УДК 373.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013 Т. А. Никитина
начальник отдела оценки качества дошкольного образования e-mail: nikitinaamcko. ru
Государственное автономное учреждение «Московский центр качества образования»
В статье уточнено содержание следующих понятий: «педагогический мониторинг»; «качество дошкольного образования»; определены параметры, критерии и показатели мониторинга качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Разработан мониторинг качества организации образовательной деятельности ДОУ, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы дошкольного образования.
Ключевые слова: педагогический мониторинг; качество образования; организация образовательной деятельности; критерии; показатели
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.
Наше исследование рассматривает педагогический мониторинг, направленный на определение качества организации образовательной деятельности ДОУ.
Актуальность нашего исследования обусловлена существующими в теории и практике противоречиями использования педагогического мониторинга: между федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к качеству дошкольного образования, действующими на всей территории РФ, и отсутствием требований к мониторингу, отражающих специфику дошкольного образования.
Это противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования: разработать технологию педагогического мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ.
Исследование было направлено на решение следующих задач:
- рассмотреть педагогический мониторинг в целостной системе обеспечения качества дошкольного образования;
- спроектировать технологию педагогического мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ;
- разработать технологию мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ;
- определить педагогические условия эффективности мониторинга качества организации образовательной деятельности ДОУ.
Проблема обеспечения качества образования неразрывно связана с поиском наиболее эффективных механизмов его оценки. В теории педагогики исследованы разнообразные процедуры, механизмы оценки качества образования (диагностика,
анализ, контроль, мониторинг и др.) в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования.
Одним из условий оценки качества образования теоретиками выделяется мониторинг как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Вместе с тем обеспечение качества дошкольного образования и его доступность для разных социальных групп населения — одни из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в РФ. Мониторинг может выступить в качестве инструмента решения этой задачи.
На сегодняшний день проблема качества дошкольного образования и его обеспечения привлекает внимание специалистов. В настоящее время достаточно полно раскрыто понятие «качество дошкольного образования» [Парамонова 2008: 4]; разработаны диагностические методики оценки качества дошкольного образования [Белая 2005а: 17]; определены функции органов управления по оценке и повышению качества дошкольного образования [Белая 2005: 32]; дополнены и уточнены - по отношению к дошкольному образованию - такие понятия, как «качество условий», «качество содержания», «качество результатов»: «Применительно к системе дошкольного образования можно сформулировать определение качества дошкольного образования как цель, содержание, условия реализации и результаты освоения основной образовательной программы»1.
Мониторинг качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения понимается нами как система действий и составляющих (включающая цели, задачи, субъекты, параметры, критерии и показатели), направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Одним из методов оценки качества можно считать «мониторинг как процедуру сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [Майоров 2005: 153].
Под целью мониторинга качества организации образовательной деятельности мы понимаем обеспечение эффективного информативного отражения состояния качества образования в дошкольном образовательном учреждении, аналитическое обобщение и использование полученных результатов.
Разработанный нами мониторинг включает в себя четыре основных параметра:
1) параметр, характеризующий соответствие деятельности дошкольного образовательного учреждения требованиям действующих нормативных правовых документов;
2) параметр, характеризующий соответствие условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса требованиям действующих нормативных правовых документов;
3) параметр, характеризующий степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения;
4) параметр, характеризующий соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативных правовых документов.
1 Институт стратегических исследований в образовании РАО [сайт]. URL: http://do.isiorao.ru/document/doklad 14 maja.doc
Никитина Т. А. Педагогический мониторинг в системе обеспечения качества дошкольного образования
Оценивать качество дошкольного образования в учреждении необходимо с учетом всей совокупности параметров.
Так, грамотно разработанная основная общеобразовательная программа дошкольного образования еще не является гарантией качества дошкольного образования в данном образовательном учреждении. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была эффективно реализована, а окончательные выводы о ее эффективности можно сделать только после удовлетворенности основных потребителей услуг - родителей достижениями и успехами своих детей, а также теми условиями, которые созданы для их детей в детском саду.
Аналогично: прекрасные условия для осуществления образовательного процесса не есть гарантия качества дошкольного образования, если, например, основная общеобразовательная программа дошкольного образования разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.
Оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества дошкольного образования следующие.
На уровне образовательного учреждения - в виде самооценки (самообследования и самоанализа). Процедура оценки - организованная система мониторинга:
- как наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;
- как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООП ДО, ее соответствии нормативным требованиям.
Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов:
- анализ (данных, документации и др.);
- наблюдение;
- сбор, формализация, группировка, обработка данных и др.
Категории участников мониторинга на уровне дошкольного образовательного учреждения:
1) руководящие работники, в том числе:
- руководитель (заведующий);
- заместитель руководителя (старший воспитатель);
2) педагогические работники, в том числе:
- педагог-психолог;
- педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель и др.);
- воспитатели;
3) родители и/или законные представители.
Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, - шкалирование по степени их соответствия требованиям нормативных документов и фактическому наличию с использованием балльной шкалы:
- соответствие (наличие) - 2 балла;
- частичное соответствие - 1 балл;
- несоответствие (или отсутствие) - 0 баллов.
По отношению к измерению третьего параметра используется следующая бальная шкала:
- полностью удовлетворен - 2 балла;
- удовлетворен не в полной мере - 1 балл;
- не удовлетворен - 0 баллов.
Измеряются и суммируются баллы по всем показателям. Суммарный (итоговый) балл по данному параметру (на основе суммы баллов оценки показателей) фиксируется.
Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления ДОУ, в том числе при осуществлении всех этапов управленческого цикла и функций управления: мотивационно-целевой; информационно-аналитической; планово-прогностической; организационно-исполнительской; контрольно-
диагностической; регулятивно-коррекционной.
До настоящего времени наиболее распространена была оценка качества дошкольного образования в процессе психолого-педагогической диагностики. Вместе с тем, в отличие от диагностики, процедура мониторинга позволяет оценить не только результаты, но и содержание и условия дошкольного образования. В процессе мониторинга можно получить данные о качестве дошкольного образования на протяжении достаточно длительного периода времени, обеспечить дошкольному образованию систематичность сбора информации и точность конечного результата -оценку динамики достижений детей, условия реализации образовательных программ.
Библиографический список
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005.
424 с.
Парамонова Л. A. Качество современного дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. №6. С. 4-19.