Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Акулина Семеновна, Панина Светлана Викторовна

В связи с реализацией актуальных нововведений в образовании Российской Федерации (Национальный проект «Образование», профессиональный стандарт педагога, новая система аттестации и других) меняется и управление образовательной организацией. Система образовательного менеджмента нуждается в новом поколении управленческих кадров. Цель статьи - определение теоретического обоснования развития управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации с учетом региональной специфики. Дается характеристика понятия «управленческая компетентность руководителя образовательной организации». Данная дефиниция рассматривается авторами как системноличностное единство мотивационной предрасположенности педагога к руководящей деятельности и овладение им практико-ориентированными технологиями решения широкого спектра профессиональных задач в современной школе. Представлены уровни управленческой деятельности руководителей школы; отечественный и зарубежный опыт повышения и развития профессиональной компетентности руководителя в сфере образования. Демонстрируется деятельность образовательных организаций Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) по развитию управленческой компетентности директоров школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Акулина Семеновна, Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE MANAGEMENT COMPETENCE OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: REGIONAL ASPECT

The implementation of current innovations in the education of the Russian Federation (the National Project “Education”, the professional standard of a teacher, a new certification system, and others) is changing the management in educational organizations. The educational management system needs a new generation of management personnel. The purpose of the article is to determine the theoretical basis for developing the managerial competence of the head of a general education organization, taking into account regional specifics. The characteristics of the concept “managerial competence of the head of an educational organization” are given. This definition is considered as a systemic-personal unity of the teacher’s motivational predisposition to leadership and their mastery of practice-oriented technologies for solving a wide range of professional tasks in a modern school. The levels of management activity of school managers are presented, as well as Russian and international practices in improving the professional competence of a manager. The activity of educational organizations of Amginsky District, Sakha Republic (Yakutia) on the development of the managerial competence of school principals is demonstrated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 37.08

А. С. Иванова1, С. В. Панина2

Развитие управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации: региональный аспект

гМБОУ «Бетюнская СОШ» Амгинского улуса РС (Я), Россия 2Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В связи с реализацией актуальных нововведений в образовании Российской Федерации (Национальный проект «Образование», профессиональный стандарт педагога, новая система аттестации и других) меняется и управление образовательной организацией. Система образовательного менеджмента нуждается в новом поколении управленческих кадров. Цель статьи - определение теоретического обоснования развития управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации с учетом региональной специфики. Дается характеристика понятия «управленческая компетентность руководителя образовательной организации». Данная дефиниция рассматривается авторами как системно-личностное единство мотивационной предрасположенности педагога к руководящей деятельности и овладение им практико-ориентированными технологиями решения широкого спектра профессиональных задач в современной школе. Представлены уровни управленческой деятельности руководителей школы; отечественный и зарубежный опыт повышения и развития профессиональной компетентности руководителя в сфере образования. Демонстрируется деятельность образовательных организаций Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) по развитию управленческой компетентности директоров школ.

Ключевые слова: управленческая компетентность, образовательная организация, общеобразовательная организация, руководитель, директор школы.

A. S. Ivanova1, S. V. Panina2

Developing the management competence of the head of an educational organization: regional aspect

^etun School, Amginsky District, Republic of Sakha (Yakutia), Russia 2M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The implementation of current innovations in the education of the Russian Federation (the National Project "Education", the professional standard of a teacher, a new certification system, and others) is changing the management in educational organizations. The educational management system needs a new generation of management personnel. The purpose of the article is to determine the theoretical basis for developing the managerial competence of the head of a general education organization, taking into account regional specifics. The characteristics of the concept "managerial competence of the head of an educational organization" are given. This definition is considered as a systemic-personal unity of the teacher's motivational predisposition to leadership and their mastery of practice-oriented technologies for solving a wide range of professional tasks in a modern school. The levels of management activity of school managers are presented, as well as Russian and international practices in improving the professional competence of a manager. The activity of educational organizations of Amginsky District, Sakha Republic (Yakutia) on the development of the managerial competence of school principals is demonstrated.

Keywords: managerial competence, educational organization, general educational organization, head, school principal.

