Научная статья на тему 'Основные направления модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете'

Основные направления модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация педагогического образования / повседневность / событийность / механизмы модернизации / modernization of teacher education / everyday life / eventfulness / modernization mechanisms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна

Статья посвящена представлению результатов педагогического поиска направлений, путей и способов модернизации подготовки будущих педагогов в Костромском государственном университете. Исходным пунктом поиска направлений модернизации педагогического образования автор считает компетентностную модель выпускника школы будущего. В статье определены вызовы, которые стоят перед современным учителем. Эти вызовы классифицированы автором в три группы: целевые, технологические и информационные. В статье предложено видение типичных трудностей, которые испытывает современный учитель при организации образовательного процесса (личностно-мотивационные, ценностно-смысловые, технологические, коммуникативные, интерактивные, ролевые). На основании этого автор выделяет ключевые требования к будущему педагогу, которые становятся целевыми ориентирами в процессе реализации программ педагогического образования, такие как инновационная готовность, субъектность в социальном и профессиональном пространстве, готовность включиться в полиролевую структуру профессиональной деятельности, владение учебным предметом в широком контексте межпредметных связей, связей предмета с современностью, жизненным опытом обучающегося; технологическая оснащенность и гибкость; адаптированность к цифровому миру; готовность к смыслотворчеству. Автор анализирует образовательную практику реализации программ педагогического образования в Костромском государственном университете. В статье содержится вывод о том, что основные проблемы при подготовке учителей лежат в области образовательных технологий и содержания образования, а также связаны с отсутствием единой воспитывающей среды для студентов программ педагогического образования разной направленности. В статье представлен подход к модернизации педагогического образования, основанный на категориях событийности и повседневности. Автор описывает структурные и технологические изменения, которые необходимо внести и в содержание образовательных программ и в содержание внеаудиторной работы со студентами. В статье представлен событийный ряд, который может объединить обучающихся разных направленностей и расставить смысловые, эмоциональные акценты в процессе профессионального становления. Автором представлены механизмы реализации предложенных направлений модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of teacher education modernization at Kostroma State University

The article is devoted to the presentation of directions, ways and tools of modernizing the education of future teachers at Kostroma State University. Directions of the modernization of teacher education programs are based on the requirements for the competencies of a school graduate. Based on this, the author identifies key requirements for the future teacher, which are targets in the implementation of teacher education programs: innovative readiness; subjectivity in society and profession; willingness to implement different roles in professional activities; possession of a discipline in connection with other subjects, the relationship of discipline with modernity, the life experience of a student; competence in the field of training technologies; competence in the field of digital education; ability to search for the meanings of professional activity. The author analyzes the practice of implementing teacher education programs at Kostroma State University. The article concludes the main problems in the preparation of teachers are in the field of educational technologies and the content of education, as well as in the absence of a unified educational environment for students of different types of teacher education programs. The author describes the structural and technological changes that need to be made both in the content of educational programs and in the content of extracurricular work with students. The article presents an event series that can unite students of different types of teacher education programs. The author presents the mechanisms for implementing the proposed directions for the modernization of teacher education at Kostroma State University.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.24411/1813-145X-2019-560 УДК 37.013.32

А. В. Воронцова https//orcid.org/0000-0002-9706-1082

Основные направления модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете

Для цитирования: Воронцова А. В. Основные направления модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). -С. 49-59.

Статья посвящена представлению результатов педагогического поиска направлений, путей и способов модернизации подготовки будущих педагогов в Костромском государственном университете. Исходным пунктом поиска направлений модернизации педагогического образования автор считает компетентностную модель выпускника школы будущего. В статье определены вызовы, которые стоят перед современным учителем. Эти вызовы классифицированы автором в три группы: целевые, технологические и информационные. В статье предложено видение типичных трудностей, которые испытывает современный учитель при организации образовательного процесса (личностно-мотивационные, ценностно-смысловые, технологические, коммуникативные, интерактивные, ролевые).

На основании этого автор выделяет ключевые требования к будущему педагогу, которые становятся целевыми ориентирами в процессе реализации программ педагогического образования, такие как инновационная готовность, субъектность в социальном и профессиональном пространстве, готовность включиться в полиролевую структуру профессиональной деятельности, владение учебным предметом в широком контексте межпредметных связей, связей предмета с современностью, жизненным опытом обучающегося; технологическая оснащенность и гибкость; адаптированность к цифровому миру; готовность к смыслотворчеству.

Автор анализирует образовательную практику реализации программ педагогического образования в Костромском государственном университете. В статье содержится вывод о том, что основные проблемы при подготовке учителей лежат в области образовательных технологий и содержания образования, а также связаны с отсутствием единой воспитывающей среды для студентов программ педагогического образования разной направленности. В статье представлен подход к модернизации педагогического образования, основанный на категориях событийности и повседневности. Автор описывает структурные и технологические изменения, которые необходимо внести и в содержание образовательных программ и в содержание внеаудиторной работы со студентами. В статье представлен событийный ряд, который может объединить обучающихся разных направленностей и расставить смысловые, эмоциональные акценты в процессе профессионального становления. Автором представлены механизмы реализации предложенных направлений модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, повседневность, событийность, механизмы модернизации.

