УДК 378.147 Л.Н. Рулиене
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Российская Федерация
DOI: 10.15593/2224-9389/2017.4.9
Получена: 03.10.2017 Принята: 23.10.2017 Опубликована: 29.12.2017
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО И АУДИТОРНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья посвящена обоснованию проекта «Разработка концепции и моделей смешанного обучения как результата интеграции электронного и аудиторного обучения». Автор считает, что расширение влияния ИКТ, постоянное развитие мобильных технологий, постоянное совершенствование портативных устройств приводят к новым рискам информатизации образования. Поэтому развитие образовательного процесса в современном информационном обществе возможно по пути гуманизации электронной информационно-образовательной среды за счет усиления роли живого эмоционального информационно-педагогического взаимодействия. Обозначены задачи проекта: раскрыть сущность понятий «интеграция электронного и аудиторного обучения», «смешанное обучение», сформулировать принципы интеграции электронного и аудиторного обучения, проанализировать позитивный и негативный опыт внедрения смешанного обучения в практику. Утверждается, что смешанное обучение реализует идею интеграции электронного и аудиторного обучения; различные модели смешанного обучения реализуются в условиях электронной информационно-образовательной среды как платформы электронного обучения, средства его интеграции с аудиторным обучением. Научно-методическое сопровождение проекта позволит создать понятийно-терминологический аппарат, раскрывающий сущность и перспективы электронного обучения, отражающий наиболее эффективные практики смешанного обучения; разработать практические рекомендации для организации и сопровождения электронного обучения; повысить эффективность смешанного обучения; разработать методику и инструментарий для менеджеров и тьюторов электронного и смешанного обучения. Проект представляет собой один из путей повышения эффективности современного образовательного процесса на основе использования принципов дополнительности и интеграции при внедрении постоянно обновляющихся технологий электронного обучения. Такой подход позволит решить проблему противоречия образовательного процесса, вызванного несоответствием традиционных педагогических подходов и новых образовательных технологий.
Ключевые слова: интеграция технологий, электронное обучение, аудиторное обучение, смешанное обучение, тьютор, электронная информационно-образовательная среда.
L.N. Ruliene Received: 03.10.2017
Accepted: 23.10.2017
Buryat State University, Published: 29.12.2017
Ulan-Ude, Russian Federation
INTEGRATION OF TECHNOLOGIES OF ELECTRONIC AND CLASSROOM TRAINING AS A FACTOR OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS DEVELOPMENT
The article is devoted to the reasons for the "Development of the Concept and Models of the Mixed Training as a Result of Electronic and Classroom Training Integration" project. The author stipulates that extension of ICT influence, continuous development of mobile technologies and improvement of portable gadgets results in new risks of education informatization. Therefore, development of educational process in the modern information society is possible through humanization of the electronic information and education environment where the significance of live emotional information and pedagogical interaction has grown. The project tasks are designated: to clarify the essence of the concepts "integration of electronic and classroom training", "blended learning", to formulate the principles of integration of electronic and classroom training, to analyze positive and negative experience of implementation of blended learning in practice. It is claimed that blended learning realizes the idea of integration of electronic and classroom training; different models of blend learning are implemented in the conditions of the electronic information and education environment as the platform of e-learning, means of its integration with classroom training. Scientific and methodical support of the project will allow creation of the conceptual terms framework to explore the essence and prospects of e-learning, to discover the most effective practices of blended learning, to develop practical recommendations for e-learning organization and support, to increase efficiency of blended learning, to develop guidelines and tools for managers and tutors of electronic and blended learning. The project represents one of the ways to increase efficiency of the modern educational process on the basis of the principles of complementarity and integration under permanent e-learning technologies upgrade. Such an approach will allow solving a contradiction problem of the educational process, caused by a mismatch between traditional pedagogical approaches and new educational technologies.
Keywords: integration of technologies, electronic training, classroom training, blended learning, tutor, electronic information and education environment.
В условиях новой педагогической реальности активно развивается практика постиндустриального образования [1], электронное обучение (онлайн-обучение) все шире проникает в современный образовательный процесс и стало важным направлением российской государственной политики в области образования. На Второй Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch состоялась презентация приоритетного федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (СЦОС), направленного на системное повышение качества непрерывного образования для всех категорий граждан. Ожидается, что к концу 2025 года будут созданы не менее 3500 онлайн-курсов, которые освоят до 11 миллионов человек.
