Педагогика
УДК 37.091.3
кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)
МЕНТОРИНГ В РАБОТЕ СО ШКОЛАМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных форм повышения эффективности руководителей школ с низкими образовательными результатами, исследованию возможностей менторинга в повышении их эффективности. Авторами предпринята попытка привлечения менторов к проектированию программ развития школ с низкими образовательными результатами. В статье приведен возможный первый продукт совместной работы с менторами - структура проекта программы развития образовательной организации.
Ключевые слова: эффективность руководителя образовательной организации, программа развития школы как проект, менторинг, ментор, региональный учебно-методический совет руководителей образовательных организаций.
Annotation. The article is devoted to the search for effective forms of increasing the effectiveness of school leaders with low educational results, the study of the possibilities of mentoring in increasing their effectiveness. The authors made an attempt to attract mentors to design programs for the development of schools with low educational results. The article presents a possible first product of joint work with mentors - the structure of the draft program for the development of an educational organization.
Keywords: the effectiveness of the head of the educational organization, the school development program as a project, mentoring, mentor, regional educational and methodological council of the heads of educational organizations.
Введение. Качество жизни во многом обусловлено качеством образования, которое напрямую связано с результативностью образовательного процесса и условиями, его обеспечивающими. Действительно, от того, какими выпустятся из школы девушки и юноши зависит завтрашний день: будут ли это неинициативные исполнители - продукты репродуктивного обучения, или субъекты деятельности, мотивированные на развитие. В настоящее время посредством реализации механизмов оценки качества образования (Федеральный институт оценки качества образования), направленных на объективную оценку образовательных результатов, выявлены школы с низкими образовательными результатами (ШНОР). Анализ документов, определяющих политику качества в сфере общего образования, также свидетельствует о значимости целенаправленной системной работы со школами с низкими образовательными результатами.
Мировые тенденции развития практик управления школами показывают определяющую роль руководителя в улучшении образовательных результатов школ и повышении их эффективности. Школы с низкими образовательными результатами нуждаются в эффективных директорах со стратегическим видением развития организации, способными преобразовать программу развития организации в проект, управлять им. Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как должна выглядеть программа развития школы с низкими образовательными результатами?», «Кто конкретно может помочь директору школы с низкими образовательными результатами?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть структуру стратегического документа школы, исследовать возможности менторинга в повышении эффективности руководителей общеобразовательных организаций в аспекте современного понимания качества образования.
Проблема поиска способов повышения эффективности директоров школ с низкими образовательными результатами привела нас к исследованию возможностей менторинга, а также преобразования программы развития школы в стратегический проект.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению содержания работы директора школы с низкими образовательными результатами с ментором, необходимо определиться с понятиями «оценка эффективности директора школы», «стратегическая программа развития школы», «наставничество», «ментор». В международных стандартах ISO 9000 дано определению понятия эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_9000]. Определяя понятие «компетенция руководителя школы», мы вслед за В.Д. Шадриковым определяем: «Компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств» [9]. А.В. Хуторской рассматривает компетенцию как заданную норму подготовки [7]. Основываясь на этих определениях, мы формулируем: «Профессиональная компетенция директора школы -совокупность личностных и деловых качеств человека, отражающая профессиональные знания, умения применять их в изменяющихся условиях, личностные качества и ценностные установки, позволяющие успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией». Компетентность определяется специалистами как потенциал, способность работника успешно овладевать и демонстрировать компетенции в выполнении своих функций. Следовательно, профессиональная компетентность руководителя образовательной организации - потенциал специалиста, обладающего профессиональными компетенциями директора школы. Таким образом, под эффективностью директора школы мы будем понимать проявленность его профессиональных компетентностей в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом.
Управление образовательным процессом, направленного на достижение высоких результатов, создание условий для обеспечения данного процесса - содержание программы развития - стратегического документа. Итак, школа с низкими образовательными результатами встретилась с проблемой, которую не может разрешить в режиме функционирования, и которая и обусловила низкие результаты. Данная ситуация может продолжаться годами. Необходимо разработать стратегический план управленческого характера по разрешению возникшей проблемы. Для этого руководителю школы необходима поддержка опытного директора - ментора. Чем отличается ментор от наставника?