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

A. V. Vorontsova

The main directions of teacher education modernization at Kostroma State University

The article is devoted to the presentation of directions, ways and tools of modernizing the education of future teachers at Kostroma State University. Directions of the modernization of teacher education programs are based on the requirements for the competencies of a school graduate.

© Воронцова А. В., 2019

Based on this, the author identifies key requirements for the future teacher, which are targets in the implementation of teacher education programs: innovative readiness; subjectivity in society and profession; willingness to implement different roles in professional activities; possession of a discipline in connection with other subjects, the relationship of discipline with modernity, the life experience of a student; competence in the field of training technologies; competence in the field of digital education; ability to search for the meanings of professional activity.

The author analyzes the practice of implementing teacher education programs at Kostroma State University. The article concludes the main problems in the preparation of teachers are in the field of educational technologies and the content of education, as well as in the absence of a unified educational environment for students of different types of teacher education programs.

The author describes the structural and technological changes that need to be made both in the content of educational programs and in the content of extracurricular work with students. The article presents an event series that can unite students of different types of teacher education programs. The author presents the mechanisms for implementing the proposed directions for the modernization of teacher education at Kostroma State University.

Keywords: modernization of teacher education, everyday life, eventfulness, modernization mechanisms.

Задачи обновления, модернизации содержания и технологии педагогического образования в течение последних десятилетий постоянно дискутируются и в научном и в управленческом сообществах. С начала XXI века на национальном уровне были предприняты две широкомасштабные попытки модернизации педагогического образования. Первая связана с реализацией Программы модернизации педагогического образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации № 1313 от 01.04.2003 г.

Авторы программы считали, что система педагогического образования страдает целым рядом существенных недостатков, среди которых

— «недостаточная координация между объемом выпуска педагогов и потребностями общеобразовательных учреждений;

— несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы, особенно в части психолого-педагогических дисциплин;

— недостаточная практическая подготовка выпускников;

— неготовность учителя к использованию в учебном процессе современных информационных коммуникационных технологий;

— неготовность педагогов к решению проблем внедрения изучения иностранных языков и информатики в начальной школе;

— низкий уровень готовности выпускников к обеспечению условий сохранения здоровья детей в школе;

— не налажена подготовка учителей для специфических условий сельской малокомплектной школы;

— недостаточная обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и школьными учебниками;

— недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей» [13].

Среди первоочередных мер и направлений модернизации предлагались следующие:

— структурно-институциональные, в том числе регулирование трудоустройства выпускников, организация взаимодействия вузов и субъектов управления образованием;

— содержательно-методические, среди которых приведение содержания подготовки учителя в соответствие с содержанием общего образования, обновление содержания и методики подготовки к воспитательной работе, модернизация системы практической подготовки учителя;

— научно-методические, к которым относится структурирование номенклатуры специальностей и направлений подготовки, согласование психолого-педагогической и предметной подготовки будущих учителей с учетом разноуровневой системы образования.

Несмотря на успешное решение целого ряда задач, поставленных в программе (в первую очередь, тех, которые можно было достичь административно-управленческими методами), она не была реализована полностью, и большинство содержательно-методических проблем остались актуальными на начало второго десятилетия XXI века.

Это привело к повторению попытки модернизировать педагогического образование программными средствами, в связи с чем и была разработана Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций,

утвержденная Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8 [9].

В структуру этой программы входила подпрограмма 2 Модернизация педагогического образования. Для реализации этой подпрограммы был проведен широкомасштабный эксперимент под руководством федеральных операторов проекта ФГБОУ ВПО, «МГППУ», НИУ «ВШЭ». В результате были сформированы довольно четкие и конкретные представления о характеристиках современного педагогического образования, которые касались, в первую очередь, изменения содержания и технологий подготовки педагогических кадров в соответствии с профстандартом педагога; обеспечения многоканального «входа» в педагогическую профессию; повышения эффективности вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров.

Реализация подпрограммы в экспериментальном режиме оказала значительное влияние на практики подготовки педагогов по программам бакалавриата и магистратуры. Проектирование образовательных программ из положений профессионального стандарта, модульность учебного плана, новые форматы организации практик, деятельностные технологии обучения вошли в образовательную деятельность большинства вузов, реализующих программы УГНС «Образование и педагогические науки».

Параллельно с реализацией программ модернизации педагогического образования под влиянием целого ряда факторов и условий происходило каждодневное и непрерывное изменение в практике подготовки будущих педагогов. Среди таких факторов нам видятся особенно значимыми следующие:

— изменение нормативно-правовой базы образовательного процесса, в том числе принятие ФЗ Об образования в РФ в декабре 2012 г., внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и их актуализация (для педагогического образования - в 2016 и 2018 гг.); принятие и вступление в силу профессиональных стандартов в области 01 Образование;

— институциональные изменения - реорганизация и внутренние структурные изменения в образовательных организациях высшего образования;

— социокультурные изменения - высокая динамика изменчивости окружающего мира и системы общего, дополнительного образования в ней.

