Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг в системе обеспечения качества дошкольного образования'

Педагогический мониторинг в системе обеспечения качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4381
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Т. А.

В статье уточнено содержание следующих понятий: «педагогический мониторинг»; «качество дошкольного образования»; определены параметры, критерии и показатели мониторинга качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Разработан мониторинг качества организации образовательной деятельности ДОУ, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг в системе обеспечения качества дошкольного образования»

УДК 373.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 Т. А. Никитина

начальник отдела оценки качества дошкольного образования e-mail: nikitinaamcko. ru

Государственное автономное учреждение «Московский центр качества образования»

В статье уточнено содержание следующих понятий: «педагогический мониторинг»; «качество дошкольного образования»; определены параметры, критерии и показатели мониторинга качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Разработан мониторинг качества организации образовательной деятельности ДОУ, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы дошкольного образования.

Ключевые слова: педагогический мониторинг; качество образования; организация образовательной деятельности; критерии; показатели

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.

Наше исследование рассматривает педагогический мониторинг, направленный на определение качества организации образовательной деятельности ДОУ.

Актуальность нашего исследования обусловлена существующими в теории и практике противоречиями использования педагогического мониторинга: между федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к качеству дошкольного образования, действующими на всей территории РФ, и отсутствием требований к мониторингу, отражающих специфику дошкольного образования.

Это противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования: разработать технологию педагогического мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ.

Исследование было направлено на решение следующих задач:

- рассмотреть педагогический мониторинг в целостной системе обеспечения качества дошкольного образования;

- спроектировать технологию педагогического мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ;

- разработать технологию мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ;

- определить педагогические условия эффективности мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ.

Проблема обеспечения качества образования неразрывно связана с поиском наиболее эффективных механизмов его оценки. В теории педагогики исследованы разнообразные процедуры, механизмы оценки качества образования (диагностика,

анализ, контроль, мониторинг и др.) в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования.

Одним из условий оценки качества образования теоретиками выделяется мониторинг как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Вместе с тем обеспечение качества дошкольного образования и его доступность для разных социальных групп населения — одни из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в РФ. Мониторинг может выступить в качестве инструмента решения этой задачи.

На сегодняшний день проблема качества дошкольного образования и его обеспечения привлекает внимание специалистов. В настоящее время достаточно полно раскрыто понятие «качество дошкольного образования» [Парамонова 2008: 4]; разработаны диагностические методики оценки качества дошкольного образования [Белая 2005а: 17]; определены функции органов управления по оценке и повышению качества дошкольного образования [Белая 2005: 32]; дополнены и уточнены - по отношению к дошкольному образованию - такие понятия, как «качество условий», «качество содержания», «качество результатов»: «Применительно к системе дошкольного образования можно сформулировать определение качества дошкольного образования как цель, содержание, условия реализации и результаты освоения основной образовательной программы»1.

Мониторинг качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения понимается нами как система действий и составляющих (включающая цели, задачи, субъекты, параметры, критерии и показатели), направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Одним из методов оценки качества можно считать «мониторинг как процедуру сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [Майоров 2005: 153].

Под целью мониторинга качества организации образовательной деятельности мы понимаем обеспечение эффективного информативного отражения состояния качества образования в дошкольном образовательном учреждении, аналитическое обобщение и использование полученных результатов.

Разработанный нами мониторинг включает в себя четыре основных параметра:

1) параметр, характеризующий соответствие деятельности дошкольного образовательного учреждения требованиям действующих нормативных правовых документов;

2) параметр, характеризующий соответствие условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса требованиям действующих нормативных правовых документов;

3) параметр, характеризующий степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения;

4) параметр, характеризующий соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативных правовых документов.

1 Институт стратегических исследований в образовании РАО [сайт]. URL: http://do.isiorao.ru/document/doklad 14 maja.doc

Никитина Т. А. Педагогический мониторинг в системе обеспечения качества дошкольного образования

Оценивать качество дошкольного образования в учреждении необходимо с учетом всей совокупности параметров.

Так, грамотно разработанная основная общеобразовательная программа дошкольного образования еще не является гарантией качества дошкольного образования в данном образовательном учреждении. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была эффективно реализована, а окончательные выводы о ее эффективности можно сделать только после удовлетворенности основных потребителей услуг - родителей достижениями и успехами своих детей, а также теми условиями, которые созданы для их детей в детском саду.

Аналогично: прекрасные условия для осуществления образовательного процесса не есть гарантия качества дошкольного образования, если, например, основная общеобразовательная программа дошкольного образования разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.

Оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества дошкольного образования следующие.

На уровне образовательного учреждения - в виде самооценки (самообследования и самоанализа). Процедура оценки - организованная система мониторинга:

- как наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;

- как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООП ДО, ее соответствии нормативным требованиям.

Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов:

- анализ (данных, документации и др.);

- наблюдение;

- сбор, формализация, группировка, обработка данных и др.

Категории участников мониторинга на уровне дошкольного образовательного учреждения:

1) руководящие работники, в том числе:

- руководитель (заведующий);

- заместитель руководителя (старший воспитатель);

2) педагогические работники, в том числе:

- педагог-психолог;

- педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель и др.);

- воспитатели;

3) родители и/или законные представители.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, - шкалирование по степени их соответствия требованиям нормативных документов и фактическому наличию с использованием балльной шкалы:

- соответствие (наличие) - 2 балла;

- частичное соответствие - 1 балл;

- несоответствие (или отсутствие) - 0 баллов.

По отношению к измерению третьего параметра используется следующая бальная шкала:

- полностью удовлетворен - 2 балла;

- удовлетворен не в полной мере - 1 балл;

- не удовлетворен - 0 баллов.

Измеряются и суммируются баллы по всем показателям. Суммарный (итоговый) балл по данному параметру (на основе суммы баллов оценки показателей) фиксируется.

Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления ДОУ, в том числе при осуществлении всех этапов управленческого цикла и функций управления: мотивационно-целевой; информационно-аналитической; планово-прогностической; организационно-исполнительской; контрольно-

диагностической; регулятивно-коррекционной.

До настоящего времени наиболее распространена была оценка качества дошкольного образования в процессе психолого-педагогической диагностики. Вместе с тем, в отличие от диагностики, процедура мониторинга позволяет оценить не только результаты, но и содержание и условия дошкольного образования. В процессе мониторинга можно получить данные о качестве дошкольного образования на протяжении достаточно длительного периода времени, обеспечить дошкольному образованию систематичность сбора информации и точность конечного результата -оценку динамики достижений детей, условия реализации образовательных программ.

Библиографический список

Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.

Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005.

424 с.

Парамонова Л. A. Качество современного дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. №6. С. 4-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.