Научная статья на тему 'Подготовка будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга'

Подготовка будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / FUTURE EXECUTIVES / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ДОУ) / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MONITORING RESEARCHES / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ADMINISTRATIVE MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

В статье исследуется проблема подготовки будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает подготовку будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга. Представлены и описаны компоненты структуры средств повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Охарактеризована эффективность отдельных видов мониторинга, которая реализуются сегодня в некоторых областях системы управления. Отмечено, что управленческий мониторинг должен быть одной из функций руководителей, позволяющих обеспечить информационную базу управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of future managers for management monitoring

In the article the problem of training of future chief executives for implementation of administrative monitoring as means of improvement of quality of education in the preschool educational organization is investigated. The author considers training of future chief executives for implementation of administrative monitoring. Components of structure of means of improvement of quality of education in the preschool educational organization are presented and described. The efficiency of separate types of monitoring which are implemented in some areas of a control system today, is characterized. It is noted that administrative monitoring has to be one of functions of the executives allowing to provide information base of management.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга»

существенные положительные изменения. Показатели достаточного уровня увеличились с 8,6% до 22,6%. Существенно увеличилось количество респондентов эксперимента с базовым уровнем сформированности природоохранной культуры: с 20% на констатирующем этапе до 67,6% во время контрольной диагностики. В значительной степени сократилось число обучающихся с начальным уровнем: с 71,4% до 9,8%.

В контрольной группе также были отмечены незначительные позитивные изменения. Показатели достаточного уровня возросли с 8,4% во время констатирующего эксперимента до 9,6% в рамках контрольного этапа. Несколько увеличилось количество обучающихся с базовым уровнем сформированности природоохранной культуры: с 20% до 24,8%. Количество респондентов с начальным уровнем сократилось с 71,6% до 65,6%.

С целью подтверждения достоверности полученных результатов была проведена также статистическая обработка экспериментальных данных.

Выводы. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной и экспериментально внедренной в экспериментальной группе структурно-функциональной модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей и возможности ее применения для повышения уровня сформированности природоохранной культуры обучающихся других образовательных организаций.

Литература:

1. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы). - Ставрополь, 2001. - 76 с.

2. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 20-32.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье исследуется проблема подготовки будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает подготовку будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга. Представлены и описаны компоненты структуры средств повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Охарактеризована эффективность отдельных видов мониторинга, которая реализуются сегодня в некоторых областях системы управления. Отмечено, что управленческий мониторинг должен быть одной из функций руководителей, позволяющих обеспечить информационную базу управления.

Ключевые слова: будущий руководитель, дошкольная образовательная организация (ДОУ), качества образования, мониторинг, мониторинговые исследования, управленческий мониторинг.

Annotation. In the article the problem of training of future chief executives for implementation of administrative monitoring as means of improvement of quality of education in the preschool educational organization is investigated. The author considers training of future chief executives for implementation of administrative monitoring. Components of structure of means of improvement of quality of education in the preschool educational organization are presented and described. The efficiency of separate types of monitoring which are implemented in some areas of a control system today, is characterized. It is noted that administrative monitoring has to be one of functions of the executives allowing to provide information base of management.

Keywords: future executives, preschool educational organization, quality of education, monitoring, monitoring researches, administrative monitoring.

Введение. Мониторинг представляет собой определенную интеграцию эмпирического и теоретического знания о мире. Мониторинговые исследования в гуманитарной области, согласно работам А. С. Белкина, выполняют определенные функции:

•ориентировочную (ориентация субъектов в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации);

•конструктивную (с одной стороны, кристаллизация индивидуальной позиции личности, а с другой -расширение личностного пространства за счет установления позитивных контактов и взаимодействий с другими людьми);

•организационно-деятельностную (постоянная интеграция получаемой информации и научно -теоретического знания позволяет определить наиболее оптимальную позицию личности в процессе выполнения той или иной деятельности);

•коррекционную (уточнение и при необходимости поправка выполняемых задач, позиции личности в процессе деятельности);

•оценочно-прогностическую (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую) [2].

Изложение основного материала статьи. Мониторинговыми исследованиями в системе образования занимаются: A.C. Белкин, И.В. Бестужев - Лада, А.Н. .Багиров, В.Г. Горб, Е.В. Заика, А.Л.Орлов, С.А. Равичев, С.Н. Силина [1]. Качество образования в была объявлено национальным приоритетом, предварительным условием для государственной безопасности, гарантии соблюдения международных норм и

требований, касающихся прав человека на образование. Качество образования измеряется соответствующими процедурами мониторинга - система сбора, обработки, анализа и распространения информация для отслеживания состояния и развития проекта с прогнозами на улучшение.