В исследованиях современных ученых (Нугуманова Л.Н., Масалимова А.Р., Фаляхов И.Ф., Фомин Е.Н. и др.) наставничество рассматривается:
• как кадровая технология, позволяющая передавать информацию, знания и опыт от квалифицированных сотрудников менее квалифицированным или молодым специалистам, заинтересованным в повышении своей квалификации;
• как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста;
• как механизм оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников [3-6].
Основное преимущество обучения на рабочем месте заключается в том, что оно строится на решении реальных профессиональных задачах, которые подопечный выполняет под руководством наставника, в режиме супервизии, имея возможность ориентироваться в работе на опыт и мнение опытного педагога; в режиме реального времени получить профессиональную консультацию, проработать сложные вопросы, отрефлексировать свои ошибки, замечания и достигнутые итоги [10]. При этом акцент делается на практическую составляющую педагогической деятельности.
Чем отличается ментор от наставника? Что такое менторинг? По определению исследователей, ментор - это эксперт в своей области, который помогает менее опытному человеку строить карьеру, развивать полезные качества и избегать типичных ошибок, а менторинг (менторство) - процесс работы ментора с менти [1]. Мы хотим обратить внимание на слова «в своей области», то есть ментор скорее является специалистом в определенных областях, и чем больше таких областей в управлении образовательной организацией, тем более эффективным ментором может стать такой директор. Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что наставник, делясь своим опытом и знаниями, берет ответственность в том числе и за итоги работы наставляемого, курирует постоянно, разрабатывается программа работы, которая неукоснительно выполняется. Менторству наиболее присуще:
• добровольный выбор пары менти- ментор;
• выбор ментора исходя из условий ситуации (при решении разных ситуаций директора могут поменяться местами в зависимости от того, кто показал себя более эффективным руководителем при решении подобной проблемы);
• ментор отвечает на вопросы и предлагает механизмы решения проблемы только по запросу менти;
• не несет персональную ответственность за результаты работы менти.
В нашем случае при создании института менторства предпочли смешанный вариант наставничества и менторства. Реализуя институт менторства, мы определили два муниципальных района (Верхневилюйский и Нюрбинский), в которых пятнадцать и четырнадцать школ с низкими образовательными результатами соответственно, директора которых выступят в качестве менти. Менторами определили членов регионального учебно-методического совета руководителей школ. В состав данного совета входят эффективные директора, которые на протяжении ряда лет дают высокие показатели по результатам деятельности руководимых ими коллективов школ, созданным условиям обеспечения образовательного процесса, а также его качеству. Итак, в Верхневилюйском районе для пятнадцати менти определили семь менторов, которым дали право выбора школ, и в Нюрбинском районе для четырнадцати руководителей школ с низкими образовательными результатами определили семь менторов. Менторы выбрали менти (руководителей ШНОР) по желанию, в качестве основания выбора служили численность обучающихся, профили обучения (или их отсутствие), стаж менти, а также вид (область) профессиональных дефицитов ментриуемых (менторы были ознакомлены с результатами регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций); определили количество (кто-то выбрал одного директора в качестве менти, другой не видел смысла работы с менее, чем 3-4 подопечными). Провели организационное собрание, где объяснили содержание работы, особенности менторства.
Итак, как уже было сказано выше, мы для своих условий вывели менторство с такими особенностями:
1. В качестве менти выступают директора школ с низкими образовательными результатами.
2. В качестве менторов определены члены регионального учебно-методического совета руководителей школ.
3. Менторы выбирают себе подопечных. При этом менти имеют право отклонить предложенную персону в качестве ментора.
4. Менторство рассматривается как механизм оперативного реагирования на запросы ментируемых.
5. Ментор не несет персональную ответственность за результаты работы менти.
Федеральным институтом оценки качества образования проводится системная работа по повышению качества школ с низкими образовательными результатами, обязательным мероприятием которого является создание (совершенствование) стратегической программы повышения качества образования. На наш взгляд, таким документом должна выступить программа развития школы, которая должна быть преобразована в проект. Создание или совершенствование такой программы будет системным, если будет содержать следующие блоки:
1. Определен заказ на образовательные результаты школы, исходя из которого может быть сформулировано определение качества образования в отдельно взятой образовательной организации.
