УДК 378.14 ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Медведева М.С.
В статье рассматривается достаточно актуальный вопрос, касающийся современной системы образования, а именно - интегрированной образовательной среды как необходимого условия смешанного обучения. Особое значение приобретает проблема органичного сочетания новых форм образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса в ВУЗе на базе междисциплинарной интеграции. Целью данной статьи является исследование проблемы интеграции образовательной среды на основе смешанного обучения в высших учебных заведениях.
Научная новизна результатов исследования заключается в авторском определении смешанного обучения, под которым понимается система преподавания, сочетающая очное, дистанционное и самообучение, включающая взаимодействие между педагогом, обучающимся и интерактивными источниками информации, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) функционирующие в постоянном взаимодействии друг с другом, образуя единое целое, а также в формулировке основных положений современного обучения в интегрированной информационной среде на основе смешанного обучения.
В результате создания интегрированной информационной среды на основе смешанного обучения создается целостное новообразование, позволяющее достичь более высоких результатов в процессе обучения
студентов, направленное на становление и формирование многомерной человеческой целостности, а также это одно из важнейших средств повышения качества профессионального образования.
Ключевые слова: смешанное обучение, интеграция, образовательная
среда.
THE INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE NECESSARY CONDITION FOR BLENDED LEARNING
Medvedeva M.S.
In this article we regard a rather urgent problem concerning a modern educational system that is the integrated educational environment as the necessary condition of the blended learning. Special value is gained by a problem of an organic combination of new forms of education which makes a statement of the research of the problem of rational construction’s possibilities of educational process in institutes of higher education on the basis of interdisciplinary integration topical. The purpose of this article is research of a problem of the educational environment’s integration on the basis of the blended learning in institutes of higher education.
Scientific novelty of results of research consists in author's definition of the blended learning which is understood as the system of teaching combining a full-time tuition, remote training, and self-training, including interaction between the teacher, students, and interactive informational sources, reflecting all components of the educational process (purposes, the contents, methods, organizational forms, tutorials, functioning in constant interaction with each other, forming a whole, and also in the formulation of basic points of modern training in the integrated informational environment on the basis of the blended learning.
As a result of formation of the integrated informational environment on the basis of the blended learning the complete new formation, allowing to reach more good results in the course of students’ training, directed on establishment and creation
of multidimensional human integrity, is built up, and also this is one of the most important means of improvement of professional education’s quality.
Keywords: blended learning, integration, educational environment.
В современных условиях рыночных отношений возникла острая необходимость в такой системе подготовки студентов - будущих специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения, происходящие при создании новых видов производств, технологий и требований работодателя. В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и умениями в рамках своей профессии.
В решении данного вопроса образованию принадлежит особая роль. Подлинное образование «запускает» развитие и саморазвитие учащегося, являясь личностно ориентированным процессом, - такова его истинная стратегия. Данный факт является исходным для наблюдаемых интеграционных процессов в образовании, вызванных необходимостью формирования у учащихся целостной картины мира.
Именно поэтому необходимым условием достижения нового, современного качества образования является введение новых форм обучения в высшей школе, отработка гибкой системы обучения, построение непрерывного обучения, достичь этого позволяет смешанное обучение.
В нашем понимании смешанное обучение - это система преподавания, сочетающая очное, дистанционное и самообучение, включающая взаимодействие между педагогом, обучающимся и интерактивными источниками информации, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) функционирующие в постоянном взаимодействии друг с другом, образуя единое целое. [4].
В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания новых форм образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса в ВУЗе на базе междисциплинарной интеграции.
Но прежде, давайте обратимся к понятию интеграция. Рассматривая данное понятие с точки зрения педагогических явлений и процессов нельзя не коснуться таких смежных понятий, как система, системность, целостность.
Анализ философского определения понятий «интеграция», «интеграция науки и научных знаний» показывает, что ученые для характеристики данных понятий используют термины «система», «связи», «целостность», «элементы», «компоненты», привнесенные из теории систем. Большая советская энциклопедия определяет интеграцию как «понятие теории систем» [1].
В «Педагогическом словаре» дается определение системы как «совокупности взаимосвязанных элементов» [5].