Мониторинг качества работы образовательного учреждения требует разработки объективных критериев, применение соответствующих инструментов, а также создание адекватной процедуры, организационное, материально-техническое обеспечение - другими словами, цель и оценка эффективности работы ДОУ как администрацией, так и органами образования требует специальных инструментов и технической поддержки.

Эта работа определяет место и роль современных информационных технологий в разработке инструментов и процедур осуществления мониторинга; открывает возможности применение результатов мониторинга для стратегического планирования развития учебного заведения.

Измерение результатов в соответствии со стандартами образования предусматривает замену инструментов и методов, а именно, разработку и внедрение новых инструментов для измерения результатов деятельности ДОУ на базе компьютерных технологий. Качество образования является краеугольным камнем многих образовательных систем реформирования.

Одним из основных элементов обеспечения качества воспитания является оценка эффективности работы. В последние годы были сделаны значительные шаги в этой сфере. Существует несоответствие устаревших методов оценки и новых образовательных целей и результатов, выдержано изменением парадигмы образования и социальных потребностей.

Учитывая все это, существует необходимость улучшения текущей ситуации в отношении определение эффективности деятельности ДОУ; поиск путей преодоления недостатков; разработка и внедрение новых механизмов оценки. Ученые и практики , педагоги ведут активный поиск в этой области. В последние годы накоплен определенный опыт, который требует анализа и реферирования.

Развитие системы образования; определение уровня соответствия воспитанника образовательного учреждения с государственными требованиями и стандартами. Тем не менее, одна из самых значительных трудностей, с которыми сталкиваются администрации сегодня, практическая оценка работы ДОУ. К сожалению, нет единого подхода к процессу аттестации. Тем не менее, эффективность оценки работы ДОУ должна основываться на управленческом мониторинге в качестве инновационного инструмента -эффективная администрация школы, поскольку управление является лишь одним из многих ДОУ функций. Экспертные комиссии проявили результаты экспертизы оценки использования различных методов, на основе подхода контроля качества. Это позволяет отметить количественные измерения, но это не обеспечивает системный подход в качестве основы управленческого мониторинга.

ДОУ сами выбирают способы оценки эффективности своих собственных достижений в работе. Как правило, они используют описательные характеристики дошкольной работы, дополненные таблицами, схемами и диаграммами.

Аттестационная экспертиза также должна выбирать области исследований мониторинга, разработать критерии и индикаторы, для обработки и анализа полученных данных и принимать управленческие решения. Но необходимо иметь в виду, что не все руководители или даже образовательное учреждение может справиться с такой задачей самостоятельно.

Таким образом, существующая система внешней" и "внутренней" оценки ДОУ по-прежнему несовершенна. В результате определенных факторов:

1. Неопределенная терминология, которая определяет показатели работы ДОУ;

2. Неопределенность процедур оценки и получения ее результатов;

3. Разное восприятие значений важности различных индексов.

4. Отсутствие единого подхода к аттестации результатов, а, следовательно - невозможность сравнить их с аналогичными показателями ДОУ, чтобы отслеживать эффективность работы ДОУ в течение определенного периода времени.

Как правило, ни экспертные комиссии, ни администрации ДОУ не имеют специальное программное обеспечение для проведения оценки. Органы образования и администрации ДОУ требуют конкретных методологий, чтобы проводить аттестацию, а также модели управленческого мониторинга.

Известно, управленческий мониторинг представляет собой систему отбора, обработки, анализа и хранение информации о педагогической работе системы. Он обеспечивает непрерывное и устойчивое отслеживание его состояния, дальнейшие корректировки учебно-воспитательного процесса и прогноз относительно развития системы образования.

Использование мониторинга предполагает определение объекта (для нас это деятельность всех образовательных субъектов процесса) и развитие фактических данных относительно объекта условие для обеспечения его дальнейшего развития. Мониторинг выполняет информативную,

диагностическую, корректирующую и административную функции.

Показатели развития и состояния тела функционала системы;

1. Экспертная оценка успешности и активности;

2. Уровень внимания воспитанника;

3. Данные воспитанника.

Анализ данных производится каждые две недели; окончательные цифры обобщены в отношении каждого воспитанника. Период может варьироваться - еженедельно, ежемесячно, каждый семестр и полный учебный год. Новая информация размещена на сайте еженедельно. Это позволяет родителям узнать о поведении их ребенка каждый день благодаря системе Интернет.

Составляющие управленческого мониторинга результатов достижений реализуется за счет активного применения тестирования, технологий: использование стандартизированных заданий, разработанных преподавателями в соответствии с унифицированными процедурами обработки результатов оценки. Различные оценки используются оценки и тестирования экспертов.

Все элементы мониторинга и результаты собраны в течение всего периода и позволяют отслеживать индивидуальную образовательную траекторию.

