Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОВОДИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЕЦ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / HEAD / EDUCATIONAL ORGANIZATION / MANAGERIAL COMPETENCE / DIGITALIZATION / EDUCATION / MANAGER / MMPETENCIES / QUALIFICATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Колиогло Надежда Васильевна

В статье рассматриваются вопросы, обусловленные проблемой профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций, с учётом требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов в сфере отечественного образования; особое внимание при этом уделено анализу современных требований к уровню подготовки руководителя образовательной организации, а также определению составляющих управленческой компетентности - отдельных компонентов, являющихся конкретными управленческими компетенциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Колиогло Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE LEVEL OF TRAINING OF MODERN THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AND HIS MANAGERIAL COMPETENCE

The article deals with the issues caused by the problem of professional training of heads of educational organizations, taking into account the requirements of the current legislation and regulations in the field of domestic education; special attention is paid to the analysis of modern requirements to the level of training of the head of an educational organization, as well as the definition of the components of managerial competence-individual components that are specific managerial competencies

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

gs4 управление образованием ^d

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ2-ФКУ «НИИ ФСИН России» e-mail: [email protected]

КОЛИОГЛО Надежда Васильевна,

научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО» e-mail: [email protected]

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, обусловленные проблемой профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций, с учётом требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов в сфере отечественного образования; особое внимание при этом уделено анализу современных требований к уровню подготовки руководителя образовательной организации, а также определению составляющих управленческой компетентности - отдельных компонентов, являющихся конкретными управленческими компетенциями.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, руководитель, образовательная организация, управленческая компетентность, цифровизация, образование, управленец, компетенции, квалификация, эффективность.

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»

KOLIOGLO Nadine Vasil'evna,

researcher,

Institute of education management of the Russian Academy of education

REQUIREMENTS FOR THE LEVEL OF TRAINING OF MODERN THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AND HIS MANAGERIAL COMPETENCE

Annotation. The article deals with the issues caused by the problem of professional training of heads of educational organizations, taking into account the requirements of the current legislation and regulations in the field of domestic education; special attention is paid to the analysis of modern requirements to the level of training of the head of an educational organization, as well as the definition of the components of managerial competence-individual components that are specific managerial competencies.

Key words: professional training, head, educational organization, managerial competence, digitalization, education, manager, mmpetencies, qualification, efficiency.

Современная система российского образования характеризуется масштабным внедрением инновационных идей в образовательную практику [7], в т.ч. цифро-

вых и сетевых технологий. В условиях цифровиза-ции и связанных с этим процессом глобальных преобразований, происходящих сегодня в обществе, одним из важнейших приоритетов для всей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

системы отечественного образования становится личность руководителя образовательной организации, идентифицирующая себя в аспектах компетентности, конкурентоспособности, эффективности при выборе образовательной стратегии и

др.

Изменения, происходящие в системе российского образования, обусловленные, в первую очередь, непрерывным внедрением новых проектов и технологий, предъявляют вполне определённые требования к современному руководителю образовательной организации: к уровню его образования и профессиональной подготовки, стажу работы, перечню трудовых функций, выполняемых им, наличию у него конкретных знаний, умений и опыта их применения в практической управленческой деятельности.

Важнейшим ресурсом, обеспечивающим качество современного образования, является кадровый, определяющийся как уровнем профессиональной компетентности педагогического корпуса, в целом, так и уровнем профессиональной готовности и способности непосредственного руководителя к управлению образовательной организацией, проявляющемся в его управленческой компетентности, в частности [6].

В последнее время на фоне происходящих социальных и экономических изменений мировое образовательное сообщество всё чаще ставит вопрос о профессиональной подготовке руководителей образовательных организаций, в связи с чем поднимаются проблемы, требующие вполне конкретных и адекватных решений, определяющих, в своей совокупности, стратегию развития всей системы образования в направлении, определённом на государственном уровне и нормативно закреплённом в специальных правовых актах.

1. Современный руководитель образовательной организации - это наиболее уважаемый и компетентный педагог, взращённый в педагогическом коллективе или же эффективный менеджер, умеющий решать поставленные перед ним задачи?

