Выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная компетенция директора школы - совокупность личностных и деловых качеств человека, отражающая профессиональные знания, умения, навыки применять имеющиеся знания в изменяющихся условиях, личностные качества и ценностные установки, позволяющие успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией, следовательно, профессиональная компетентность руководителя школы - потенциал специалиста, обладающего профессиональными компетенциями директора школы.
2. Под эффективностью директора школы мы будем понимать проявленность его профессиональных компетентностей в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом.
3. Повышать эффективность руководителя образовательной организации необходимо посредством устранения профессиональных дефицитов, средством же их выявления может послужить региональных мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций.
4. Устранение профессиональных дефицитов возможно посредством пирингового обучения, когда один и тот же управленец в сети горизонтального обучения может выступить как в роли обучающегося, так и в роли обучающего.
Литература:
1. Гладкова Ю.А. Горизонтальное обучение в системе повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций: анализ современных подходов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов НПК. - 2019. - №: 3-1. - С. 248-254
2. Дьюи Дж. Демократия и образование; пер. с англ. Ю.И. Турчаниновой, Э.Н. Гусинского, Н.Н. Михайлова. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. - 416 с.
4. Корнели, Д., Данофф, Ч.Дж. Парагогика: Синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности; пер. с англ. И.Ю. Травкин [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - URL: http://joumals.tsu.ru/uploads/import/1182/files/7_11_084.pdf
5. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования. - М., 2020 г.
6. Слюсаренко В.А. Тенденции развития системы повышения квалификации. https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6787
7. Тулупова О.В., Шакурова А.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 1 - URL: https://doi.org/10.5281/zenodo.4494751
8. ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Юрий Ээльмаа. Горизонтальное обучение в открытых средах: новые формы профессионального развития педагогов. https://te-st.ru/2013/09/06/new-forms-of-teachers-professional-growth/
10. ISO 9000 https://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000
Педагогика
УДК 371.2
кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна
Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных механизмов введения смешанного обучения, исследованию организационно-педагогических условий его реализации в общеобразовательной организации в условиях пандемии. Авторами предпринята попытка проектирования модели организационно-педагогического обеспечения введения и реализации смешанного обучения в практику школы.
Ключевые слова: смешанное обучение, организационно-педагогическое обеспечение введения и реализации смешанного обучения, план введения смешанного обучения.
Annotation. The article is devoted to the search for effective mechanisms for the introduction of blended learning, the study of the organizational and pedagogical conditions for its implementation in a general educational organization. The authors made an attempt to design a model of organizational and pedagogical support for the introduction and implementation of blended learning into school practice.
Keywords: blended learning, organizational and pedagogical support for the introduction and implementation of blended learning, a plan for the introduction of blended learning.
Введение. Распространившаяся в мире пандемия привела к серьезным изменениям в системе образования. Эти изменения коснулись в основном организационного аспекта образования, которые нашли отражение во введении дистанционного обучения, комбинирования его с традиционными формами обучения. Перед педагогическими коллективами школ в современных условиях не снимаются новые и сложные задачи, которые касаются как содержательной предметной подготовки обучающихся, так и формирования и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового творчески работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением. В период пандемии каждая образовательная организация ищет наиболее удобный формат проведения уроков, организации образовательного процесса в целом.
Проблема поиска механизмов введения и реализации комбинированного дистанционного и очного школьного образования в условиях пандемии привела нас к исследованию организационно-педагогического обеспечения смешанного обучения.
Изложение основного материала статьи. Анализ исследований в области управления качеством образования позволил нам сделать вывод, что смешанное обучение (blended learning) - это сочетание традиционной образовательной деятельности и электронного обучения с применением дистанционных технологий [1]. Главное достоинство метода заключается в том, что такой формат дает возможность гибко подходить к потребностям учителя и ученика, делать образование не просто доступным в условиях пандемии, но и индивидуальным [5]. Актуальность введения смешанного обучения усиливается и тем, что современное поколение обучающихся уже неспособно воспринимать традиционную систему обучения, у них другие запросы, они сами способны найти ту или иную информацию, для этого им уже не нужен учитель-лектор [3]. Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [15].