Изменения, происходившие под влиянием целенаправленной деятельности различных субъектов управления образованием и стихийно, стали предметом педагогических исследований, в центре которых был вопрос о целях и ценностях, эффективных путях и способах преобразований (М. В. Богуславский [2, 3], Е. И. Булин-Соколова [4], Е. Ю. Мартьянов [11], Н. А. Шайденко, Е. Я. Орехова, А. Н. Сергеев, Л. Н. Полунина [19] и др.).

Этот процесс повседневных изменений не всегда был результатом осознанной стратегии университетов, часто это была неотложная реакция на новые требования, вновь возникшие условия и обстоятельства. Поэтому, на наш взгляд, вопрос о модернизации педагогического образования уже в рамках отдельной образовательной организации актуален. Нам этот вопрос видится как попытка соотнести себя с существующими тенденциями развития педагогического образования, учесть и опередить изменение социокультурных условий, чтобы подготовить учителя не для вчерашнего, а для завтрашнего дня.

Стремясь ответить на этот вопрос, рабочая группа Костромского государственного университета предлагает собственное видение преобразований, необходимых в области педагогического образования.

Логика наших рассуждений строилась на поиске ключевых характеристик выпускника школы как основы для установления требований к будущему учителю. Другими словами, то, каким должен быть наш будущий ученик, должно определить то, каким сегодня должен стать учитель.

Наиболее стабильная и постоянная характеристика современного мира - это его изменчивость. Готовность к самореализации в изменяющемся мире - ключевая компетенция выпускника школы. Образовательные организации как центральные агенты управляемой социализации должны обеспечивать воспитаннику и обучающемуся возможность овладения этой компетенцией:

Эта компетенция выражается в следующих ключевых характеристиках личности выпускника школы, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования [18]:

— способности к самопроектированию и преобразованию мира вокруг себя;

— активной адаптации к теоретическим и практическим новациям;

— деятельностной готовности к усиливающейся социальной мобильности;

— высокой технологической вооруженности.

Социокультурные изменения, изменения обучающихся, происходящие на уровне психических процессов (например, памяти [20]), изменения требований к выпускнику школы определяют вызовы, стоящие перед учителем уже сегодня:

— целевые:

• сущностно меняется цель педагогической деятельности. Приобретение знаний не цель, а средство; цель - достижение интегративных результатов обучения, в том числе метапред-метных и личностных;

— технологические:

• репродуктивные образовательные технологии заменяются проектными, исследовательскими;

• технология образования доминирует над его предметным содержанием;

• базовые компетенции педагога - трансляция информации и способов деятельности, алгоритмизация действия обучающегося, контроль за ними сущностно дополняются новыми, такими как ориентация обучающихся в информационном пространстве, проблемати-зация в отношении нового знания, модерация, обеспечение и сопровождение поисковой и продуктовой деятельности обучающихся;

• требование владения информационно-коммуникационными технологиями как средством обучения трансформируется в требование технологической и опытной «встро-енности» педагога в цифровой мир и цифровое образование;

— информационные:

• организованные институты социализации потеряли информационную монополию, объем несистематической информации многократно превышает систематизированную информацию в школе;

• учитель потерял роль владельца информации и должен стать проводником/навигатором в информационном мире;

• картина мира все более изменчива, знание становится все более интегративным, единицы информации менее фрагментируются на отдельные дисциплины.

Обобщая собственный опыт методического сопровождения деятельности школы и результаты

проведенных в этой сфере исследований (например, А. П. Виноградова [5], В. С. Собкин, Д. В. Адамчук [15]), мы выделили типичные трудности, которые испытывает педагог при ответе на эти вызовы:

— личностно-мотивационные, ценностно-смысловые (отсутствие инновационной готовности, инертность);

— технологические (недостаточное владение технологией, методикой, новыми способами действия);

— коммуникативные, интерактивные, ролевые (недоверие к обучающемуся неприятие и неосвоенность партнерских ролей).

На основе вышесказанного ключевыми требованиями к будущему педагогу, определяющими способность отвечать на вызовы современного образования, мы считаем следующие:

— инновационная готовность;

— субъектность в социальном и профессиональном пространстве;

— готовность к полиролевой структуре профессиональной деятельности и взаимодействию с разными категориями обучающихся;

— владение учебным предметом в широком контексте межпредметных связей, связей предмета с современностью, жизненным опытом обучающегося;

— технологическая оснащенность и гибкость;

— адаптированность к цифровому миру, творческое использование его возможностей в образовании;

— готовность к смыслотворчеству и принятие гуманистических ценностей.

Содержание этих ключевых требований и попытка их соотнесения с требованиями актуализированных ФГОС бакалавритата УГНС 44.03.00 Образование и педагогические науки [17] раскрыты в таблице 1.

На наш взгляд, Федеральные государственные образовательные стандарты УГНС 44.00.00 и профессиональные стандарты в области 01 Образование фиксируют эти требования в недостаточной мере. В связи с этим педагогическое образование в университете должно реализовать опережающую стратегию профессиональной подготовки, основанной не только на требованиях стандартов, но и на перспективном видении будущего профессии.

