Научная статья на тему 'Совершенствование реализации таможенными органами функций финансового контроля'

Совершенствование реализации таможенными органами функций финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
финансовый контроль / таможенные органы / законность / правопорядок / внутренний аудит / доходы бюджета / Лимская декларация / ТК ЕАЭС / административное правонарушение / financial control / customs authorities / legality / law and order / internal audit / budget revenues / Lima Declaration / EAEU Labor Code / administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышов Никита Владимирович, Пономарев Олег Владимирович

С постепенным процессом развития государства восприятие финансового контроля в доктрине и законодательстве постоянно видоизменялось, при этом наблюдается тенденция на расширение понятия финансового контроля. Многие ученые сходятся на мысли о том, что финансовый контроль, как правовой институт, имеет большой потенциал, который к настоящему моменту полностью не реализован. Таможенные органы, осуществляя функции по финансовому контролю, сталкиваются с рядом проблем, решение которых может быть найдено через осмысление современных подходов к определению финансового контроля и использованию его в качестве инструмента обеспечения функционирования правопорядка, а не только как средства поддержания законности. В статье рассматриваются направления финансового контроля, реализуемые таможенными органами, проблемные положения, характерные для данных направлений, а также способы решения образовавшихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF FINANCIAL CONTROL FUNCTIONS BY CUSTOMS AUTHORITIES

With the gradual process of development of the state, the perception of financial control in doctrine and legislation has constantly changed, and there is a tendency to expand the concept of financial control. Many scientists agree that financial control, as a legal institution, has great potential, which has not yet been fully realized. Customs authorities, carrying out financial control functions, are faced with several problems, the solution of which can be found through understanding modern approaches to defining financial control and using it as a tool to ensure the functioning of law and order, and not just as a means of maintaining the rule of law. The article discusses the areas of financial control implemented by customs authorities, problematic provisions characteristic of these areas, as well as ways to solve the problems that arise.

Текст научной работы на тему «Совершенствование реализации таможенными органами функций финансового контроля»

Совершенствование реализации таможенными органами функций финансового контроля

Чернышов Никита Владимирович,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: Mokoment@gmail.com

Пономарев Олег Владимирович,

старший преподаватель кафедры конкурентного и предпринимательского права Юридической школы Дальневосточного федерального университета E-mail: ponomarev.ov@dvfu.ru

С постепенным процессом развития государства восприятие финансового контроля в доктрине и законодательстве постоянно видоизменялось, при этом наблюдается тенденция на расширение понятия финансового контроля. Многие ученые сходятся на мысли о том, что финансовый контроль, как правовой институт, имеет большой потенциал, который к настоящему моменту полностью не реализован. Таможенные органы, осуществляя функции по финансовому контролю, сталкиваются с рядом проблем, решение которых может быть найдено через осмысление современных подходов к определению финансового контроля и использованию его в качестве инструмента обеспечения функционирования правопорядка, а не только как средства поддержания законности. В статье рассматриваются направления финансового контроля, реализуемые таможенными органами, проблемные положения, характерные для данных направлений, а также способы решения образовавшихся проблем.

Ключевые слова: финансовый контроль, таможенные органы, законность, правопорядок, внутренний аудит, доходы бюджета, Лимская декларация, ТК ЕАЭС, административное правонарушение.

По информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной таможенной службы, в 2021 году ФТС России в бюджет было переведено 7,156 трлн рублей [1]. В 2022 году указанный показатель уменьшился, а совокупный размер перечислений составил 6,2 трлн рублей. По итогам прошедшего года снова наблюдается тенденция увеличения размера поступлений доходов бюджета, администрируемых ФТС РФ.

Аккумулируемые Федеральной таможенной службой денежные суммы, в последующем зачисляемые в бюджет, имеют существенное значение для эффективного функционирования российской экономики, чем объясняется приоритетность развития механизмов внутреннего и внешнего финансового контроля в рассматриваемой сфере.

Прежде чем перейти к более предметному исследованию финансового контроля, осуществляемого органами Федеральной таможенной службы, необходимо акцентировать внимание на понятии финансового контроля, его эволюции и существенных признаках, которые выделяются в деятельности по финансовому контролю в современной доктрине.

