Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВАЛЮТЫ / УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Зверева В.В.

Мировой и отечественный опыт вывоза капитала демонстрирует, что экспорт частного капитала оказывает противоречивое воздействие на экономику капиталоэкспортирующей страны. Отрицательные последствия бегства капитала очевидны: непредвиденно снижается предложение валюты на внутреннем валютном рынке; сокращаются золотовалютные резервы государства; уменьшаются инвестиционные ресурсы; в страну не репатриируется прибыль, полученная от «сбежавшего» капитала; снижается устойчивость всех сегментов финансового рынка. Для незаконного вывоза капитала за рубеж используются легальные и нелегальные каналы. Требуются их углублённое изучение и классификация в целях разработки эффективных методов противодействия бегству капитала. Исходя из этих позиций, исследуемая проблема валютного контроля, осуществляемого таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу, определенно, является актуальной. В статье проведен анализ деятельности ФТС России как органа валютного контроля за 2018-2020 гг., сделаны выводы основных нарушений в сфере валютного контроля, рассмотрены основные проблемы осуществления валютного контроля, проводимого таможенными органами, а также выявлены решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AS A CURRENCY CONTROL BODY

The world and domestic experience of capital export demonstrates that the export of private capital has a contradictory impact on the economy of the capital exporting country. The negative consequences of capital flight are obvious: the supply of currency in the domestic foreign exchange market unexpectedly decreases; the gold and foreign exchange reserves of the state decrease; investment resources decrease; the profits received from the "escaped" capital are not repatriated to the country; the stability of all segments of the financial market decreases. Legal and illegal channels are used for illegal export of capital abroad. Their in-depth study and classification are required in order to develop effective methods of countering capital flight. Based on these positions, the studied problem of currency control carried out by customs authorities when moving goods across the customs border is definitely relevant. The article analyzes the activities of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body for 2018-2020, draws conclusions of the main violations in the field of currency control, considers the main problems of currency control carried out by customs authorities, and identifies solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

References:

1. Kosminskaya E.A, Artemova E.I. Methodological approaches to assessing the quality of organization management // Materials of the IV National Scientific and Practical Conference «Economics and Management in Modern Russia». - Krasnodar: TsNTI, 2020. - S. 215-219.

2. Nesterenko M.A., Skomoroshchenko A A Conceptual provisions of cluster activation in entrepre-neurship of the Krasnodar Territory // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - № 6 (25).

- S. 222-225.

3. Kharsky K.V. Trustworthiness and loyalty of personnel / K.V. Kharsky - St. Petersburg: Peter, 2003.

- 496 pages.

4. Encyclopedia of Motivation and Remuneration Systems / Ed. D. Berger, L. Berger; Per. from English. - M.: Alpina Business Buks, 2008. - 761 pages.

5. Staff motivation: how to increase employee loyalty? // HR-PROFI Portal [Electronic Resource]. -Режим доступа: https://hr-profi.ru/articles/podbor-i-otsenka/motivatsiya-personala-kak-povysit-loyalnost-sotrudnikov

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-24-28

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, rakhmed@yandex.ru;

R.R Akhmedzyanov - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

В.В. Зверева - студент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, zverevavv@studklg.ru,

V.V. Zvereva - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФТС РОССИИ

КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ANALYSIS OF THE ACTIVITIES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AS A CURRENCY CONTROL BODY

Аннотация. Мировой и отечественный опыт вывоза капитала демонстрирует, что экспорт частного капитала оказывает противоречивое воздействие на экономику капиталоэкспортирующей страны. Отрицательные последствия бегства капитала очевидны: непредвиденно снижается предложение валюты на внутреннем валютном рынке; сокращаются золотовалютные резервы государства; уменьшаются инвестиционные ресурсы; в страну не репатриируется прибыль, полученная от «сбежавшего» капитала; снижается устойчивость всех сегментов финансового рынка.

Для незаконного вывоза капитала за рубеж используются легальные и нелегальные каналы. Требуются их углублённое изучение и классификация в целях разработки эффективных методов противодействия бегству капитала. Исходя из этих позиций, исследуемая проблема валютного контроля, осуществляемого таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу, определенно, является актуальной. В статье проведен анализ деятельности ФТС России как органа валютного контроля за 2018-2020 гг., сделаны выводы основных нарушений в сфере валютного контроля, рассмотрены основные проблемы осуществления валютного контроля, проводимого таможенными органами, а также выявлены решения данных проблем.

Abstract. The world and domestic experience of capital export demonstrates that the export of private capital has a contradictory impact on the economy of the capital exporting country. The negative consequences of capital flight are obvious: the supply of currency in the domestic foreign exchange market unexpectedly decreases; the gold and foreign exchange reserves of the state decrease; investment resources decrease; the profits received from the "escaped" capital are not repatriated to the country; the stability of all segments of the financial market decreases.