Таблица 1

Ключевые требования к будущему педагогу, их содержание

и соотношение с требованиями ФГОС 3++_

Ключевые требования к будущему педагогу Содержание требования Компетенции ФГОС 3++

Инновационная готовность Готовность к обновлению содержания, технологий и средств профессиональной деятельности на основе педагогической рефлексии и осознание происходящих изменений в обществе и профессии. Готовность к обучению на протяжении жизни. Готовность к включению в новые социальные уклады и практики на протяжении жизни

Субъектность в социальном и профессиональном пространстве Активная профессиональная и жизненная позиция, способность к самостоятельному целеполаганию и целеосуществлению

Готовность к полиролевой структуре профессиональной деятельности и взаимодействию с разными категориями обучающихся Способность реализовать новые роли учителя: игротехник, навигатор, модератор, тьютор. Готовность менять эти роли, возможно, несколько раз в процессе трудовой деятельности, готовность работать в ситуации инклюзивного образования, с одаренными детьми, детьми группы риска Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности

Владение предметом в широком контексте межпредметных связей, связей предмета с современностью, жизненным опытом обучающегося Владение предметным мышлением, гибкой мировоззренческой рамкой, межпредметными связями, способностью оперировать предметными знаниями, решая разноплановые образовательные задачи Разработка основных и дополнительных образовательных программ. Научные основы педагогической деятельности

Готовность к партнерской коммуникации и сотрудничеству с обучающимся Способность строить коммуникацию и взаимодействия на равных, преодолевать профессиональную деформацию, ригидность авторитарной позиции Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся

Технологическая оснащенность и гибкость Владение широким арсеналом педагогических методов, технологических средств, чтобы легко заменять при необходимости одно другим Разработка основных и дополнительных образовательных программ. Построение воспитывающей образовательной среды. Контроль и оценка результатов образования

Адаптированность к цифровому миру, творческое использование его возможностей в образовании Способность искать оптимальные пути организации и трансформации содержания образования на основе возможностей цифровизации образования

Готовность к смыслотворчеству и принятие гуманистических ценностей профессии Принятие гуманистических ценностей профессии, способность видеть ценности и смыслы в контексте повседневной профессиональной жизни, создавать новые смыслы собственной активностью Правовые и этические основы профессиональной деятельности

Для того чтобы подготовить педагога, способного отвечать требованиям к современному учителю, необходимо, чтобы средства обладали свойствами цели. То есть образовательный процесс в вузе должен стать пространством образцов для труда учителя. Нельзя сформировать компетенции в области деятельностных, интерактивных образовательных технологий, реализуя только репродуктивные методы обучения студентов. Ввиду этого реализация программ педагогического образования должна основываться на следующих базовых подходах:

— деятельностный характер образования;

— исследовательский характер образования;

— рефлексивный характер образования;

— субъектная позиция студента в отношении образования.

Можно отметить оставшееся от программ специалитета доминирование предметной подготовки педагога. Дисциплины, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций (психолого-педагогические дисциплины), занимают примерно 13 % от общего объема программ. Однако проведенный анализ показал, что эта структура программы не препятствует качественной и современной подготовке педагога. Проблемы, найденные нами, находятся скорее в технологической и содержательной, нежели в структурной области.

Одной из сущностных особенностей педагогической профессии является слабая дифференциация универсальных, личностных (soft) и предметных, профессиональных (hard) компетенций. Поэтому механизмы достижения соответствия выпускника требованиям будущей профессии могут быть найдены в равной степени в учебной и внеучебной деятельности.

Особую роль при этом приобретает взвешенный и продуманный баланс событийности и повседневности в процессе профессионального образования. Под событиями мы понимаем педагогически организованные значимые ситуации, который отличаются эмоциональной насыщенностью, неординарностью и продвигают студента по пути профессионального становления. Повседневность - это контекст жизни студента в вузе, который состоит из учебной и внеучебной деятельности, ежедневных средовых влияний.

В Костромском государственном университете внеаудиторная воспитательная деятельность традиционно воспринимается и используется как мощное средство профессионального становления личности. Накоплен, проанализирован и обобщен в целом ряде исследований богатый опыт такого рода деятельности (А. И. Тимонин [16], Е. Б. Аванесова [1], Т. В. Козырева [8], А. В. Кучина [6, 7, 10], О. В. Ненарокова [12], Г. В. Смирнов [14]). Но серьезной проблемой остается разрозненность воспитательной работы со студентами направления Педагогическое образование, обучающихся по программам разной направленности. Во многом эта разрозненность связывается с тем, что подготовку будущих учителей осуществляют разные структурные подразделения университета.