ИВАНОВА Акулина Семеновна - директор МБОУ «Бетюнская СОШ» Амгинского улуса РС (Я), Россия. E-mail: betun@mail.ru

IVANOVA Akulina Semenovna - Principal of Betun School, Amginsky District, Sakha Republic (Yakutia). ПАНИНА Светлана Викторовна - к. п. н., доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: psv1148@mail.ru

PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedadogy, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

В настоящее время в системе образования Российской Федерации выдвигаются новые требования к качеству профессиональной подготовки руководителей муниципальных образовательных организаций, одним из главных показателей которого обозначает такое личностное качество, как управленческая компетентность, характеризующееся совокупностью специальных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач. Важнейшим ресурсом, обеспечивающим качество современного образования, является кадровый, определяющийся как уровнем профессиональной компетентности педагогического корпуса, в целом, так и уровнем профессиональной готовности и способности непосредственного руководителя в управлении образовательной организацией, проявляющемся в его управленческой компетентности.

Вопросами характеристики профессионально-личностного портрета лидера образования занимались А. А. Деркач, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. И. Сахарова, И. Д. Чечель и др. Но при этом еще недостаточно изучены трудности, возникающие в процессе развития управленческой компетентности руководителей образовательных организаций и их причины; сущность и содержание управленческой компетентности как важного интегрального качества личности и важнейшей составляющей профессионально-педагогической деятельности.

Цель данной статьи - рассмотреть теоретические аспекты развития управленческой компетентности руководителя образовательной организации, в данном случае школы с учетом региональных особенностей.

Развитие управленческой компетентности руководителя школы в современном социально-экономическом контексте

Согласно статье 51 Федерального Закона «Об образовании в РФ» определен правовой статус руководителя образовательной организации, указывается на необходимость соответствия квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Компетентный руководитель образовательной организации (далее ОО) - это личность, обладающая определенными профессиональными качествами и компетенциями.

Основные требования, которым должен отвечать руководитель образовательной организации, это соответствовать квалификационным требованиям, указанным в специальных справочниках, и/или профессиональным стандартам; иметь высшее образование, при назначении на должность иметь опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим; не иметь ограничений по праву занятия педагогической деятельностью; регулярно (желательно не реже одного раза в три года) проходить повышение квалификации [1].

Считаем, что именно Национальный приоритетный проект «Образование» стал основным двигателем в ускорении движения к достижению нового качества общего образования в РФ, служит локомотивом к созданию новой модели школы. Новые направления проекта выявили значительный инновационный кадровый ресурс.

На настоящем этапе развития системы российского образования возникла необходимость в подготовке педагога в совершенно другом ракурсе, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориен-тированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных задач. Необходимо обновление не только целей, содержания образования, совершенствования технологий обучения, воспитания и развития личности обучающегося, но и актуального изменения профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, создания условий органами управления образованием их профессионального развития. Практические подвижки в этом направлении делают актуальной тему развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций [2].

Понятие «компетентность» содержит в себе сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В распространенном виде компетентность представляет собой совокупность способностей, качеств

и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере [3].

В исследованиях психологов учитываются такие виды компетентностей: коммуникативная, профессионально-педагогическая. Управленческая компетентность является итогом получения профессионального образования.

Сохраняя позитивные традиции повышения квалификации руководителей образовательных организаций, сформировавшиеся в Республике Саха (Якутия), учитывая необходимость предоставления педагогам возможности непрерывного образования в течение всей жизни, требуется сохранить системное видение профессионального развития управленцев в области образования. В основе развития образовательной сферы лежат во многом уникальные особенности территории, природы, социально-экономическое обустройство, неповторимая культура, которые определяют содержание, формы, способы образовательного процесса в системе образования. В системе образования РС (Я) сформирована инновационная инфраструктура, включающая в себя республиканскую сеть инновационных педагогических площадок, ассоциацию общественных экспертов, муниципальные образовательные сети.

Специалисты выделяют ряд специфических черт, обусловленных внешними условиями в республике: малокомплектность школ, их удаленность от органов управления образованием, научно-образовательных и культурных центров, небольшая наполняемость классов, полиязычный и поликонфессиональный состав обучающихся и т. д. При этом в условиях Якутии срабатывает бинарная схема «центр-периферия»: влияние факторов гетерогенности среды усиливается по мере удаления от столицы. Такое положение в экстремальных природно-климатических условиях, слабой транспортной доступности и низкого уровня развития телекоммуникационных технологий автоматически повышает риск неравенства в обеспечении доступности качественного образования вследствие удаленности школ от основных образовательных ресурсов [4].

