- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 378.046
Р. Е. Герасимова1, В. Г. Абрамова2
Практика профессионального роста педагогов в условиях реализации национальной системы образования
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия 2МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа имени В. П. Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов» МР «Мегино-Кангаласский улус», РС (Я), Россия
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы управления профессиональным ростом педагогов в условиях реализации проекта национальной системы образования. Приводится краткий анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по теме исследования. Основной целью исследования является раскрытие некоторых механизмов и подходов, способствующих профессиональному росту педагогов в условиях реализации национальной системы учительского роста. Авторы отмечают, что одним из основных проблем повышения качества непрерывной системы образования является отсутствие единых подходов и единого понимания в повышении профессиональной компетентности педагогических кадров. В этой связи авторами уделяется особое внимание проблемам профессионального развития работников системы образования. В статье выявлены педагогические условия, направленные на повышение уровня профессиональных компетенций учителей. Совокупность новых подходов к процессу дополнительного профессионального образования и привлечение личного опыта педагогических кадров, удовлетворение их потребностей обеспечат актуализацию механизмов развития личностного и профессионального потенциала.
Ключевые слова: национальная система учительского роста, образование взрослых, повышение квалификации, профессиональный рост, дополнительное профессиональное образование.
ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - к. п. н., доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: rosa_ger@rambler.ru
GERASIMOVA Rosalia Yeremeyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Social Pedagogy, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
E-mail: rosa_ger@rambler.ru, phone:
АБРАМОВА Варвара Гаврильевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа имени В. П. Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов» МР «Мегино-Кангаласский улус», РС (Я), Россия.
E-mail: varya.abramova@mail.ru
ABRAMOVA Varvara Gavrilyevna - Deputy Director for educational work, Maya secondary general education school with in-depth study of individual subjects, Republic of Sakha (Yakutia), Russia.
R E. Gerasimova1, V. G. Abramova2
Practices of Professional Growth of Teachers in the Context of Forming a National System of Education
JM.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Maya secondary general education school with in-depth study of individual subjects, Republic of Sakha (Yakutia), Russia
Abstract. The article deals with theoretical and practical issues of managing the professional growth of teachers in the context of implementing the project of the national system of teacher growth. A brief analysis of the works of Russian and foreign scholars on the research topic is given. The main purpose of the study was to reveal some of the mechanisms and approaches that contribute to the professional growth of teachers in the context of implementing the national system of teacher growth. The authors note that one of the main problems of improving the quality of the continuous education system is the lack of common approaches and common understanding in improving the professional competence of teaching staff. In this regard, the authors pay special attention to the problems of professional development of workers in the education system. The article reveals pedagogical conditions aimed at increasing the level of professional competencies of teachers. The combination of new approaches to the process of additional professional education and the attraction of the personal experience of teaching staff, the satisfaction of their needs will ensure the actualization of the mechanisms for the development of personal and professional potential.
Keywords: national system of teacher growth, adult education, professional development, professional growth, additional professional education.
Введение
В настоящее время в условиях интенсивного развития социально-экономической сферы все более очевидной становится тенденция смещения акцента в оценке качества профессиональной деятельности педагогов. Разрабатываются и реализуются различные проекты, нацеленные на развитие профессионального уровня педагогов, в том числе проект Национальная система учительского роста (далее - НСУР).
Национальная система учительского роста становится механизмом государственной образовательной политики, создавая педагогические условия для повышения профессионального, карьерного и личностного роста работников системы образования.
Методологические основы и методы исследования
Американский педагог Дж. Дьюи в своих трудах отметил, что каждый человек имеет право на обучение в течение всей жизни. М. Ноулз считал, что андрагогика - это «искусство и наука помощи взрослым в обучении» [1]. В европейских странах под терминами lifelong learning (учение длиною в жизнь) и lifewide learning (учение шириною в жизнь) понимают непрерывное образование в течение всей жизни человека.
Сегодня в России система образования взрослых достаточно активно развивается: формы и виды обучения, технологии обучения, совершенствование нормативной и правовой базы и т. д.
В работе были использованы в качестве теоретической и практической базы труды С. Г. Вершловского, С. И. Змеева, Г. С. Сухобской, В. Г. Онушкина, Э. М. Никитина и др. (методология образования взрослых [2]; Е. Ф. Зеера, Е. С. Зимней, В. А. Козырева, А. К. Марковой, А. В. Хуторской, А. А. Вербицкого и др. (компетентностный подход в образовании) [3].
