6. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / Н.Н. Демидова [и др.]; под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой -Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «БЛАГОВЕСТ», 2019 г. - 220 с.
7. Николаев В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: Учеб пособие. - М.: Аспект-пресс, 2003. - С. 97.
8. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики //Организационная психология. - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 30-51.
9. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: монография. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 147 с.
10. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.
11. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. - М. БИНОМ: Лаборатория знаний. -2013, 220 с.
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
13. Yakovleva E. The psychology of the development of the creative potential of the personality. // Ill Miedzynarodowa Konferencja Naukowo-Metodycna "Uzdolnenia Intelecktualne I Tworcze. - Problemy. Koncepcje. Perspektiwy. - Warszawa-Konstancin, 19-21 maja, 1997.
Педагогика
УДК 37.091.3
кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна
Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных форм дополнительного профессионального образования руководителей образовательных организаций, исследованию возможностей горизонтального обучения в повышении эффективности директоров школ. Авторами предпринята попытка проектирования модели муниципальной сети горизонтального обучения управленческих кадров. В основу сети положены результаты регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: эффективность руководителя образовательной организации, профессиональная компетенция директора школы, горизонтальное обучение управленческих кадров.
Annotation. The article is devoted to the search for effective forms of additional professional education for heads of educational organizations, the study of the possibilities of horizontal learning in increasing the effectiveness of school principals. The authors made an attempt to design a model of a municipal network of horizontal management training. The network is based on the results of regional monitoring of the effectiveness of heads of educational organizations.
Keywords: efficiency of the head of an educational organization, professional competence of a school director, horizontal training of management personnel.
Введение. Качество жизни определяется качеством образования, основными субъектами управления которым являются директора школ. На руководителей образовательных организаций возложена миссия обеспечения требований государства, родителей, социума к образовательным результатам, в том числе, к сформированности личностных качеств и компетентностей обучающихся. От инициативности выпускников, их творчества, интеллекта, стремления преобразовывать действительность, умения воплощать идеи в жизнь зависит прогресс, будущее страны. Итак, директора школ должны создавать необходимые организационно-педагогические условия для достижения названных целей, степень достижения которых в первую очередь зависит от сформированности их профессиональных компетентностей.
Анализ документов, определяющих политику качества в сфере общего образования, также свидетельствует о значимости эффективности в данном процессе субъектов управления. Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как повысить эффективность директоров?», «Какие механизмы должны быть использованы в процессе повышения эффективности руководителей общеобразовательных организаций?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть методы и формы повышения эффективности руководителей общеобразовательных организаций в аспекте современного понимания качества образования.
Проблема поиска механизмов роста эффективности руководителей общеобразовательных организаций в аспекте современного понимания качества образования привела нас к исследованию современных методов и форм повышения квалификации директоров школ.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению методов и форм повышения квалификации директоров школ, необходимо определиться с понятиями «оценка эффективности директора школы», «показатели и индикаторы эффективности руководителя общеобразовательной организации».
В международных стандартах ISO 9000 дано определению понятия эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_9000]. Определяя понятие «компетенция руководителя школы», мы вслед за Ефремовой Н.Ф. характеризуем: компетенции проявляются в действиях человека, его мыслях и поступках, понимании и анализе проблемы, в построении деятельности, а компетентность — это потенциал человека [3]. Основываясь на этих определениях, мы формулируем: «Профессиональная компетенция директора школы - совокупность личностных и деловых качеств человека, отражающая профессиональные знания, умения, навыки применять имеющиеся знания в изменяющихся условиях, личностные качества и ценностные установки, позволяющие успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией». Следовательно, профессиональная компетентность руководителя школы - потенциал специалиста, обладающего профессиональными компетенциями директора школы.
Таким образом, под эффективностью директора школы мы будем понимать проявленность его профессиональных компетентностей в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом. В Республике Саха (Якутия) с 2019 года проводится региональный мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций,
показатели которого рекомендованы Федеральным институтом оценки качества образования и, на наш взгляд, в достаточной мере характеризуют виды деятельности в управлении школой: управления процессом, условиями и образовательными результатами.
В нашем регионе по результатам вышеназванного мониторинга низкий и ниже среднего уровни эффективности наблюдается по следующим группам показателей:
• по формированию кадрового резерва (64,2% руководителей ОО);
• по квалификации в области управления (56,1% руководителей);
• по базовой подготовке обучающихся (47,6% руководителей);
• по подготовке высокого уровня (61,9% руководителей);
• по условиям осуществления образовательной деятельности (37,2% руководителей);
• по профориентации и дополнительному образованию (36,5% руководителей).
В республике согласно данным проведенного в 2020 году регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций 71,3% - руководители сельских школ, 58,8% - руководители-женщины, 44,2% руководителей предпенсионного и пенсионного возраста, имеют стаж в должности директора 3 года и менее - 32,6%, со стажем более 10 лет - 37,4%, 13 директоров не имеют высшего педагогического образования, 93 директора не имеют базового или дополнительного профессионального образования по профилю деятельности.
