Научная статья на тему 'Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования'

Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / УСЛОВИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNAL AND EXTERNAL EVALUATION / CONDITIONS / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Татьяна Алексеевна

В статье определяются критерии и показатели условий реализации дошкольными образовательными учреждениями основной образовательной программы дошкольного образования. На основе внутренней и внешней оценки деятельности дошкольных образовательных учреждений выявляется уровень соответствия данных условий обязательным требованиям действующих нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING CONDITIONS OF EDUCATIONAL PROGRAMME FOR PRESCHOOL EDUCATION

The article determines the criteria and indices for the conditions of educational programme for preschool education. It also reveals the level of compliance with the conditions of the mandatory requirements of the current normative documents on the basis of the internal (self-assessment) and external evaluation of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

УДК 373.2

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

EVALUATING CONDITIONS OF EDUCATIONAL PROGRAMME FOR PRESCHOOL EDUCATION

Т. А. Никитина T. A. Nikitina

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Аннотация. В статье определяются критерии и показатели условий реализации дошкольными образовательными учреждениями основной образовательной программы дошкольного образования. На основе внутренней и внешней оценки деятельности дошкольных образовательных учреждений выявляется уровень соответствия данных условий обязательным требованиям действующих нормативных документов.

Abstract. The article determines the criteria and indices for the conditions of educational programme for preschool education. It also reveals the level of compliance with the conditions of the mandatory requirements of the current normative documents on the basis of the internal (self-assessment) and external evaluation of preschool educational institutions.

Ключевые слова: внутренняя и внешняя оценка, условия, основная образовательная программа дошкольного образования.

Keywords: internal and external evaluation, conditions, basic educational programme of preschool education.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема повышения качества образования в современных общеобразовательных учреждениях не могла не проявиться и в системе дошкольного образования. Качество дошкольного образования рассматривается как комплексная характеристика, выражающая степень соответствия этого образования требованиям действующих нормативно-правовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования. Вместе с тем обеспечение качества дошкольного образования и его доступности для разных социальных групп населения - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в Российской Федерации.

С этой точки зрения представляют интерес позиции специалистов в отношении проблемы качества дошкольного образования и обоснования существующих в науке понятий, связанных с данной проблемой. В настоящее время достаточно полно раскрыто понятие «качество дошкольного образования» [4, 4]; разработаны диагностические методики оценки качества дошкольного образования [2, 17]; определены функции органов управления по оценке и повышению качества дошкольного образования [1, 32]; дополнены и уточнены - по отношению к дошкольному образованию - такие понятия, как «качество условий», «качество содержания», «качество результатов».

Решить проблему обеспечения качества дошкольного образования возможно путем создания эффективных механизмов оценки данной деятельности. Этот процесс неизбежно приведет к необходимости переосмысления понятийного аппарата, разработке разнообразных процедур и механизмов оценки качества образования, таких как диагностика, анализ, контроль, мониторинг и др., с учетом имеющихся в педагогических исследованиях современных требований, предъявляемых к качеству образования.

Одним из методов оценки качества образования и ведущим условием его обеспечения можно считать «мониторинг как процедуру сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [3, 153].

Эффективность организации и проведения мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) определяется наличием параметров, разработанностью критериев, показателей, технологии принятия управленческих решений по результатам данного мониторинга.

Неотъемлемой частью мониторинга деятельности ДОУ является оценка условий реализации учреждением основной образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), т. е. условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Целью нашего исследования является измерение показателей, характеризующих данные условия, по уровню их соответствия требованиям нормативных документов.

Материал и методика исследований. Был проведен эксперимент, в котором приняли участие 5 ДОУ и который включал оценку обеспечения условий реализации Программы самими ДОУ, а также внешнюю оценку (оценку с привлечением общественно-профессиональных экспертов).

Измерение показателей осуществлялось с использованием балльной шкалы. Данное измерение предполагало как словесную (опосредованную) форму, так и числовое выражение результата:

- полное соответствие показателя требованиям нормативных документов - 2 балла;

- частичное соответствие - 1 балл;

- несоответствие - 0 баллов.