Модернизация педагогического образования возможна как с помощью изменений событийной структуры программы, так и с помощью изменений повседневности, в первую очередь педагогических технологий, используемых в образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурные (изменения в структурных компонентах образовательной деятельности) заключаются в следующем:

— в учебной деятельности. Введение дисциплины или учебной практики Новая педагогика, которая реализуется в формате интенсива на начальном этапе обучения (сентябрь) и обеспечит ориентацию первокурсника в профессии педагога и образовательной программе, личност-но-профессиональную диагностику, выбор образовательной траектории;

— введение сквозной дисциплины или учебной практики Педагогический практикум (форма проведения - интенсив), которая будет включать в себя разделы Рефлексивный практикум, Коммуникативный практикум, Игровой практикум, Методический практикум, Проектный практикум, Практикум по саморегуляции и систематизирует разрозненные педагогические действия по развитию универсальных компетенций педагога;

— введение интенсива Профессиональный экзамен, который позволит комплексно оценить сформированность компетенций и достижение ключевых требований, определяемых университетом;

— во внеучебной деятельности: формирование общего ядра внеучебной деятельности для студентов направлений Педагогическое образование, включающей в себя фестиваль лета, педагогическую студенческую конференцию, фестиваль профессионалов, фестиваль волонтеров, студенческий конкурс педагогического мастерства. Введение на всех направленностях института кураторства старшекурсников над учебными группами первокурсников.

Необходимые изменения в области технологий образовательной деятельности:

— в учебной деятельности: более широкое внедрение проектного метода обучения; более широкое внедрение исследовательского метода обучения; широкое внедрение форм обучения, стимулирующих рефлексию; использование игровых форм; внедрение технологии наращивания субъектности в учебной и самостоятельной деятельности; организация пролонгированных стажировок с сопровождением наставников в школах; формирование индивидуальных образовательных маршрутов не за счет высокой степени вариативности ОП, а за счет всесторонней входящей диагностики и тьюторского сопровождения студентов со стороны кураторов; широкое внедрение деятельностных форм оценки учебных достижений;

— во внеучебной деятельности: реализации технологии внеучебной работы, ориентированной на возрастании субъектности студента в ней, основанной на смене ролей участник/исполнитель, организатор, координатор, методист/куратор; организация рефлексивной обработки событий внеучебной деятельности; использование проектного метода организации событий во внеучебной деятельности.

Предлагаемые изменения позволят построить среду с широкими возможностями индивидуали-

зации образовательных маршрутов обучающихся. Вариативность обеспечивается сочетанием присутственного и online-обучения, разными формами и механизмами прохождения практик (дискретно с отрывом от учебы, в формах стажировок, наставничества), наличием альтернативных треков во внеаудиторной работе и другими возможностями.

Важным условием реализации предлагаемых перемен является поиск и нахождение адекват-

Механизмы формирования ключевых требований

ных механизмов их внедрения в жизнь университета, студента и преподавателя. Безусловно, этот поиск не осуществляется в беспрецедентном пространстве. Можно выделить актуальные, используемые в современной практике, механизмы достижения ключевых требований к будущему педагогу и потенциальные механизмы, которые находятся в зоне ближайшего развития (таблица 3).

Таблица 3

Ключевые требования к будущему педагогу Актуальные механизмы обеспечения достижения ключевых требований к будущему педагогу (что у нас есть, обеспечивающее эти требования) Потенциальные механизмы обеспечения достижения ключевых требований к будущему педагогу (что нужно внедрить, чтобы обеспечить эти требования)

Инновационная готовность Дисциплина Основы проектной деятельности, дисциплины по выбору. Дисциплины Социальное проектирование/Технология создания социального проекта Внедрение проектного формата освоения педагогических/предметных дисциплин. Проектный способ организации практик на 3-5 курсах обучения. Тьюторское сопровождение. Педагогический практикум. Организация воспитательной работы на основе смены позиции обучающегося

Субъектность в социальном и профессиональном пространстве Дисциплина Основы проектной деятельности, дисциплины по выбору Социальное проектирование/Технология создания социального проекта. Летняя педагогическая практика, производственные практики, обеспечивающие приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Организация внеаудиторной работы в логике наращивания субъектности на ИПП Вариативность выбора присутственного/онлайн-способа освоения компонентов образовательной программы. Вариативность выбора формы прохождения практики: пролонгированная стажировка или традиционный механизм с отрывом от учебы. Факультативы. Дисциплины свободного выбора. Внедрение проектного метода освоения учебных дисциплин психолого-педагогического блока. Внедрение общего ядра внеаудиторной работы, ориентированной на возрастание субъектности студента в ней, основанной на смене ролей: участник, исполнитель, организатор, координатор, наставник. Внедрение технологий наращивания субъектности в процесс организации самостоятельной работы. Проектный метод организации практик на 3-5 курсах обучения. Широкое включение обучающихся в волонтерскую деятельность. Тьюторское сопровождение. Педагогический практикум

Готовность к полиролевой структуре профессиональной деятельности и взаимодействию с разными категориями обучающихся, готовность к партнерской коммуникации и сотрудничеству с обучающимся Редко дисциплины по выбору, посвященные отдельным ролям. Рассмотрение ролей в рамках дисциплины Педагогические технологии как части темы Распределение подготовки к реализации ролей между дисциплинами: педагогика (тема Полиролевая структура деятельности педагога), Дидактика (тема: Методика работы организации игровой деятельности обучающихся (игротехник), Методика организации проектной деятельности обучающихся (модератор), Психолого-педагогические технологии (Методика работы тьютора в образовательной организации). Внедрение содержания работы в качестве игротехника, тьютора, модератора в содержание производственной практики. Педагогический практикум. Освоение ролей через собственный опыт проектной деятельности, тьюторского сопровождения, кураторской деятельности