Многие исследователи указывают на возможность выделения инвариантного признака в существующих определениях понятия «система». Ведущей идеей системы является идея взаимодействия элементов и интеграции их в целое.
И не случайно греческое слово systema (означающее целое, составленное из частей, объединение) и латинское слово integratio (объединенный в целое) связаны глубоким сущностным единством, ибо значение одного из них раскрывается через другое.
Логично было бы предположить, что интеграция представляет собой систему отношений и связей между целым и его частями.
На наш взгляд, эффективность образовательных процессов в первую очередь зависит от осознания их участниками и организаторами сущности и роли интегративного характера связей внутри системы, целенаправленного их стимулирования и развития. Значит, в процессе подготовки студентам необходимо показывать, каким образом осуществляется интеграция элементов,
на каком этапе и как происходит потеря несущественных свойств объединяющихся элементов, почему важно сохранить автономность интегрируемых элементов, как возникают новые свойства систем с интегративным качеством.
Одновременно и даже параллельно следует анализировать процессы дифференциации, показывающие технологии разложения и поэтапного функционирования целостного явления, поскольку эти два процесса -интеграция и дифференциация - находятся в тесной взаимосвязи.
Следовательно, целостной можно назвать такую систему, в которой установлена иерархическая структура элементов, выделен системообразующий сущностный компонент и реализуются интегративные процессы, обеспечивающие эффективность функционирования системы.
В России вопросами интеграции занимались такие ученые-педагоги, как В.Я. Стоюнин, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, Б.Г. Ананьев и др., по их мнению, взаимное использование знаний - значимое преимущество при использовании интеграции в учебном процессе, позволяющее устранить дублирование материала и сформировать целостную систему взглядов у студентов.
На современном этапе большое значение имеет протекание интеграционных процессов в высшем образовании, а именно в процессе подготовки будущих специалистов. Бесспорно, использование интеграционных процессов в процессе обучения позволяет улучшить качество подготовки, связать личностные и профессиональные устремления студентов.
И в связи с тем, что в настоящее время смешанное обучение (blended learning) активно внедряется в мире и в системе российского образования, то по нашему мнению, данная форма обучения является тем инструментом, который позволяет интегрировать элементы и подходы из традиционного очного, дистанционного и самообучения, а также позволяет создать комфортную образовательную информационную среду, систему коммуникаций, представляющую всю необходимую учебную информацию. Как отмечает
К. Кун, в качестве цели смешанного обучения выступает стремление объединить преимущества очного преподавания и электронного обучения, осуществляемого при поддержке образовательных ресурсов, так, чтобы постараться исключить недостатки обеих форм обучения [3].
Основной тенденцией смешанного обучения является повышение роли дистанционного обучения и самообучения. Безусловно, дистанционным формам обучения, эффективному применению ИКТ, использованию комплекса информационных технологий, необходимо дополнительно обучать студентов. Реализация смешанной формы обучения происходит через создание образовательного курса, имеющего четкую структуру, позволяющую мотивировать и повысить качество обучения будущих специалистов. Занятия в смешанном курсе можно представить в виде трёх этапов (циклов):
1 этап: студентам предоставляется возможность познакомиться с новым материалом, обсудить и проработать изученное, а также задать все необходимые вопросы. В качестве подготовки преподаватель может использовать определённое задание. Такая подготовка обеспечивает получение хороших знаний, что делает обучение более продуктивным, позволяет обучающимся лучше разобраться в сложных вопросах и уменьшить количество повторов уже известной информации.
2 этап. На данном этапе преподаватель объясняет новый материал, но может заменить лекцию практикой или же обсудить задания студентов, ответить на возникшие вопросы. Работа на данном этапе является контактной -семинары, форумы и прочие, требующей подготовки и осмысления. По окончанию занятия преподаватель проводит закрепление и проверку полученных знаний, при помощи тестов, вопросов или практических заданий.
3 этап. Этот этап можно назвать «отчетом», так как он посвящен закреплению нового материала - выполнению домашнего задания, теста, проекта и т.д. Преподаватель дает краткие рекомендации студентам по выполнению задания, мотивируя тем самым самостоятельный поиск решения.
Наиболее интересные вопросы могут быть вынесены преподавателем для обсуждения всей группой на очередном занятии.