Legal and illegal channels are used for illegal export of capital abroad. Their in-depth study and classification are required in order to develop effective methods of countering capital flight. Based on these positions, the studied problem of currency control carried out by customs authorities when moving goods across the

customs border is definitely relevant. The article analyzes the activities of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body for 2018-2020, draws conclusions of the main violations in the field of currency control, considers the main problems of currency control carried out by customs authorities, and identifies solutions to these problems.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, валютные операции, незаконное перемещение валюты, участник внешнеэкономической деятельности, эффективность валютного контроля.

Keywords: currency control, customs authorities, currency transactions, illegal movement of currency, participant of foreign economic activity, the effectiveness of foreign exchange controls.

Валютный контроль, являясь частью валютного регулирования, позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала и его оттока, снизить криминализацию в экономике и национальной промышленности.

В качестве целей валютного контроля можно назвать: приток иностранного капитала, обеспечение положительного сальдо платежного баланса, обеспечение низкой волатильно-сти валютного рынка.

Федеральная таможенная служба - орган валютного контроля, осуществляющий контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

В связи с тем, что ФТС России наделена функцией органа валютного контроля, на должностных лиц отдела валютного контроля таможен возложены такие дополнительные обязанности в рамках административного производства по делам об административных правонарушениях, как: подготавливать проекты процессуальных документов на стадии рассмотрения и постановлений по делам об административных правонарушениях, контролировать даты вступления данных постановлений в силу, а также передача вступивших в законную силу постановлений должностным лицам таможни, которые являются ответственными за их исполнение.

Валютный контроль операций, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки соответствующим внешнеторговым контрактам. ФТС России, осуществляя межведомственное имформационное взаимодействие с другими органами валютного контроля, такими как: Банк России, ФНС России, Росфинмониторинг, пресекает и предовтращает участниками ВЭД сомнительные финансовые операции.

Ежегодно при осуществлении валютного контроля, таможенные органы сталкиваются с рядом сомнительных внешнеторговых сделок и попыток незаконного вывоза капитала за рубеж.

Наглядно оценим результаты мероприятий, проводимых ФТС России как органа валютного контроля за период 2018-2020 гг.

Таблица 1 - Результаты проверок таможенных органов за 2018-2020 гг.

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ, тыс 10,6 10,0 6,0 56,6 60,0

Дела по административным нарушениям (по статье 15.25 КоАП РФ) 13,8 14,5 8,0 57,9 55,2

Сумма за нарушение валютного законодательства, млрд рублей 207,0 86,0 35,0 16,9 40,7

По данным таблицы мы видим, что в 2020 году таможенными органами было проведено свыше 6 тыс. проверочных мероприятий, что на 4 тыс. меньше, чем в 2019 году и на 4,4 тыс. меньше, чем в 2018 году.

Снижение проверок за данный период связан с тем, что в период с 21 мая по 30 июня 2020 года, в связи с Постановлением правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», произошло приостановление инициирования и проведения таможенными и налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. Также в связи с данным Постановлением произошла отмена требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами. Это послужило основанием для снижения проверок соблюдения валютного законодательства, а также совершенствованием процедуры предпроверочного анализа, который минимизирует безрезультативные проверки. Благодаря данным обстоятельствам увеличилась эффективность взаимодействия таможенных и налоговых органов по исключению номинальных юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В соответствии с Протоколом № 4 «О внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы» от 30 июля 2015 года № БР-Д-12/361, от 31 августа 2015 года № 0169/0008, ФТС России регулярно проводит информационное взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а именно передает по закрытому каналу связи информацию о декларациях на товары с признаками недостоверности сведений о цене товара, для того, чтобы банк блокировал соответствующие платежи по внешнеторговым контрактам.

Благодаря такому эффективному взаимодействию, за последние годы мы видим значительное снижение объема сомнительных внешнеторговых операций с использованием деклараций на товары. По данным Банка России, объем сомнительных валютных операций снизился до 0,15 млрд. рублей (в 2020 году). Чтобы лучше увидеть положительную тенденцию за последние годы, можно за пример взять 2015 год, объем сомнительных валютных операций в котором составлял 77 млрд. рублей.

По результатам проверочных мероприятий в 2020 году было возбуждено более 8 тыс. дел об административном правонарушении по статье 15.25 КоАП РФ, что на 6,5 тыс. дел меньше, чем в 2019 году и на 5.8 тыс. дел меньше, чем в 2018 году. Это свидетельствует о том, что таможенными органами активно проводится работа по пресечению и выявлению нарушений участниками ВЭД сомнительных операций в сфере валютного законодательства.

При возбуждении дел об административных правонарушениях в 2020 году сумма за нарушение валютного законодательства составила 35 млрд. рублей, что на 51 млрд. рублей меньше, чем в 2019 году, и на 172 млрд. рублей меньше по сравнению с 2018 годом.

Таблица 2 - Нарушения, выявленные таможенными органами в сфере валютного контроля за 2018-2020 гг.

Нарушение 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» 246 190 70 28,4 36,8

ст. 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 171 194 171 100,0 88,1

ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» 90 72 72 80,0 100,0

При проведении проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, ФТС России зачастую сталкивается с множеством проблем. Эти проблемы связаны, в первую очередь, со сложностью контроля соблюдения требования валютного законодательства по операциям, совершенным через фирмы-однодневки, ведь довольно сложно выявить фирму-однодневку, если она является двойником какой-нибудь действующей организации. Такие фирмы служат площадками для отмывания денег.

