Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ / ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF A SCHOOL DIRECTOR / INDICATORS FOR MONITORING THE EFFECTIVENESS OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

Статья посвящена исследованию региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций и разработке индикаторов мониторинга эффективности директоров школ, а также изучению возможностей становления ее основой управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MONITORING OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL MANAGERS AS A BASIS FOR EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

The article is devoted to the study of the regional system for monitoring the effectiveness of heads of educational organizations and the development of indicators for monitoring the effectiveness of school principals, as well as studying the possibilities of becoming its basis for managing the quality of education.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29636 (дата обращения: 15.11.2020).

3. Бахор Т.А. Роль интегрированных занятий в формировании общепрофессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27959 (дата обращения: 15.11.2020).

4. Безусова Т.А., Шестакова Л.Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // NovaInfo.Ru: научно-методический журнал. 2016. № 54-2. С. 217-226. URL: https://novainfo.ru/ article/8479 (дата обращения: 14.11.2020).

5. Мальцев В.А., Мальцев К.В. Пандемия и образование // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 4. С. 402-414. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pandemiya-i-obrazovanie (дата обращения: 15.11.2020).

6. Матвеев И., Хозицкая Н., Федосеев А. Спрос на гуманитариев и конец моды на менеджеров: как выбирать профессию после пандемии: Отвечают карьерный консультант, политолог и автор проекта по профориентации школьников // Мел: Медиа про образование и воспитание детей. URL: https://mel.fm/worldskills/3089645-filologia-and-other-cool-jobs (дата обращения: 14.11.2020).

7. Михеев Н. Аннотация «Почитай старших». URL: https://vk.com/wall208749925_1694 (дата обращения: 14.11.2020).

Педагогика

УДК 371.113.1

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций и разработке индикаторов мониторинга эффективности директоров школ, а также изучению возможностей становления ее основой управления качеством образования.

Ключевые слова: оценка качества образования, оценка эффективности директора школы, индикаторы мониторинга эффективности руководителя образовательной организации.

Annotation. The article is devoted to the study of the regional system for monitoring the effectiveness of heads of educational organizations and the development of indicators for monitoring the effectiveness of school principals, as well as studying the possibilities of becoming its basis for managing the quality of education.

Keywords: assessment of the quality of education, assessment of the effectiveness of a school director, indicators for monitoring the effectiveness of the head of an educational organization.

Введение. Человеческий капитал, мощь которого определяется его образованностью, в современном мире становится основным ресурсом развития страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Необходимым условием развития общества, реагирующим на запросы и требования быстро меняющегося мира, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности является качественное образование, которое продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Анализ документов, определяющих политику качества в сфере общего образования, свидетельствует не только о необходимости создания системы управления качеством образования на основании его оценки как таковой, но и значимости в данном процессе субъектов управления. Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как оценивать эффективность директоров? Что должны содержать в себе показатели и индикаторы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть эффективность руководителей общеобразовательных организаций в аспекте современного понимания качества образования.

Проблема поиска механизмов управления качеством образования привела нас к исследованию системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций и разработке индикаторов мониторинга эффективности директоров школ, а также изучению возможностей становления ее основой управления качеством образования.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению показателей и индикаторов оценки эффективности руководителей общеобразовательной организации, необходимо определиться с понятиями «оценка качества образования», «оценка эффективности директора школы».

Качество специалисты понимают как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [6]. Вслед за исследованиями Бахмутского А.Е., Заир-Бек Е.С., Тряпицыной А.П. [2, 3, 4] мы выделяем две большие группы, основанные на различном понимании «качества»:

- первая группа исходит из классического определения качества, согласно которому качество продукта, процесса и т.п. оценивается степенью его соответствия предварительно установленному стандарту;

- вторая группа исходит из того, что качество — это характеристика предмета, процесса, раскрывающая степень соответствия требованиям потребителя.

Очевидно, что эти положения стали основой для определения понятия «качество образования» в ФЗ «Об образовании в РФ»: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным

образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [11].

