Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬСКИЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATION MODERNIZATION / TEACHER GROWTH / PROFESSIONAL GROWTH / PERSONAL GROWTH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD / NATIONAL SYSTEM / REGIONAL SYSTEM / POINT OF VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Арюна Викторовна, Халудорова Любовь Енжаповна

Авторы статьи рассматривают особенности профессионального роста учителя как актуальной проблемы, которая обсуждается в российском образовательном пространстве с разных точек зрения. Эта проблема связана с тем, что разработаны и внедряются федеральные образовательные стандарты всех уровней обучения, профессиональный стандарт педагога, новые подходы к аттестации педагогических работников, национальная система учительского роста, принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. В статье раскрыты и сопоставлены понятия «учительский рост», «профессиональный рост педагога». Выявлена связь этих понятий с вопросами профессионального развития педагога, с профессиональной деятельностью педагога. Проанализированы имеющиеся возможности, которые могут способствовать построению национальной системы профессионального роста педагогических работников. Сделаны выводы о том, что в условиях модернизации российского образования важен теоретический аспект рассматриваемого вопроса, что содержание понятий «учительский рост» и «профессиональный рост педагога» имеют одно и то же смысловое значение. В результате всестороннего анализа автором предложены некоторые механизмы разработки региональной системы профессионального роста педагогов с учетом новой педагогической реальности, изменения подходов к образовательной деятельности, выбора образовательных моделей и технологий в новых условиях, обучения педагогов «навыкам будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халудорова Арюна Викторовна, Халудорова Любовь Енжаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GROWTH OF A FUTURE TEACHER: A POINT OF VIEW

The authors of the article examines the features of the professional growth of a teacher as an actual problem that is discussed in the Russian educational space from different points of view. This problem is due to the fact that federal educational standards at all levels of education, the professional standard of a teacher, new approaches to the certification of teachers, the national system of teacher growth, and the principles of the national system of professional growth of teachers have been developed and are being implemented. The article reveals and compares the concepts of "teacher's growth", "professional growth of a teacher". The connection of these concepts with the issues of the teacher's professional development, with the teacher's professional activity is revealed. The available opportunities that can contribute to the construction of a national system of professional growth of teachers are analyzed. It is concluded that in the context of the modernization of Russian education, the theoretical aspect of the issue under consideration is important, that the content of the concepts "teacher's growth" and "professional growth of a teacher" have the same semantic meaning. As a result of a comprehensive analysis, the author proposes some mechanisms for developing a regional system of professional growth of teachers, taking into account the new pedagogical reality, changing approaches to educational activities, choosing educational models and technologies in new conditions, teaching teachers “the skills of the future”.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/ 10PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Халудорова А.В., Халудорова Л.Е. Профессиональный рост учителя: точка зрения // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Khaludorova A.V., Khaludorova L.E. (2020). Professional growth of a future teacher: a point of view. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN520.pdf (in Russian)

УДК 37.082 (571.54)

Халудорова Арюна Викторовна

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», Улан-Удэ, Россия

Старший преподаватель кафедры «Общей и социальной психологии»

E-mail: khaludorovaav@mail.ru

Халудорова Любовь Енжаповна

ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», Улан-Удэ, Россия

Доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4527-7460

Профессиональный рост учителя: точка зрения

Аннотация. Авторы статьи рассматривают особенности профессионального роста учителя как актуальной проблемы, которая обсуждается в российском образовательном пространстве с разных точек зрения. Эта проблема связана с тем, что разработаны и внедряются федеральные образовательные стандарты всех уровней обучения, профессиональный стандарт педагога, новые подходы к аттестации педагогических работников, национальная система учительского роста, принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. В статье раскрыты и сопоставлены понятия «учительский рост», «профессиональный рост педагога». Выявлена связь этих понятий с вопросами профессионального развития педагога, с профессиональной деятельностью педагога. Проанализированы имеющиеся возможности, которые могут способствовать построению национальной системы профессионального роста педагогических работников. Сделаны выводы о том, что в условиях модернизации российского образования важен теоретический аспект рассматриваемого вопроса, что содержание понятий «учительский рост» и «профессиональный рост педагога» имеют одно и то же смысловое значение. В результате всестороннего анализа автором предложены некоторые механизмы разработки региональной системы профессионального роста педагогов с учетом новой педагогической реальности, изменения подходов к образовательной деятельности, выбора образовательных моделей и технологий в новых условиях, обучения педагогов «навыкам будущего».