Ключевые требования к будущему педагогу Актуальные механизмы обеспечения достижения ключевых требований к будущему педагогу (что у нас есть, обеспечивающее эти требования) Потенциальные механизмы обеспечения достижения ключевых требований к будущему педагогу (что нужно внедрить, чтобы обеспечить эти требования)

Владение предметом в широком контексте межпредметных связей,связей предмета с современностью, жизненным опытом обучающегося Широкий спектр предметных дисциплин и практик, позволяющий глубоко освоить предмет Изменение знаниевой парадигмы на технологическую в технологии преподавания. Внедрение проектного метода освоения учебных дисциплин психолого-педагогического блока. Проектный метод организации практик на 3-5 курсах обучения

Технологическая оснащенность и гибкость Большие по объему дисциплины, связанные с методикой обучения. Производственные практики Пролонгированные стажировки/наставничество в школе. Увеличение объема и расширение содержания практик. Деятельный характер освоения дисциплин, связанных с методикой преподавания. Интенсив Профессиональный экзамен. Конкурс педагогического мастерства

Адаптированность к цифровому миру, творческое использование его возможностей в образовании Дисциплина Информационные технологии Дисциплина Технологии цифрового образования. Практика с содержанием организации разных форм цифрового образования. Широкое использование цифровых технологий в образовательном процессе вуза: зачет онлайн-курсов, обеспечение самостоятельной работы в СДО, формирование цифрового профиля, фиксация результатов образования в ЭИОС, более широкое использование ИКТ в ходе теоретического обучения

Готовность к смыслотвор-честву и принятие гуманистических ценностей профессии Дисциплина Педагогическая этика, элементы этического содержание в психолого-педагогических, предметных дисциплинах Осознанное проектирование мировоззренчески ориентированной внеаудиторной деятельности. Педагогический практикум. Тьюторское сопровождение

Предложенные проект модернизации педагогического образования в Костромском государственном университете нашел поддержку среди педагогического сообщества и был утвержден ученым советом университета. Несомненно, подготовка будущего учителя - это та сфера образования, в которой модернизационные процессы должны идти непрерывно. Постоянное движение вперед университетских программ и технологий должно не догонять, а опережать школу и во много проектировать ее развитие.

Библиографический список

1. Аванесова, Е. Б. Опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона [Электронный ресурс] / Е. Б. Аванесова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - № 3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/opyt-organizatsii-protsess a-vospitaniya-obschestvennoy-aktivnosti-studenta-v-uslov iyah-sotsialnoy-sredy-regiona; дата обращения: 04.12.2019.

2. Богуславский, М. В. Вариативные стратегии модернизации российского образования в начале ХХ века [Электронный ресурс] / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования. - 2015. - № 2. -URL:

https://cyberleninka.rU/article/n/variativnye-strategii-mod ernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya-v-nachale-hh-veka; дата последнего обращения: 26.10.2019.

3. Богуславский, М. В. Современное истори-ко-педагогическое образование в России [Электронный ресурс] / М. В. Богуславский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 1 (10). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennoe-istoriko-ped agogicheskoe-obrazovanie-v-rossii; дата обращения: 04.12.2019.

4. Булин-Соколова, Е. И. Будущее педагогическое образование. Направления движения и первые практические шаги [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. С. Обухова, А. Л. Семенов // Психологическая наука и образование. - Т. 19. - 2014. - № 3. -С. 207-226.

5. Виноградова, А. П. Профессиональные затруднения учителей и пути их преодоления [Электронный ресурс] / А. П. Виноградова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2016. - № 182. - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/professionalnye -zatrudne niya-uchiteley-i-puti-ih-preodoleniya; дата обращения 17.10.2019.

6. Воронцов, Д. Б. Костромской государственный университет в ситуации изменений в образовании [Электронный ресурс] / Д. Б. Воронцов, А. В. Воронцова // Educational management: achievements and the development perspectives: Materials of the

II-st International Scientific Conference, April 27, 2018. -С. 135-140.

7. Воронцова, А. В. Педагогическое сопровождение интегративного субъекта деятельности в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. В. Воронцова // Вестник КГУ Научно-методический журнал. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2018. - № 3. - С. 6-11.

8. Козырева, Т. В. Организация социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности [Электронный ресурс] / Т. В. Козырева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. -№ Спецвыпуск. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/organizatsiya-sotsialnogo -tvorchestva-studentov-vuza-vo-vneauditornoy-deyatelno sti; дата обращения: 04.12.2019.

9. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_166654/; дата последнего обращения: 23.10.2019

10. Кучина, А. В. Процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций у будущих специалистов по социальной работе: этапы и содержание [Электронный ресурс] / А. В. Кучина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. Серия «Педагогика. Психология. Ювенология. Социокинетика». - 2007. - Специальный выпуск. - С.69-71.