Рассмотрим теперь понятие «оценка», на наш взгляд более объективное определение дано В.Л. Абушенко: «Оценка - это многозначное понятие, обозначающее способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта» [1]. Таким образом, оценка качества образования - это процесс, в результате которого определяется степень соответствия достигнутых образовательных результатов, условий их обеспечения, образовательной деятельности зафиксированным в нормативных документах требований к качеству образования, а также требованиям обучающихся, их родителей, социума.

Прежде чем рассмотреть, в чем заключается эффективность директора школы, необходимо рассмотреть понятия «эффективность», «компетенция руководителя школы». В международных стандартах ISO 9000 дано определению понятия эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [12].

Определяя понятие «компетенция руководителя школы», мы вслед за Ефремовой Н.Ф. характеризуем: компетенции проявляются в действиях человека, его мыслях и поступках, понимании и анализе проблемы, в построении деятельности, а компетентность - это потенциал человека [7]. Основываясь на этих определениях, под профессиональной компетенцией директора школы мы будем понимать совокупность личностных и деловых качеств человека, отражающую профессиональные знания, навыки, опыт, умения применять имеющиеся знания в изменяющихся условиях, личностные качества, позволяющие успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией. А под профессиональной компетентностью - потенциал специалиста, обладающего компетенциями, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Для достижения результатов необходимо обеспечить образовательный процесс и условия, его организующие, другими словами, качество процесса и условий должно обеспечить высокое качество результата. За качество процесса и условий, за качество результатов несет персональную ответственность руководитель образовательной организации, который является, как сказано в статье 26 федерального закона 273 «Об образовании в РФ» «единоличным исполнительным органом образовательной организации» [11].

Таким образом, под эффективностью директора школы мы будем понимать сформированность его профессиональных компетентностей в управлении школой: в управлении процессом образования, его обеспечении необходимыми условиями, в управлении результатами образовательного процесса.

Федеральным институтом оценки качества образования определены показатели мониторинга эффективности руководителя общеобразовательной организации:

- по качеству профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций;

- по качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;

- по базовой подготовке обучающихся;

- по подготовке обучающихся высокого уровня;

- по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- по объективности результатов внешней оценки;

- по условиям осуществления образовательной деятельности;

- по организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся;

- по формированию резерва управленческих кадров;

- по оценке компетенций руководителей [9]

Данные показатели мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций на наш взгляд в достаточной мере характеризуют направления деятельности в управлении школой: управления процессом, условиями и образовательными результатами.

Мы, формируя региональную систему мониторинга эффективности руководителей образовательной организации, разработали индикаторы, позволяющие измерить данные показатели (табл. 1).

Таблица 1

Показатели мониторинга эффективности руководителя образовательной

№ Показатели Предлагаемые индикаторы Единица измерения

1. По качеству профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций. Наличие высшего педагогического образования. Да/нет

Повышение квалификации руководителей ОО на основе адресных рекомендаций. Да/нет

Наличие профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Да/нет

2. По качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций. Наличие специальных программных средств для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота). Да/нет

Наличие системы электронного документооборота. Да/нет

Наличие у школы статуса ФИП, РИП. Да/нет

3. По базовой подготовке обучающихся. Доля обучающихся, которые изучают родной язык (языки коренных народов Республики Саха (Якутия) в том числе русский язык как родной), в общем числе школьников. %

Доля обучающихся, которые изучают национальную культуру народов Республики Саха (Якутия), в общем числе школьников, в общем числе школьников. %

Удельный вес участников ЕГЭ по физике в общей численности участников ЕГЭ. %

Удельный вес участников ЕГЭ по математике в общей численности участников ЕГЭ. %

Удельный вес участников ЕГЭ по химии в общей численности участников ЕГЭ. %

Удельный вес участников ЕГЭ по биологии в общей численности участников ЕГЭ. %

Удельный вес участников ЕГЭ по географии в общей численности участников ЕГЭ. %

4. Доля старшеклассников, обучающихся по программам углубленного изучения предметов. %

Удельный вес обучающихся по индивидуальным учебным планам, в общей численности обучающихся общеобразовательной организации. %

Удельный вес участников школьного этапа ВОШ в общей численности обучающихся. %

Наличие победителей муниципального этапа ВОШ от численности участников школьного этапа. Да/нет

Наличие победителей регионального этапа ВОШ от численности участников школьного этапа Да/нет