Таким образом, региональными особенностями выступают экстремальные природно-кли-магические, территориально-административные (отдалённость и труднодоступность большинства населённых пунктов, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения), социально-экономические условия.

Дискурсивный анализ законодательных актов, нормативных документов Республики Саха (Якутия) в области образования, принятых в последние десятилетия в республике, показывает, что ключевыми в региональной политике являются идеи динамичного развития, создания комфортных и безопасных условий для реализации человеческого капитала. Так, разработаны и утверждены локальные нормативные акты: Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»; Приказ МОиН РС (Я) от 26.06.2019 г. №01-10/885 «О проведении мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций РС (Я)»; Методические рекомендации «Подготовка к аттестационной оценке руководителя образовательной организации» (утв. НМС АОУ РС (Я) ДПО ИРОиПК от 04.04.2019 г. №4). Проведены такие мероприятия, как республиканский семинар-совещание «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования» (24 января 2019 г.); участие в федеральной апробации ЕФОМ «Апробация ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций в 2019 г.» (16 января 2020 г.) и др.

Если обратиться к анализу понятия «управленческая компетентность руководителя образовательной организации», то он выглядит следующим образом (табл.).

Таблица

Управленческая компетентность руководителя образовательной организации

№ Характеристика Исследователи

1 Способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в управленческой деятельности A. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, B. В. Лаптев, А. П. Тряпицына [5]

2 Проявление способности и готовности выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы развития образовательных организаций, нахождение наиболее эффективных управленческих решений Е. Н. Белова [6]

3 Способность действовать самостоятельно и ответственно, управлять деятельностью других людей. Наличие профессиональной зрелости личности, позволяющее продуктивно функционировать и достигать ощутимых результатов. А. К. Маркова [3]

4 Интегрированная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность руководителя профессионально выполнять функции в соответствии с принятыми нормами и стандартами И. П. Семыкин [7]

5 Интегральное свойство личности, основанное на профессиональных управленческих ценностях, готовность и способность применять систему управленческих знаний и умений О. И. Сторожева [8]

6 Готовность личности результативно осуществлять управленческую деятельность. Обеспечивать конкурентоспособность посредством позитивного имиджа. В. В. Тарасенко [9]

7 Личностно-профессиональная характеристика, включающая в себя готовность и способность профессионально выполнять управленческие функции, которые должны обеспечивать эффективное решение профессиональных задач как результат постепенного накопления знаний и опыта управленческой деятельности. Важнейшая составляющая в структуре профессиональнной компетентности руководителя образовательной организации Л. Г Киселева [10]

Таким образом, управленческая компетентность руководителя образовательной организации - это системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-управленческой подготовленности и практической способности комплексно применять нормативно-правовые, социально-экономические, психолого-педагогические технологии и методы для решения вариативных задач его профессионального труда в специфических условиях обеспечения эффективности качества образования. Данная компетентность отражает единство мотивационной предрасположенности к управленческой деятельности руководителя и владения им практическими технологиями решения широкого спектра профессиональных задач.

Современные исследователи управленческую компетентность руководителей образовательных организаций рассматривают как важнейшее качество образования, которое определяется не только профессионализмом педагогов, но и уровнем профессиональной компетентности руководителя. Высокий уровень отражает достаточное развитие управленческой компетентности руководителя образовательной организации, средний уровень означает неполное развитие, но устранимую в результате разработки и реализации индивидуальной траектории развития управленческой компетентности начинающего руководителя. Уровень ниже среднего показывает начало развития управленческой компетентности, устранимую в результате работы по повышению мотивации, осознания своей роли в понимании проекта профстандарта в результате рефлексии своей профессиональной деятельности, по разработке и реализации индивидуальной траектории развития управленческой компетентности. Низкий уровень -управленческая компетентность может быть сформирована в результате длительного само-

развития, принятия идей профстандарта, рефлексии не только своей профессиональной деятельности, но в первую очередь своих установок на организацию образовательного процесса в целом.