2. Где и как необходимо осуществлять подготовку руководителей образовательных организаций (достаточно ли иметь диплом «бакалавра» для того, чтобы претендовать на должность руководителя образовательной организации)?

3. Обязательно ли наличие у потенциального руководителя образовательной организации опыта практической деятельности в сфере образования?

4. Каким «набором» профессиональных знаний и умений (управленческих компетенций) должен обладать потенциальный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

руководитель образовательной организации?

5. Какие личностные качества являются наиболее приоритетными для современного руководителя образовательной организации?

6. Каким образом следует оценивать уровень и степень готовности потенциального руководителя к управлению образовательной организацией?

7. Как должны быть организованы процедуры аттестации действующих руководителей образовательных организаций и отбора для выдвижения в кадровый резерв кандидатов - потенциальных руководителей образовательных организаций?

В нашей стране в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (с последующими изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации должен «иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» [18].

С целью разработки проектов различных профессиональных стандартов приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н были утверждены уровни квалификации. В указанном документе, в частности, обозначено, что навыки управления и стратегического планирования соответствуют требованиям, предъявляемым к работнику 7-го уровня квалификации, а т.к. управленческие знания и умения, в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, заложены только в программах специалитета и магистратуры, то и требования к уровню высшего образования в приведённом нами выше документе обозначены соответствующим образом: «работнику, претендующему на должность, соответствующую 7-му квалификационному уровню, необходимо обучиться по программам специали-тета или магистратуры» [15].

Таким образом, т.к. деятельность современного руководителя образовательной организации сопряжена не только с обязательными навыками управления, но и умениями планирования (в т.ч. и стратегического) и соответствует 7-му уровню квалификации, то уровень высшего образования «бакалавриат» является недостаточным и может рассматриваться, в соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н, как соответствующий, только для работников, претендующих на должности не выше 6-го уровня квалификации.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (в ред. от 31.05.2011 г.) «Об

утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» определены квалификационные требования к работникам, претендующим на должность руководителя образовательной организации, которым необходимо иметь «высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет» [14].

Таким образом, современный руководитель образовательной организации должен быть не просто опытным педагогом, но и быть грамотным управленцем, обладающим способностью решать профессиональные задачи, используя опыт передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций.

В современных условиях, когда образовательные организации, руководствуясь требованиями ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 26.07.2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [18], Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» [13], Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нём информации» [16], становятся более открытыми и гибкими, изменяются также формы и методы их работы.

С одной стороны, необходима система подготовки, в полной мере способствующая реализации творческого потенциала личности будущего руководителя [12]. С другой - постоянно возрастающая сложность процессов управления требует, чтобы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными к этой деятельности специалистами, владеющими управленческой компетентностью [8].

Вместе с тем, результаты проведённого нами мониторинга дают основания сделать вывод о том, что назначаемые сегодня руководители

образовательных организаций не всегда имеют навыки управленческой деятельности в сфере образования. Опыт руководства чем-либо (например, овощной базой, мебельным магазином, столовой или кафе) не вполне соответствует тому опыту, который приобретает потенциальный руководитель образовательной организации, работая на управленческих должностях, непосредственно, в сфере образования.

В то же время наличие опыта управленческой деятельности без соответствующего уровня образования, также не в полной мере обеспечивает полноценное и качественное решение тех задач, которые ставятся сегодня перед руководителем образовательной организации. В этой связи одной из наиболее важных и актуальных становится задача профессиональной подготовки/переподготовки руководителей в сжатые сроки, а также их профессионального развития в условиях циф-ровизации общества, в целом, и образовательной среды, в частности [9].

Основой подготовки современного руководителя образовательной организации должна стать концепция «life-long learning». Для успешной реализации обозначенного нами подхода на сегодняшний день разработано достаточно большое количество специальных образовательных программ, обеспечивающих гибкую и последовательную модель обучения и развития руководителей образовательных организаций.