Ключевые слова: образовательное пространство; модернизация образования; учительский рост; профессиональный рост; личностный рост; профессиональное развитие; профессиональная деятельность; профессиональный стандарт; национальная система; региональная система; точка зрения

Введение

При обсуждении любой научной проблемы мы обычно опираемся на чью-то точку зрения, разделяя или опровергая ее. Точка зрения, согласно мнению философов и ученых, означает «перспективу», «аспект», «взгляд», «мировоззрение», «позицию». С другой стороны, в любом научном поиске есть некие «ключевые точки», которые собирают информацию в единое целое. Именно эти точки аккумулируют вокруг себя неразрывное единство идей, ценностей и целей. М.К. Мамардашвили назвал их «точками интенсивности», В.С. Библер -«точками удивления», В.И. Загвязинский - «горячими точками», А.В. Хуторской «узловыми точками». Мыслители их считают «точками зрения». Также многие исследователи размышляют о «точке соприкосновения», «точке истории», «точке определения», «точке становления» и т. д. В нашей статье они представлены в разных смыслах и сконцентрированы вокруг проблемы осмысления будущими учителями своего профессионального роста.

Российская система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы ни осуществлялись в этой системе, в итоге они, так или иначе, касаются педагога. Именно педагог является основной фигурой для успешной реализации различных инноваций, поэтому он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, который, в свою очередь, зависит от его профессионального роста. Прежде чем раскрывать особенности данной проблематики, нужно отметить, что профессиональный рост педагога и учительский рост мы рассматриваем как синонимичные понятия.

В настоящее время в образовательном пространстве идет острая профессиональная дискуссия по вопросам профессионального (учительского) роста. Это прежде всего связано с тем, что в 2015 году на заседании Госсовета глава государства В.В. Путин отметил, что «во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования»1. В своем Поручении он поставил задачу формирования национальной системы учительского роста (НСУР). По этой причине данная тематика постоянно актуализируется, обсуждалась на многих совещаниях и семинарах федерального уровня. После этого на федеральном уровне разработаны концептуальные подходы построения национальной системы учительского роста; методические рекомендации по внедрению типовых комплексных моделей учительского роста для школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в трудных жизненных ситуациях; методики и технологии учёта результатов оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет для педагогических работников общего образования. Они включают такие предполагаемые компоненты, как оценка компетенций, определение профессиональной помощи и поддержки, развитие среды профессионального общения, поиск механизмов дифференциации стимулирования, повышение квалификации педагога и др. Разработана также дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста. Затем были утверждены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. Это говорит о том, что немного изменилось название или обычно теперь пишут «национальная система профессионального роста педагогических работников, включая НСУР».

1 Путин о системе профессионального роста учителей [Электронный ресурс] / Российское образование. Федеральный портал. - URL: http://www.edu.ru/news/education/putin-predlozhil-sozdatsistemu-professionalnogo-r/.