Анализ современных трендов в подготовке и повышения квалификации директоров российских общеобразовательных школ свидетельствует, что лучшие образовательные системы создают целостную систему отбора, подготовки и профессионального развития руководителей, основными формами которой становятся стажировки и сопровождение на рабочем месте. Как отмечают специалисты, содержание подготовки директоров переориентируется от менеджмента, управления организацией и персоналом к педагогическому лидерству (это управленческая практика, нацеленная на создание в школе ориентированной на учебные достижения образовательной среды, поддержку и развитие педагогов, улучшение качества преподавания). Под квалификацией руководителей школ понимается их способность решать управленческие задачи в конкретных социально-педагогических условиях. Повышение же квалификации руководителей школ заключается в освоении способов решения новых управленческих задач и/или освоении более эффективных методов (вариантов, средств) решения известных управленческих задач. Согласно изучению теоретических источников и практики установлено, что подавляющее большинство руководителей отечественных школ регулярно повышают свою квалификацию на краткосрочных курсах и/или освоили программы профессиональной переподготовки, часть из них получили второе высшее образование на программах магистратуры и специалитета, и малая часть проходят обучение в аспирантуре.

Сегодня многие региональные ИРОиПК организуют работу с начинающими руководителями в традиционной форме (Школа молодого руководителя), не достаточно сотрудничают для объединения своих ресурсов в целях создания современных форм и методов профессионального развития управленческого корпуса системы образования, в том числе для поддержки вновь назначенных руководителей [11].

Например, в Камчатском крае, имеющем такие же сложные природные-климатические условия, как и Якутия, т. е. территориальную удаленность муниципальных образований от краевого центра, малочисленность педагогических коллективов сельских школ, трудность в интернет-обеспечении, разработана и функционирует с применением дистанционных технологий «Мобильная школа управленческих кадров образования». С 2020 г. для директоров бурятских школ проводится учебно-образовательная сессия «Цифровые компетенции руководителя образовательной организации». В Татарстане ведется работа по развитию национального образования республики (этнокультурного компонента); функционирует институт наставничества, имеющий богатый положительный опыт как по работе с молодыми педагогами [12], так и с молодыми руководителями школ. Роль наставничества рассматривается как механизм социально-профессиональной адаптации [13] молодых специалистов, разработана модель компетенций современного наставника. В Кировской области в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» представлен опыт построения профессиональной траектории развития руководящих и педагогических кадров. Показаны особенности разработки и конкретные примеры профессиональной траектории развития руководителей ОО [14].

Развитие управленческой компетентности начинающего руководителя является непрерывным процессом. Во многих регионах ведется системная работа по формированию и развитию кадрового резерва управленческих кадров, но данные процессы являются локальными и не всегда эффективными. Положительный опыт работы по кадровому резерву руководителей ОО на уровне муниципалитета имеется в Москве, Самаре, Чебоксарах, Калининграде и других городах.

Что касается зарубежной практики форм и методов работы с вновь назначенными (начинающими) руководителями, то приведем следующие примеры.

Так, в Великобритании организуются общегосударственные конференции новых директоров, где опытные руководители проводят мастер-классы. В г. Ноттингеме открыт Националь-

ный колледж управления школой, где действует гибкая модель развития и поддержки руководителей образовательных организаций на различных этапах. В США организационные формы обучения руководителей - это образовательные конференции, симпозиумы, летние институты и однодневные учебные семинары, «on-line» программы. Такое обучение обеспечивает обучение без отрыва от основной работы. Важное место в развитии начинающих руководителей ОО занимают такие формы обучения, как наставничество и коучинг. Американские специалисты наставничество рассматривают как сопровождение профессионального развития начинающего руководителя и называют его «профессиональным партнером» [11].

Таким образом, изучение российского и зарубежного опыта профессиональной поддержки и профессионального развития начинающих руководителей ОО позволяет определить положительные тенденции: внедрение программ консультационной поддержки, реализацию краткосрочных программ дополнительного профессионального образования, нацеленных на развитие профессиональных компетенций, внедрение наставничества и коучинга как формы профессионального сопровождения, использование информационно-коммуникационных средств, использование разных форм обучения (очная, дистанционная, смешанная и др.).

