ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.4
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В условиях разработки и реализации конкурентоспособных образовательных программ высшего образования актуальны вопросы подготовки профессорско-преподавательского состава вузов к осуществлению организационно-управленческой деятельности по руководству образовательными программами. Новые подходы к управлению в образовании предполагают не только содержательное изменение и усложнение традиционных видов деятельности преподавателя вуза (учебной, научно-исследовательской, методической, организационно-управленческой, общественной), но и появление в них элементов бизнес-процесса, таких как поддержка качества процессов администрирования образовательной программы; организационная деятельность по сопровождению студентов как потребителей образовательной программы; мониторинг успешности образовательной программы; техническая сторона маркетинговых мероприятий. В статье приводится анализ современных трактовок понятия «управленческая компетентность» и предлагается авторская структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза, представленная в совокупности четырех компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, проектировочного и экспертного, каждому из которых соответствует комплекс показателей. Базисным основанием разработки содержа-
Как цитировать статью: Соловова Н. В., Суханки-на Н. В., Калмыкова О. Ю. Содержание и структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 33-46.
Н. В. Соловова
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, начальник учебно-методического управления, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара
E-mail: [email protected]
Natalya V. Solovova
Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Vocational Education, Head of Teaching and Methodical Department, Samara National Research University, Samara, Russia
Н. В. Суханкина
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский универ-
ситет имени академика С. П. Королева, г. Самара E-mail: [email protected]
Natalya V. Sukhankina
PhD (Education), Associate Professor, Department of Human Resource Management, Samara National Research University, Samara, Russia
О. Ю. Калмыкова
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление организацией», Самарский государственный технический университет, г. Самара E-mail: oukalmiykova@ mail.ru
Olga Yu. Kalmykova
PhD (Education), Associate Professor, Department of «Economics and Organization Management», Samara State Technical University, Samara, Russia
ния компонентов организационно-управленческой компетентности преподавателя послужил анализ видов деятельности преподавателя вуза по проектированию и эффективной реализации образовательных программам нового поколения. Предложенная структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза может выступать в качестве методического инструмента при разработке программ повышения квалификации преподавателей вуза.
Ключевые слова: образовательная программа высшего образования, организационно-управленческая компетентность преподавателя вуза, виды деятельности преподавателя вуза, компе-тентностный подход.
Введение. Инновационные образовательные программы служат откликом на объективные тенденции развития высшего образования (расширение внешних и внутренних интеграционных процессов, усиление междисциплинарности, развитие сетевого взаимодействия, широкое внедрение электронного обучения и др.). Рассматривая образовательную программу как конкурентоспособный продукт, с которым университет выходит на рынок образовательных услуг, как совокупность нормативно-правовых и методических документов и требований к ресурсному обеспечению, что определено Федеральным законом «Об образовании в РФ» [15], важно также понимать ее как совокупность ключевых параметров, значимых и необходимых для потребителей. Основными показателями, определяющими конкурентоспособность образовательной программы, служат: бренд и репутация университета; качество образовательной программы; уровень квалификации научно-педагогических работников; технологии управления и обучения; экономика образовательной программы. «Жизненный цикл» образовательной программы осуществляется в гиб-
кой, динамичной системе образовательного учреждения с опорой на его традиции, научные школы, сложившуюся профессионально-педагогическую компетентность преподавателей. Профессиональная деятельность преподавателей, работающих на конкретной образовательной программе, включает в себя различные трудовые действия, связанные с формированием программы, ее реализацией, управлением качеством программы. Целью данной статьи является теоретическое обоснование структуры и содержания организационно-управленческой компетентности профессорско-преподавательского состава вузов в условиях реализации конкурентоспособных образовательных программ высшего образования.