По мнению С.В. Дандановой, модель обучения и развития руководителей образовательных организаций состоит из следующих «последовательных этапов:

8. Лидеры на стадии становления - это педагоги, которые начинают выполнять функции управления и руководства, а именно, заведующие отделами (отделениями) и методисты;

9. Признанные лидеры - опытные педагоги, которые не имеют намерения становиться руководителем образовательной организации: помощники и заместители руководителей;

10. Вступающие в руководство образовательной организацией - это те, кто готовится стать руководителем, а также недавно занявшие пост руководителя;

11. Продвинутые руководители образовательной организации - опытные руководители, желающие повысить свою квалификацию, освежить свои знания и усовершенствовать свои умения и навыки;

12. Руководители-консультанты - опытные руководители образовательных организаций и другие представители руководства, которые готовы развивать дальше свои

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

навыки преподавателя, наставника (ментора) и инструктора» [3].

Процесс управления образовательной организацией всегда сопряжён с проблемами различного характера. В зависимости от того, насколько компетентен руководитель образовательной организации, какими управленческими компетенциями и насколько профессионально он владеет, зависит эффективность решения конкретных управленческих задач, стоящих перед ним.

Анализ теории и практики подготовки будущих руководителей образовательных организаций к управленческой деятельности в России позволяет говорить об отсутствии в вузах целенаправленной системы подготовки будущего педагога к управленческой деятельности.

Вопросами, связанными с подготовкой руководителей образовательных организаций в нашей стране, стали заниматься относительно недавно. Для отечественной системы образования характерным является использование компетентност-ного подхода, разработанного Р. Бояцисом и Д. МакКлелландом, делавшими особый акцент на эффективной работе руководителя. В 1959 г. в обращение был введён термин «компетенция» для того, чтобы описать те особенности индивидуальности, которые наиболее тесно связаны с «превосходным» выполнением работы и высокой мотивацией. Компетентность была определена как «эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой [2; 19].

Руководитель образовательной организации должен обладать управленческой компетентностью, которая, по нашему мнению, является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку выступает системообразующим компонентом функционирования образовательной организации.

Несмотря на большое количество работ, посвящённых проблемам повышения квалификации руководителя образовательной организации, развития у него управленческих компетенций, сформированных ранее [1; 6; 11; 17 и др.], процесс формирования и развития управленческой компетентности остаётся на сегодняшний день недостаточно изученным.

Дефиниции «компетентность» и «компетенция», как общие понятия, широко используются не только в педагогике, но и в современной теории менеджмента. Так, например, В.Н. Зимин рассматривает «компетентность» как интегральную характеристику личности, отражающую степень освоения знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, а также личностные качества, отражающие умение человека эффективно действовать в обществе [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

На наш взгляд, наиболее точно, с точки зрения дидактики, определение компетенции сформулировал А.Н. Дахин, по мнению которого компетенция - это «степень развитости обучающихся, детерминированная качественным освоением образовательных программ» [4].

Ранее мы уже предлагали рассматривать «компетентность как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [11].

В научно-педагогических исследованиях понятия «компетенция» и «компетентность» отражают реальный уровень знаний, умений и навыков их практического применения в процессе осуществления того или иного вида профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа данных понятий нами были определены содержание, сущность и структура управленческой компетентности.

Формирование профессиональной компетентности руководителя исследуется учёными с позиций единства личности, сознания и деятельности, взаимосвязи процессов профессиональной деятельности и общения.

Так, например, Е.Н. Белова в своем диссертационном исследовании рассматривает управленческую компетентность руководителя образовательной организации как способность и готовность выделять, формулировать, целостно и глубоко анализировать актуальные проблемы образовательной организации и искать рациональные пути их решения [1].

Опираясь на результаты проведённого нами исследования, мы предлагаем следующее определение понятия «управленческая компетентность»: совокупность управленческих компетенций, включающих определённый объём знаний, умений, навыков и опыта их применения, необходимый для эффективного осуществления руководителем образовательной организации своих функциональных обязанностей, составляющих сущность его управленческой деятельности.

Рассматривая управленческую компетентность, мы выделили в её структуре следующие компоненты:

• мотивационно-ценностный (готовность использовать свои ресурсы как основу личностной самореализации и профессионального мастерства);

• когнитивный (уровень осознания и владения алгоритмами управленческой деятельности);

• коммуникативный (наличие установки на взаимодействие и позитивное восприятие партнёра по общению);

• рефлексивный (оценка качества выполняемой деятельности посредством анализа и самоанализа).