Методами исследования стали теоретические (анализ и обобщение трудов зарубежных и отечественных ученых, нормативных документов и т. д.); интерпретационные (структуризация, анализ и обобщение практического опыта и т. д.), эмпирические (отслеживание и изучение результатов профессиональной деятельности педагогических кадров).
Управление профессиональным ростом педагогов в условиях реализации проекта национальной системы учительского роста
Сегодня современная система дополнительного профессионального образования, являясь одним из основных элементов непрерывного образования, направлена на удовлетворение
индивидуальных, образовательных и профессиональных потребностей работников системы образования и рынка труда [4]. Дополнительные профессиональные программы (программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки) должны разрабатываться с учетом требований федеральных государственных и профессиональных стандартов и способствовать дальнейшему профессиональному, личностному и карьерному развитию педагогических кадров, в том числе эффективному повышению их профессионального уровня [5].
Сегодня принципиально важным становится единое понимание стратегических направлений развития непрерывной системы образования, учитывающих потребности педагогических кадров, рынка труда [6].
НСУР предусматривает реализацию различных механизмов стимулирования педагогов: не только системное повышение квалификационного уровня, но и широкое внедрение инновационных методов, технологий организации образовательного процесса, в том числе воспитательного [7].
В этой связи образовательные организации усилили учебно-методическую работу.
Рассмотрим более подробно на примере МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа имени В.П. Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов» МР «Меги-но-Кангаласский улус». Школа разработала «Положение о распределении процентных надбавок (коэффициент финансирования) за агропрофильную деятельность педагога», как один из действенных форм стимулирования и мотивирования педагогов. Основной целью положения является поддержка профессионального и личностного роста педагогов.
Надбавки педагогам распределяются по следующим направлениям: учебная деятельность агрошколы, качество результатов обучения и воспитания, профессиональная компетентность педагогов, организация трудового воспитания обучающихся, производственная деятельность агрошколы. Каждое направление имеет свои показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности педагогов.
Например, критериями направления «Профессиональная компетентность педагогов» являются: участие в мероприятиях различного уровня (20%), диссеминация опыта работы с использованием разных форм подачи материалы (25%), прохождение курсов повышения ква-лифкации и профессиональной переподготовки ( 30%), публикационная активность педагога на уровне региона (35%), разработка учебно-метиодических пособий и публикационная активность на федеральном и международном уровнях, бизнес-проекты (40%).
В условиях новых образовательных трендов особую актуальность приобрели критерии: публикационная активность педагогов, разработка методических, учебно-методических пособий. У педагогов появился интерес к распространению индивидуального опыта работы посредством издания статей, пособий и т. д., так с 2018 г. по 2020 г. издано 23 авторских пособий педагогов и серийных изданий по методике обучения и воспитания с учетом современных требований. В ходе отслеживания выяснилось, что 35% педагогов затрудняются в распространении своего опыта, так как трудно сформулировать накопленный опыт: структурировать, логически упорядочить и привести в единую систему. В данном случае реализация системы наставничества с учетом требований НСУР даст продуктивные результаты.
Таким образом, поиск ответов на поставленные вопросы обусловил необходимость своевременного внедрения различных механизмов поддержки педагогов. Сегодня необходима новая практико-ориентированная система и структура мониторинга качества, способная с высокой степенью точности оценить качество и результативность процесса профессиональной деятельности работников системы образования, влиять и регулировать качество образовательных услуг.
Локальная программа «Учитель будущего», разработанная в целях эффективного внедрения идей НСУР, способствовала творческому развитию педагогов. Основные результаты качества профессиональной деятельности педагогов были выявлены с помощью 12 индикаторов, которые основывались на значениях индекса готовности педагогов к инновационной (творческой) работе.
Следует отметить, внедрение такого рода различных управленческих механизмов мотивируют педагогов к системному повышению своего личностного и профессионального уровня, квалификации. В связи с этим система дополнительного профессионального образования должна учитывать индивидуальные образовательные и профессиональные потребности педагогов, а также потребности рынка труда [9, 10].