Обзор научной литературы по проблеме. Анализ актуальных научных исследований в области управления образовательными программами высшего образования (Н. В. Баранова, Л. П. Барылкина, Н. А. Гончарова, С. Ю. Трапицын, М. Ю. Чандра и др.) позволяет сделать вывод, что в современных реалиях высшей школы образовательная программа становится центральным звеном всей системы управления в вузе, координируя кадровые, информационные, материальные, административные и прочие ресурсы образовательной организации [1; 2; 9; 22; 23]. При этом самым важным и в то же время сложным для управления и развития ресурсом вуза является кадровый потенциал, в первую очередь преподаватели, которые в большинстве своем не обладают достаточной организационно-управленческой компетентностью, позволяющей им взять на себя руководство образовательной программой, принимать активное участие в разработке содержания, структуры, концепции и последующей ее реализации.
Профессиональная деятельность преподавателя вуза сочетает в себе различные ее виды и соответствующие им трудовые функции [3; 7; 11; 16]:
- учебная (преподавание учебных курсов, дисциплин; формирование у обучающихся основных составляющих профессиональной компетентности);
- методическая (разработка научно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин);
- научно-исследовательская (организация, руководство и проведение научно-исследовательской работы по профилю кафедры; участие в научных семинарах, совещаниях и конференциях; руководство подготовкой научных кадров);
- организационно-управленческая (руководство научно-исследо-
вательской, учебно-производственной, проектной деятельностью обучающихся);
- общественная (участие в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний).
Все указанные выше виды деятельности согласно Квалификационным характеристикам должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (ЕКС) [11] включены в должностные обязанности профессорско-преподавательского состава вуза. Трудовые функции вузовского преподавателя прописаны также в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [16], который регулирует виды деятельности преподавателя вуза. Как видим, в профессиональной деятельности педагога доля организационно-управляющей составляющей довольно велика, в ней обязательно присутствует управление учебной, коммуникативной, общественной и т.п. деятельностью обучающихся; ресурсное обеспечение в управлении качеством образовательного процесса в рамках конкретной предметно-методической деятельности; взаимодействие с субъектами образовательных взаимоотношений и другими социальными партнерами; стратегическое развитие образовательных систем на уровне реализации профессиональных функций и т.п. [10; 13; 14; 17; 19; 20; 25]. В условиях новой образовательной стратегии, когда преподаватель становится активным участником процессов проектирования, дизайна, реализации и оценки качества образовательной программы, профессиональная деятельность научно-педагогических работников видоизменяется, в профессиональной деятельности преподавателя вуза появляются новые функциональные роли: менеджера, эксперта, инноватора, консультанта, фасилитатора, психолога.
Существует устоявшееся мнение, что организационно-управленческая деятельность является прерогативой руководителей образовательных учреждений или структурных подразделений, менеджеров образования, организационно-управленческая компетентность — это интегрированная характеристика деловых, организаторских, нравственных качеств личности руководителя сферы образования, а обязательными элементами данного вида компетентности являются финансово-экономическая, правовая, психолого-педагогическая, информационная и другие компетенции [5; 6; 8; 12; 18; 24]. Традиционно все полномочия по руководству
образовательной программой принадлежат руководителям структурных подразделений (заведующим кафедрами, деканам факультетов), и реализация программы ведется в рамках этого функционального подразделения, с привлечением по мере надобности сторонних специалистов. Сейчас, когда идет уход от монокафедральной политики к междисциплинарной, когда в реализации образовательной программы принимают участие преподаватели разных кафедр и факультетов, а порой и разных вузов, полномочия управления конкретной образовательной программой могут быть делегированы преподавателю, обладающему профессиональным авторитетом, мотивацией, организационно-управленческими компетенциями, а также опытом проектной работы. Оперативное и стратегическое проектирование, реализация программно-целевого подхода, управление проектами и т.п. стали обыденным делом в работе большинства педагогических работников, а не только менеджмента образовательной организации [20, с. 15].