Электронная оценочная форма «Оценка условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса» основывается на принципе шкалирования.

Измеряются и суммируются все критерии и показатели. Суммарный (итоговый) балл подсчитывается автоматически и выводится в специальное поле (итого) таблицы соответствующего параметра.

Суммарные баллы по параметру сравниваются с допустимым диапазоном баллов.

Предложенная электронная оценочная форма предназначена для общеобразовательных дошкольных учреждений. Исключение каких-либо критериев и показателей из предложенной формы не допускается, так как предмет оценки - соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов (или проектов нормативных правовых документов).

Автоматическая математическая обработка измерения параметра, характеризующего условия обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, на основе баллов обеспечит наибольшую объективность.

Электронным инструментом для измерения параметра является информационно-аналитическая система «Московский регистр качества образования» (ИАС МРКО). ИАС МРКО представляет собой распределенную информационно-аналитическую систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в информационных ресурсах ДОУ.

ИАС МРКО функционирует в сети Интернет по адресу: www.new.mcko.ru. Передача информации в электронном виде между пользователями ИАС МРКО осуществляется по каналам сети Интернет с использованием средств авторизации пользователей и сертифицированных средств защиты информации.

Результаты исследований и их обсуждение. Результатом реализации федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ) [5] является создание развивающей образовательной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивает открытость и мотивирующий характер дошкольного образования.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников - коммуникативно-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие - на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, себе и другим людям.

Среди условий выделяются: кадровые, материально-технические, учебно-материальные, информационно-методические, медико-социальные, психолого-педагогические. На основе ФГТ нами были разработаны показатели, характеризующие качество обеспечения условий:

1) кадровых:

- образовательный ценз;

- уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения;

2) материально-технических:

- здание (помещение) и участок образовательного учреждения (группы);

- водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция здания (помещения) образовательного учреждения (группы);

- наборы и площадки образовательных помещений, их отделка и оборудование;

- искусственное и естественное освещение помещений для образования детей;

- санитарное состояние и содержание помещений;

- пожарная безопасность;

- охрана жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения;

3) учебно-материальных:

- предметно-развивающая среда образовательного учреждения (группы);

- комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса;

- учет полоролевой специфики;

- учет принципа интеграции образовательных областей при создании предметно-развивающей среды;

- игры, игрушки, дидактические материалы, издательская продукция;

- оборудование для продуктивной деятельности;

- оборудование для познавательно-исследовательской деятельности;

- материалы и оборудование для двигательной активности;

- оснащение и оборудование кабинетов (учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного);

- технические средства обучения в сфере дошкольного образования;

4) информационно-методических:

- информационное обеспечение образовательного процесса;

- методическое обеспечение образовательного процесса;

6) психолого-педагогических:

- формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста;

- сохранение психического здоровья воспитанников;

- создание системы организационно-методического сопровождения Программы;

5) медико-социальных:

- медицинское обслуживание воспитанников в образовательном учреждении (группе);

- формирование и наполняемость дошкольных групп;

- прохождение профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении (группе);

- организация питания воспитанников;

- организация оздоровления воспитанников.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя оценку обеспечения условий реализации Программы самими ДОУ. Контрольный этап предполагал внешнюю оценку (оценка с привлечением общественно-профессиональных экспертов) данных условий.

Были получены следующие результаты.

Оценка деятельности ДОУ по критерию «Соответствие кадровых условий обязательным требованиям», где показателями являлись образовательный ценз и уровень квалификации педагогических работников, представлена на гистограммах 1-5.

После внутренней оценки кадрового обеспечения семь педагогов из трех ДОУ были направлены на курсы повышения квалификации и двое сотрудников поступили в высшие учебные заведения на педагогические специальности.

ДОУ № 1

I Всего

■ Декабрь

■ Май

Кол-во Прошли КПК Имеют В.О. Имеют В.П.О.