Составляющие стратегического развития и прогнозирования - результаты мониторинга, касающиеся обучения и образовательной деятельности - являются в ходе оперативных управленческих совещаний, в структурных подразделениях, педагогических советах и родительских собраний. Данные управленческого мониторинга дают объективную информацию, чтобы сделать обоснованные управленческие решения,

организовать работу по исправлению положения с воспитанниками и педагогами в целях повышения их мотивации и педагогической компетентности. Систематическая оценка и мониторинг формирует основу для стратегий планирования и обеспечения развития ДОУ.

Проведены ряд организационных мероприятий:

1. Создание отдела информационно-технической поддержки и помощи, часть которого является отдел тестирования и мониторинга образовательных учреждений, разработка нормативной документации.

2. Постоянное обучение педагогов тому, как использовать компьютерные технологии и нести мониторинг процедур исследования. Особое внимание уделяется объяснения относительно важности системы, ее зависимость от своевременности и качества представили данные по каждому сотруднику.

3. Дополнительные действия по созданию соответствующей материально-технической основы и программного обеспечения для выполнения административной работы.

Для того чтобы построить правильную работу с каждым воспитанником (либо в отношении педагога -понимание того или иного курса), была разработана, внедрена и усовершенствована технология управленческого мониторинга таких показателей учебно-воспитательного процесса - посещаемость и нарушения учебной дисциплины.

Определены следующие виды контроля:

1. Регулярный, со сравнением текущих результатов с обобщенными результатами предыдущих периодов.

2. Заключительный, со сравнением результатов предыдущего периода.

Оптимальный период для регулярного мониторинга таких показателей является двухнедельный период; окончательный период мониторинга - шесть месяцев и год. Непрерывный мониторинг в отношении учебно-воспитательного процесса позволяет новый подход к процессу планирования работы и участия всех образовательных заинтересованных сторон в разработке стратегии развития.

Анализ научной литературы продемонстрировал: большинство авторов считают, что, учитывая необходимость улучшить ежегодное планирование деятельности ДОУ, то необходимо рассматривать его с точки зрения системы.

Динамическое планирование и контроль (спецификация планируемых мероприятий, создание новых) осуществляется на протяжении всего года; получение эффективных планов работы производится еженедельно и ежемесячно.

Сам управленческий мониторинг является элементом информационной система обеспечения для компетентного административного решения. Административное влияние применяется для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Единственный способ улучшить уровень образования является поощрение педагогов развивать свои педагогические навыки; они должны сознательно и систематически внедрять свои собственные идеи. Измерение результатов в соответствии со стандартами образования предусматривает замену инструментов и методов, а именно, разработка и внедрение новых инструментов для измерения результатов деятельности ДОУ на базе компьютерных технологий.

Распространение мирового опыта в создании система контроля работы учебного заведения. Измерение результатов в соответствии со стандартами образования предусматривает замену инструментов и методов, а именно, разработку и внедрение новых инструментов для измерения результатов деятельности ДОУ на базе компьютерных технологий.

Такие инструменты включают в себя:

1. Локальные системы тестирования, которые должны быть научно обоснованные и следует применять международный опыт тестирования технологий и реализации;

2. Оценка управленческого мониторинга в отношении учебно-воспитательного процесса позволяет найти новый подход к процессу планирования работы ДОУ и участия всех образовательных заинтересованных сторон в разработке стратегии развития.

Административное влияние применяется для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Единственный способ улучшить уровень школьного образования является поощрение педагогов развивать свои педагогические навыки; они должны сознательно и систематически внедрять свои собственные идеи.

Содержание диспозиционных карт специфических видов управленческой деятельности определяет готовность руководителя, педагога к выполнению управленческих действий, целью которых является достижение ожидаемого результата. В картах даны параметры специфических видов управленческой деятельности, которые характеризуют определенный вид управленческой деятельности руководителя или педагога. Карты расположены в определенной последовательности, что обеспечивает преемственность в содержании последующего и предыдущего вида управленческой деятельности, исключает сбои в алгоритме выполнения действий руководителями и педагогами.

Выводы. В данном исследовании была изучена проблема управленческого мониторинга образовательного процесса в педагогической теории и практике, разработана структура и содержание компетентности руководителя для осуществления управленческого мониторинга дошкольного образовательного учреждения.

Исследование показало, что управленческий мониторинг системы образовательного учреждения как объективное явление социальной и педагогической действительности является частью информации о состоянии общества на современном этапе. Суть этого явления заключается в необходимости компетенции управленческого мониторинга в качестве административного ресурса.

В этих условиях, административная деятельность руководителя приобретает специфический характер, выраженный в реализации руководителем множества взаимосвязанных шагов, каждый из которых он выполняет определенные функции. На первом этапе, руководитель ДОУ организует, рабочие места и определяет модель управления дошкольным образовательным учреждением.