Методология исследования. Методологической основой обоснования компонентов организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза являются компетентностный подход в образовании (Р. Бояцис, Д. Макклеланд, Л. Спенсер, С. Спенсер, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.) и основополагающие понятия педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, А. П. Панфилова, С. Ю. Трапицын, Т. И. Шамова, Н. А. Шарай и др.).
При решении научно-практической проблемы разработки структуры организационно-управленческой компетентности мы опирались на следующие методологические подходы:
- структурно-функциональный подход, согласно которому любая системная единица организации должна быть функциональной, вносить свой вклад в совместную деятельность по достижению организационных целей, повышать эффективность взаимодействия с другими организациями [19];
- системно-деятельностный подход, который предполагает изучать компоненты организационно-управленческой деятельности преподавателя вуза (мотивы, цели, процессы, способы деятельности, контроль и анализ результатов) в логике целостной системы [4];
- процессный подход, который предполагает выделение в образовательной системе вуза значимых процессов, в частности организа-
ционно-управленческих; наличие в структуре образовательного учреждения владельцев процессов, в частности руководителей образовательных программ; позволяет идентифицировать управление образовательной программой как непрерывную систему взаимосвязанных управленческих функций [21; 22].
Результаты исследования. Основываясь на анализе трудовых функций преподавателя вуза при руководстве образовательной программой высшего образования, мы представляем структуру организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза в виде четырех взаимосвязанных компонентов (ценностно-мотивационного, когнитивного, проектировочного, экспертного), каждый из которых включает комплекс показателей (Таблица 1).
Таблица 1
Структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Ценностно-мо-тивационный компонент Когнитивный компонент Проектировочный компонент Экспертный компонент
• интерес к созданию инновационных образовательных программ и продуктов •потребность работать в команде •потребность в коммуникации и интеграции с коллегами •интерес к ор-ганизацион-ной и управленческой деятельности •знание нормативно-право-вой базы высшего образования •знание основ управленче-скихтеорий •знание основ управления персоналом и конфликтологии •знание основ экономики образовательной программы •знание инновационных методов и способов обучения •умение проектировать учебно-методическое обеспечение и сопровождение образовательных программ •умение планировать ресурсное обеспечение образовательных программ •умение проектировать бюджет образовательных программ •умение проектировать содержание и структуру ОПОП (проводить маркетинг) •умение проводить мониторинг и контролировать качество образовательных программ •умение оценить конкурентоспособность образовательных программ •умение рассчитать рентабельность образовательных программ •умение провести экспертизу соответствия ФГОС образовательной программы
Ценностно-мотивационный компонент организационно-управленческой компетентности является позиционно-смысловым фундаментом содержания профессиональной деятельности преподавателя, его сфор-мированность позволит руководителю образовательной программы инициировать и поддерживать творческую активность своей команды и понимание значимости своей работы в развитии образовательной организации. Необходим актуальный мониторинг условий реализации целей, мотивации и уровня компетентности участников образовательного процесса, что даст преподавателю-управленцу возможность организовать творческое интеллектуальное пространство, привлечь к процессу создания и реализации образовательных программ коллег и работников вуза.
Когнитивный компонент организационно-управленческой компетентности предполагает сбор и анализ информации (нормативно-правовой базы, основ экономики образовательной программы, инновационных технологий и т.д.), позволяющей осуществлять системное управление образовательной программой. Внедрение передовых технологий позволит инициировать и активизировать управленческий потенциал всех участников образовательных взаимоотношений.
Проектировочный компонент организационно-управленческой компетентности предполагает умение конструировать авторскую концепцию отдельной образовательной программы, составлять «бизнес-план» реализации образовательной программы на основе анализа рынка труда и ожиданий стейкхолдеров образовательного процесса: формулировать и обосновывать приоритетную цель, педагогические средства и технологии, условия педагогического процесса; прогнозировать образовательные результаты, выбирать оптимальные оценочные средства и способы контроля достижений[9].