2. Выполнен анализ образовательного процесса школы и ресурсов организации на предмет возможностей выполнения заказа (обеспечения качества образования).
3. В результате анализа выявлены:
3.1. недостатки образовательного процесса (возможно неудачный выбор реализуемых профилей, образовательных технологий, форм организации учебного процесса и другое);
3.2. дефициты условий обеспечения образовательного процесса (в том числе возможно кадровых, материально-технических, информационных и других).
4. Составлен план мероприятий по устранению выявленных дефицитов образовательного процесса и условий, его обеспечивающих.
5. Определены показатели эффективности мероприятий, определены контрольные точки их достижений, рассчитана стоимость проведения мероприятий.
6. На основе мониторинга возможна корректировка программы развития на всех его этапах создания и реализации.
Рассмотрим более подробно блоки программы развития. Для формулирования определения качества образования
школе с низкими образовательными результатами (как в нашем случае) можно воспользоваться методом диагностики анализа социокультурной ситуации школы (по А.М. Цирульникову), определив образовательный заказ школе [8]. Таким образом, определение понятия качества образования в конкретной школе может быть таким: «Качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физических или юридических лиц МР «... наслег», в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень сформированности ... компетентностей обучающихся» (агротехнологических, технологических и пр., функциональной грамотности обучающихся и др.).
Далее во втором блоке школа должна провести анализ внутренней среды на возможность осуществления образовательного процесса исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов и потребностей физических или юридических лиц, в интересах которых осуществляется образование (согласно ФЗ «Об образовании в РФ»). Можно воспользоваться распространенными классическими методами анализа, такими как SWOT и PEST, или их комбинациями. В таблице 1 приведена такая комбинация для анализа внешней среды.
Таблица 1
Особенности муниципалитета Сильные стороны Слабые стороны
Социально-демографические
Значительные расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры; недостаточная доступность информационных, культурных, образовательных ресурсов, ограничение коммуникаций. Обновление правовой и нормативной базы системы образования с учетом социально-экономических условий; сохранение малокомплектных школ в отдаленных населениях; реализация моделей кочевой школы. Недостаточное развитие сетевых и дистанционных форм образования; относительно низкая скорость работы Интернета; высокая стоимость интернет-трафика для образовательных учреждений.
Внутренняя миграция населения: уменьшение численности сельского и увеличение численности городского населения. Введение и реализация механизмов нормативно-подушевого финансирования с учетом социально-экономических условий; наличие системы государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агропрофилированных школ и подсобных хозяйств образовательных учреждений. Низкий уровень обеспечения квалифицированными специалистами образовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях; высокая доля неэффективных расходов, связанная с низкой наполняемостью классов, показателями числа учащихся на одного работника и одного учителя.
Экономические
Изменение структуры занятости; перепроизводство специалистов с высшим образованием, дефицит квалифицированных рабочих. Введение профильного обучения, моделей лицейского, гимназического, специально-коррекционного образования; разработка и реализация концепции и программы дуального обучения. Недостаточное соответствие содержания образования и технологий обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития региона.
Технологические
Внедрение новых социально-экономических, управленческих и образовательных технологий. Внедрение независимой оценки качества образования, институтов государственно-общественного управления, новых экономических механизмов. Отсутствие сети республиканских центров сертификации независимой экспертизы образовательных программ, подготовки экспертов, осуществляющих социальный контроль стандартов образования.
На наш взгляд такая комбинация возможна и при анализе внутренней среды: за объект анализа взять текущую ситуацию внешней среды и рассмотреть ее с позиции школы, ее силы, слабости, возможностей и угроз выполнения образовательного заказа школе (обеспечения качества образования) (таблица 2):
Таблица 2
Возможности Угрозы
Повышение качества по базовой подготовке обучающихся
Сильные стороны 1... 2...
Слабые стороны 1. 2. N.
Повышение качества по подготовке обучающихся высокого уровня...