Итоги отслеживания показали увеличение количества педагогов с высшей категорией. Если в 2020-2021 уч. г. было 46% с высшей категорией от общего количества, то в 2018-2019 уч. г. - 59,2%; учителей без категории в 2020-2021 уч. г. - 27,1%, то в 2018-2019 уч. г. - 14%.
Результаты аттестации педагогов 2020 г. свидетельствуют о сохраняющейся тенденции роста количества педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (с 17,8% в 2018 г. до 55,3% в 2020 г.), что свидетельствует о сложившейся собственной педагогической системе у данной категории педагогов.
Анализ кадрового состава педагогических работников, прошедших аттестацию с 2018 г. по 2020 г., показал:
- из аттестованных на первую категорию большую часть составили педагоги со стажем работы от 5 до 10 лет (25,08%);
- из аттестованных на высшую квалификационные категорию большую часть составили педагоги со стажем работы от 10 лет и выше (55,3%).
Также проведенное исследование показало, что в коллективе педагогов есть группа учителей, испытывающая определенные затруднения (творческий кризис, профессиональное выгорание, профессиональная адаптация и т. д.), эти учителя требуют дальнейшего, более углубленного исследования.
Заключение
Таким образом, национальная система учительского роста позволит создать единое образовательное пространство, в том числе единую систему оценивания, подходов к результатам деятельности работников системы образования. Использование различных механизмов, позволяющих профессиональный рост педагогов, как одного из этапов формирования национальной системы учительского роста, сделает возможным своевременно и эффективно оценить качество деятельности педагогов. Проект предоставляет поддержку личностного, профессионального и карьерного роста педагогов, а также способствует интенсивному развитию системы дополнительного профессионального образования, следствием которого станет повышение качества образования.
Литература
1. Ноулз, Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики / М. Ш. Ноулз. - Москва, 1980. - 248 с. - Текст : непосредственный.
2. Лебединская, Н. Г. Образование взрослых в России и Швеции: сравнительно-сопоставительный анализ: дисс. ... канд. пед. наук: 13 00 08 / Н. Г. Лебединская. - Пятигорск, 2014. - 222 с. - URL: https:// www.dissercat.com/content/obrazovanie-vzroslykh-v-rossii-i-shvetsii-sravnitelno-sopostavitelnyi-analiz (дата обращения: 08.07.2021). - Текст : электронный.
3. Струминская, Л. М. Компетентностный подход и проблемы его реализации в высшей школе / Л. М. Струминская, Е. Н. Богданчикова // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10, №2. - С. 3788-3797. DOI: 10.15372/PEMW20 200 216 - URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/ view
/692?locale=ru_RU (дата обращения: 20.09.2021). - Текст : электронный.
4. Джахбаров, М. А. Индивидуализация дополнительного педагогического образования на основе самопроектирования программ повышения квалификации: дис. ... канд. пед.наук: 13 00 08 / М. А. Джахбаров. - Невинномысск, 2019. - URL: - 171 с. https://www.ncfu.ru/export/uploads/doc/ avtoref_ ma_dzhahbarov.pdf (дата обращения: 12.09.2021). - Текст : электронный.
5. Чоросова, О. М. Методологические подходы к изучению непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) / О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Г. С. Соломонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 03 (57) Часть 1. - С. 72-75. - URL: https:// research-journal.org/pedagogy/metodologicheskie-podxody-k-izucheniyu-nepreryvnogo-professionalnogo-
obrazovaniya-v-respublike-saxa-yakutiya/ (дата обращения: 24.09.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2017.57.051. -Текст : электронный.
6. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова.
- Электрон. дан. - M.: [б. и.] 2005 - URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.phparticle=150 (дата обращения: 09.07.2021). - Текст : электронный.
7. Куприянова, Т. В. Формирование национальной системы учительского роста: правовые и социальные аспекты проблемы / Т. В. Куприянова. - Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. № 4. -C. 22-26. Pежим доступа: http:// psyjournals.ru / psyedu /2017/n4/ Kupriyanova_full.shtml (дата обращения: 20.09.2021). - Текст : электронный.
S. Беспалько, В. Mониторинг качества обучения - средство управления образованием / В. Беспалько. M^ образования. - 1996. - № 2. - С. 31. - Текст : непосредственный.
9. Печеркина, А. А. Paзвитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2011. - 233 с. - URL https://core.ac.uk/download/pdf/132622921.pdf (дата обращения: 20.09.2021). -Текст : электронный.