Основываясь на результатах проведённого эмпирического исследования, нами был сделан вывод о том, что управленческая компетентность имеет сложную интегральную структуру, включающую вполне конкретный набор личностных психологических качеств руководителя образовательной организации, среди которых, в первую очередь, можно назвать: надёжность, ответственность, коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость, решительность, самостоятельность [10].

Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым подчеркнуть, что выполнение социального заказа общества, повышение сознательной организационно-управленческой активности педагогического коллектива, а также создание условий для всестороннего развития личности выпускника образовательной организации не может быть обеспечено, если не будут обоснованы и стандартизированы процессы подготовки, отбора и назначения руководителей образовательных организаций, их аттестации, а также выдвижения в кадровый резерв потенциальных кандидатов в руководители, призванные обеспечить на практике эффективность управленческой деятельности.

Реформа сферы образования в Российской Федерации сформировала новые требования к условиям деятельности образовательной организации, подразумевающие оперативные и эффективные управленческие действия, направленные, в конечном счете, на повышение качества образования.

Список литературы:

[1] Белова Е.Н. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения сферы культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2006. - 226 с.

[2] Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. - М.: HIPPO, 2008. - 352 с.

[3] Данданова С.В. Подготовка руководителей школ Англии в условиях национального колледжа управления школой // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 3. - С. 139 - 147.

[4] Дахин А.Н. Модели компетентности участников образования / под ред. А.Ж. Жафярова. -Новосибирск: НГПУ, 2014. - 259 с.

[5] Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающи-

мися ключевыми компетенциями. - Иркутск: ИПКРО, 2003. - 83 с.

[6] Колиогло Н.В., Морозов А.В. Личностное развитие как основа профессионального развития современного руководителя образовательной организации // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М.А. Родионова. - Пенза: ПГУ, 2018. - С. 45 -47.

[7] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сб.: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск, 2015. - С. 487 - 493.

[8] Морозов А.В. Особенности управленческой деятельности современного руководителя образовательной организации. - М: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 178 с.

[9] Морозов А.В. Применение цифровых образовательных технологий в процессе профессионального развития руководителей образования // Уч. зап. ИУО РАО. - 2018. - № 3 (67). - С. 40 - 43.

[10] Морозов А.В. Профессиональный стандарт директора школы как индикатор управленческой компетентности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - Т. 8. - Вып. № 3 (31). - С. 203 - 209.

[11] Морозов А.В. Современные подходы к проблеме формирования компетенций и компетентности // В сб.: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / отв. ред. О.И. Кабалина. - М.: МГОУ, 2019. - С. 63 - 69.

[12] Морозов А.В. Творческий потенциал управленца системы образования как определяющий фактор его успешного профессионального развития // В сб.: Роль и место проектного управления в устойчивом развитии образовательных систем: материалы Четвёртой Междунар. науч.-практ. конф. пролонгированного действия «Управление устойчивым развитием образовательных систем» / под общ. ред. Н.А. Штурбиной. - М.: РАНХиГС, 2019. - С. 36 - 45.

[13] Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-10072013-П-582/ (дата обращения: 13.08.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

[14] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (в ред. от 31.05.2011 г.) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761n/ (дата обращения: 23.07.2019).

[15] Приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-148n/ (дата обращения: 29.05.2019).

[16] Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 (с изм. и доп.) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://base.garant. ru/70713570/ (дата обращения: 17.06.2019).

[17] Селевко Г.К. Компетентности и их квалификация // Народное образование. - 2004. - № 4.

- С. 138 - 142.

[18] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/acts/bank/ 36698 (дата обращения: 10.08.2019).

[19] McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist.

- 1973. - Vol. 28. - P. 1 - 14.

Spisok literatury:

[1] Belova E.N. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya sfery kul'tury: dis. ... kand. ped. nauk.

- Krasnoyarsk, 2006. - 226 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Boyacis R. Kompetentnyj menedzher. Model' effektivnoj raboty. - M.: HIPPO, 2008. - 352 s.