Так, встречаются различные мнения относительно того, где и когда зародился финансовый контроль. Актуален подход, согласно которому механизм государственного финансового контроля был впервые нормативно закреплен в Русской Правде, найдя свое отражение в денежном контроле, осуществляемом князьями [2]. Согласно иной позиции, моментом, когда финансовый контроль стал представлять из себя обособленный институт, активно используемый государственной властью, является создание приказа Счетного дела в 1864 году Алексеем Михайловичем Романовым [3]. Основной функцией данного органа был учет, поступающих в государственную казну, а также расходуемых денежных средств.

В отечественной правовой науке основоположником теоретического исследования финансового контроля являются С.А. Котляревский и Э.Э. Пон-тович [4]. Перечисленные ученые в своих трудах давали довольно узкое определение финансового контроля, ограничивая его применение сферой расходования бюджетных средств. Тем не менее, с развитием общественных отношений и появлением новых исследований в рассматриваемой области, определение финансового контроля постепенно расширялось. Так, к началу 1970-х годов появилась дифференциация финансового контроля на виды, такие как государственный и общественный контроль и формы, в частности предварительный и последующий финансовый контроль [5].

5 -о

сз ж

■с

С переходом к рыночным отношениям наметилась тенденция экспоненциального расширения элементов, входящих в понятие финансового контроля, что объясняется резким увеличением динамики развития государства, появлением множества новых участников экономического оборота, действия которых необходимым образом должны в оптимальной степени контролироваться публичными субъектами и общим, характерным для стран Европы, движением в сторону социальной поддержки граждан и усилением влияния социальной политики, эффективным инструментом в достижении чего выступает, в первую очередь, финансовый контроль.

По мнению Е.Ю. Грачевой осуществлять финансовый контроль могут не только органы государственной и муниципальной власти, но еще и муниципальные и общественные организации [6]. Ю.А. Крохина, ограничивая круг субъектов финансового контроля органами власти, при этом идентифицирует его, как средство для получения отклика на реализацию бюджетных денежных средств, так как с помощью финансового контроля появляется возможность выявить негативные и положительные последствия нормативно-правового регулирования различных сфер жизни [7].

Отвечающее запросам современности определение финансового контроля содержится в Лим-ской декларации руководящих принципов контроля [8]. Согласно положениям указанной декларации, контроль является не целью, а частью системы регулирования, позволяющим выявлять девиации в функционировании правопорядка и корректировать правоприменительную и правотворческую деятельность уполномоченных субъектов в зависимости от результатов проводимого финансового контроля. Через рассматриваемую призму выявления основной цели финансового контроля в обеспечении существования правопорядка, а не в поддержании его законности, предлагается воспринимать соответствующую деятельность таможенных органов, которая должна реализовываться с учетом принципов независимости, гласности и объективности, а также компетентности [9].

Придерживаясь более широкого понимания финансового контроля, следует отметить, что таможенные органы осуществляют финансовый контроль на двух основных уровнях.

Во-первых, финансовый контроль реализуется таможенными органами в процессе осуществления ими деятельности по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации и иных полномочий, закрепленных в законодательных актах России и ЕАЭС. В данном случае органы таможенной службы осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством РФ о валютном регулировании.

Во-вторых, финансовый контроль, реализуемый органами таможенной службы на втором уровне, в свою очередь, связан с распределением бюджет-

ных средств, предоставленных таможенным органам и направлен на борьбу с коррупцией, организацию эффективного исполнения возложенных на таможенные органы властных полномочий.

Погружаясь в специфику финансового контроля, как инструмента для выявления проблемных элементов в системе правопорядка и устранения выявленных недочетов, отметим, что законодатель в целях обеспечения точности и обоснованности в деятельности органов таможенной службы предусмотрел ряд принципов, на которых она базируется. В число принципов входят, в частности, законность, ясность, непротиворечивость правоприменительной практики и т.д. [10]. Ряд принципов в той же мере справедлив и для осуществления финансового контроля за деятельностью таможенных органов по расходованию денежных средств, однако наибольшее свое выражение имеет в контроле за соблюдением субъектами обязательств перед бюджетом по уплате пошлин и сборов, так как мероприятия в рамках реализации указанного вида финансового контроля проводятся значительно чаще, и именно они являются основным источником бюджетных доходов. Закрепление принципов позволяет выявить и придерживаться определенного заранее курса в правоприменительной деятельности государственных органов. Принципы деятельности таможенных органов согласуются и с принципами финансового контроля, что позволяет говорить о единообразном отношении законодателя к правовому регулированию данной сферы отношений.