На первом этапе, на основе целей управления, руководитель вместе с другими заинтересованными сторонами (методисты, педагоги, психолог, медицинский персонал), собирает информацию об управляемом объекте, используя как традиционные методы и средства информационных и коммуникационных технологий, так и инновационные.

На втором этапе происходит обработка собранной информации (отбор, классификация, анализ).

На третьем этапе, разработка и оформление информации. (программы, планы, отчеты, аналитическая информация и пр.).

Четвертый этап - руководитель ДОУ должен принять необходимые управленческие решения.

При организации и проведении управленческого мониторинга необходимо подойти к нему в качестве составной части информационной системы управления. Руководство, осуществляющее мониторинг будет представлять свою подсистему.

Эффективность отдельных видов мониторинга, которые реализуются сегодня в некоторых областях системы управления, очень важна: финансы, маркетинг, качество будет значительно выше, если они объединены в функции системы управления, которая осуществляет мониторинг на сегодняшний день.

Управленческий мониторинг должен быть одной из функций руководителей, позволяющих обеспечить информационную базу управления. С другой стороны, мониторинг может гарантировать, что все административные функции, необходимые информационной базы выполняются.

Важно отметить, что отслеживание динамики для повышения качества образовательной системы с использованием управленческого мониторинга, мы определили важные точки, деятельность которых влияет на качество образовательного процесса: управленческая деятельность, деятельность педагогов, результаты детской деятельности.

Таким образом, проблема подготовки будущих руководителей к осуществлении управленческого мониторинга в дошкольных учреждениях не решается в должной степени и не рассматривается как система слежения за процессом качества образовательного процесса, хотя существенные признаки управленческого мониторинга должны найти свою реализацию в педагогической практике для повышения качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования. Функциональный подход к управленческому мониторингу особо важен для определения изменений в тенденциях показателей качества и в систематическом отслеживании в определенный период течения образовательного процесса.

Литература:

1. Белкин, С. А. Профессионализм учителя способность к нескончаемому диалогу / С. А. Белова // Народное образование. - 2001. - №7. - С. 103

2. Бермус, А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А. Г.Бермус // Педагогика. - 2005. - №10. - С.102 - 105.

Педагогика

УДК:371.7

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания и спорта Малозёмов Олег Юрьевич

Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Малозёмова Ирина Ивановна

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АДАПТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты социально-психологической адаптации средствами физической культуры. Акцент делается на происходящие в процессе физкультурной деятельности внутриличностные изменения, приводящие к лучшему пониманию и принятию как себя, так и окружающей действительности.

Ключевые слова: физическая культура, социально-психологическая адаптация.

Annotation. The aspects of social-psychological adaptation by means of physical culture are considered in the article. The emphasis is on the intrapersonal changes occurring in the process of physical activity, leading to a better understanding and acceptance of both oneself and the surrounding reality.

Keywords: physical culture, social-psychological adaptation.

Введение. В современных конкурентных социальных условиях «выживает», прежде всего, социально адаптированный, активный человек, способный сам себе обеспечить здоровую и качественную жизнь. Поэтому, поиск путей социальной адаптации личности обращает внимание исследователей проблемы здоровья на понятие ЗОЖ и его основной компонент - физкультурную деятельность. Вследствие особенностей образа жизни взаимодействие различных социальных факторов и телесности человека ведёт к укреплению и совершенствованию различных личностных свойств и качеств, либо к их разрушению и деградации.

Тем не менее, общеразвивающую роль физической культуры часто сводят только к улучшению физической составляющей здоровья, а формирование духовно-нравственных и социально-психологических сторон феномена «здоровье» ориентировано на другие общественные сферы. Считаем это спорным и в теоретико-методологическом, и в методико-практическом смысле.

Изложение основного материала статьи. К возможностям социально-психологической адаптации средствами физической культуры можно отнести следующие феномены.

1. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности закрепляются модели поведения и личностные качества, формирующие гендер. Половая принадлежность и полоролевая идентификация биологически регламентирована и достаточно жёстко определяет стиль восприятия, реагирования, адаптации и даже мышления. В социуме же зачастую наблюдается хроническая феминизация педагогической сферы. Поэтому, с одной стороны, в ней существует своеобразный социально-психологический «физкультурно-воспитательный запас» для адекватной гендерной дифференциации и воспитания учащихся. Более того, физическое воспитание и спорт остаются одними из немногих процессов, в рамках которых актуализируется проявление стереотипно маскулинных психологических качеств личности [13]. С другой стороны за счёт разнообразия физкультурно-оздоровительной деятельности гораздо лучше учитывается смена парадигм в восприятии здоровья: отход от мужской модели и переход к гендерно-сравнительной.

Начиная уже с дошкольного возраста, физическая культура является средством гендерной социализации. Обнаружено, что для большинства старших школьниц, ситуативно занимающихся спортом, обращение к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.