Директора школ в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих в подавляющем большинстве имеют дипломы профессиональной переподготовки по профилю деятельности (84,5%), также периодически проходят повышение квалификации на различных курсах и других мероприятиях повышения квалификации, в т.ч. за пределами региона и РФ. Однако данные мероприятия не приводят к заметной положительной динамике качества образования.
Таким образом, выявлена проблема недостаточной системности повышения квалификации руководителей как средства повышения эффективности директора школы, что привело нас к необходимости введения в систему повышения квалификации таких методов и форм, которые будут направлены на эффективное устранение выявленных в результате мониторинга профессиональных дефицитов. Образование - динамичная система, которая предполагает необходимость постоянного самосовершенствования, приобретения новых знаний и умений, выработки новых навыков для устранения вновь возникающих дефицитов и проблем. Учитывая данное обстоятельство и возник один из трендов в системе повышения квалификации - «образование через всю жизнь», одной из форм которого является горизонтальное обучение, под которым понимается аналог распределительной модели образования РееМо-реег (модели обучения «равный - равному»).
Согласно Дж. Сименсу и С. Даунсу, горизонтальный обучающий процесс - это процесс создания сети, субъектами которой выступают люди, организации, библиотеки, web-сайты, книги, базы данных, и получения из этой информационной сети тех знаний, которые необходимы для решения поставленной задачи [7]. По мнению исследователей, будет происходить селекция содержания, осознанный отбор источников информации. Таким образом, результатом горизонтального обучения будет не только пополнение знаний, но и формирование цифровых компетенций, развитие критического мышления. В понимании Дж. Корнели и Ч.Дж. Даноффа, горизонтальное обучение представляет собой создание (разработку) равноправными участниками учебного контента, необходимого и достаточного для освоения материала, в контексте совместной учебной и исследовательской деятельности, опосредованной информационно-коммуникативными технологиями. Согласно их теории, в основе обучающего процесса лежит знание обучающегося о себе самом, своих дефицитов, что обуславливает мотивацию, равнозначность в весе всех субъектов горизонтального обучения, возможность существования разных, даже противоположных, точек зрения, позволяющих расширить индивидуальный учебный опыт, а также продолжительность и интенсивность совместных усилий, ведущих к сплочению и совместному производству знаний и др. [4]. Однако существует множество других способов установления профессиональных дефицитов, в том числе как в нашем случае, мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций.
Итак, попытаемся описать систему подготовки управленческих команд муниципального и школьного уровня посредством горизонтального обучения, в основу которой будут положены результаты вышеназванного мониторинга. Для систематизации обучения на муниципальном уровне необходимо определиться с субъектами горизонтального обучения. С этой целью нами разработана следующая таблица:
Таблица 1
Субъекты горизонтального обучения (муниципальный район)
№ Направление Возможные темы мероприятий повышения квалификации Обучающие (ФИО) Обучаемые (ФИО) Формат мероприятий
1. По качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций Программные средства для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота)
Электронный документооборот
Инновационная деятельность
2. По базовой подготовке обучающихся Создание условий для повышения профессиональных компетентностей учителей-предметников: Физика Химия Математика Биология География
Методы смешанного обучения
3. По подготовке обучающихся высокого уровня Организационно-педагогическое обеспечение профильного обучения
Организационно-педагогическое обеспечение введения и реализации обучения на основе индивидуальных учебных планов
Организационно-педагогические условия подготовки участников ВОШ
Организационное-педагогическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся
Нетрадиционные способы и формы контроля и оценки достижений обучающихся
4. По организации получения образования обучающимися с ОВЗ Организационно-педагогические условия получения образования обучающимися с ОВЗ (общего и дополнительного)
5. По условиям осуществления ОД Создание условий для обучения по предмету «Технология» в оборудованных под новое содержание кабинетах (робототехника, компьютерный дизайн и т.п.)
Сетевая форма обучения обучающихся 5-11 классов
АиС «Сетевой город»
Создание условий для открытия и деятельности электронной библиотеки
6. По организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся Создание условий для реализации дополнительных и общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей
Содержание и механизмы профориентационной деятельности школы
7. По формированию резерва управленческих кадров Организационно-педагогические условия формирования и развития системы подготовки резерва управленческих кадров
Как видно из таблицы 1 в первой графе прописываются основные показатели регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций. Во второй графе - возможные темы мероприятий повышения квалификации, в данном случае прописаны темы возможных семинаров исходя из индикаторов, раскрывающих определенный показатель. В графе 3 и графе 4 - фамилии, имена, отчества директоров, набравших наиболее высокие (обучающие) и низкие или ниже среднего баллы (обучаемые) по показателям соответственно, причем одни и те же директора могут выступать в качестве обучаемых (менти, стажирующихся) и в качестве обучающих - преподавателей семинара (стажировки) по тем или иным показателям. Основной принцип горизонтального обучения (равноправие) соблюдается, само обучение может происходить как в очной форме, так и в дистанционной (он-лайн и оф-лайн форматах). Пятая графа таблицы раскрывает формат реализации программ мероприятий дополнительного профессионального образования:
• форсайт-сессии,
• разборы кейсов и лучших практик,
• тренинги управленческих компетенций и психофизилогической подготовки,
• симуляторы,
• деловые игры,
• интенсивы,
• воркшопы,
• коуч-сессии,
• митапы,
• нетворкинги,
• проектная работа и др.