11. Мартьянов, Е. Ю. Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века [Электронный ресурс] / Е. Ю. Мартьянов // Теория и практика образования в современном мире : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 64-67. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1623/; дата обращения: 26.10.2019.

12. Ненарокова, О. В. Педагогические условия эффективности формирования организаторских способностей у студентов факультета физической культуры во внеаудиторной деятельности [Электронный ресурс] / О. В. Ненарокова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2008. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya -effektivnosti-formirovaniya-organizatorskih-sposobnoste y-u-studentov-fakulteta-fizicheskoy-kultury-vo; дата обращения: 04.12.2019.

13. Приказ Министерства образования Российской Федерации О программе модернизации педагогического образования № 1313 от 01.04.2003 [Электронный ресурс]. - URL:

http://docs.cntd.ru/document/901867014; дата обращения: 26.10.2019.

14. Смирнов, Г. В. Особенности формирования субъектной позиции студентов вуза средствами театральной педагогики [Электронный ресурс] / Г. В. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-formirovaniy a-subektnoy-pozitsii-studentov-vuza-sredstvami-teatralno y-pedagogiki; дата обращения: 04.12.2019.

15. Собкин, В. С. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. Труды по социологии образования. T. XVIII. Вып. ХХХ [Текст] / В. С Собкин, Д. В. Адамчук. - М. : ИУО РАО, 2016. -216 c.

16. Тимонин, А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студента [Текст] / А. И. Тимонин // Вестник КГУ. - 2006. -№ 2; режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogichesko e-obespechenie-professionalnogo-stanovleniya-studenta; дата обращения: 04.12.2019.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки 22.02.2018, № 121 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/4 40301_B_3_16032018.pdf; дата последнего обращения: 17.10.2019

18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/; дата последнего обращения: 17.10.2019

19. Шайденко, Н. А. Модернизация российского педагогического образования: глобальный и национальный контексты [Текст] : монография / Н. А. Шай-денко, Е. Я. Орехова, А. Н. Сергеев, Л. Н. Полунина. -Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. -243 с.

20. Шурбе, В. З. Поколение Хай-тек и новый конфликт поколений? [Текст] / В. З. Шурбе // Социологические исследования. - 2013. - № 4. - С. 100-106.

Reference List

1. Avanesova, E. B. Opyt organizacii processa vospi-tanija obshhestvennoj aktivnosti studenta v uslovijah so-cial'noj sredy regiona = Experience of organization of the process of education of the student's social activity in conditions of regional social environment [Jelektronnyj resurs] / E. B. Avanesova // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologi-ja. Sociokinetika. - 2014. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-protsess a-vospitaniya-obschestvennoy-aktivnosti-studenta-v-uslov iyah-sotsialnoy-sredy-regiona; data obrashhenija: 04.12.2019.

2. Boguslavskij, M. V Variativnye strategii moderni-zacii rossijskogo obrazovanija v nachale HH veka = Variable strategies for modernizing Russian education in the early XX century [Jelektronnyj resurs] / M. V. Boguslavskij // Problemy sovremennogo obrazovanija. - 2015. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nvariativnye-strategii-mod ernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya-v-nachale-hh-veka; data poslednego obrashhenija: 26.10.2019.

3. Boguslavskij, M. V. Sovremennoe istori-ko-pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Modern historical and pedagogical education in Russia [Jelektronnyj resurs] / M. V. Boguslavskij // Otechestvennaja i za-rubezhnaja pedagogika. - 2013. - № 1 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-istoriko-ped agogicheskoe-obrazovanie-v-rossii; data obrashhenija: 04.12.2019.

4. Bulin-Sokolova, E. I. Budushhee pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlenija dvizhenija i pervye praktiches-kie shagi = Future teacher education. Directions of movement and first practical steps [Tekst] / E. I. Bulin-Sokolova, A. S. Obuhova, A. L. Semenov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - T. 19. - 2014. -№ 3. - S. 207-226.

5. Vinogradova, A. P. Professional'nye zatrudnenija uchitelej i puti ih preodolenija = Teachers' professional difficulties and ways to overcome them [Jelektronnyj resurs] / A. P. Vinogradova // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. - 2016. - № 182. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-zatrudne niya-uchiteley-i-puti-ih-preodoleniya; data obrashhenija 17.10.2019.

6. Voroncov, D. B. Kostromskoj gosudarstvennyj uni-versitet v situacii izmenenij v obrazovanii = Kostroma State University in the situation of changes in education [Jelektronnyj resurs] / D. B. Voroncov, A. V. Voroncova // Educational management: achievements and the development perspectives: Materials of the II-st International Scientific Conference, April 27, 2018. - S. 135-140.

7. Voroncova, A. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie integrativnogo sub#ekta dejatel'nosti v ramkah realizacii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii = Pedagogical support for the integrative subject of activities within the framework of the implementation of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation [Jelektronnyj resurs] / A. V Voroncova // Vest-nik KGU. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Serija «Peda-gogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. So-ciokinetika». - 2018. - № 3. - S. 6-11.