Что касается регионального опыта, то в Республике Саха (Якутия) накоплен определенный потенциал по повышению квалификации и развитию профессиональной и управленческой компетенции руководителей общеобразовательных организаций. Так, Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-II осуществляет региональный мониторинг эффективности руководителей ОО РС (Я), согласно Приказу МОиН РС (Я) №07/013919 от 26.06.2019 г. Основной целью является повышение качества управленческой деятельности руководителей ОО в условиях реализации Указа Главы РС (Я) от 22.11.2018 г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)». При проведении мониторинга определяют показатели эффективности, выявляют эффективных руководителей, создают базу ОО с высоким и слабым потенциалом для содействия развитию и определению ресурсной поддержки. В итоге содействуют созданию адресных рекомендаций руководителям по повышению качества образования в управляемой ими образовательной организации. Организовано сетевое взаимодействие для руководителей образовательных организаций, результатом которого являются реализованные учебные программы. Проводятся курсы повышения квалификации «Современная школа: оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций», «Инновационная деятельность в образовательной организации», «Основы трудового законодательства в условиях дополнительного образования», региональный проект «Современная школа»: механизмы реализации» в формате проектной сессии (работа с программой развития, основной образовательной программой и рабочей программой, разработка дорожной карты), «Основы трудового законодательства в сфере общего образования», «Лидер образования», «Особенности организации профилактического образования в школе: исполнение ФЗ-120».

Ежегодно ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммо-сова» организует научно-практические мероприятия (конференции, круглые столы, вебинары, форумы, дискуссионные площадки и др.) по актуальным темам, приобщает административно-управленческий персонал школ к научно-исследовательской деятельности, обучает управлению проектно-исследовательской деятельностью обучающихся через Ассоциацию «СевероВосточный университетский образовательный округ».

Таким образом, в регионе ведется целенаправленная работа по развитию управленческой и профессиональной компетентностей руководителей образовательных организаций через формы повышения квалификации и переподготовки.

Относительно форм и методов работы с руководителями ОО, в частности с начинающими директорами, представим муниципальный опыт Управления образованием Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). В 80-е годы прошлого столетия был организован общественный комитет по защите реки «Амма», в работу которого активно подключились многие представители директорского корпуса, что показывает активную гражданскую позицию

лидеров образования тех лет. Используя эту особую форму связи, сетевое взаимодействие между образовательными организациями, данный комитет постепенно стал образовательным центром. Одним из первых улусов республики в 1999 г. на базе Соморсунской школы было создано межулусное (межрайонное) сетевое взаимодействие образовательных школ «Амма», состоящее из восьми школ Амгинского, Чурапчинского и Таттинского улусов, со сходными природно-климатическими, социально-культурными особенностями.

В настоящее время Амгинским районным управлением образования проводится системная работа по развитию профессиональных компетентностей директоров школ. Эффективно действует Совет руководителей ОО, «Школа молодого учителя», Ассоциация руководителей ОО. Информационно-методический отдел управления координирует непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, организует сопровождение руководителей посредством методической мастерской «Тосхол» (Вектор).

С 2016 г. в целях развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных общеобразовательных организаций Амгинское районное управление образования РС (Я) реализует Программу по стажировке руководителей ОУ в другие регионы. Так организован выезд заместителей директоров школ в г. Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС». В 2018 г. руководители школ прошли обучение по программе «Современная школа: эффективное руководство» в формате проектной сессии, которая также включала стажировку в Центре повышения квалификации г. Токио, Япония (Participant of a foreign educational intern ship «Horizons of leadership in education: international experience»).

В настоящее время управленцам образовательных организаций необходимы специальные цифровые навыки и компетенции, которые связаны с умением ставить и решать управленческие задачи, реализация которых предполагает использование электронных и цифровых документов, а также методов анализа информации на уровне моделирования управленческих систем.

Траектория профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций представлена в основных принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, необходимых для разработки паспортов региональных систем общего образования.

Сегодня систему образования Амгинского улуса представляет сорок одна организация: из них восемнадцать общеобразовательных организаций, восемнадцать дошкольных организаций и пять организаций дополнительного образования. Всего 2988 детей от трех до восемнадцати лет и 1102 педагогов.

С целью изучения управленческого потенциала руководителей школ в период 2019-2021 гг. нами проведен опрос 64 управленческих кадров. Из них: первая группа состояла из 25 представителей управленческого состава из 18 oбразовательных oрганизаций Амгинского улуса, из них директора - 28%, заместители директора - 72%, среди них заместители директора по учебно-воспитательной работе - 16%, заместители директора по воспитательной работе - 28% и заместители по другим областям - 28%. Вторую группу составили 18 руководителей oбразовательных oрганизаций Намского улуса: из них директоров - 39%, заместителей директора - 61%, в том числе, заместители по учебной работе - 27%, по учебно-воспитательной работе - 36%, по воспитательной работе - 27%, по ИКТ - 9%. В третью группу вошли управленцы Мегино-Кангаласского улуса: директора - 43%, заместители директора - 57%, в том числе заместители по учебной работе - 25%, учебно-воспитательной работе - 42%, воспитательной - 25%, ИКТ - 8%.

