- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 378.096
А. З. Алексеева
Цифровизация образования: технология смешанного обучения
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье освещены актуальные проблемы организации дистанционного образования и технологии смешанного обучения, даны основополагающие теоретические основы смешанного обучения, рассмотрены и показаны возможности его применения в дополнительном профессиональном образовании, значения в дистанционном обучении, проанализированы основные преимущества и проблемы использования технологии смешанного обучения. По результатам первого этапа реализации проекта «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» даны промежуточные результаты выявления дефицита и уровня сформированности цифровой компетентности педагогов.
Ключевые слова: технология смешанного обучения, дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровая дидактика, академическая прокрастинация.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ №19-29-14030.
A. Z. Alekseeva
Digitalization of education: blended learning technology
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article highlights the topical problems of organizing distance education and blended learning technology, gives the fundamental theoretical foundations of blended learning, discusses and shows the possibilities of its application in additional vocational education, the importance in distance learning, analyzes the main advantages and problems of using blended learning technology. Based on the results of the first stage of the project «Cognitive models and algorithms for the formation of digital competence of a teacher in the context of digitalization of general education», intermediate results of identifying the deficit and the level of formation of digital competence of teachers are given.
Keywords: Blended learning technology, distance learning, online learning, digital didactics, academic procrastination.
The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-14030.
АЛЕКСЕЕВА Александра Захаровна - старший преподаватель кафедры андрагогики, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
ALEKSEEVA Alexandra Zakharovna - Senior Lecturer, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Введение
В современном быстроразвивающемся мире студенты очного обучения и работающие специалисты стремятся к получению новых знаний с минимальными временными потерями: необходимость совмещения учебы и трудовой деятельности с учетом темпов современной жизни оставляет все меньше времени для традиционных форм очного обучения. И поэтому в системе дополнительного профессионального образования (далее ДПО), ориентированной на удовлетворение спроса на формирование новых компетенций, повышения и получения дополнительных квалификаций, поиск путей оптимизации образовательного процесса тесно связан с выбором форм и технологий обучения. Одной из новых форм образования считается смешанное обучение (blended learning), которое практикуется на всех уровнях системы образования во всем мире.
Актуальность применения технологии смешанного обучения как образовательной технологии определяется также целями и задачами федеральных программ. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. № 1632-р, говорится о том, что развитие цифровой экономики предполагает, в первую очередь, создание условий и подготовку кадров для цифровой экономики, т. е. не может быть цифровой экономики без цифрового образования [1].
Внезапный тотальный переход на дистанционное обучение выявил ряд проблем в организации обучения в ДПО как среди преподавателей, так и среди слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, среди которых студенты, педагоги, преподаватели СПО, вузов и специалисты реального сектора экономики. В отличие от других форм обучения ДПО оказалось наиболее подготовленным к дистанционной форме организации образовательного процесса, так как переход от классической формы обучения к смешанному обучению в свое время происходил под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), с того момента, когда стало возможным делиться информацией через Интернет.
В связи с быстрым развитием ИКТ, а в последнее время с цифровой трансформацией системы образования обучающимся и организаторам дистанционного обучения практически постоянно приходится овладевать не только теоретическими, но и практическими методами организации, инструментами и средствами ИКТ для осуществления образовательной деятельности. На первый план выходит один из основных вопросов цифровой дидактики «Как учить и как учиться?», и поэтому кроме умелого применения законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих использование технологий смешанного обучения, организаторам и самим обучающимся ДПО необходимо осуществить выбор форм и технологий смешанного обучения в рамках образовательного процесса в зависимости от уровня подготовки обучающихся и проведения различных видов учебных занятий.
Из теории смешанного обучения
Термин «смешанное обучение» (blended learning) используется в профессиональной литературе с конца ХХ столетия. По мнению многих авторов, наиболее полное исследование смешанного обучения было дано в 2006 г. в книге К. Дж. Банка и Ч. Р. Грэхема «Справочник по смешанному обучению: глобальные перспективы, локальные проекты», где по итогам исследования дана следующая дефиниция: смешанное обучение - это совмещение различных способов обучения; совмещение различных методов обучения; совмещение обучения в ходе личного общения с обучением в режиме онлайн [2].
Смешанное обучение может быть реализовано на двух уровнях - на уровне учебной аудитории и на уровне электронного онлайн-обучения, где включены обязательное и дополнительное образование. В литературе можно выделить три подхода к формам смешанного обучения - типы интеграции смешанного обучения: смена форматов, перевернутый класс и автономная группа, которые также успешно применяются на всех уровнях системы образования. Отмечая, что в настоящее время в литературе единой классификации моделей смешанного обучения
нет, рассмотрим существующие 6 моделей смешанного обучения с разными целями, потребностями и объемами затрат.
