годовых оценок результатам ОГЭ;

• объективность ВСОКО: % соответствия годовых оценок результатам ЕГЭ;

• наличие системы мониторинга школьного благополучия (школьного климата);

• соответствие структуры и содержания программы воспитания требованиям ФГОС потребностям юридических и физических лиц.

Большее внимание было уделено показателям наличия управленческих команд и резерва:

• общее количество лиц, зачисленных в резерв;

• количество назначенных на руководящие должности в отчетный период из их числа;

• наличие положения;

• наличие плана работы;

• участие школьной управленческой команды в региональных и муниципальных семинарах.

Рассмотрим эффективность проводимого регионального мониторинга по итогам четырех лет по трекам. Всего в мониторинге 2022 года приняли участие 590 человек, в том числе 93 директора школ 13 арктических улусов.

По каждому треку и каждому показателю (62 показателя) определяются наиболее эффективные лица и лица, не имеющие достаточную профессиональную компетенцию. В таблицах (1-3) прослеживается динамика показателей по задачам. Ниже приведенных таблиц мы разместили данные по изменению эффективности руководителей.

Таблица 1

Показатели по качеству управленческой деятельности

Показатель 2019 (чел) 2020 (чел)/00 2021 (чел)/00 2022 (чел)/00

Не соответствуют требованиям профессионального стандарта по образованию Не выявлено 13 57 32

Не соответствуют требованиям профессионального стандарта в области переподготовки по профилю деятельности Не выявлено 93 174 107

Игнорирование адресных рекомендаций 104 134 28

Наличие статуса ФИП, РИП 144 129 95 141

Наличие системы «Сетевой город» 310 328 364 465 (78,5%)

Изыскание внебюджетных вливаний Не выявлено 167 384

Как видно из представленной таблицы прослеживается положительная динамика по получению высшего педагогического образования, сокращается количество руководителей, не имеющих дипломы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Реализовали адресные рекомендации около 80% имеющих их, что сказалось и на результатах обучения.

Таблица 2

Показатели по результатам обучения

2019 2020 2021 2022

Максимально набранный балл 2 из возможных 6 баллов (33%) Максимально набранный балл 4 из возможных 7 баллов (57,1%) Максимально набранный балл 18 из возможных 26 баллов (69,2%) Максимально набранный балл 14,75 из возможных 21баллов (70,2%)

Как видно из табл.2 по показателям констатируется положительная динамика, причину которой мы видим в переходе на очную форму обучения в 2022 году.

Кроме этого отмечается положительная динамика по показателю внешней оценки, что обуславливается имеющейся конкуренцией школ. Однако наблюдается отрицательная динамика по показателям, связанным с наличием выпускников, поступивших в ВУЗы по результатам олимпиад и имеющих рекомендации по конструированию индивидуальных маршрутов, что обуславливает необходимость усиления и систематизации профориентационной деятельности образовательных организаций.

Отмечаем как недостаточную динамику по получению высшего педагогического образования и прохождения курсов профессиональной переподготовки по профилю деятельности руководителей образовательных организаций, что может объясняться новыми кадровыми назначениями. Таким образом, перед нами стоит проблема недостаточности профессиональной компетентности вновь назначенных руководителей и руководителей с недостаточным опытом работы, в том числе в области обеспечения условий образования обучающихся с ОВЗ.

Выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций - постоянное наблюдение за сформированностью профессиональных компетентностей директоров в управлении школой для оценки их состояния и прогнозов развития.

2. Под совершенствованием вышеназванного мониторинга мы будем понимать процесс, обусловленный и обуславливающий динамику задач данного мониторинга и изменение зависящих от задач показателей.

3. Совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций оказывает влияние на уровень сформированности профессиональных компетентностей директоров школ, и, как следствие, на качество образования в целом.

Литература:

1. Гличев, A.B. Основы управления качеством продукции / A.B. Гличев. - Москва: АМИ, 1998. - 356 с.

2. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва: Национальное образование, 2012. -416 с.

3. Иванов, М.А. Региональный мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций как основа управления качеством образования / М.А. Иванов, Н.В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -N69-3. -С. 50-54

4. Кондракова, Н.Э. Методика изучения школы как социальной организации / Н.Э. Кондракова // Изменение школы как социального института в постиндустриальном обществе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

5. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - Москва Москва: Интеллект-Центр, 2005. - 432 с.

6. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования. -Москва, 2022.

7. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 27Э-ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Москва: Проспект; 2015.- 182 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 5 курса группы З-БА-ЭУ-18 Кычкина Сардана Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей нетрадиционных форм методической работы в дошкольной организации. Авторы рассматривают их как механизм развития профессиональной компетентности педагогов. В начале статьи сделана попытка дать определение понятиям «методическая работа», «профессиональная компетентность». Авторы предполагают, что одними из основных компонентов профессиональной компетенции педагога дошкольного образования являются коммуникативные, креативные составляющие и информационно-коммуникативные умения. Вниманию читателей предлагается составленная программа методической работы, направленная на их развитие. Программа включает в себя нетрадиционные формы методических мероприятий. Сделана попытка обосновать эффективность их применения в развитии вышеперечисленных компетентностей. Взаимосвязанные мероприятия направлены на умение создавать команды и работать в них, преодоление страха публичного выступления, умение работать с сайтами и другое. Важно, что мероприятия являются не единичными, а системными, обладают проектным характером. Например, сетевое онлайн взаимодействие с садами другого региона (проведение мастер классов, выступление воспитанников, обмен опытом и т.п); креативная мастерская для педагогов, которая включает в себя серию психологических тренингов для развития креативного и нестандартного мышления, работа студии «РКОГолос», направленная на обучение основам психологии публичного выступления и другое. По каждому показателю сформированности профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования приводится положительная динамика, что позволяет сделать выводы об эффективности нетрадиционных форм методической работы.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, методическая работа, нетрадиционные формы, развитие.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities of non-traditional forms of methodological work in a preschool organization. The authors consider them as a mechanism for developing the professional competence of teachers. At the beginning of the article, an attempt is made to define the concepts of "methodological work" and "professional competence". The authors suggest that one of the main components of the professional competence of a preschool teacher are communicative, creative components and information and communication skills. Readers are offered a compiled program of methodological work aimed at their development. The program includes non-traditional forms of methodological activities. An attempt has been made to substantiate the effectiveness of their use in the development of the above competencies. Interrelated activities are aimed at the ability to create and work in teams, overcoming the fear of public speaking, the ability to work with websites, and more. It is important that the activities are not isolated, but systemic, and have a project-based nature. For example, online network interaction with gardens in another region (conducting master classes, performances by students, exchange of experiences, etc.); a creative workshop for teachers, which includes a series of psychological trainings for the development of creative and innovative thinking, the work of the PROGolos studio, aimed at teaching the basics of the psychology of public speaking, and more. For each indicator of the development of professional competence of teachers in the organization of preschool education, positive dynamics are given, which allows us to draw conclusions about the effectiveness of non-traditional forms of methodological work.

Key words: competence, competence, professional competence, methodological work, non-traditional forms, development.

Введение. В настоящее время методическое обеспечение деятельности воспитателя детских садов предполагает реализацию его нетрадиционных, эффективных, современным форм. Его роль трудно переоценить. Действительно, от того, насколько педагог профессионален, оснащен возможностями, потенциалом, знаниями, развит, зависит, в конечном счете, результат и его работы и в целом организации, в которой он работает. Методическая работа, как системный и креативный процесс, должна быть направлена на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов работников. Поэтому в своей статье мы рассмотрим основные составляющие компетенции воспитателя, возможные современные (нетрадиционные) формы методической работы по их развитию.

Проблема поиска путей развития профессиональной компетентности воспитателей детских садов привела нас к исследованию нетрадиционных форм методической работы, их эффективности.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных путей, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Анализ исследований в области методического обеспечения деятельности дошкольного образования позволил нам сформулировать вывод, что понятие «методическая работа» представляет собой упорядоченную систему взаимозависимых целенаправленных мероприятий проектного характера, осуществляющих, в том числе, констатирующую оценку и прогноз развития [1]. Под компетенцией мы будем понимать зафиксированный уровень умений и знаний, сформированность ценностей и качеств сотрудников, помогающим им грамотно и своевременно решать проблемы в возникающих ситуациях. Профессиональная компетентность - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые разрешают благополучно решать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.