Экспертный компонент организационно-управленческой компетентности предполагает наличие у преподавателя следующих умений по экспертизе образовательных программ: проводить мониторинг и контролировать качество; оценивать конкурентоспособность и КР1, рассчитывать рентабельность, устанавливать соответствие образовательной программы ФГОС ВО; обнаруживать и корректировать ошибки в работе команды.
В рамках исследования значимости показателей структурных компонентов организационно-управленческой компетентности руководи-
телей образовательных программ были проведены экспертные опросы (2016-2019 гг.). Результаты исследования использованы авторами в процессе разработки учебно-методического обеспечения формирования организационно-управленческой компетентности преподавателей в рамках системы повышения квалификации в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева (Самарский университет). В ходе экспертного опроса предусматривалось решение следующих задач:
- эмпирическое подтверждение значимости организационно-управленческой компетентности для эффективной управленческой деятельности преподавателя вуза в качестве руководителя образовательной программы;
- определение эффективных методик формирования организационно-управленческой компетентности преподавателей в рамках системы повышения квалификации в вузе.
Эмпирическое обоснование значимости организационно-управленческой компетентности преподавателей предполагает анализ мнений четырех групп респондентов:
- руководителей образовательных программ различных вузов г. Самары («внешняя оценка»);
- преподавателей Самарского университета («внутренняя оценка»);
- руководителей образовательных программ Самарского университета («внутренняя оценка»);
- заведующих кафедрами институтов и факультетов Самарского университета («внутренняя оценка»).
Репрезентативность выборки по первой группе респондентов (руководителей образовательных программ различных вузов г. Самары) обеспечивалась различными направлениями деятельности исследуемых образовательных организаций и значительным стажем работы большинства экспертов (число респондентов — 45). Вторую группу респондентов составили преподаватели Самарского университета (число респондентов — 115). В третью группу респондентов вошли руководители образовательных программ Самарского университета (число респондентов — 103). Репрезентативность данной выборки обеспечивалась охватом руководителей образовательных программ различных уровней и направлений подготовки. Четвертая группа респондентов представлена заведующими кафедрами Самарского университета (число
респондентов — 37). Всего в рамках данной части эксперимента было опрошено 300 респондентов. Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса респонденты могли отметить несколько вариантов ответа. Результаты опроса представлены в Таблице 2.
Анализ результатов опроса всех групп респондентов позволяет сделать вывод, что с точки зрения значимости наибольшие значения имеют следующие показатели: знание нормативных основ и инновационных методов организации учебного процесса; делегирование полномочий и получение обратной связи; принятие и реализация управленческих решений; деятельность, направленная на урегулирование конфликтного взаимодействия в процессе проектирования образовательных программ; диагностика конкурентоспособности и эффективности образовательных программ.
Таблица 2
Результаты экспертного опроса по оценке значимости показателей организационно-управленческой компетентности преподавателей
Оценка степени
Навыки и умения руководителей выраженности (%)
образовательных программ Группы респондентов
1 2 3 4
Потребность работать в команде 52,0 51,2 48,2 45,6
Интерес к освоению управленческого опыта других структур образовательной организации 22,5 27,8 24,2 21,5
Содействие творческой инициативе и инновации при создании новых образовательных программ 34,2 35,0 34,1 33,7
Принятие и реализация управленческих решений 53,0 49,0 43,4 41,6
Знание нормативных основ и инновационных методов организации учебного процесса 46,7 55,0 50,2 51,2
Медиативная деятельность, направленная на
урегулирование конфликтного взаимодействия в процессе проектирования образовательных 55,9 54,2 57,7 53,2
программ
Планирование методического ресурсного обеспечения образовательных программ 37,2 32,0 35,3 29,5
Делегирование полномочий в решении тактических и стратегических задач и получение обратной 47,0 46,8 48,2 42,0
связи
Четкая организация работы с документами 12,6 22,2 23,2 21,2
Оценка качества процессов администрирования образовательной программы 36,7 42,0 45,3 40,0
Диагностика конкурентоспособности и эффективности образовательной программы 56,0 55,6 54,7 56,7
Мониторинг успешности образовательной программы 39,6 38,8 34,2 31,3
Группы респондентов:
1 — руководители образовательных программ различных вузов г. Самары;
2 — преподаватели Самарского университета;
3 — руководители образовательных программ Самарского университета;
4 — заведующие кафедрами институтов и факультетов Самарского университета.