В «жесткой модели» (Face-to-Face Driver) в основном идет очное образование, а онлайн-обучение выполняет вспомогательную функцию по отношению к традиционному обучению. Электронные ресурсы используются лишь для закрепления и углубления знаний, лабораторные работы выполняются за компьютерами под присмотром преподавателя.
В «гибкой модели» (Flex Model) в основном используется онлайн- обучение, по мере необходимости преподаватель или тьютор онлайн-обучения выступают как координаторы и оказывают индивидуальную или групповую помощь обучающимся.
Модель онлайн-лаборатория (Online Lab) - онлайн-платформа, которая используется в традиционном аудиторном занятии под руководством и контролем преподавателя для проведения всего курса обучения на аудиторных занятиях.
Ротационная модель (Rotation Model) - чередование традиционного и онлайн-обучения в индивидуальном режиме.
В модели «самосмешивание» (Self-Blend Model) обучающийся самостоятельно решает, какие из традиционных курсов ему необходимо освоить в режиме электронного обучения.
В «обобщающей виртуальной модели» (Online Driver Model) драйвером является дистанционное онлайн-обучение - в основном удаленное обучение в режиме онлайн, где допускаются очные занятия и встречи с преподавателем при выполнении проверочных работ [3, 4].
Опыт организации дистанционного обучения с применением технологии смешанного обучения
В Институте непрерывного профессионального образования СВФУ электронное обучение реализуется в трех формах:
• традиционное обучение с использованием сети интернет, где для самостоятельной работы часть учебных материалов курса слушатели получают через сети, используют медиатеку веб-кафедры института;
• смешанное обучение, где 100% программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовываться в аудитории в сочетании с занятиями через интернет;
• полное дистанционное обучение по 37 программам проводится без очного взаимодействия. Но в условиях пандемии и перехода на удаленный режим, благодаря платформе Zoom, все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки проведены дистанционно.
Анализ показывает, что из существующих моделей технологии смешанного обучения преобладают гибкая и ротационная модели, которые в полной мере соответствуют принципам смешанного обучения:
- поочередное (принцип последовательности) освоение модулей учебной дисциплины курса (асинхронное, синхронное, т. е. онлайн- и оффлайн-обучение). Слушатель сначала получает теоретические материалы от преподавателя или с контента и после применяет на практике;
- визуализация (принцип наглядности) учебного материала, доступ обучающихся к методическим материалам по сети;
- непрерывность, за счет доступности учебно-методического материала обучающийся с контента курса может получить «новую порцию» материала;
- активное взаимодействие (принцип интерактивности) участников учебного процесса через современные инструменты платформ и мессенджеров, где можно оперативно получить ответ, не дожидаясь следующего очного занятия.
Смешанное обучение как современная универсальная образовательная технология, сочетающая в себе традиционные и дистанционные формы обучения, имеет следующие преимущества:
- гибкость образовательной траектории;
- возможность редактировать контент курса, т.е. обновлять, изменять, добавлять, контролировать уровень подготовленности обучающихся;
- высокая степень индивидуализации обучения, так как каждый обучающийся может пройти в индивидуальном темпе;
- высокая коммуникация, т. е. многообразие возможностей для взаимодействия субъектов учебного процесса;
- высокая возможность изменения не только формата, но и, благодаря инструментам ИКТ, типов занятий и разработки вариативных заданий, что способствовало преодолению засилья однотипных занятий и заданий;
- при проведении онлайн-занятий, выполнении практических и самостоятельных работ в полной мере реализуется большинство принципов традиционной и цифровой дидактики, прежде всего принципы интерактивности и наглядности, на которых и основано смешанное обучение;
- объединение формальных и неформальных средств обучения;
- возможность наибольшей эффективности в организации рабочего времени преподавателя и обучающегося;
- мотивированность и интерес к новым технологиям, формирование новых универсальных опережающих компетенций у части слушателей посредством новых инструментов ИКТ, серверов и платформ;
- наличие новых инструментов учета образовательных результатов;
- оптимизация учебного процесса за счет уменьшения количества часов очного обучения, что в ДПО связано не только с финансовыми, но и временными затратами.