10. Maтюшковa, Е. А. Динамика уровня профессиональной компетентности учителей в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся в зависимости от стажа работы в школе / Е. А. Ma-тюшкова. - Текст : непосредственный // Mолодой ученый. - 2009. - № 5 (5). - С. 1S6-1S9. - URL: https:// moluch.ru/archive/5/355/ (дата обращения: 1S.09.2021).
References
1. Noulz, Sh. Sovremennaja praktika obrazovanija vzroslyh. Andragogika protiv pedagogiki / M. Sh. Noulz.
- Moskva, 19S0. - 24S s. - Tekst : neposredstvennyj.
2. Lebedinskaja, N. G. Obrazovanie vzroslyh v Rossii i Shvecii: sravnitel'no-sopostavitel'nyj analiz: diss. ... kand. ped. nauk: 13 00 0S / N. G. Lebedinskaja. - Pjatigorsk, 2014. - 222 s. - URL: https://www.dissercat. com/content/obrazovanie-vzroslykh-v-rossii-i-shvetsii-sravnitelno-sopostavitelnyi-analiz (data obrashhenija: 0S.07.2021). - Tekst : jelektronnyj.
3. Struminskaja, L. M. Kompetentnostnyj podhod i problemy ego realizacii v vysshej shkole / L. M. Struminskaja, E. N. Bogdanchikova // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. - 2020. -T. 10, №2. - S. 37SS-3797. DOI: 10.15372/PEMW20 200 216 - URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view
/692?locale=ru_RU (data obrashhenija: 20.09.2021). - Tekst : jelektronnyj.
4. Dzhahbarov, M. A. Individualizacija dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovanija na osnove samoproektirovanija programm povyshenija kvalifikacii: dis. ... kand. ped.nauk: 13 00 0S / M. A. Dzhahbarov.
- Nevinnomyssk, 2019. - URL: - 171 s. https://www.ncfu.ru/export/uploads/doc/ avtoref_ma_dzhahbarov.pdf (data obrashhenija: 12.09.2021). - Tekst : jelektronnyj.
5. Chorosova, O. M. Metodologicheskie podhody k izucheniju nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija v Respublike Saha (Jakutija) / O. M. Chorosova, R. E. Gerasimova, G. S. Solomonova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2017. - № 03 (57) Chast' 1. - S. 72-75. - URL: https://research-journal. org/pedagogy/metodologicheskie-podxody-k-izucheniyu-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-respublike-saxa-yakutiya/ (data obrashhenija: 24.09.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2017.57.051. - Tekst : jelektronnyj.
6. Bolotov, V. A. Sistema ocenki kachestva rossijskogo obrazovanija / V. A. Bolotov, N. F. Efremova. -Jelektron. dan. - M.: [b. i.] 2005 - URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.phparticle=150 (data obrashhenija: 09.07.2021). - Tekst : jelektronnyj.
7. Kuprijanova, T. V. Formirovanie nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta: pravovye i social'nye aspekty problemy / T. V. Kuprijanova. - Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2017. - T. 22. № 4. - C. 22-26. Rezhim dostupa: http:// psyjournals.ru / psyedu /2017/n4/ Kupriyanova_full.shtml (data obrashhenija: 20.09.2021). -Tekst : jelektronnyj.
S. Bespal'ko, V. Monitoring kachestva obuchenija - sredstvo upravlenija obrazovaniem / V. Bespal'ko. Mir obrazovanija. - 1996. - № 2. - S. 31. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Pecherkina, A. A. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga: teorija i praktika [Tekst]: monografija / A. A. Pecherkina, Je. Je. Symanjuk, E. L. Umnikova: Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg: [b.i.], 2011. - 233 s. - URL https://core.ac.uk/download/pdf/132622921.pdf (data obrashhenija: 20.09.2021). - Tekst : jelektronnyj.
10. Matjushkova, E. A. Dinamika urovnja professional'noj kompetentnosti uchitelej v sfere pedagogicheskogo vzaimodejstvija s roditeljami uchashhihsja v zavisimosti ot stazha raboty v shkole / E. A. Matjushkova. - Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2009. - № 5 (5). - S. 1S6-1S9. - URL: https://moluch.ru/archive/5/355/ (data obrashhenija: 1S.09.2021).