По подготовке обучающихся высокого уровня. Наличие победителей общероссийского этапа ВОШ от численности участников школьного этапа. Да/нет

Удельный вес участников школьных конкурсных мероприятий (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.) в общей численности обучающихся. %

Удельный вес обучающихся, принявших участие в муниципальных конкурсных мероприятиях (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.), в общей численности обучающихся. %

Удельный вес обучающихся, принявших участие в республиканских конкурсных мероприятиях (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.), в общей численности обучающихся. %

Удельный вес обучающихся, принявших участие в общероссийских конкурсных мероприятиях (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.), в общей численности обучающихся. %

Удельный вес выпускников, поступивших в ВУЗы по результатам олимпиад. %

5. Удельный вес обучающихся с ОВЗ, получающих образование по индивидуальным учебным планам, в общей численности обучающихся с ОВЗ общеобразовательной организации. %

По организации получения образования обучающимися с ОВЗ. Удельный вес обучающихся по дополнительным образовательным программам с ОВЗ, занимающихся с применением дистанционных технологий, в общей численности нуждающихся детей. %

Удельный вес обучающихся с ОВЗ, занимающихся по дополнительным образовательным программам с применением дистанционных технологий, в общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. %

6. По объективности результатов внешней оценки. Наличие на сайте школы результатов внешней оценки (не учитывая НОКУ). Да/нет

7. По условиям осуществления ОД. Доля обучающихся, которые обучаются в кабинетах «Технологии», оборудованных под новое содержание (робототехнику, компьютерный дизайн и т.п.), в общем числе школьников. %

Доля детей, обучающихся на имеющемся при школе учебно-опытном участке, в общем количестве обучающихся. %

Численность обучающихся организаций общего образования в расчете на одну ЭВМ, используемую в учебных целях. Условных единиц

Удельный вес учащихся 5-11 классов, обучающихся с применением сетевой формы обучения, в общей численности учащихся 5-11 классов. %

Удельный вес обучающихся с применением дистанционных технологий, в общей численности обучающихся. %

Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/с и выше (городская местность); 50 Мбит/с и выше (сельская местность). Да/нет

Наличие обучающих компьютерных программ по отдельным предметам или темам, доступные для использования обучающимися. Да/нет

Наличие программ компьютерного тестирования, доступных для использования обучающимися, в общем числе образовательных организаций общего образования. Да/нет

Наличие автоматизированной информационной системы (АиС «Сетевой город»: электронный дневник, электронный журнал. Да/нет

Наличие электронной библиотеки Да/нет

8 По организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся. Доля обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. %

Доля выпускников, продолживших послешкольное образование или связавших свою профессию исходя из профиля обучения (за последние 3 года). %

Доля детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта «Билет в будущее». %

Охват обучающихся дополнительным образованием. %

9 По формированию резерва управленческих кадров. Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников. %

Доля учителей, участвующих в профессиональных конкурсах, в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста, в общей численности учителей. %

Удельный вес педагогов, имеющих диплом о профессиональной переподготовке по профилю деятельности руководителя ОО. %

10 По оценке компетенций руководителей. Наличие положительного результата аттестации. Да/нет

Наличие внешней независимой оценки сформированности профессиональных компетентностей руководителя ОО. Да/нет

Предложенные в таблице 1 индикаторы характеризуют компетенции в области управления образовательным процессом, обеспечения условий, управления образовательными результатами, которыми должен владеть эффективный директор школы.

Региональный мониторинг эффективности директоров образовательных организаций в Республике Саха (Якутия) проходит второй год. Основной целями и задачами проведения регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций являются:

• Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в условиях реализации целей Указа Главы РС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)».

• Содействие в повышении качества профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций.

• Выявление и устранение профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций.

• Повышение качества подготовки обучающихся в области формирования и развития функциональной грамотности.

• Содействие обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами.

• Совершенствование резерва управленческих кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проведения мониторинга и оценки эффективности руководителей общеобразовательных организаций используются данные государственного статистического наблюдения и данные внутренних исследований. Директора проходят опрос на сайте регионального Института развития и повышения квалификации.