Стаж руководящей должности варьируется следующим образом: до одного года - 66,67% руководителей, от года до двух лет - 16,67% участников опроса, два и три года - 8,33% управленцев, от трех и более лет - 8,33 % руководителей.

На основе анализа и систематизации полученных материалов разработана Сетевая модель развития управленческой компетентности начинающего руководителя ОО с учетом регио-

нальной специфики по следующим направлениям: 1) сетевое взаимодействие образовательных организаций; 2) наставничество; 3) составление индивидуальной траектории профессионального развития руководителя ОО.

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов выступило открытие на базе Бетюнской СОШ муниципального информационно-образовательного центра, в структуру которого входят все социальные партнеры. Центр имеет гибкий характер, сеть может меняться под конкретные задачи, главной целью центра выступает реализация идей Национальной системы квалификаций, которая тесно связана с целями, результатами и мероприятиями национальной системы учительского роста (НСУР). В 2020 г. в связи с распространением пандемии СОУГО-19 очный формат центра постепенно перешел на цифровую платформу с использованием дистанционных образовательных технологий, что оказалось удобным в реализации сетевой формы.

Заключение

Таким образом, изучение теоретических предпосылок и современной управленческой практики общеобразовательных организаций позволяет выявить следующие противоречия: между возросшими требованиями государства и общества к профессиональному уровню руководителя образовательной организацией, потребностью в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития и управленческой компетентности руководителя образовательной организации; между объективной потребностью в обновлении научно-методического обеспечения процесса развития управленческой компетентности руководителя образовательной организации и недостаточностью разработок в данном направлении.

Считаем, что развитие управленческой компетентности руководителя образовательной организации будет протекать более результативно, если управленческую компетентность рассматривают как интегративную совокупность профессионально-личностных способностей и операционно-технологических характеристик управленческих умений, обеспечивающих принятие обоснованных психолого-педагогических решений; развитие управленческой компетентности сопровождается на основе мотивации руководителя образовательной организации и активизации сетевого взаимодействия, направленных на саморазвитие руководителя и совершенствование мотивационно-ценностного отношения к управленческой деятельности; ориентации руководителя образовательной организации на непрерывное саморазвитие и создание постоянно действующей площадки (в очно- цифровом форматах) по обмену опыта и взаимодействию всех заинтересованных сторон субъектов в результатах качества функционирования образовательной организации.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями на 2019 г.). - Текст : непосредственный. - Москва : Эксмо, 2019. - 144 с.

2. Бозина, Н. А. Теоретические основы развития компетентности руководителей образовательных учреждений / Н. А. Бозина, Н. М. Саввина // Инновационные проекты и программы в образовании. -2013. № 6. - С. 67-70. - Текст : непосредственный

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : МГФ, 1996. - Текст : непосредственный.

4. Саввинов, В. М. Развитие территориальных образовательных систем в условиях роста гетерогенности среды / В. М. Саввинов // Педагогика. - 2017. - №8. - С. 27-34. - Текст : непосредственный.

5. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием / Ю. В. Варданян : дис. .. .д-ра пед. н. - Москва, 1999. - Текст : непосредственный.

6. Белова, Е. Н. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения сферы культуры / Е. Н. Белова // Автореф... дисс. к. пед. н. - Красноярск, 2006. - 24 с. - Текст : непосредственный.

7. Семыкин, И. П. Развитие управленческой компетентности руководителя сельского образовательного учреждения в процессе повышения квалификации / И. П. Семыкин : Дисс. ... к. пед. н. - 2001. -212 с. - Текст : непосредственный.

S. Сторожева, О. И. Развитие управленческой компетенции руководителей общеобразовательной учреждений в процессе повышения квалификации / О. И. Сторожева : Автореф. дисс. к. пед. н. - Екатеринбург, 2010. - 28 с. - Текст : непосредственный.