Но онлайн-обучение не должно заменить живое эмоциональное общение в традиционной аудитории, классе. Образовательный процесс развивается на основе принципов дополнительности и интеграции [2], позволяющих сочетать методы, формы традиционного академического и инновационного обучения на основе ИКТ, интегрировать различные инструменты электрон-
ного и дистанционного обучения в электронной информационно-образовательной среде [3]. Посредством Интернета усиливается глобализация и происходит деформация коммуникативных отношений (опосредованность, обез-личенность, фрагментарность и др.).
Прочно утверждающаяся новая образовательная практика - практика смешанного обучения - реализует принципы дополнительности и интегратив-ности обучения, эффективно сочетает технологии электронного, дистанционного и аудиторного обучения. В современном информационном обществе развитие образовательного процесса возможно по пути гуманизации электронной информационно-образовательной среды, при которой усиливается роль живого эмоционального информационно-педагогического взаимодействия. Непрерывное развитие ИКТ, совершенствование мобильных устройств сопряжено с новыми рисками информатизации образования. Наблюдаются трансформация образа ученика и учителя, студента и преподавателя, дефицит гуманитарных технологий в образовании. Все это требует научного обоснования практики смешанного обучения как педагогической инновации, разработки теоретико-прикладных аспектов организации и сопровождения смешанного обучения, научно-методические основы подготовки тьюторов электронного обучения, новых подходов к аудиторному обучению, основанных на усилении фактора живого эмоционального информационно-педагогического взаимодействия.
В связи с этим возникает потребность в реализации проекта «Разработка концепции и моделей смешанного обучения как результата интеграции электронного и аудиторного обучения», целью которого является разработка концепции и моделей смешанного обучения на основе интеграции технологий электронного и аудиторного обучения. Смешанное обучение (англ. blended learning) является одним из трендов современного образовательного процесса, термин «смешанное обучение» определяют как сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением (ГОСТ Р 52653-2006). В толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования этот термин отсутствует. Смешанному обучению посвящены немногочисленные диссертации [4; 5], монографии [6] и др. По данным научной электронной библиотеки открытого доступа «КиберЛенинка» опубликовано около 3,5 тысяч статей в разделе «Народное образование. Педагогика». Существует возрастающий интерес к внедрению смешанного обучения в образовательный процесс на всех уровнях и во всех типах образовательных организаций. Необходимо разработать и обосновать концепцию смешанного обучения, рассматривая его как интеграцию электронного и аудиторного обучения. В качестве аспектов исследования предполагается обосновать ИКТ-компетенции как ключевые компетенции, надпрофессиональные навыки, инструменты оценки качества смешанного обучения, организационно-педагогические условия информального обучения в электронной информационно-образовательной среде и др.
В рамках проекта будут изучены риски информатизации образования, в том числе связанные с проблемой интернет-зависимости обучающихся и др. Усиливающееся влияние ИКТ на образовательный процесс влечет за собой изменения в педагогической профессии: в школе и вузе нужны новые профессии (тьютор электронного обучения, организатор проектного обучения, модератор, игромастер, координатор образовательной онлайн-платформы, игропедагог и др.). Соответственно, необходимо разрабатывать критерии оценки эффективности образовательного процесса с учетом этих изменений.
Теоретико-методологические основы информатизации образования (К. Колин [7; 8], Е.Н. Пасхин [9], Е С. Полат [10], А.И. Ракитов [11], И В. Роберт [12]) представляют основания внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Разработаны теория и практика дистанционного и электронного обучения, обеспечивающего массовое, но не всегда качественное, обучение, предоставляющего ускоренные и вариативные образовательные услуги, интегрирующего общедидактические принципы с принципами информатизации [13; 14; 15].
Принципы организации дистанционного/электронного обучения изложены в работах многих зарубежных (Д. Киган, Р. Деллинг, О. Петерс) и отечественных (Е.С. Полат, А.В. Хуторской, А.А. Катаев, М.И. Нежурин, А.А. Ахаян) исследователей.