Анализ опыта активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении учителя и обучающегося, выявили чётко различимые сильные стороны каждой из этих форм. Так, к сильным сторонам электронного обучения можно отнести гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения можно причислить эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий [9] .
Объяснение нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного взаимодействия, так и в рамках дистанционного. Например, знакомство с новым осуществляется с использованием online ресурса, а закрепление и обобщение - на уроках в классе, или наоборот [2].
Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) совместно с Институтом развития образования и повышения квалификации были разработаны модели организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году. Исходя из общих санитарно-эпидемиологических требований к особому режиму работы образовательных организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции образовательным организациям предлагаются организационные модели организации образовательного процесса в целях соблюдения социального дистанцирования и минимизации контактов обучающихся [7].
Номер модели Наименование модели Кол-во школ
МОДЕЛЬ 1. Очное обучение в 1 смену (малокомплектная школа) 418
МОДЕЛЬ 2. Очное обучение в 2 смены 147
МОДЕЛЬ 3. Сочетание очного и дистанционного обучения в 2 смены 47
МОДЕЛЬ 4. Сочетание очного и дистанционного обучения в 3 смены с очным обучением 1, 2, 9, 11 классов 24
МОДЕЛЬ 5. Сочетание очного и дистанционного обучения в 3 смены 13
МОДЕЛЬ 1. Очное обучение в 1 смену (малокомплектная школа). Условия:
• соответствующая проектная мощность здания;
• численность обучающихся - в одном классе не более 15 человек;
• выполнение всех часов учебного плана в очном формате;
• обучение в 1 смену;
• сохранение длительности урока;
• отсутствие деления класса на подгруппы;
• закрепление за 1 классом 1 кабинета;
• расположение за партой 1 обучающегося;
• индивидуальное время начала и окончания учебного урока для каждого класса.
При составлении учебного расписания учитывается время для проведения проветривания и обеззараживания учебных кабинетов. Для этого составляется конкретный график в каждом конкретном учебном помещении, что должно прослеживаться организацией дежурства в прикрепленном классе.
Примерное расписание звонков (образовательная организация разрабатывает самостоятельно, учитывая количество входов в здание).
I смена
1 поток 2 поток
1 урок 8:00-8:45 1 урок 8:30-9:15
2 урок 8:55-9:40 2 урок 9:25-10:10
3 урок 10:00-10:45 3 урок 10:30-11:15
4 урок 11:05-11.50 4 урок 11:35-12:20
5 урок 12:00-12:45 12:45-13:05 Обеззараживание воздуха и проветривание кабинетов 5 урок 12:20-12.40 Обеззараживание воздуха и проветривание кабинетов
6 урок 13:05-13:50 13:35-14:20
7 урок 14:00-14:45 14:30-15:15
МОДЕЛЬ 2. Очное обучение в 2 смены.
Условия:
• проектная мощность здания не позволяет организацию обучения в 1 смену;
• численность обучающихся - в одном классе более 15 человек. Обучение в 2 смены.
• возможное сокращение длительности урока;
• деление класса на подгруппы, которые обучаются в разные смены;
• закрепление за 1 классом 1 кабинета;
• расположение за партой 1 обучающегося.
Индивидуальное время начала и окончания учебного урока. Возможна реализация внеурочной деятельности в дистанционном формате.
МОДЕЛЬ 3. Сочетание очного и дистанционного обучения в 2 смены Условия:
• проектная мощность здания не позволяет организацию обучения в 1 смену;
• численность обучающихся - в одном классе более 15 человек;
• обучение всех классов в 2 смены;
• возможно сокращение длительности уроков до 40-30 минут;
• деление класса на подгруппы, которые обучаются в разные смены;
• закрепление за 1 классом 1 кабинета;
• расположение за партой 1 обучающегося;
• индивидуальное время начала и окончания учебного урока;
• возможна реализация внеурочной деятельности в дистанционном формате с проведением очной промежуточной аттестации.
Для общеобразовательных организаций с двухсменным обучением.