8. Kozyreva, T. V Organizacija social'nogo tvorchest-va studentov vuza vo vneauditornoj dejatel'nosti = Organization of University students' social creativity in non-educational activities [Jelektronnyj resurs] / T. V. Kozyreva // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Socio-kinetika. - 2007. - № Specvypusk. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialnogo

-tvorchestva-studentov-vuza-vo-vneauditornoy-deyatelno sti; data obrashhenija: 04.12.2019.

9. Kompleksnaja programma povyshenija profession-al'nogo urovnja pedagogicheskih rabotnikov obshheobra-zovatel'nyh organizacij, utverzhdennaja Pravitel'stvom RF 28.05.2014 № 3241p-P8 Comprehensive program of professional development of teachers of general education organizations, approved by the Government of the Russian Federation 28.05.2014 № 3241p-P8 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_166654/; data poslednego obrashhenija: 23.10.2019

10. Kuchina, A. V. Process formirovanija profession-al'nyh cennostnyh orientacij u budushhih specialistov po social'noj rabote: jetapy i soderzhanie = Process of formation of professional value orientations for future specialists in social work: stages and content [Jelektronnyj resurs] / A. V. Kuchina // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Serija «Pedagogika. Psihologija. Juvenologija. Sociokinetika». -2007. - Special'nyj vypusk. - S. 69-71.

11. Mart'janov, E. Ju. Modernizacija sistemy podgo-tovki pedagogicheskih kadrov v Rossii nachala XX ve-ka = Modernization of the system of pedagogical personnel training in Russia in the beginning of the XX century [Jelektronnyj resurs] / E. Ju. Mart'janov // Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire : materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). - SPb. : Renome, 2012. - S. 64-67. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1623/; data obrashhenija: 26.10.2019.

12. Nenarokova, O. V Pedagogicheskie uslovija jef-fektivnosti formirovanija organizatorskih sposobnostej u studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury vo vneauditornoj dejatel'nosti = Pedagogical conditions of effective formation of organizational abilities in students of the Faculty of Physical training in extra-educational activities [Jelektronnyj resurs] / O. V Nenarokova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Peda-gogika. Psihologija. Sociokinetika. - 2008. - № 3. -URL:

https ://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskie -usloviya -effektivnosti-formirovaniya-organizatorskih-sposobnoste y-u-studentov-fakulteta-fizicheskoy-kultury-vo; data obrashhenija: 04.12.2019.

13. Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii O programme modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija № 1313 ot 01.04.2003 Order of the Ministry of Education of the Russian Federation On the program of modernization of pedagogical education № 1313 dated from 01.04.2003 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901867014; data obrashhenija: 26.10.2019.

14. Smirnov, G. V Osobennosti formirovanija sub#ektnoj pozicii studentov vuza sredstvami teatral'noj pedagogiki = Peculiarities of formation of University students' subject position by means of theatre pedagogy [Jelektronnyj resurs] / G. V. Smirnov // Vestnik Kostromskogo

gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psi-hologija. Sociokinetika. - 2015. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-formirovaniy a-subektnoy-pozitsii-studentov-vuza-sredstvami-teatralno y-pedagogiki; data obrashhenija: 04.12.2019.

15. Sobkin, V S. Sovremennyj uchitel': zhiznennye i professional'nye orientacii. Trudy po sociologii obra-zovanija = T. XVIII. Vyp. HHH Modern teacher: life and professional orientations. Works in the sociology of education. V. XVIII. Ext. XXX [Tekst] / V. S Sobkin, D. V. Adamchuk. - M. : IUO RAO, 2016. - 216 c.

16. Timonin, A. I. Social'no-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo stanovlenija studenta = Social and pedagogical support of the student's professional formation [Tekst] / A. I. Timonin // Vestnik KGU. -2006. - № 2; rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogichesko e-obespechenie-professionalnogo-stanovleniya-studenta; data obrashhenija: 04.12.2019.

17. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija 44.03.01 Pedagog-icheskoe obrazovanie, utverzhdennyj prikazom Minister-stva obrazovanija i nauki 22.02.2018, № 121 Federal state educational standard for higher education 44.03.01 Peda-

gogical education, approved by Order of the Ministry of Education and Science 22.02.2018, № 121 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf; data poslednego obrashhenija: 17.10.2019

18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija, utverzhdennyj Prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 Federal state educational standard for secondary general education, approved by Order № 413 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17.05.2012 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://fgos.ru/; data poslednego obrashhenija: 17.10.2019

19. Shajdenko, N. A. Modernizacija rossijskogo ped-agogicheskogo obrazovanija: global'nyj i nacional'nyj konteksty = Modernization of Russian pedagogical education: global and national contexts [Tekst] : monografija / N. A. Shajdenko, E. Ja. Orehova, A. N. Sergeev, L. N. Polunina. - Tula : Izd-vo TGPU im. L. N. Tolstogo, 2013. - 243 s.

20. Shurbe, V Z. Pokolenie Haj-tek i novyj konflikt pokolenij? The Hi-tech generation and the new generational conflict? [Tekst] / V Z. Shurbe // Sociologicheskie issledovanija. - 2013. - № 4. - S. 100-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.