Тем не менее, несмотря на успешное осуществление таможенными органами функций по финансовому контролю, в процессе правоприменительной деятельности постепенно выявляются ошибки, допускаемые таможенной службой, которые, основываясь на современных теоретических разработках о финансовом контроле, могут служить триггером для корректирования деятельности как самих правоприменительных органов, так и субъектов, в отношении которых осуществляются контрольные полномочия, а также изменения законодательных актов.

Согласно судебной статистике, содержащейся в открытых источника к ответственности по ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях в 2022 году было рассмотрено 10 615 дел [11]. Очевидно, что количество фактов совершения правонарушения, которые в процессе обжалования не были рассмотрены судом, значительно превышает эту цифру. Однако, как следует из данных, содержащихся в судебной практике, таможенные органы нередко допускают ошибки в квалификации указанного административного правонарушения, а именно вменяют ответственность за нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в случаях, когда деяние надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и наоборот [12]. Этому вопросу посвящен п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 25.06.2019) «О некоторых вопросах, возникаю-

щих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [13].

Негативным последствием неправильной квалификации правонарушения в данном случае является то, что при квалификации деяния по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, таможенному органу необходимо оценить сумму, на которую лицо было освобождено от уплаты налогов, таможенных пошлин или сумму, на которую их размер был занижен. Если в процессе обжалования лицо заявляет о переквалификации деяния с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ на ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и его требования удовлетворяются, привлечение к ответственности становится невозможным, так как в акте о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ отсутствует расчет указанной выше суммы. Таким образом, фактически, правонарушитель уходит от ответственности вследствие ошибки, допущенной таможенным органом.

Рассматриваемая ошибка, допускаемая органами таможенной службы, в процессе осуществления финансового контроля, может быть не только препятствием на пути обеспечения неукоснительного соблюдения принципа законности, но и средством для улучшения функционирования правопорядка. Положение дел, при котором лица, не соблюдающие требования по надлежащему декларированию товаров, намеренно идут на совершение данного правонарушения, зная, что в последующем у них есть возможность успешно обжаловать акт о привлечении к ответственности в судебных органах, недопустима. Соответственно в согласовании с принципом компетентности служащих таможенных органов, необходимо, пользуясь результатами деятельности по финансовому контролю, проводить дополнительную работу по разъяснению применения действующего законодательства для минимизации количества ошибок, совершаемых при осуществлении контрольных полномочий таможенными органами. Кроме того, возможно, назрела потребность в изменении меры ответственности за совершение исследуемого правонарушения в целях воздействия на поведение лиц, регулярно совершающих данное и схожие с ним правонарушения.

Подобного рода ситуации, связанные с ошибками в квалификации, составлении административных актов и т.д. не единичны, благодаря чему инструментарий финансового контроля, позволяющий всесторонне исследовать проблемы правопорядка, применяя к ним различные меры реагирования, представляется наиболее раскрывающим потенциал данного элемента правовой системы, как правового института и соответствует пониманию финансового контроля, отраженному в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Анализ результатов финансового контроля также позволяет служащим таможенных органов планомерно наращивать компетенции в наиболее значимых для целей финансового контроля сферах посредством прохождения программ повышения

квалификации. Кроме того, с помощью финансового контроля становится возможным урегулировать механизм оперативного межведомственного взаимодействия, что активно обсуждается в научной литературе и находит свое отражения в действующем законодательстве [14].

Финансовое обеспечение деятельности таможенных органов происходит за счет бюджетных средств, что направлено, в том числе, на поддержание их независимости при осуществлении властных полномочий. Таким образом, финансовый контроль за расходованием бюджетных средств в отношении органов таможенной службы необходим. Указанный вид контроля выражается в реализации всех форм контроля, закрепленных в ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ, таких как обследования, проверки и ревизии [15].

Особым видом финансового контроля является аудит, значение которого в деятельности по финансовому контроля сложно переоценить. Однако, в связи с вступлением в силу 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, сложившийся до этого момента подход к внутреннему финансовому аудиту изменился [16]. Ранее действовавший Приказ Федеральной таможенной службы от 9 февраля 2015 г. № 207 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе», закрепляющий основные положения о порядке проведения аудита, и Приказ ФТС России от 27.02.2015 № 339 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной таможенной службе» были отменены [17, 18].