Все три этапа в процессе обучения могут повторяться неоднократно. При таком обучении, студенты учатся выделять главное, усваивать нужную для них информацию, учатся общаться в группах, развивая тем самым свои коммуникативные способности. [7]
Обращаясь к понятию информационной (образовательной) среды, стоит уточнить, что под интегрированной информационной средой обучения студентов на основе смешанного обучения мы понимаем комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию средств информационных технологий (средства коммуникаций - электронная почта, доска объявлений, вебинары, форумы; средства для создания онлайнового контента по предмету, телекоммуникационные средства тестирования и оценивания в режиме онлайн; мультимедийные курсы, размещенные и в Интернет; виртуальные практикумы и моделирующие среды; кейс-технологии), педагогических технологий с информационной системой управления образовательным процессом с целью повышения его эффективности.
Сформулируем основные положения современного обучения студентов в интегрированной информационной среде на основе смешанного обучения.
1. Интегрированная информационная среда обучения основана на
мультимедийных курсах по конкретному предмету, компьютерных
образовательных средах, виртуальных практикумах и других видах
электронных образовательных ресурсов, на средствах телекоммуникаций и определяет как информационно-ресурсную, так и контентную виртуальную среду обучения.
2. Обучение в интегрированной информационной среде возможно на основе смешанного обучения.
3. Включение в состав интегрированной информационной среды современных средств дистанционного обучения и онлайн тестирования
отражает потребность реализовать сетевые формы организации учебного процесса.
4. Деятельность преподавателя в качестве тьютора (консультанта) осуществляется с помощью предметных сайтов (интернет-портала) и направляет деятельность обучающихся.
5. Преподаватель выбирает оптимальные модели обучения на основе сочетания педагогических технологий и информационных технологий, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности студентов, устойчивое качество обучения.
Таким образом, в результате создания интегрированной
информационной среды на основе смешанного обучения создается целостное новообразование, позволяющее достичь более высоких результатов в процессе обучения студентов, направленное на становление и формирование многомерной человеческой целостности, а также это одно из важнейших средств повышения качества профессионального образования. Одним из организационно-методических средств и необходимым условием повышения качества подготовки специалиста можно назвать интеграцию на основе смешанного обучения, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 10 / под ред. А.М. Прохорова. М.,1972. Т.10. С. 307.
2. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. № 2. С. 8.
3. Кун К. E-Learning - электронное обучение // Информатика и образование. 2006. №10. С. 16-18.
4. Никитина М.С. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы смешанного обучения// В мире научных открытий. 2012. № 1. С. 167 - 176.
5. Педагогический словарь: в 2 т. Т.1. М.: Изд-во АПН СССР, 1960. С.
241.
6. Романова К.Е. Проектирование образовательной среды: Учебное пособие. Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011.
7. Смешанное обучение на основе общеинтегрированной
информационной среды. URL: http://www.physicon.ru/articles/3094/ (дата
обращения 26. 06. 12)
References
1. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1972. Vol.10. S. 307.
2. Danyluk A.Ya. Pedagogika, no. 2 (1998): 8.
3. Kuhn K. E-Learning - e-learning [Computer Science and Education], no 10 (2006):16-18.
4. Nikitina M.S. Teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniya problemy smeshannogo obucheniya [Theoretical-methodological aspects of the problem of blended learning]. Vmire nauchnykh otkrytiy, no 5.4 (2012): 24-41.
5. Pedagogicheskiy slovar [Pedagogical Dictionary]. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences, 1960. p. 241.
6. Romanova K.E. Proektirovanie obrazovatel'noy sredy [Designing educational environment]. Shuya: Izd. FGBOU VPO "SHGPU", 2011. 7 p.
7. Smeshannoe obuchenie na osnove obshcheintegrirovannoy informatsionnoy sredy [Blended learning based obscheintegrirovannoy information environment]. http://www.physicon.ru/articles/3094/ (accessed 26.06.2012)
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Медведева Марина Сергеевна, аспирант второго года обучения
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: mariknet1 @mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Medvedeva Marina Sergeevna, second year post-graduate training
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Ivanovo Region, 155908, Russia
e-mail: mariknet1 @mail. ru
Рецензент:
Романова Каринэ Евгеньевна, доктор пед. наук, доцент, заведующая кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»