МОДЕЛЬ 4. Сочетание очного и дистанционного обучения в 3 смены Условия:
• проектная мощность здания не позволяет организацию обучения в 2 смены;
• численность обучающихся - в одном классе более 30 человек;
• очное обучение 1, 2, 9 и 11 классов в 3 смены (школа определяет варианты - возможно: 4, 5,10 классы);
• в 1-х, 2-х классах: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, родной язык, во 2 классе -английский язык.
На дистанционный формат обучения переводятся в 1 классе - предмет «физкультура» и часы внеурочной деятельности. Во 2-х классах - предметы «физкультура», «ИЗО», «технология», «музыка», а также 5 часов внеурочной деятельности. В 9-х и 11-х классах очно преподаются основные предметы «русский язык» и «математика» в своих классах, также, возможно, по фундаментальным предметам, по которым сдают государственную итоговую аттестацию. На остальные предметы обучающиеся перемешиваются в соответствии с выбором предметов.
На дистанционный формат обучения переводятся обучающиеся по предметам, по которым не сдают государственную итоговую аттестацию. Также на дистанционный формат переводятся предметы «физкультура», «ОБЖ», «Культура народов Республики Саха (Якутия)». Деление класса на 3 подгруппы. Расписание уроков по 3-4 урока в день.
Очно-дистанционное обучение для 3,5-8,10 классов. Очное обучение в 3 смены по дням недели:
1 НЕДЕЛЯ
Классы Очное обучение Дистанционное обучение
3, 5, 7, 10 классы Понедельник Среда Пятница Вторник Четверг Суббота
4, 6, 8 классы Вторник Четверг Суббота Понедельник Среда Пятница
2 НЕДЕЛЯ
Классы Очное обучение Самостоятельное электронное обучение
3, 5, 7, 10 классы Вторник Четверг Суббота Понедельник Среда Пятница
4, 6, 8 классы Понедельник Среда Пятница Вторник Четверг Суббота
Организационно-педагогическое обеспечение кроме описанного более подробно организационного модуля включает в себя следующие основные компоненты: нормативно-правовое обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, кадровое, информационное, программно-методическое.
Нормативно-правовое обеспечение должно включать в себя следующие приказы:
1. Приказ об организации работы школы по требованиям санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 [1].
2. Приказ о режиме функционирования школы и особенностях организации образовательного процесса.
3. Приказ о закреплении учебных помещений за классами.
4. Приказ о формировании учебных групп.
5. Приказ о внесении изменений в учебные планы (для учебных групп обучающихся, при сокращении уроков).
6. Приказ о занятости учебных помещений, где ведутся занятия по предметам, требующих специального оборудования (физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
Цифровые образовательные ресурсы включают в себя разнообразные типы цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:
- системы управления обучением (LMS, Learning Management System, например, Moodle, Edmodo и др.);
- цифровые коллекции учебных объектов (например, Единая Коллекция Образовательных Ресурсов);
- учебные онлайн-курсы (например, онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы);
- инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 1С);
- инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Vebinar.ru, Скайп, Google-чат и др.);
- инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);
- инструменты для создания сообществ (социальные сети);
- инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, органайзеры).
В смешанном обучении могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. Данный модуль включает в себя в нашей модели комплексные электронные ресурсы, совмещающие в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.
Кадровое обеспечение. Руководящий и педагогический состав образовательной организации должны иметь профессиональные компетенции в области применения моделей смешанного обучения, их существует свыше сорока, в том числе, «Перевёрнутый класс», «Ротация станций», «Ротация лабораторий», «Гибкая модель» и другие. При необходимости должен быть составлен план повышения квалификации кадров по данным проблематикам, разработаны индивидуальные образовательные маршруты педагогов; введена должность тьютора, который будет сопровождать и индивидуальные образовательные траектории обучающихся.