Таким образом, нами осуществлена попытка систематизации повышения квалификации руководителей образовательных организаций в условиях реализации целей Указа Главы РС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» посредством горизонтального обучения директоров, направленного на устранение их профессиональных дефицитов, следовательно, на рост эффективности директоров школ.
Решаются следующие задачи:
1. Определены элементы горизонтального обучения руководителей образовательных организаций.
2. Выявляются профессиональные дефициты руководителей образовательных организаций посредством регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
3. Ежегодно уточняются индикаторы, раскрывающие показатели мониторинга эффективности директора школы.
4. Определяются субъекты горизонтального обучения: обучающие и обучаемые по направлениям деятельности директора.
5. Подбирается формат мероприятий пирингового обучения.
6. Мониторинг эффективности горизонтального обучения директоров.
Выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная компетенция директора школы - совокупность личностных и деловых качеств человека, отражающая профессиональные знания, умения, навыки применять имеющиеся знания в изменяющихся условиях, личностные качества и ценностные установки, позволяющие успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией, следовательно, профессиональная компетентность руководителя школы - потенциал специалиста, обладающего профессиональными компетенциями директора школы.
2. Под эффективностью директора школы мы будем понимать проявленность его профессиональных компетентностей в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом.
3. Повышать эффективность руководителя образовательной организации необходимо посредством устранения профессиональных дефицитов, средством же их выявления может послужить региональных мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций.
4. Устранение профессиональных дефицитов возможно посредством пирингового обучения, когда один и тот же управленец в сети горизонтального обучения может выступить как в роли обучающегося, так и в роли обучающего.
Литература:
1. Гладкова Ю.А. Горизонтальное обучение в системе повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций: анализ современных подходов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов НПК. - 2019. - №: 3-1. - С. 248-254
2. Дьюи Дж. Демократия и образование; пер. с англ. Ю.И. Турчаниновой, Э.Н. Гусинского, Н.Н. Михайлова. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. - 416 с.
4. Корнели, Д., Данофф, Ч.Дж. Парагогика: Синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности; пер. с англ. И.Ю. Травкин [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - URL: http://joumals.tsu.ru/uploads/import/1182/files/7_11_084.pdf
5. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования. - М., 2020 г.
6. Слюсаренко В.А. Тенденции развития системы повышения квалификации. https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6787
7. Тулупова О.В., Шакурова А.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 1 - URL: https://doi.org/10.5281/zenodo.4494751
8. ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Юрий Ээльмаа. Горизонтальное обучение в открытых средах: новые формы профессионального развития педагогов. https://te-st.ru/2013/09/06/new-forms-of-teachers-professional-growth/
10. ISO 9000 https://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000
Педагогика
УДК 371.2
кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна
Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных механизмов введения смешанного обучения, исследованию организационно-педагогических условий его реализации в общеобразовательной организации в условиях пандемии. Авторами предпринята попытка проектирования модели организационно-педагогического обеспечения введения и реализации смешанного обучения в практику школы.
Ключевые слова: смешанное обучение, организационно-педагогическое обеспечение введения и реализации смешанного обучения, план введения смешанного обучения.
Annotation. The article is devoted to the search for effective mechanisms for the introduction of blended learning, the study of the organizational and pedagogical conditions for its implementation in a general educational organization. The authors made an attempt to design a model of organizational and pedagogical support for the introduction and implementation of blended learning into school practice.
Keywords: blended learning, organizational and pedagogical support for the introduction and implementation of blended learning, a plan for the introduction of blended learning.
Введение. Распространившаяся в мире пандемия привела к серьезным изменениям в системе образования. Эти изменения коснулись в основном организационного аспекта образования, которые нашли отражение во введении дистанционного обучения, комбинирования его с традиционными формами обучения. Перед педагогическими коллективами школ в современных условиях не снимаются новые и сложные задачи, которые касаются как содержательной предметной подготовки обучающихся, так и формирования и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового творчески работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением. В период пандемии каждая образовательная организация ищет наиболее удобный формат проведения уроков, организации образовательного процесса в целом.
Проблема поиска механизмов введения и реализации комбинированного дистанционного и очного школьного образования в условиях пандемии привела нас к исследованию организационно-педагогического обеспечения смешанного обучения.