Страница 2 из 9

10PDMN520

https:// mir-nauki. com

Проблема активизации профессионального роста учителя

Будущий учитель, обучаясь еще в вузе, до начала своей профессиональной деятельности должен быть готовым к осмыслению своей карьеры, своего профессионального роста. Вместе с тем анализ данного вопроса выявляет множество проблем, решение которых невозможно за короткие сроки. Во-первых, вопросы, связанные с профессиональным ростом, прежде всего связаны с профессиональным стандартом педагога, но этот документ был утвержден гораздо раньше, до появления идеи создания национальной системы учительского роста. Поэтому необходимы изменения в его содержании, ведь в профессиональном стандарте изначально не предполагались требования именно к учительским должностям. Нужно еще четко разграничить требования к «горизонтальной» и «вертикальной» карьере учителя. В предлагаемой национальной системе учительского роста говорится о том, что необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями, но в профессиональном стандарте прописаны единые критерии для всех предполагаемых уровней квалификации. Значит, нужно внести изменения в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций. Во-вторых, в рамках национальной системы учительского роста не в полной мере соотносится профессиональный стандарт с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки», в соответствии с которыми нужно обучать будущих педагогов и которым предстоит работать в школе. В-третьих, есть предположения, что будет следующая дифференциация должностей учителя: ведущий учитель, старший учитель и учитель, или по последним данным - «учитель», «учитель-методист», но нет критериев их оценивания. Также нет градаций по другим должностям педагогических работников. В-четвертых, для ее введения требуется внесение изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» и в другие локальные документы для гарантированного нормативно-правового обеспечения в целях социальной защиты педагогов, которым в этой связи присвоят новые должности. Наконец, вытекает и еще одна проблема, которая связана с аттестацией педагогов и пересмотром аттестационной процедуры для реальной оценки деятельности педагога, хотя на федеральном уровне идет активная работа по разработке новой системы аттестации педагогических работников. Отсюда возникает вопрос об изменении требований к: должностным обязанностям педагога, результатам деятельности педагога, системе оплаты труда педагога. Все эти проблемы остаются актуальными, хотя, согласно дорожной карте, должны были решить уже до 2020 года.

На сегодня разработана концепция формирования национальной системы учительского роста с четкими теоретическими подходами, принципами, положениями, на уровне субъектов обсуждается вопрос о создании эффективных механизмов ее внедрения. Имеются отдельные выступления, презентации в виде идей, видения, инициатив и предложений представителей разных регионов, ведомств и образовательных организаций. Затем были разработаны принципы национальной системы профессионально роста педагогических работников, как было выше отмечено. Таким образом, опережающе готовясь к формированию и введению национальной системы учительского роста, предстоит проведение сравнительного анализа содержания всех новых документов, которые регламентируют деятельность педагога. Это соответствие Закона «Об образовании в РФ», ФГОС всех уровней образования, профессионального стандарта педагога, нормативов по аттестации педагогов, системы оплаты труда и после устранения всех имеющихся противоречий может быть выстроена именно региональная национальная система учительского роста. А далее - муниципальная и школьная системы.

Методология и методы

https:// mir-nauki. com

Отсюда целью написания статьи является то, что в теоретическом аспекте рассматриваемого вопроса нужно определиться с ключевым понятием «учительский рост». В ходе теоретического анализа как одного из методов исследования, мы выяснили, что такого понятия в научных исследованиях нет. Но, на наш взгляд, оно по сути и содержанию близко к понятию «профессиональный рост педагога», имеют одно и то же смысловое значение.

В этой связи необходимо отметить, что в психолого-педагогической науке проблема профессионального роста педагога чрезвычайно актуальна. По мнению Ф. Зеера, профессиональный рост - это постоянное совершенствование технической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально важных качеств [1]. А.В. Мудрик данное понятие раскрывает как «самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций [2]. В.А. Сластенин, говоря о профессиональном росте педагогов, определяет педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности. Особое внимание обращает на внедрение в профессионально-педагогическое образование личностно-ориентированных технологий, которые способствуют развитию педагогического мастерства [3]. Е.А. Ямбург считает, что это «неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве, в работе с детьми» [4]. М.М. Поташник раскрывает умения, овладев которыми руководитель может стать мастером в работе с педагогами школы, которые оптимальным образом могут реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников [5]. Безусловно, профессиональному росту педагога будет способствовать профессионализм и руководителя. М.В. Левит содержание этого понятия связывает с целенаправленным, всегда авторско-личностным самостроением учителя себя самого как профессионала, которое определяется внутренними качествами (этнической принадлежностью, характером, интересами, убеждениями, мировоззрениями, ценностями) и внешними источниками [6]. О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько трактуют как комплексный целенаправленный процесс совершенствования педагога-профессионала, включающий в себя совокупность взаимосвязанных изменений, которые находят отражение в личностном, предметном, функциональном и социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта [7]. Размышляя о профессиональном росте педагога, необходимо отметить важность построения им индивидуального маршрута самосовершенствования.