Сильные стороны
Слабые стороны
Итак, на основании результатов анализа должен быть составлена программа развития организации, целью которой является обеспечение качества образования (независимо от школы), задача менторов помочь в составлении плана мероприятий по устранению выявленных дефицитов образовательного процесса и условий, его обеспечивающих, возможно в проведении совместных мероприятий. Менторами обоих районов проведены следующие мероприятия, которые менти определяют как эффективные: организация семинаров для коллективов школ с низкими образовательными результатами по заявленным ими темам, консультации по нормативно-правовому обеспечению деятельности школ, стажировки на местах и др.
Выводы По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для повышения эффективности директоров школ с низкими образовательными результатами возможно использование менторинга.
2. В работе с руководителями школ с низкими образовательными результатами возможен смешанный вариант наставничества и менторства.
3. При создании программы развития школы с низкими образовательными результатами необходима помощь ментора на всех этапах ее разработки.
4. При составлении аналитического обоснования программы возможна комбинация элементов SWOT и PEST-анализа.
5. Структура программы развития должна удерживать логику проекта: выявление проблемы (дефицита) обеспечения качества образования, отбор идеи по ее устранению, разработка концепции и системного плана по достижению показателей эффективности мероприятий (контрольных точек проекта), мониторинг, корректировка.
Литература:
1. Волкова Т.А. Тьюторство и менторство в системе педагогической практики. https://cyberleninka.rU/article/n/tyutorstvo-i-mentorstvo-v-sisteme-pedagogicheskoy-praktiki.
2. Ларионова Н.Н. Аналитика социокультурной ситуации. https://cyberleninka.ru/artide/n/anaHtika-sotsiokulturnoy-situatsii-struktura-i-problemy-proektirovaniya/viewer
3. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век». -2013. - 183 с.
4. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании / Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова, Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 182-185.
5. Фаляхов И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1. - С. 45-49.
6. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2013. - 27 с.
7. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. - 608 с.
8. Цирульников А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-osnovaniya-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-metod-sotsiokulturnoy-situatsii
9. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. - 656 c.
10. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала / И.А. Эсаулова // «Стратегии бизнеса», №6. - 2017.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент группы З-БА-ДО-16 Кононова Саргылана Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации социального взаимодействия ДОО и семьи посредством проектной деятельности. Были изучены понятия социальное взаимодействие и проектная деятельность. Выявлены условия социального партнерства семьи и ДОО. Рассмотрены задачи и требования к внедрению проектной деятельности в ДОО.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, социальное взаимодействие, ФГОС, воспитательный процесс, детский сад.
Annotation. The article examines the features of the formation of social interaction between the ECE and the family through project activities. The concepts of social interaction and project activities were studied. The conditions of social partnership between families and preschool educational institutions have been identified. The tasks and requirements for the implementation of project activities in preschool educational institutions are considered.
Keywords: preschool educational institution, social interaction, federal state educational standard, educational process, kindergarten.
Введение. Актуальность исследования социального взаимодействия ДОО и семьи как фактора повышения качества дошкольного образования определяется ориентациями современной системы образования и культуры на интеллектуальное и творческое развитие детей, с одной стороны, и интеграцию усилий образовательных социальных институтов на развитие преемственности дошкольного и начального обучения.
Изложение основного материала статьи. Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. Вопросами социального взаимодействия занимались такие авторы, как Н.Е. Веракса, О.Л. Зверева, Р.Ш. Хабибуллина и др. В настоящее время дошкольное образование находится в состоянии активного развития, однако затрудняется отсутствием системного механизма подготовки дошкольников к новым этапам образования. Это определяет трудности в решении задач деятельности учреждений образования, снижая обучающий и воспитательный эффект.
На современном этапе развития организации дошкольного образования должны стать открытой социальной системой, которая может быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды обучения, осуществляет взаимодействие со многими социальными группами, которые имеют собственные интересы в сфере дошкольного образования.
Для того, чтобы повысить качество дошкольного образования, необходимо активно развивать социальное взаимодействие ДОО и семьи. Отметим, что любая образовательная организация, независимо от ее вида, решает задачи образования ребенка, его вхождения в мир культуры, получения новых знаний о мире. Данное замечание подчеркивает близость целевой направленности деятельности всех образовательных и культурных дошкольных организаций и их высокую значимость и потенциал в реализации цели повышения качества дошкольного образования.