Экономический вред фирм-однодневок для государства является очевидным: такая фирма заключает с иностранным поставщиком контракт, перечисляет авансовый платёж, а потом ликвидируется. Привлечь такую фирму к ответственности представляется сложным, так как сначала таможенные органы фиксируют неисполнение обязательств по контракту и только потом могут применять меры к нарушителю. Практика показывает, что срок исполнения обязательств по контракту может быть и 5, и 10 лет. Соответственно, по прошествии времени найти такую фирму и привлечь её к ответственности становится трудно. Ещё одной проблемой является то, что начисленный штраф, который представляет собой 75-100 % от суммы выведенных денежных средств, фирма-однодневка никогда не выплатит, и по большей части таможенный орган работает вхолостую.

Кроме того, ряд вопросов вызван необходимостью актуализации действующей нормативной базы в области валютного контроля. Отсутствие в российском законодательстве отдельных норм, регулирующих контрактные сроки, не позволяет в полной мере обеспечивать соблюдение требований валютного законодательства по репатриации резидентами иностранной и российской валюты. Так, например, практика проведения проверок в ряде случаев показывает, что сроки, определённые внешнеторговыми договорами, могут неоднократно продлеваться российскими лицами путём заключения дополнительных соглашений, при этом резиденты не предпринимают никаких усилий по исполнению законных обязанностей по репатриации. Таким образом, денежные средства не возвращаются, товары не поставляются, в дальнейшем резиденты закрывают в уполномоченном банке счета и, как следствие, УНК. Таким образом, привлечь к ответственности виновных лиц становится невозможным.

В связи с этим в качестве превентивной меры предлагается установить законодательно разумный срок для исполнения обязанности по репатриации резидентом иностранной валюты и валюты Российской Федерации, например, 1 год с момента проведения последней валютной операции.

Пробелы законодательства, позволяющие создавать фирмы однодневки, также способствуют усложнению работы по противодействию незаконным финансовым операциям. На данный момент назрела необходимость внесения изменений в законодательство, которое бы устранило действующие схемы по выводу капитала незаконным путём.

Информационное и оперативное сотрудничество таможенных органов с органами ФНС России, Росфинмониторинга, МВД, ФСБ и Банка России является крайне важным фактором обеспечения мер по противодействию незаконного вывода капитала.

Также важной проблемой организации взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов при валютном контроле является совершение ошибок, допускаемых декларантами и их представителями при предоставлении сведений в интересах валютного контроля таможенным органам.

Ряд проблем с выявлением нарушений валютного законодательства и актов валютного регулирования могут быть решены путем уточнения нормативно-правовой базы, рассматривающей сомнительные валютные операции, организации информационного обеспечения взаимодействия таможенных, налоговых органов с обменом информацией в электроном виде, согласования вопросов о совместном применении риск-ориентированного подхода к выявлению нарушений валютного законодательства и актов в валютного регулирования при разработке профилей рисков.

Разработка методических рекомендаций участникам ВЭД по недопущению ошибок, возникающих в ходе заявления в таможенной декларации сведений для целей валютного

контроля, может снизить количество правонарушений, связанных с чисто техническими проблемами заполнения ДТ.

Таким образом, несмотря на эффективность работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений валютного законодательства, стоит продолжать предотвращение незаконного вывода денежных средств за пределы Российской Федерации, а, особенно, уделить внимание сделкам с резидентами стран - членов ЕАЭС.

Источники:

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs-gov.ru/.

3. Алексеева Е.В, Габдуллина С.Х. Деятельность ФТС России как органа валютного контроля: практика осуществления и проблемы // Вестник академии знаний. 2021 № 43 (2). С. 329.

4. Ахмедзянов Р.Р., Жильцова К.А, Майсак О.А Роль ФТС России в осуществлении валютного контроля // Journal of Economy and Business. vol.1-1 (71), 2021. С. 25-26.

5. Свиридова А.И., Петрушина О.М. Деятельность ФТС России в области валютного регулирования и контроля: современный аспект// Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 6-11 (30). С. 95-96.

6. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/176084.

References:

1. Federal Law of 10.12.2003 N 173-FZ (as amended on 02.07.2021) "On currency regulation and currency control" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/.

2. Official website of the FCS of Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: https://customs-gov.ru/.

3. Alekseeva E.V., Gabdullina S.H Activity of the FCS of Russia as a currency control body: implementation practice and problems // Russian Economic Bulletin. 2021 No. 43 (2). P. 329.

4. Akhmedzyanov R.R., Zhiltsova K. A, Maysak O. A The role of the FCS of Russia in the implementation of currency control // Journal of Economy and Business. vol. 1-1 (71), 2021, pp. 25-26.

5. Sviridova A.I., Petrushina O.M. The activities of the FCS of Russia in the field of currency regulation and control: a modern aspect // Economics and business: theory and practice. 2019. No. 6-11 (30). pp. 95-96.

6. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/176084.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.