9. Тарасенко, В. В. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности: / В. В. Тарасенко : Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 25 с. - Текст : непосредственный.

10. Киселева, Л. Г. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений / Л. Г. Киселева : Дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007. - 249 с. - Текст : непосредственный.

11. Чечель, И. Д. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации / И. Д. Чечель, Т. В. Потемкина // Управление образованием: теория и практика.

- 2014. - Вып. №3. - С. 97-107. - Текст : непосредственный.

12. Руководство по наставничеству молодых педагогов Республики Татарстан. 2017. - Текст : электронный. - URL: https://docplayer.ru/75S51023-Rukovodstvo-po-nastavnichestvu-molodyh-pedagogov-respubliki-tatarstan.html.

13. Москвин, С. H. Распределенная модель сетевого взаимодействия как механизм формирования управленческих умений руководителей школы / С. H. Москвин // Шука и школа. - 2017. - № 2. - С. 131137. - Текст : непосредственный.

14. Профессиональная траектория развития руководящих и педагогических кадров в условиях реализации национального проекта «Образование» : учебно-методическое пособие / авторы-составители О. H. Рысева [и др.]. КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 96 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami na 2019 g.). - Tekst : neposredstvennyj. - Moskva : Jeksmo, 2019. - 144 s.

2. Bozina, N. A. Teoreticheskie osnovy razvitija kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij / N. A. Bozina, N. M. Savvina // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2013. № 6. - S. 67-70.

- Tekst : neposredstvennyj

3. Markova, A. K. Psihologija professionalizma / A. K. Markova. - Moskva : MGF, 1996. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Savvinov, V. M. Razvitie territorial'nyh obrazovatel'nyh sistem v uslovijah rosta geterogennosti sredy / V. M. Savvinov // Pedagogika. - 2017. - №S. - S. 27-34. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Vardanjan, Ju. V. Stroenie i razvitie professional'noj kompetentnosti specialista s vysshim obrazovaniem / Ju. V. Vardanjan : dis. .d-ra ped. n. - Moskva, 1999. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Belova, E. N. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija sfery kul'tury / E. N. Belova // Avtoref. diss. k. ped. n. - Krasnojarsk, 2006. - 24 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Semykin, I. P. Razvitie upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelja sel'skogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija v processe povyshenija kvalifikacii / I. P. Semykin : Diss. ... k. ped. n. - 2001. - 212 s. - Tekst : neposredstvennyj.

S. Storozheva, O. I. Razvitie upravlencheskoj kompetencii rukovoditelej obshheobrazovatel'noj uchrezhdenij v processe povyshenija kvalifikacii / O. I. Storozheva : Avtoref. diss. k. ped. n. - Ekaterinburg, 2010. -2S s. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Tarasenko, V. V. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija v imidzhevoj dejatel'nosti: / V. V. Tarasenko : Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2010. - 25 s. - Tekst : neposredstvennyj.

10. Kiseleva, L. G. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti budushhih specialistov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij / L. G. Kiseleva : Dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2007. - 249 s. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Chechel', I. D. Formy i metody professional'nogo stanovlenija i razvitija direktora obshheobrazovatel'noj organizacii / I. D. Chechel', T. V. Potemkina // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. - 2014. - Vyp. №3.

- S. 97-107. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Rukovodstvo po nastavnichestvu molodyh pedagogov Respubliki Tatarstan. 2017. - Tekst : jelektronnyj.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- URL: https://docplayer.ru/75851023-Rukovodstvo-po-nastavnichestvu-molodyh-pedagogov-respubliki-tatarstan.html.

13. Moskvin, S. N. Raspredelennaja model' setevogo vzaimodejstvija kak mehanizm formirovanija upravlencheskih umenij rukovoditelej shkoly / S. N. Moskvin // Nauka i shkola. - 2017. - № 2. - S. 131-137.

- Tekst : neposredstvennyj.

14. Professional'naja traektorija razvitija rukovodjashhih i pedagogicheskih kadrov v uslovijah realizacii nacional'nogo proekta «Obrazovanie» : uchebno-metodicheskoe posobie / avtory-sostaviteli O. N. Ryseva [i dr.]. KOGOAU DPO «IRO Kirovskoj oblasti». - Kirov, 2020. - 96 s. - Tekst : neposredstvennyj.

^SMSr^r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.