В современных педагогических исследованиях также остается актуальной проблема изучения вопросов профессионального роста педагога. Ее связывают с «переходом к новой образовательной парадигме, когда качество образования зависит от профессиональной готовности педагогов отвечать на образовательные запросы социума, стремление к совершенствованию своей педагогической практики, чтобы успешно действовать в XXI веке, человеку недостаточно владеть предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, дадут возможность успешно общаться, управлять собственной деятельностью, работать в команде» [8]. Современный педагог сегодня все чаще осмысливает свою педагогическую практику, анализирует затруднения, ищет пути их преодоления и стремится к самосовершенствованию. Все это требует непрерывного обучения и оценки профессиональных компетенций, так как в век технологий повышаются требования к выпускникам школ, навыки, необходимые в эпоху глобализации и информатизации, являются более востребованы и для успешной реализации школьников, школа вместе с обществом меняет подходы, технологии преподавания. Безусловно, в этом главную роль играет учитель и его непрерывный профессиональный рост [9]. Исследователи Т.А. Безматерных, О.Ю. Терещенко, разрабатывая модель построения индивидуальной траектории

профессиональной и творческой реализации педагога, выдвигают гипотезу о том, что профессиональное развитие педагога станет эффективным, если будет: сконструирована индивидуальная траектория; разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий; осуществляться действенное и системное взаимодействие со всеми субъектами реализации модели. В результате разработанная модель, построенная на принципах личностной ориентированности, рефлексивности, индивидуализации демонстрирует реальные возможности эффективного управления профессиональным развитием педагога [10].

Обобщая все вышесказанное, нами сделан вывод о том, что профессиональный рост -

это:

• постепенное и поэтапное (непрерывное) развитие личности, связанное с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных знаний и умений;

• процесс самостоятельного осознанного самосовершенствования или специального (целенаправленного) воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности.

Таким образом, под профессиональным ростом педагога следует понимать непрерывное его совершенствование в процессе профессионального развития.

В большинстве случаев наряду с термином «профессиональный рост» используется понятие «профессиональное развитие». Е.А. Климов, применяя данное понятие, включает в него следующие компоненты:

1. приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной);

2. формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности);

3. усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности;

4. формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности... (способности);

5. развитие ... знания о себе [11].

Профессиональный рост как профессиональное развитие можно проследить именно в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагога складывается, по мнению ученых, из личностного, предметного, функционального и социального компонентов. Личностный аспект предполагает развитие личностных качеств субъекта; предметный -освоение предмета профессиональной деятельности, непрерывное повышение уровня профессионального мастерства; функциональный - совершенствование профессиональных функций, повышение их общественной значимости; социальный - изменение социального статуса.

Из перечисленного выше мы особо выделяем личностный рост, поскольку он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать идеи в реальность. Личностный рост педагога, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности. В соответствии с концепцией личностного роста К. Роджерса, «личностный рост - это сложный многоаспектный процесс обретения человеком себя и своего жизненного пути, осознанного принятия своей свободы и ответственности за самоосуществление, естественным следствием которого являются изменения в направлении личностной зрелости человека» [12]. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост - стремление к идеалу,

стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Согласно мнению А.К. Марковой, личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Значит, профессиональное саморазвитие - это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Она делает вывод о том, что личностное пространство шире профессионального; личностное лежит в основе профессионального; личностное определяет начало, ход и завершение профессионального. Вместе с тем профессиональное в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и, наоборот, разрушать, деформировать [13]. Личность, с другой стороны, в течение всей жизни человека корректирует профессиональную деятельность под углом своих ценностных ориентаций; от личности также зависит и то, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он достигает профессиональных вершин. Профессиональный рост педагогов, согласно точке зрения Н.В. Кузьминой, обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность» [14]. Она утверждает, что личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в педагогической деятельности.