Данные компетенции отображают основные стадии управленческого цикла: планирование, мотивация, обеспечение, контроль и оценка достигнутых результатов. Анализ результатов опросов позволяет проанализировать распределение всех компетенций по каждому направлению деятельности руководителей образовательных программ и сформировать тематику и содержание программ повышения квалификации, направленных на повышение уровня организационно-управленческой компетентности.
Выводы. Таким образом, новые подходы к управлению в образовании предполагают не только содержательное изменение традиционных видов деятельности преподавателя вуза (учебной, научно-исследовательской, методической, организационно-управленческой, общественной), но и появление в них элементов бизнес-процесса, таких как поддержка качества процессов администрирования образовательной программы; организационная деятельность по сопровождению студентов как потребителей образовательной программы; мониторинг успешности образовательной программы; техническая сторона маркетинговых мероприятий. Предложенная на основе анализа инновационных видов деятельности структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза может выступать содержательной и методической основой для разработки программ повышения квалификации преподавателей, направленных на решение приоритетных стратегических задач вуза, рост эффективности управления образовательными программами нового
поколения, активную включенность всех субъектов образовательного процесса в реализацию образовательных программ.
Литература
1. Баранова Н. В. Подготовка преподавателей вузов к управлению образовательными программами высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 24 с.
2. Барылкина Л. П. Образовательная программа — ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. 2013. № 10 (31). С. 198-200.
3. Батракова И. С., Бордовский В. А., Тряпицын А. В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Педагогические науки. Сер. 4. 2013. Т. 80, № 5. С. 28-35.
4. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: ВЛАДОС, 2004. 356 с.
5. Берлим Л. И. Управленческая компетентность менеджера образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Педагогика и психология. Теория и методика обучения. 2007. № 22 (53). С. 276-281.
6. Бозина Н. А. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 67-70.
7. БордовскаяН. В., Титова Е. В. Качество деятельности преподавателя вуза: подход к пониманию и оценке // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник СЗО РАО. СПб., 2002. Вып. 7 [Электронный ресурс]. URL: http://scipeople.ru/publication/103841 (дата обращения: 28.09.2019).
8. Боровикова Т. В. Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в системе муниципального управления образованием // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 5. С. 20-28.
9. Гончарова Н. А. Проектный подход к управлению образовательными программами в вузе // Вестник Гуманитарного университета. 2015. № 4 (11). С. 37-42.
10. Жуковский В. П., СкворцоваЛ. А. Теоретические подходы к проблеме развития у преподавателей организационно-управленческой компетентности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. Т. 1, № 1 (63). С. 178-181.
11. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования // Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н // Гарант.ру: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55170898 (дата обращения: 20.08.2019).
12. Кудрявцева Е. И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: монография. СПб: СЗИУ РАНХиГС, 2012. 240 с.
13. Львов Л. В., Перевозова О. В. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования организационно-управленческой компетентности: учеб. пособие. Челябинск: Рус.-Брит. ин-т упр., 2011. 218 с.
14. Манухин В. П. Формирование управленческой компетентности педагога в вузе // Ученые записки МГПУ: сб. науч. ст. Мурманск: МГПУ, 2009. Вып. 9. С. 18-25.
15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.09.2019).
16. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н // Профессиональные стандарты (программно-аппаратный комплекс) [Электронный ресурс]. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 11.09.2019).