[3] Dandanova S.V. Podgotovka rukovoditelej shkol Anglii v usloviyah nacional'nogo kolledzha upravleniya shkoloj // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2005. - № 3. - S. 139 - 147.

[4] Dahin A.N. Modeli kompetentnosti uchastnikov obrazovaniya / pod red. A.Zh. Zhafyarova.

- Novosibirsk: NGPU, 2014. - 259 c.

[5] Zimin V.N. Metody aktivnogo obucheniya kak neobhodimoe uslovie ovladeniya obuchayushchimisya klyuchevymi kompetenciyami.

- Irkutsk: IPKRO, 2003. - 83 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

[6] Kolioglo N.V., Morozov A.V. Lichnostnoe razvitie kak osnova professional'nogo razvitiya sovremennogo rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii // Sovremennoe obrazovanie: nauchnye podhody, opyt, problemy, perspektivy: sb. st. XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. M.A. Rodionova. - Penza: PGU, 2018. - S. 45 - 47.

[7] Morozov A.V. Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevuzovskogo obrazovaniya // V sb.: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy nauch.-prakt. konf. (zaochnoj) s mezhdunar. uchastiem / otv. red. A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487 - 493.

[8] Morozov A.V. Osobennosti upravlencheskoj deyatel'nosti sovremennogo rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii. - M: FGBNU «IUO RAO», 2017. - 178 s.

[9] Morozov A.V. Primenenie cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij v processe professional'nogo razvitiya rukovoditelej obrazovaniya // Uch. zap. IUO RAO. - 2018. - № 3 (67). - S. 40 -43.

[10] Morozov A.V. Professional'nyj standart direktora shkoly kak indikator upravlencheskoj kompetentnosti // Izvestiya Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - 2019. - T. 8. - Vyp. № 3 (31). - S. 203 -209.

[11] Morozov A.V. Sovremennye podhody k probleme formirovaniya kompetencij i kompetentnosti // V sb.: Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i lingvodidakticheskih issledovanij: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 t. / otv. red. O.I. Kabalina. - M.: MGOU, 2019. - S. 63 - 69.

[12] Morozov A.V. Tvorcheskij potencial upravlenca sistemy obrazovaniya kak opredelyayushchij faktor ego uspeshnogo professional'nogo razvitiya // V sb.: Rol' i mesto proektnogo upravleniya v ustojchivom razvitii obrazovatel'nyh sistem: materialy Chetvyortoj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prolongirovannogo dejstviya «Upravlenie ustojchivym razvitiem obrazovatel'nyh sistem» / pod obshch. red. N.A. Shturbinoj. - M.: RANHiGS, 2019. - S. 36 - 45.

[13] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 g. № 582 «Ob utverzhdenii pravil razmeshcheniya na oficial'nom sajte obrazovatel'noj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" i obnovleniya informacii ob obrazovatel'noj organizacii» [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://legalacts.ru/doc/ postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-10072013-n-582/ (data obrashcheniya: 13.08.2019).

[14] Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 26.08.2010 g. № 761n (v red. ot 31.05.2011 g.) «Ob

utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel "Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya"» [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https:IIlegalacts.ruIdocIprikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761nI (data obrashcheniya: 23.07.2019).

[15] Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 g. № 148n «Ob utverzhdenii urovnej kvalifikacii v celyah razrabotki proektov professional'nyh standartov» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:II legalacts.ruIdocIprikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-148nI (data obrashcheniya: 29.05.2019).

[16] Prikaz Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 29 maya 2014 g. № 785 (s izm. i dop.) «Ob utverzhdenii trebovanij k strukture oficial'nogo sajta obrazovatel'noj organizacii v

informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" i formatu predstavleniya na nem informacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// base.garant.ru/70713570/ (data obrashcheniya: 17.06.2019).

[17] Selevko G.K. Kompetentnosti i ih kvalifikaciya // Narodnoe obrazovanie. - 2004. - № 4.

- S. 138 - 142.

[18] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (v red. ot 26.07.2019 g.) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/ 36698 (data obrashcheniya: 10.08.2019).

[19] McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist.

- 1973. - Vol. 28. - P. 1 - 14.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.