Мы полагаем, что в профессиональном росте педагога мотивация играет ведущую роль и обеспечивает активность личности в процессе достижения значимых результатов профессиональной деятельности. Эту мысль можно подтвердить словами М.М. Поташника о том, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, «рефлекс цели», отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога.

Результаты исследования

Таким образом, результаты исследования показали, что, прежде чем системно рассматривать вопросы, связанные с выстраиванием национальной, региональной, муниципальной и школьной систем учительского роста, нужно сначала определиться с сущностью понятия «профессиональный рост» и только после этого выявить профессиональные дефициты педагога на основе анализа результатов ГИА и других проверочных работ как результата деятельности педагога, результатов аттестации, составить план или программу учительского роста, четко определив содержание и способы учительского роста. Для создания эффективной национальной системы профессионального роста теория и практика, как и в любом профессиональном деле, обязательно сочетаются, они синхронизированы.

В этих условиях значимую роль играет система регионального образования, которая работает с профессиональными дефицитами учителя, и, которая должна в этот еще не устоявшийся и переходный к выстраиванию системы профессионального роста период помочь учителю, определившись с собственным видением данной проблемы и разработав конкретные подходы. Поэтому в Республике Бурятия можно начать эту работу со следующих шагов,

которые назовем механизмами выстраивания региональной системы профессионального роста педагога, предполагающими изменения в организации образовательной деятельности. Это:

• учет новой образовательной реальности сейчас и в будущем, которая характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью;

• выявление предпосылок для изменения подходов к образовательной деятельности, согласно Глобальному форсайту образования, определив вызовы, перспективы развития общества, экономики, образования; этапы достижения целей, приоритетных задач, требующих решения; ориентиры формирования системы мер, позволяющих эффективно решать поставленные задачи;

• выбор образовательных моделей и технологий в условиях, когда нужно общаться с «детьми планшетов», когда Интернет становится стандартом жизни, когда активно внедряются в образовательный процесс цифровизация производства, 3D-печать, smart-технологии, глобальные научные проекты, сетевые сообщества, когда талантливые сотрудники становятся главной ценностью образовательных организаций, когда растет значимость глобальных ценностей, когда обучение становится всевозрастным, командным, саморазвивающимся и т. д.;

• опора в содержании обучения педагогов на «навыки будущего», которые будут востребованы к 2030 году, (из отчета о будущих рабочих местах на Всемирном Экономическом Форуме). Это: комплексное решение проблем, координация с другими, управление персоналом, критическое мышление, переговоры (согласование), контроль качества, ориентация на обслуживание, суждение и принятие решений, активное слушание, креативность.

Далее, следующим шагом является определение предполагаемых изменений в организации образовательной деятельности:

• переосмысление оснований, принципов организации образовательной деятельности (следование принципам «зоны ближайшего развития», сочетания деятельностных форм обучения, мобильного обучения, конвергентности обучения, тьюторского сопровождения при обучении педагогов);

• переориентация на адресную образовательную деятельность, дифференцируя содержание обучения педагогов из статусных, школ-лидеров (топовых школ); школ с устойчиво низкими результатами обучения; школ, находящихся в сложной социальной ситуации; специализированных и других образовательных организаций с учетом конкретных профессиональных дефицитов;

• перепроектирование содержания образовательной деятельности (разработка и реализация программ учительского роста, ориентированных на профессиональный, карьерный, социальный рост педагога; разработка и реализация разноуровневых программ профессионального роста в онлайн-среде и т. д.);

• переход к продуктивным способам, методам, технологиям для организации образовательной деятельности.