17. Педан Т. Н. К вопросу о содержании и структуре управленческой компетентности преподавателя медицинского вуза // Омский научный вестник. 2014. № 2. С. 154-156.
18. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 57-61.
19. Руднева Т. И., Левченко В. В., Соловова Н. В. и др. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллект. монография. Самара: Изд-во Самарского университета, 2013. 164 с.
20. Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Проектный менеджмент в образовательной организации. М.: МПГУ, 2019. 133 с.
21. Соловова Н. В. Процессный подход к управлению методической работой в вузе: монография. Самара: Универс групп, 2009. 300 с.
22. Трапицын С. Ю., Трапицына Г. Н. Управление качеством образовательных программ на основе процессного подхода // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 3. С.132-140.
23. Чандра М. Ю. Управление качеством проектирования и реализации образовательных программ в вузе: замысел концепции // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 161-166.
24. Чуланова О. Л. Формирование и развитие компетентностного подхода в работе с персоналом: теория, методология, практика: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. М., 2015. 339 с.
25. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-77.
CONTENT AND STRUCTURE OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER
In the context of the development and implementation of competitive educational programmes of higher education, the issues of preparing the faculty of universities for the implementation of organizational and managerial activities to manage educational programmes become relevant. New approaches to management in education involve not only a meaningful change and complication of a university teacher's traditional teaching activities (academic, research, methodological, organizational and managerial, social), but also the introduction of a business process elements such as maintaining quality management of educational programmes, organizational support of students as consumers of the educational programme; monitoring the effectiveness of the educational programmes; technical aspect of marketing activities. The article deals with the analysis of modern interpretations of the concept of managerial competence and suggests the author's structure of organizational and managerial competence of a university teacher, presented as a complex of four components, i.e. value-motivational, cognitive, design and expert, each of which has a set of indicators. The analysis of the functions and activities of the university teacher in view of planning, organizing, creating conditions, monitoring, analysis, and control over the educational programme management shall be deemed the reason for the content of the structural components of the organizational and managerial competence of the teacher. The offered structure of organizational and managerial competence of a university teacher shall be used as a methodological tool for improving educational programmes management and it includes a number of competencies that a university teacher needs to develop a new generation of educational programmes and effectively implement them in the educational process. It can serve as a meaningful guide for the development of programmes for teachers' advanced training and determine their training outcomes.
Keywords: higher education programme, organizational and managerial competence of a university teacher, types of activities of a university teacher, competency-based approach.
References
• Baranova N. V. Podgotovka prepodavatelej vuzov k upravleniyu obrazovatel'nymi programmami vys-shego obrazovaniya: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M.: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2016. 24 s. [In Rus].
• Barylkina L. P. Obrazovatel'naya programma — klyuchevoj dokument v upravlenii obrazovatel'noj or-ganizaciej // Global'nyj nauchnyj potencial. 2013. № 10 (31). S. 198-200. [In Rus].
• Batrakova I. S., Bordovskij V. A., Tryapicyn A. V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vys-shej shkoly // Izvestiya Volgogradskogo gos. ped. un-ta. Pedagogicheskie nauki. Ser. 4. 2013. T. 80, № 5. S. 28-35. [In Rus].
• Belikov V. A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyj aspekt: monografiya. M.: VLADOS, 2004. 356 s. [In Rus].
• Berlim L. I. Upravlencheskaya kompetentnost' menedzhera obrazovaniya // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. Pedagogika i psihologiya. Teoriya i metodika obucheniya. 2007. № 22 (53). S. 276-281. [In Rus].
• Bordovskaya N. V., Titova E. V. Kachestvo deyatel'nosti prepodavatelya vuza: podhod k ponimani-yu i ocenke // Obrazovanie i kul'tura Severo-Zapada Rossii: Vestnik SZO RAO. SPb., 2002. Vyp. 7 [Elektronnyj resurs]. URL: http://scipeople.ru/publication/103841 (data obrashcheniya: 28.09.2019). [In Rus].