23 мая 2020 г. Правительство РФ приняло «Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденную распоряжением от № 1388-р [19]. Позднее, с целью достичь целевых ориентиров, установленных стратегией, Министерством финансов совместно с Федеральной таможенной службой, был издан Приказ от 29 октября 2021 г. № 960 «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита» [20]. Тем не менее, специализированные законодательные акты, подробно регулирующие внутренний финансовый аудит в таможенных органах - отсутствуют, что лишает систему внутреннего финансового контроля дополнительных возможностей.

В заключении следует отметить, что финансовый контроль, как инструмент государственной политики и как правовой институт обладает серьезным потенциалом и при правильном его использовании способен стать одним из гарантов правопорядка, базирующемся на основополагающих принципах права. При этом в деятельности таможенных органов по финансовому контролю, его возможности к настоящему моменту раскрыты не полностью, что в особенности касается таможенного контроля, осуществляемого внутри таможенных органов, так как отсутствие четких правил, регламентирующих реализацию полномочий по финансовому контролю, не способствует ясности, глас-

5 -о

сз ж

■с

ности и открытости деятельности таможенных органов. Так или иначе, дальнейшее исследование рассматриваемого вопроса и отношение к финансовому контролю законодателя и органов таможни должно строиться на современном понимании указанного правового института, открывающего множество перспектив дальнейшего развития и повышения качества правоприменительной деятельности органов таможенной службы.

Литература

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/376534 (дата обращения: 05.01.2024).

2. Землянская, А.С. Исторический путь развития государственного финансового контроля в России / А.С. Землянская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 23 (365). - С. 201-203. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/365/81872/ (дата обращения: 04.01.2024).

3. Турбина Екатерина Петровна, Симонян Мери А. Исторические аспекты становления и развития финансового контроля в России // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (2б). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoricheskie-aspekty-stanovleniya-i-razvitiya-finansovogo-kontrolya-v-rossii (дата обращения: 04.01.2024).

4. Филимонова, К.А. Понятие финансового контроля: проблема определения / К.А. Филимонова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1120-1122. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19827/ (дата обращения: 05.01.2024).

5. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование / под ред. А.А. Ялбулганова. - М.: Библиотечка РГ, 2014. - 176 с.

6. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2013. -576 с.

7. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Кро-хина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.

8. «Лимская декларация руководящих принципов контроля» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ksp.mos.ru/documents/deklaratsii/ limskaya-deklaratsiya/.

9. Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-kak-vazhneyshiy-instrument-obespecheniya-publichnyh-interesov-v-usloviyah-rynka-1 (дата обращения: 06.01.2024).

10. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 28.04.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/476ee4b8e578daa1b-362123c953b85f6605b52e3/ (дата обращения: 07.01.2024).

11. «Судебная статистика РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.апи-пресс. рф/stats/adm/t/31/s/76.

12. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9bb-3917d25392ccbd6a8b265099b3c86333cdac3/ (дата обращения: 07.01.2024).

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 25.06.2019) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_63581/be99816b461f1c-c5e53f7eb6a6f5f36cbd33a01a/#dst100066 (дата обращения: 07.01.2024).

14. Вакорина Елена Александровна, Вакорин Дмитрий Валерьевич межведомственное взаимодействие в целях совершенствования таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie-v-tselyah-sovershenstvovaniya-tamozhennogo-kontrolya (дата обращения: 06.01.2024).

15. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

16. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 08.01.2024).

17. Приказ Федеральной таможенной службы от 9 февраля 2015 г. № 207 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/doc-ument/0001201505120021 (дата обращения: 08.01.2024).

18. Приказ ФТС России от 27 февраля 2015 г. № 339 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контро-

ля в Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/420261137 (дата обращения: 08.01.2024).

19. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202005260026 (дата обращения: 08.01.2024).

20. Приказ ФТС России от 29.10.2021 N 960 «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://law.tks.ru/document/693840 (дата обращения: 08.01.2024).

IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF FINANCIAL CONTROL FUNCTIONS BY CUSTOMS AUTHORITIES

Chernyshov N.V., Ponomarev O.V.

Far Eastern Federal University

With the gradual process of development of the state, the perception of financial control in doctrine and legislation has constantly changed, and there is a tendency to expand the concept of financial control. Many scientists agree that financial control, as a legal institution, has great potential, which has not yet been fully realized. Customs authorities, carrying out financial control functions, are faced with several problems, the solution of which can be found through understanding modern approaches to defining financial control and using it as a tool to ensure the functioning of law and order, and not just as a means of maintaining the rule of law. The article discusses the areas of financial control implemented by customs authorities, problematic provisions characteristic of these areas, as well as ways to solve the problems that arise.