Программно-методическое обеспечение. Данный модуль должен включать в себя план введения (апробации) моделей смешанного обучения. Данный план может включать в себя мероприятия по поставленным задачам и ожидаемые результаты. Итак, в плане по созданию организационно-педагогических условий необходимы:
- разработка пакета локальных актов, включающихся в себя положение о смешанном обучении, приказы о режиме функционирования школы и особенностях организации образовательного процесса, о закреплении учебных помещений за классами, о формировании учебных групп, о внесении изменений в учебные планы, о занятости учебных помещений, план-график введения смешанного обучения и др.;
- внесение изменения в программу развития школы и основную образовательную программу; корректировка рабочих программ учебных предметов и календарно-тематических планов, разработка технологических карт урока;
- развитие информационно-образовательной среды школы, в том числе создание личного информационного пространства учителя.
В условиях введения и реализации смешанного обучения важную роль играет мониторинг качества образования, который состоит из следующих компонентов:
- мониторинг предметных знаний и уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся, становления их личностных качеств;
- мониторинг профессионального роста педагогов;
- мониторинг условий и образовательного процесса.
Смешанное обучение дает шанс для развития всех обучающихся, независимо от месторасположения их школы, уровня сформированности профессиональных компетентностей учителей по тем или иным предметам, материально-технических ресурсов образовательной организации, предоставляя им неограниченные возможности субъектов цифровой образовательной среды. Появляется реальная ситуация построения не только индивидуальных образовательных траекторий школьников, но и развития профессиональных компетентностей педагогов. Учителя имеют возможность не только использовать цифровые образовательные ресурсы, но и транслировать свой опыт, реализовывать свой педагогический потенциал в образовательной сети.
Выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для обеспечения качества образования в современных условиях (в том числе в условиях пандемии) может быть реализовано смешанное обучение.
2. Смешанное обучение может быть реализовано по 4 организационным моделям: очное обучение в 1 смену, очное обучение в 2 смены, сочетание очного и дистанционного обучения в 2 смены, сочетание очного и дистанционного обучения в 3 смены.
3. Для введения и реализации смешанного обучения необходима реализация одноименной модели со следующими основными модулями: нормативно-правовой, организационный, кадровый, программно-методический, цифровые образовательные модули.
4. Содержание модулей модели, раскрывающей особенности организационно-педагогического обеспечения смешанного обучения, удерживает направленность смешанного обучения на индивидуализацию.
Литература:
1. Абрамова Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - №17. - С. 115-119.
2. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы к смешенному обучению. «Рыбаков фонд», «Открытая школа». - Москва. - 2016. - 282 с.
3. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения // В мире научных открытий. - 2014. - №3(51). - С. 76-81.
4. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня.
- 2014, №8. - С. 8-13.
5. Мохова М.Н. Активные методы в смешенном обучении в системе дополнительного педагогического образования.
- Москва, 2005. - 155 с.
6. Национальный стандарт Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и Определения. - №419-ст. ГОСТ Р 52653-2006. [Электронный ресурс]: URL:http://base.garant.ru/199460/
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
8. Портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС [Электронный ресурс]: URL:http://www.spbfgos.org/iskusstvo- metodicheskie-rekomendaci
9. Пурнима В. Смешанное обучение. Модели // ASTD. - 2012. - 213 с.
10. Сайт BlendedLearningUniverse [Электронный ресурс]: URL: https://www.blendedlearning.org/directory/
11. Сайт смешанного обучения в России [Электронный ресурс]//российские конференцииURL:http://blendedlearning.pro/
12. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила для школ (СанПиН: 2.4.2.2821-10). - 2018. - 37 с.
13. Graf S. An evaluation of Open Source E-Learning Platforms Stressing Adaptation Issues / S. Graf, B. List // Proceedings of the Fifth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. - 2005. - С. 163-165.
14. Томлинсон Б. Смешанное обучение в преподавании английского языка: разработка и реализация курса // Британский консул. - 2013. - 281 с.
15. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» http://zakon-ob-obrazovanii.ru/.
Педагогика
УДК 37.091.3
кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)
МЕНТОРИНГ В РАБОТЕ СО ШКОЛАМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных форм повышения эффективности руководителей школ с низкими образовательными результатами, исследованию возможностей менторинга в повышении их эффективности. Авторами предпринята попытка привлечения менторов к проектированию программ развития школ с низкими образовательными результатами. В статье приведен возможный первый продукт совместной работы с менторами - структура проекта программы развития образовательной организации.