Наряду с преимуществами остаются и некоторые проблемы для реализации технологии смешанного обучения:
- отсутствие устойчивой интернет-связи у обучающихся арктических улусов;
- отсутствие качественного контента курсов;
- низкая самоорганизация и академическая прокрастинация обучающихся, из-за которых снижается качество обучения;
- низкий уровень сформированности цифровых компетенций как у преподавателей, так и у части слушателей курсов.
Методы и результаты
Промежуточные результаты докурсового анкетирования по выявлению профессиональных дефицитов и уровня сформированности цифровых компетенций педагогов в марте и июне 2020 г. показали, что низкий уровень выявлен у 25% оппонентов из-за недоступности и дороговизны интернет-связи в республике. На низком уровне операциональные, на среднем уровне поисковые навыки и отношение к критической оценке безопасности информации. Из-за низкой пропускной способности сети интернет и его высокой стоимости у педагогов нет возможности быстро освоить новые инструменты и средства ИКТ, включая поисковые системы, тогда как, для того чтобы научить учащихся критически оценивать и отбирать безопасные ресурсы и информацию, самим педагогам необходимо обладать вышеперечисленными умениями. К примеру, школа ограничивает доступ к wifi-системе, так как экономит тариф для проведения ВПР и государственных экзаменов.
На достаточно высоком уровне сформированы коммуникационные навыки: педагоги показали умение использовать имеющиеся в наличии средства коммуникации.
Оставляет желать лучшего умение использовать программные средства для разработки цифровых дидактических ресурсов. Для внедрения в практику результатов обучения в учебные планы некоторых курсов нами включен тематический модуль «Лучшие практики», где предусмотрена сертифицированная практика распространения опыта педагогов. Ведущей идеей такой практики является формирование контента модуля самими педагогами для повышения мотивации, развития креативности, формирования опережающих универсальных ком-
петенций (веб-разработчик, педдизайнер, виртуальный экскурсовод, цифровой куратор, игротехник и др.), взаимообучения и распространения опыта. На сегодняшний день, к сожалению, в большинстве работ описан опыт по использованию цифровых технологий на уровне «замещение» традиционных педагогических инструментов, а хотелось бы оценить их как уровни «улучшение», «изменение», «преобразование», «инновация» и т. д. педагогической практики.
Заключение
В смешанном обучении одинаково важны и традиционная, и дистанционная формы обучения. Несмотря на все вышеперечисленные недостатки технологии смешанного обучения, его формы для ДПО весьма актуальны, активно применяемы и перспективны.
Следует учесть формирование и развитие навыков самостоятельности у обучающихся в связи с тем, что, являясь продуктивной образовательной технологией, смешанное обучение требует высокой самоорганизации, так как предполагает значительную долю самостоятельной работы обучающихся, их участие в выстраивании индивидуального образовательного маршрута. Особое внимание должно уделяться не только вопросу уровня цифровой компетентности преподавателей, онлайн-тьюторов, веб-консультантов и веб-разработчиков, но и на качественный мультимедийно-интерактивный контент курса с целью повышения качества образовательных результатов.
Литература
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа: http://static.
2. Федотов А. М. Словарь-справочник по технологиям смешанного обучения(онтология). [Электронный ресурс] / А.М. Федотов, О.А. Федотова, Т.С. Васючкова, Н.А. Иванчева, М.А. Держо. Режим доступа: http://www.nsc.ru/win/elbib/data/show_page.dhtml?77+1420+5
3. Бугакова О. Е. Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс] / О.Е. Бугакова. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/676550/.
4. Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика / Н.Н. Скрып-никова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. - С. 74-78.
References
1. Programma «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» (utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 ijulja 2017 g. № 1632-r) [Jelektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt. Rezhim dostupa: http://static.
2. Fedotov, A.M. Slovar'-spravochnik po tehnologijam smeshannogo obuchenija(ontologija). [Jelektronnyj resurs] / A.M. Fedotov, O.A. Fedotova, T. S. Vasjuchkova, N.A. Ivancheva, M.A. Derzho. Rezhim dostupa: http://www.nsc.ru/win/elbib/data/show_page.dhtml?77+1420+5
3. Bugakova, O.E. Tehnologija smeshannogo obuchenija kak sredstvo razvitija inojazychnojkommunikativnoj kompetencii studentov pedagogicheskogo kolledzha [Jelektronnyj resurs] / O.E. Bugakova. Rezhim dostupa: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/676550/.
4. Skrypnikova, N. N. Tehnologija smeshannogo obuchenija: aktual'nost' i problematika / N.N. Skrypnikova // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. - 2018. - № 3. - S. 74-78.
ÀtrÀtrÀtr