По результатам мониторинга разрабатываются адресные рекомендации. Из 579 руководителей школ 36 муниципальных районов Республики Саха (Якутия), подвергшихся мониторингу в 2019 году, 86,3% в основном исполнили адресные рекомендации, что привело к положительной динамике по следующим показателям и индикаторам:

- Наличие системы электронного документооборота у 328 школ (311 в 2019 г.).

- По подготовке обучающихся высокого уровня (максимальные баллы при одних и тех же индикаторах):

средние школы - от 10,65 баллов (2019 г) до 23,84 баллов (2020 г.);

основная школа - от 12,7 (2019 г) до 21,1 балла (2020 г.);

начальная школа - от 21,8 (2019 г) до 28,1 балл (2020 г.).

- По объективности результатов внешней оценки: подверглись внешней оценке (не учитывая НОКУ) в 2019 г. - 365 школ, в 2020 - 424 школы.

- По условиям осуществления образовательной деятельности: при одинаковых индикаторах максимально набранные баллы в 2019 году-7,55 баллов, в 2020 г. - 12,12 баллов.

- По организации профессионально ориентации и дополнительного образования обучающихся: доля выпускников, продолживших послешкольное образование или связавших свою профессию исходя из профиля обучения за последние 3 года (больше 50 % выпускников) в 2019 г. - 40 школ, в 2020 г - 133 школы.

- Наличие внешней независимой оценки сформированности профессиональных компетентностей руководителя ОО с 365 руководителей в 2019 году до 396 в 2020 году.

Как видно из представленных выше данных, преобладает положительная динамика, что подтверждает эффективность принятых мер. Однако существует и отрицательная динамика по индикаторам, характеризующим инновационную деятельность руководителей, деятельность в области обеспечения обучающихся дополнительным образованием. Снизилось количество учителей, принимающих участие в различных конкурсных мероприятиях. Вызывает тревогу организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: в 2020 году 0 баллов набрали 31 начальная школа, 28 основная школа, 114 средних школ.

По результатам анализа эффективности принятых мер формируются новые региональные цели, в соответствии с которыми определяются показатели и методы сбора информации, проводится мониторинг этих показателей, их анализ, разрабатываются адресные рекомендации и принимаются меры и управленческие решения, то есть выстраивается новый управленческий цикл. Итак, региональный мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций может и должен служить основой управления качеством образования.

Выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Оценка качества образования - это процесс, в результате которого определяется степень соответствия достигнутых образовательных результатов, условий их обеспечения, образовательной деятельности зафиксированным в нормативных документах требований к качеству образования, а также требованиям обучающихся, их родителей, социума.

2. Под оценкой эффективности директора школы мы будем понимать процесс, в результате которого определяется степень сформированности его профессиональных компетентностей в управлении школой.

3. Показатели и индикаторы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций должны характеризовать степень сформированности профессиональных компетентностей директоров школ в управлении процессом образования, его обеспечении необходимыми условиями, в управлении результатами образовательного процесса.

4. Мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций может и должен служить основой управления качеством образования.

Литература:

1. Абушенко В. Л. Оценка. https://gtmarket.ru/concepts/7320 Последняя редакция: 22.09.2020.

2. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. М.: Изд-во МИОО, 2004.

3. Бахмутский А. Е., Кондракова Н.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности школы: учебное пособие. М.: АСАРЕША, 2009.

4. Беркалиев Т.И., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. СПб.: КАРО, 2007.

5. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000.

6. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М., 1998.

7. Компетенции в образовании: формирование и оценивание /Н.Ф. Ефремова. - Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. - 416 с.

8. Кондракова Н.Э. «Методика изучения школы как социальной организации» // Изменение школы как социального института в постиндустриальном обществе/Авторский коллектив под рук. А.П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

9. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования: М., 2020 г.

10. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. http://www.profile-edu.ru/monitoring-v-obrazovanii-vidy-monitoringa-page-1.html

11. ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. ISO 9000 https://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000

Педагогика

УДК 371.113.1

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

О РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных механизмов повышения качества образования, исследованию данного направления. Авторами предпринята попытка проектирования концепции повышения качества образования на региональном уровне.

Ключевые слова: качество образования, региональная концепция повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.