• Borovikova T. V. Razvitie professional'noj kompetencii rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij v sisteme municipal'nogo upravleniya obrazovaniem // Vestnik Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2010. № 5. S. 20-28. [In Rus].
• Bozina N. A. Teoreticheskie osnovy razvitiya professional'noj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2013. № 6. S. 67-70. [In Rus].
• Chandra M. Yu. Upravlenie kachestvom proektirovaniya i realizacii obrazovatel'nyh programm v vuze: zamysel koncepcii // Diskussiya. 2015. № 10 (62). S. 161-166. [In Rus].
• Chulanova O. L. Formirovanie i razvitie kompetentnostnogo podhoda v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika: dis. ... dokt. ekon. nauk: 08.00.05. M., 2015. 339 s. [In Rus].
• Goncharova N. A. Proektnyj podhod k upravleniyu obrazovatel'nymi programmami v vuze // Vestnik Gumanitarnogo universiteta. 2015. № 4 (11). S. 37-42. [In Rus].
• Kudryavceva E. I. Kompetencii i menedzhment: kompetencii v menedzhmente, kompetencii menedzherov, menedzhment kompetencij: monografiya. SPb: SZIU RANHiGS, 2012. 240 s. [In Rus].
• Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spra-vochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih: Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 11.01.2011 № 1n // Garant.ru: informacionno-pravovoj portal [Elektronnyj resurs]. URL: http://base. garant.ru/55170898 (data obrashcheniya: 20.08.2019). [In Rus].
• Lvov L. V., Perevozova O. V. Transdisciplinarnyj uchebno-metodicheskij kompleks formirovaniya organizacionno-upravlencheskoj kompetentnosti: ucheb. posobie. Chelyabinsk: Rus.-Brit. in-t upr., 2011. 218 s. [In Rus].
• Manuhin V. P. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti pedagoga v vuze // Uchenye zapiski MGPU: sb. nauch. st. Murmansk: MGPU, 2009. Vyp. 9. S. 18-25. [In Rus].
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 09.09.2019). [In Rus].
• Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya»: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 08.09.2015 № 608n // Professional'nye standarty (programmno-ap-paratnyj kompleks) [Elektronnyj resurs]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (data obrashcheniya: 11.09.2019). [In Rus].
• Pedan T. N. K voprosu o soderzhanii i strukture upravlencheskoj kompetentnosti prepodavatelya medicinskogo vuza // Omskij nauchnyj vestnik. 2014. № 2. S. 154-156. [In Rus].
• Reznik S. D., Sazykina O. A. Novye prioritety deyatel'nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchih kadrov vysshih uchebnyh zavedenij // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2008. № 6. S. 5761. [In Rus].
• Rudneva T. I., Levchenko V. V., Solovova N. V. i dr. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu problem v oblasti professional'noj pedagogiki: kollekt. monografiya. Samara: Izd-vo Samarskogo univer-siteta, 2013. 164 s. [In Rus].
• Savenkova E. V., Shklyarova O. A. Proektnyj menedzhment v obrazovatel'noj organizacii. M.: MPGU, 2019. 133 s. [In Rus].
• Sharipov F. V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 1. S. 72-77. [In Rus].
• Solovova N. V. Processnyj podhod k upravleniyu metodicheskoj rabotoj v vuze: monografiya. Samara: Univers grupp, 2009. 300 s. [In Rus].
• Trapicyn S. Yu., Trapicyna G. N. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nyh programm na osnove process-nogo podhoda // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2012. № 3. S. 132-140. [In Rus].
• Zhukovskij V. P., Skvorcova L. A. Teoreticheskie podhody k probleme razvitiya u prepodavatelej orga-nizacionno-upravlencheskoj kompetentnosti // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnichesk-ogo universiteta. 2012. T. 1, № 1 (63). S. 178-181. [In Rus].