Выводы исследования

На основе изложенного выше можно сделать вывод о том, что для достижения поставленных целей, т. е. определения понятия «учительский рост» в сравнении с понятием

«профессиональный рост», необходимо создание условий для формирования мотивации учителя к собственному развитию, к личностному росту и помочь педагогу выстроить индивидуальный образовательный маршрут, определяющий особенности его самоопределения, самообразования, самоуправления и самореализации в своей профессиональной деятельности. В этом большую роль сыграют выпускники педагогических вузов, которые должны быть готовыми работать в новых условиях, при этом обращая особое внимание на свой профессиональный рост. На наш взгляд, вышеизложенное - это только некоторые, но обязательные шаги к построению системы на всех уровнях как части национальной системы профессионального роста педагогических работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование. СТОЛИЦА, 2017. - №6, С. 5-9.

2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики / А.В. Мудрик. - М.: 2006. - 205 с.

3. Сластенин В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. №1. - С. 49-74.

4. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е.А. Ямбург. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. - 368 с.

5. Поташник М.М. Коучинг - вершина профессионализма руководителя в работе с людьми / М.М. Поташник // Народное образование. - 2010. №9. - С. 110-119.

6. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! / М.В. Левит. Часть 1. - М.: Изд-во Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.

7. Красношлыкова О.Г. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. № 2. - С. 47-54.

8. Такишева Г.А., Профессиональный рост педагога в условиях введения новых образовательных стандартов / Г.А. Такишева, Г.Н. Уйсинбаева // Наука и мир. -2017, т.2. №10(50), - С. 30-32.

9. Байтенова Л.Б. Профессиональный рост педагога через индивидуальную траекторию развития // Научный альманах ассоциации France - Kazakhstan. -2020. №2, - С. 79-83.

10. Безматерных Т.А., Терещенко О.Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. №5, https://mir nauki.com/PDF/23PDMN518.

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ. - 1988. - С. 101-102.

12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс». - 2004. - 480 с.

13. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение. -1993. - 192 с.

14. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк. - 1990. - 238 с.

15. Косыгина Е.А. Профессиональный рост молодого педагога или шаг в будущее / Е.А. Косыгина, Н.Г. Отт // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. -2019. - №4. - С. 24-26.

Khaludorova Aryuna Viktorovna

Buryat state university named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, Russia

E-mail: khaludorovaav@mail.ru

Khaludorova Liubov Enzapovna

Buryat Republican institute of educational policy, Ulan-Ude, Russia

E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4527-7460

Professional growth of a future teacher: a point of view

Abstract. The authors of the article examines the features of the professional growth of a teacher as an actual problem that is discussed in the Russian educational space from different points of view. This problem is due to the fact that federal educational standards at all levels of education, the professional standard of a teacher, new approaches to the certification of teachers, the national system of teacher growth, and the principles of the national system of professional growth of teachers have been developed and are being implemented. The article reveals and compares the concepts of "teacher's growth", "professional growth of a teacher". The connection of these concepts with the issues of the teacher's professional development, with the teacher's professional activity is revealed. The available opportunities that can contribute to the construction of a national system of professional growth of teachers are analyzed. It is concluded that in the context of the modernization of Russian education, the theoretical aspect of the issue under consideration is important, that the content of the concepts "teacher's growth" and "professional growth of a teacher" have the same semantic meaning. As a result of a comprehensive analysis, the author proposes some mechanisms for developing a regional system of professional growth of teachers, taking into account the new pedagogical reality, changing approaches to educational activities, choosing educational models and technologies in new conditions, teaching teachers "the skills of the future".

Keywords: educational space; education modernization; teacher growth; professional growth; personal growth; professional development; professional activity; professional standard; national system; regional system; point of view

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.