Keywords: financial control, customs authorities, legality, law and order, internal audit, budget revenues, Lima Declaration, EAEU Labor Code, administrative offense.

References

1. Official website of the Federal Customs Service [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/ document/376534 (access date: 01/05/2024).

2. Zemlyanskaya, A.S. Historical path of development of state financial control in Russia / A.S. Zemlyanskaya. - Text: immediate // Young scientist. - 2021. - No. 23 (365). - P. 201203. - URL: https://moluch.ru/archive/365/81872/ (access date: 01/04/2024).

3. Turbina Ekaterina Petrovna, Simonyan Mary A. Historical aspects of the formation and development of financial control in Russia // Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University. 2015. No. 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoricheskie-aspekty-stanovleniya-i-razvitiya-finansovogo-kontrolya-v-rossii (date of access: 01/04/2024).

4. Filimonova, K.A. The concept of financial control: the problem of definition / K.A. Filimonova. - Text: immediate // Young scientist. - 2015. - No. 11 (91). - P. 1120-1122. - URL: https:// moluch.ru/archive/91/19827/ (access date: 01/05/2024).

5. State financial control: modern legal regulation / ed. A.A. Yalbul-ganova. - M.: Library RG, 2014. - 176 p.

6. Financial law: textbook for bachelors / ed. E. Yu. Grachevoy. -M.: Prospekt, 2013. - 576 p.

7. Financial law of Russia: textbook / Yu.A. Krokhina. - Ed. 4th, revised and additional - M.: Norma: INFRA-M, 2011. - 720 p.

8. "Lima Declaration of Guiding Principles of Control" [Electronic resource]. - Access mode: https://ksp.mos.ru/documents/ deklaratsii/limskaya-deklaratsiya/.

9. Gracheva E. Yu. State financial control as the most important tool for ensuring public interests in market conditions // Bulletin of the O.E. Kutafin University. 2014. No. 4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-kak-vazhneyshiy-instrument-obespecheniya-publichnyh-interesov-v-usloviyah-rynka-1 (access date: 01/06/2024).

10. Federal Law of August 3, 2018 No. 289-FZ (as amended on December 19, 2022, as amended on April 28, 2023) "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]- Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/476ee4b8e578daa1b362123c953b-85f6605b52e3/ (date of access: 01/07/2024).

11. "Judicial statistics of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://stat.api-press.rf/stats/ad-m/t/31/s/76.

12. "Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on December 25, 2023) (with amendments and additions, entered into force on January 5, 2024) [Electronic resource]. -Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/9bb3917d25392ccbd6a8b265099b3c-86333cdac3/ (date of access: 01/07/2024).

13. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated October 24, 2006 No. 18 (as amended on June 25, 2019) "On some issues that arise for courts when applying the Special Part of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63581/ be99816b461f1cc5e53f7eb6a6f5f36cbd33a01a/#dst100066 (date of access: 01/07/2024).

14. Vakorina Elena Aleksandrovna, Vakorin Dmitry Valerievich interdepartmental interaction to improve customs control // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2019. No. 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/iVmezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie-v-tselyah-sovershenstvovaniya-tamozhennogo-kontrolya (access date: 01/06/2024).

15. "Budget Code of the Russian Federation" dated July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on December 25, 2023) (with amendments and additions, entered into force on January 5, 2024)" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

16. "Customs Code of the Eurasian Economic Union" (as amended on May 29, 2019, as amended on March 18, 2023) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_215315/ (date of access: 01/08/2024).

17. Order of the Federal Customs Service of February 9, 2015 No. 207 "On approval of the Regulations on the implementation of internal financial audit in the Federal Customs Service" [Electronic resource]. - Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001201505120021 (date of access: 01/08/2024).

18. Order of the Federal Customs Service of Russia dated February 27, 2015 No. 339 "On approval of the Regulations on the implementation of internal financial control in the Federal Customs Service" [Electronic resource]. - Access mode: https://docs. cntd.ru/document/420261137 (date of access: 01/08/2024).

19. Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 No. 1388-r (as amended on July 8, 2023) "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource]. - Access mode: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005260026 (access date: 01/08/2024).

20. Order of the Federal Customs Service of Russia dated October 29, 2021 N 960 "On conducting an experiment on the implementation of customs audit" [Electronic resource]. -Access mode: https://law.tks.ru/document/693840 (date of access: 01/08/2024).

5

"O

C3 ж

■с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.