Большое количество статей и исследований посвящено изучению опыта использования дистанционных образовательных технологий в отдельных вузах. При этом нет комплексного изложения механизма гибкого сочетания технологий электронного и аудиторного обучения, обеспечивающего эффективную реализацию современной модели смешанного обучения. В научных статьях (около 4 тысяч), опубликованных в научной электронной библиотеке «Киберленинка», представлен опыт внедрения смешанного обучения. Л.И. Алешина, С.З. Алборова, А.С. Бождай, И.В. Григорьева, Л.А. Осипова раскрывают общие аспекты использования информационных сред в обучении, построения единой общедоступной среды для оказания электронных образовательных услуг, системы электронного мониторинга образовательного процесса и др. Также были изучены исследования Н.П. Вашкевича, С.С. Свириденко, И.И. Дзегеленка, В.Н. Сосницкого, в которых определена роль информационных и сетевых технологий в образовании. Все перечисленные ученые определяют важную роль ИКТ в становлении современного профессионала и указывают на необходимость владения ИКТ-компетенциями, подчеркивая их межпредметный характер. Имеются работы, в которых информационно-образовательная среда исследована как условие формирования ИКТ-компетентности студентов (А.В. Вишнякова), успешного обучения информатике (Н.А. Кобиашвили), общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей (Р.Ю. Гурниковская, Д.А. Гагарина), адаптации студентов к дистанционным технологиям в обучении (И.С. Галченкова,
С.М. Косенок, А.А. Соколов, В.А. Спицын и др.). Современная научно-педагогическая проблематика применения ИКТ в процессе обучения связана с педагогическим сопровождением самообразования, дидактическим обеспечением учебного процесса (Ю.А. Дубровская, О.В. Мирзабекова, О.М. Рахмеева, Е.П. Яхина и др.). Следующий шаг предполагает разработку концепции смешанного обучения, в которой интегрированная электронная информационно-образовательная среда интегрируется с пространством аудиторного обучения.
В рамках проекта будет разработана концепция смешанного обучения, включающая: 1) периодизацию отечественной практики развития образовательного процесса на основе внедрения ИКТ (от дистанционного и электронного обучения к смешанному обучению); 2) обобщение положительного и отрицательного опыта внедрения технологий электронного обучения; 3) основные принципы, формы и методы интеграции электронного и аудиторного обучения, организации и сопровождения смешанного обучения; 4) компоненты модели смешанного обучения; 5) организационно-педагогические условия реализации моделей смешанного обучения в различных образовательных организациях; 6) показатели эффективности моделей смешанного обучения; 7) научно-методические рекомендации по вопросам организации и сопровождения смешанного обучения.
Новизна проекта состоит в том, что будет обоснован интегративный подход к современной образовательной практике (в части использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) как один из путей решения проблемы гуманизации информационно-насыщенного образовательного процесса и преодоления рисков информатизации образования. Также необходимо определить условия устойчивого развития электронной информационно-образовательной среды в условиях смешанного обучения; исследовать роль смешанного обучения в развитии формального, неформального и информального образования; выявить противоречия и перспективы смешанного обучения, разработать показатели оценки качества смешанного обучения; проанализировать опыт реализации магистерской программы «Организация и сопровождение электронного обучения», разработать теоретические основы подготовки менеджеров и тьюторов электронного обучения; исследовать специфику педагогической деятельности в условиях смешанного обучения; определить роль организационно-педагогического метакомплекса в реализации концепции смешанного обучения; охарактеризовать риск-ориентированные образовательные технологии в рамках смешанного обучения; разработать научно-методические и организационно-педагогические основы интеграции электронного и аудиторного обучения в образовательных организациях разного уровня и типа, в том числе для сопровождения инклюзивных процессов в образовании.
Список литературы
1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.
2. Рулиене Л.Н. Образовательный процесс современного университета: особенности, противоречия, тенденции развития. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013.
3. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специа-лизир. учеб. курс / С. А. Щенников [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 590 с.
4. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.
5. Медведева М.С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2015.
6. Васин Е.К. Развитие естественнонаучного мышления на основе смешанного обучения. Педагогический и технологический аспекты проблемы. - Саарбрюкен, Германия: LAP LAMBERT, 2016.
7. Колин К.К. Философские проблемы информатики. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010.
8. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
9. Человек в информационном мире / Е.Н. Пасхин [и др.]. - М.: Изд-во Пушкинск. ин-та, 2010.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Academia, 2000.
11. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. - М.: Директ-Медиа, 2014.
12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2014.
13. Андреев А.А. Введение в интернет-образование: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003.
14. Бочков В.Е. Распределенные образовательные учреждения: дидактика формирования среды, качество образования, управление знаниями, проблемы развития инфраструктуры / НОУ ВПО «МИЭМП». - М., 2011.
15. Щенников С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.
References
1. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie [Postindustrial education]. Moscow, Egves, 2008.
2. Ruliene L.N. Obrazovatel'nyi protsess sovremennogo universiteta: osobennosti, protivorechiia, tendentsii razvitiia [Educational process at modern university: peculiarities, contradictions, trends]. Ulan-Ude, Buryat State University, 2013.
3. Shchennikov S.A. [et al.]. Osnovy deiatel'nosti t'iutora v sisteme distantsionnogo obrazovaniia [Basics of tutor activities in distance education]. 2nd ed. Moscow, Drofa, 2006, 590 p.
4. Kapustin Iu.I. Pedagogicheskie i organizatsionnye usloviia effektivnogo sochetaniia ochnogo obucheniia i primeneniia tekhnologii distantsionnogo obrazovaniia
[Pedagogical and organizational conditions of effective synthesis of classroom training and distance education technologies]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2007.
5. Medvedeva M.S. Formirovanie gotovnosti budushchikh uchitelei k rabote v usloviiakh smeshannogo obucheniia [Preparation of students in pedagogy for working in blended learning environment]. Ph.D. thesis. Nizhny Novgorod, 2015.
6. Vasin E.K. Razvitie estestvennonauchnogo myshleniia na osnove smeshannogo obucheniia. Pedagogicheskii i tekhnologicheskii aspekty problemy [Development of natural scientific thinking in blended learning. Pedagogical and technological aspects]. Saarbriuken, Germaniia, LAP LAMBERT, 2016.
7. Kolin K.K. Filosofskie problemy informatiki [Philosophical issues in informatics]. Moscow, Binom. Laboratoriia znanii, 2010.
8. Kolin K.K. Fundamental'nye osnovy informatiki: sotsial'naia informatika [Fundamentals of informatics: Social informatics]. Moscow, Akademicheskii proekt, Ekaterinburg, Delovaia kniga, 2000.
9. Paskhin E.N. [et al.]. Chelovek v informatsionnom mire [Man in the information world]. Moscow, Pushkinskii institut, 2010.
10. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New pedagogical and information technologies in education]. Ed. E.S. Polat. Moscow, Academia, 2000.
11. Rakitov A.I. Informatsiia, nauka, tekhnologiia v global'nykh istoricheskikh izmeneniiakh [Information, science, technology in great historical changes]. Moscow, Direkt-Media, 2014.
12. Robert I.V. Teoriia i metodika informatizatsii obrazovaniia: psikhologo-peda-gogicheskii i tekhnologicheskii aspekty [Theory and methodology of education informatization: Psychological-pedagogical and technological aspects]. Moscow, Binom. Labora-toriia znanii, 2014.
13. Andreev A.A. Vvedenie v Internet-obrazovanie [Introduction to online education]. Moscow, Logos, 2003.
14. Bochkov V.E. Raspredelennye obrazovatel'nye uchrezhdeniia: didaktika formirovaniia sredy, kachestvo obrazovaniia, upravlenie znaniiami, problemy razvitiia infrastruktury [Distributed educational institutions: environment formation didactics, education quality, knowledge management, infrastructure development]. Moscow, Moscow Institute of Economics, Management and Law, 2011.
15. Shchennikov S.A. Razvitie sistemy otkrytogo distantsionnogo professio-nal'nogo obrazovaniia [Development of the system of open professional distance education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2003.
Сведения об авторе
РУЛИЕНЕ Любовь Нимажаповна
e-mail: [email protected]
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет (Улан-Удэ, Российская Федерация)
About the author
Lyubov N. RULIENE
e-mail: [email protected]
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dept. of General Pedagogics, Buryat State University (Ulan-Ude, Russian Federation)