сотрудников

Гистограмма 1

ДОУ № 2

Кол-во Прошли КПК Имеют В.О. Имеют В.П.О.

сотрудников

Гистограмма 2

ДОУ № 3

^ 1 I 4 I

Кол-во Прошли КПК Имеют В.О. Имеют В.П.О.

сотрудников

Гистограмма 3

■ Всего

■ Декабрь I Май

I Всего ■ Декабрь I Май

ДОУ № 4

Кол-во Прошли КПК Имеют В.О. Имеют В.П.О.

сотрудников

Гистограмма 4

I Всего ■ Декабрь I Май

0

ДОУ № 5

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гаш

I Всего ■ Декабрь I Май

Кол-во Прошли КПК Имеют В.О. Имеют В.П.О.

сотрудников

Гистограмма 5

По критерию «Соответствие материально-технических условий обязательным требованиям» внешняя оценка подтвердила данные самооценки: по наличию материально-технических условий все детские сады полностью соответствуют требованиям и имеют высокий уровень (гистограмма 6).

Внешняя оценка по критерию «Соответствие учебно-материальных условий обязательным требованиям» показала, что некоторые детские сады подняли уровень учебно-материальных условий со среднего на высокий; условия стали полностью соответствовать требованиям. На среднем уровне остались условия двух детских садов (гистограмма 7).

Соответствие материально- технических условий обязательным требованиям

■Декабрь 2010-11 уч.г. ■ Май 2010-11 уч.г.

1 ДОУ № 2

ДОУ № 3

Декабрь 2010-11 уч.г.

ДОУ № 4

ДОУ № 5

Соответствие учебно-материальных условий обязательным требованиям

■Декабрь 2010-11 уч.г. Май 2010-11 уч.г.

ДОУ № 1

ДОУ № 2

ДОУ № 3

Декабрь 2010-11 уч.г.

ДОУ № 4

ДОУ № 5

Гистограмма 6 Гистограмма 7

Результаты внешней оценки по критерию «Соответствие информационно-методических условий обязательным требованиям» показали, что по наличию информационно-методических условий все детские сады имеют средний уровень. Три ДОУ улучшили информационно-методическое обеспечение (гистограмма 8).

По критерию «Соответствие психолого-педагогических условий обязательным требованиям» внешняя оценка подтвердила результаты самооценки: все детские сады имеют высокий уровень психолого-педагогических условий (гистограмма 9).

Соответствие информационно-методических условий обязательным требованиям

ДОУ № 1

■ Декабрь 2010-11 уч.г. Май 2010-11 уч.г.

ДОУ № 2

ДОУ № 3

Декабрь 2010-11 уч.г.

ДОУ № 4

ДОУ № 5

Гистограмма 8

Соответствие психолого-педагогических условий обязательным требованиям

■Декабрь 2010-11 уч.г. Май 2010-11 уч.г.

ДОУ № 1

ДОУ № 2

ДОУ № 3

Декабрь 2010-11 уч.г.

ДОУ № 4

ДОУ № 5

Гистограмма 9

Внешняя оценка по критерию «Соответствие медико-социальных условий обязательным требованиям» выявила, что все детские сады имеют высокий уровень медико-социальных условий (гистограмма 10).

Гистограмма 10

Резюме. Можно сделать следующие выводы:

- во всех ДОУ, принявших участие в апробации, условия реализации Программы соответствуют требованиям;

- качество условий реализации Программы характеризуется средним и высоким уровнями;

- сравнительная характеристика самооценки ДОУ и внешней оценки свидетельствует об объективности полученных данных в ходе эксперимента;

- своевременный анализ качества условий реализации Программы позволяет скорректировать, оптимизировать и улучшить необходимые условия путем принятия адекватных управленческих решений;

- оценка условий реализации Программы является неотъемлемой частью педагогического мониторинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. -М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

2. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

3. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. - Ульяновск : Интеллект-Центр, 2005. -

424 с.

4. Парамонова, Л. А. Качество современного дошкольного образования / Л. А. Парамонова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 6. - С. 4-19.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.