Ключевые слова: эффективность руководителя образовательной организации, программа развития школы как проект, менторинг, ментор, региональный учебно-методический совет руководителей образовательных организаций.
Annotation. The article is devoted to the search for effective forms of increasing the effectiveness of school leaders with low educational results, the study of the possibilities of mentoring in increasing their effectiveness. The authors made an attempt to attract mentors to design programs for the development of schools with low educational results. The article presents a possible first product of joint work with mentors - the structure of the draft program for the development of an educational organization.
Keywords: the effectiveness of the head of the educational organization, the school development program as a project, mentoring, mentor, regional educational and methodological council of the heads of educational organizations.
Введение. Качество жизни во многом обусловлено качеством образования, которое напрямую связано с результативностью образовательного процесса и условиями, его обеспечивающими. Действительно, от того, какими выпустятся из школы девушки и юноши зависит завтрашний день: будут ли это неинициативные исполнители - продукты репродуктивного обучения, или субъекты деятельности, мотивированные на развитие. В настоящее время посредством реализации механизмов оценки качества образования (Федеральный институт оценки качества образования), направленных на объективную оценку образовательных результатов, выявлены школы с низкими образовательными результатами (ШНОР). Анализ документов, определяющих политику качества в сфере общего образования, также свидетельствует о значимости целенаправленной системной работы со школами с низкими образовательными результатами.
Мировые тенденции развития практик управления школами показывают определяющую роль руководителя в улучшении образовательных результатов школ и повышении их эффективности. Школы с низкими образовательными результатами нуждаются в эффективных директорах со стратегическим видением развития организации, способными преобразовать программу развития организации в проект, управлять им. Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как должна выглядеть программа развития школы с низкими образовательными результатами?», «Кто конкретно может помочь директору школы с низкими образовательными результатами?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть структуру стратегического документа школы, исследовать возможности менторинга в повышении эффективности руководителей общеобразовательных организаций в аспекте современного понимания качества образования.
Проблема поиска способов повышения эффективности директоров школ с низкими образовательными результатами привела нас к исследованию возможностей менторинга, а также преобразования программы развития школы в стратегический проект.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению содержания работы директора школы с низкими образовательными результатами с ментором, необходимо определиться с понятиями «оценка эффективности директора школы», «стратегическая программа развития школы», «наставничество», «ментор». В международных стандартах ISO 9000 дано определению понятия эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [https://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000]. Определяя понятие «компетенция руководителя школы», мы вслед за В.Д. Шадриковым определяем: «Компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств» [9]. А.В. Хуторской рассматривает компетенцию как заданную норму подготовки [7]. Основываясь на этих определениях, мы формулируем: «Профессиональная компетенция директора школы -совокупность личностных и деловых качеств человека, отражающая профессиональные знания, умения применять их в изменяющихся условиях, личностные качества и ценностные установки, позволяющие успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией». Компетентность определяется специалистами как потенциал, способность работника успешно овладевать и демонстрировать компетенции в выполнении своих функций. Следовательно, профессиональная компетентность руководителя образовательной организации - потенциал специалиста, обладающего профессиональными компетенциями директора школы. Таким образом, под эффективностью директора школы мы будем понимать проявленность его профессиональных компетентностей в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом.
Управление образовательным процессом, направленного на достижение высоких результатов, создание условий для обеспечения данного процесса - содержание программы развития - стратегического документа. Итак, школа с низкими образовательными результатами встретилась с проблемой, которую не может разрешить в режиме функционирования, и которая и обусловила низкие результаты. Данная ситуация может продолжаться годами. Необходимо разработать стратегический план управленческого характера по разрешению возникшей проблемы. Для этого руководителю школы необходима поддержка опытного директора - ментора. Чем отличается ментор от наставника?
В исследованиях современных ученых (Нугуманова Л.Н., Масалимова А.Р., Фаляхов И.Ф., Фомин Е.Н. и др.) наставничество рассматривается:
• как кадровая технология, позволяющая передавать информацию, знания и опыт от квалифицированных сотрудников менее квалифицированным или молодым специалистам, заинтересованным в повышении своей квалификации;
• как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста;