Л V V
Анализ изменении норм административном ответственности за нарушения таможенных правил в свете принятия нового КОАП РФ
Эльбиков Баир Александрович
аспирант, кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, ГКОУ ВО "Российская таможенная академия", ba.elbikov@customs-academy.ru
Административная ответственность в сфере таможенных правонарушений формируется при нарушении таможенных правил, т. е. наступает при посягательстве на порядок применения таможенных процедур, установленный таможенным законодательством. Таможенное правонарушение согласно актуальным нормам отечественного законодательства способно приводить к трем видам административных взысканий - предупреждению, штрафу и конфискации. На современном этапе попытки модернизации законодательного сегмента, регламентирующего административную ответственность за таможенные правонарушения, не прекращаются. Правовая наука и практика на данный момент находится в ожидании нового Кодекса об административных правонарушениях. Одним из важных изменений в новой версии Кодекса станет увеличение количества случаев, когда можно назначить предупреждение вместо штрафа. Новый Кодекс исходит из принципов справедливости и гуманизма при назначении наказания и призван снизить финансовое бремя юридических лиц и способствовать повышению эффективности практики в области административных правонарушений.
Ключевые слова: административная ответственности, таможенные правила, кодекс об административной ответственности, либерализация, предупреждение, штраф
(0 сч о сч
ю
Одной из важнейших гарантий поддержания функционирования государства выступает институт юридической ответственности. Без ответственности национальная правовая система утрачивает смысл и основание, а значит и государство «становится бессильным, а права и свободы личности превращаются в благие пожелания» [7, с. 3]. Кроме того, институт юридической ответственности обеспечивает сферу экономических интересов страны, в том числе во внешней среде. Как отмечают многие современные исследователи, качество организации института административной ответственности в таможенной области оказывает прямое влияние на интенсивность и продуктивность экономического взаимодействия России и другими странами [8, с. 119]. Этим, а также растущим числом административных правонарушений, фиксируемых правоохранителями, объясняется актуальность рассмотрения специфики модернизации административной ответственности в области таможенных правонарушений.
Институт юридической ответственности за нарушение правил транспортировки личных вещей, товаров и грузов через границы имеет довольно продолжительную историю. Некоторые элементы юридической ответственности за нарушение правил пересечения границ территорий наблюдались даже в Киевской Руси. Тем не менее, нормативную фиксацию институт юридической ответственности в таможенной области получил только в 1924 г. благодаря утверждению Таможенного устава СССР. На данном этапе в стране не было сформировано эффективного и отлаженного правового механизма дифференциации меры ответственности; практически не учитывались смягчающие или отягчающие обстоятельства, характер и цель пересечения границы с запрещенным грузом, предыдущий опыт правонарушений и иные факторы.
В 1928 г. была предпринята попытка усовершенствовать таможенное законодательство -был утвержден новый Таможенный кодекс СССР. В тексте обновленного документ была
произведена детализация обстоятельств совершения правонарушения, более подробно описаны штрафные санкции, установлены сроки давности (сроки привлечения к ответственности). В последующие десятилетия социально-экономические условия существенно изменились, изменился портрет типичного контрабандиста, изменились принципы деятельности таможенных структур. Все это привело к утверждению нового Таможенного Кодекса (1964 г.). Кодекс включил в себя большое число процессуальных норм, детерминирующих порядок привлечения к ответственности за таможенные правонарушения; была развита дифференцированная система штрафов, разграничены санкции для рядовых граждан и лиц, находящихся при исполнении должностных обязанностей [4, с. 279].
В 1991 г. был принят Таможенный кодекс СССР, целью которого стала либерализация внешней торговли. Концептуально новыми положениями Кодекса стали следующие: постатейный перечень видов таможенных правонарушений, дифференциация наказаний, реализуемая по критерию общественной опасности деликта, включение в круг субъектов ответственности юридических лиц. Индикаторами либеральной направленности данного правового инструмента можно назвать включение предупреждения как вида наказания и освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения.
Новый этап правовой регламентации таможенных правоотношений начался с принятия в 1993 г. нового Таможенного Кодекса. Специалисты отмечают некоторую двойственность новой редакции таможенного законодательства: с одной стороны, оно сняло часть запретов в сфере таможенно-правовой регламентации в целях интенсификации внешних экономических связей, а с другой - расширило сферу таможенной юрисдикции и увеличило количество таможенных правонарушений в 2 раза (это было связано с формированием в правовом поле соответствующего сегмента субъектов нового типа - таможенных брокеров и банковских организаций).
В целом Таможенный кодекс образца 1993 г. не следует считать либеральным: произошло существенное увеличение объемов денежных штрафов, ужесточение санкций по многим статьям, расширены полномочия таможенных ведомств. В 2002 г. был принят Кодекс РФ об административных правонарушениях, который (Гл. 16) предусмотрел ответственность за нарушение таможенных правил [4, с. 280]. Кодификация законодательства об административной
ответственности, произошедшая в 2002 г., привела к изъятию положения о применении специфических видов административных взысканий, предусмотренных Кодексом 1993 г. - к примеру, отзыв квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.
Анализ эволюционной динамики таможенного законодательства и законодательства об административных правонарушениях в нашей стране демонстрирует, что законодательство не прекращает поступательное развитие по мере того, как развивается и сфера внешнеэкономической деятельности [4, с. 281]. На современном этапе попытки модернизации законодательного сегмента, регламентирующего административную ответственность за таможенные правонарушения, не прекращаются. Можно выделить несколько ключевых принципов и условий, в контексте которых сегодня производится регулирование рассматриваемых нами правоотношений.
Во-первых, в текущих условиях административная ответственность в сфере таможенных правонарушений формируется при нарушении таможенных правил, т. е. наступает при посягательстве на порядок применения таможенных процедур, установленный таможенным законодательством.
Во-вторых, в текущих условиях абсолютное большинство правонарушений в области трансграничных перемещений совершается юридическими лицами и частными субъектами, занятыми внешнеэкономической деятельностью. Доля правонарушений, совершаемых гражданами, остается крайне низкой - в отличие от предыдущих этапов развития общественных отношений.
Во-третьих, таможенное правонарушение согласно актуальным нормам отечественного законодательства способно приводить к трем видам административных взысканий - предупреждению, штрафу и конфискации. Сопоставляя предыдущие этапы развития законодательства и современный нормативный массив, можно сказать, что существенно повысилась вероятность применения предупреждения -особенно если правонарушение не является социально опасным и не имеет умысла. Ранее предупреждение считалось редкой или даже исключительной мерой.
В-четвертых, в условиях глобализации и внешнеэкономической интеграции российский законодатель опирается не только на КоАП РФ, но и на положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
и
и *
о х
а
а
и о т
V
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иные нормы таможенного законодательства [8, с. 124].
В действующей версии Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрены следующие виды правонарушений в таможенной сфере (Таблица 1):
Таблица 1
Перечень правонарушений в сфере таможенного регулирования, подпадающих под административную ответственность (Гл. 16 КоАП РФ) [2]
Область правоотношений Правонарушение
Правила пересечения границ Незаконное перемещение товаров, грузов, транспортных средств через границы Таможенного союза; нарушение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров из ЕЭС или РФ.
Документальное оформление и декларирование Некорректное оформление деклараций на товары/ отсутствие декларации на товары, некорректное оформление деклараций на товары/ отсутствие декларации на денежные суммы (для физических лиц), предоставление недействительной документации, несвоевременная подача декларации и документации; отсутствие отчетной документации на товары; предоставление недостоверных документов на выдачу товара до момента подачи декларации; невыполнение таможенных предписаний; уничтожение, замена, изменение средств идентификации.
Действия в нестандартных ситуациях Неприменение требуемых мер в аварийной ситуации, при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
Действия в непосредственной зоне таможенного контроля Причаливание к судну / водному плавающему средству в зоне таможенного контроля; нарушение правил, установленных непосредственно в зоне контроля.
Правила обращения с грузом и товарами Выдача, передача без разрешения таможенных органов, утрата или недоставка товаров; нарушение норм внутреннего транзита; реализация погрузочно-разгрузочных работ без соответствующих разрешений; нарушение правил хранения товаров; нарушение сроков временного хранения; не вывоз или не ввоз обратно товаров или транспортного средства физическим лицом.
(О
сч
0 сч
ю
01
Гл. 16 КоАП РФ фиксирует 3 вида административного наказания в рассматриваемой нами предметной области: предупреждение, административный штраф, конфискация предмета нарушения и орудия. Доказательной базой по административному правонарушению могут выступать любые фактические сведения. В результате анализе этих сведений должностные лица и ведомства могут установить факт наличия или отсутствия правонарушения, определить круг лиц причастных и обстоятельства, которые повлияют на принятие решения.
По мнению специалистов, текущая версия административного законодательства, регули-
рующая таможенные правоотношения, содержит в себе ряд проблемных аспектов. Так, к примеру, вызывает дискуссии сложность, ре-сурсоемкость и размытость регламентирования процедур выявления, расследования и возбуждения правонарушений в области таможенного права. Кроме того, на текущий момент не имеется действенного механизма взыскания штрафов с иностранных юридических лиц, что влечет за собой невозможность выполнения постановлений по административным делам. Также вызывает вопросы то, что предупреждение как вид наказания используется достаточно редко, что делает законодательный массив довольно жестким [4, с. 283]. Эти и многие другие проблемы должен разрешить новый Кодекс об административных правонарушениях. Уже сегодня опубликована Концепция данного Кодекса, но его отдельные положения все еще уточняются. По сообщениям Министерства юстиции РФ, новый КоАП РФ будет представлен в 2024 г. [5].
Как отмечено выше, на протяжении всего пути развития законодательства предупреждение как вид наказания находилось на периферии внимания правоприменителей. Данную проблему будет, можно понадеяться, решать обновленная версия КоАП РФ. Проект нового Кодекса, в частности, предполагает двухкратное увеличение количества составов административных правонарушений, за совершение которых может быть назначено предупреждение. Новая редакция Кодекса предполагает сохранение объемов денежных штрафов, но в целом бремя штрафных санкций будет существенно уменьшено за счет переквалификации многих правонарушений в разряд заслуживающих предупреждения. Применение подобного подхода призвано сократить штрафную нагрузку на юридических лиц.
Разработчики Кодекса, насколько можно судить из текста Концепции, следуют либеральному пути в модернизации законодательства. Отчетливо прослеживаются принципы справедливости, соразмерности административного наказания, гуманизма.
Новый КоАП РФ предполагает внедрение механизма замены административного штрафа предупреждением в случаях, когда (1) административное правонарушение совершается в первый раз, (2) не является грубым, (3) при его совершении отсутствуют отягчающие обстоятельства; (4) если правонарушение не повлекло за собой причинение вреда, имущественного ущерба либо не угрожало возникновением вреда или ущерба [9]; [10].
Законодатель подробно раскрывает, в отношении каких объектов и субъектов идет речь о вреде и ущербе: так, в первую очередь учитывается нанесение или вероятность нанесения вреда жизни и здоровью человека, а также животным и растениям, окружающей среде в целом, ущерба личному, общественному или государственному имуществу, объектам культурного наследия, угроза безопасности государства. Кроме того, предупреждение может быть применено при отсутствии угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кодекс будет детально подходить к описанию длящихся, продолжаемых, однократных (впервые совершенных) и повторных административных правонарушений, так как эти параметры будут определять меру наказания, включая предупреждение. Либерализация законодательства прослеживается также в инициативе по введению бальной оценки тяжести смягчающих и отягчающих обстоятельств, позволяющая перевести многие правонарушения в плоскость негрубых и тем самым подвергнуть правонарушителей предупреждению [6].
Крайне важным является перечисление грубых административных правонарушений - оно требуется для того, чтобы разграничить субъектов, которые будут подвергнуты предупреждению и субъектов, в отношении которых потребуется применение более сильной санкции (Рисунок 1).
нормам законодательства
На основании судейского усмотрения
Правонарушения экстремистской, направленности, правонарушения, связанные с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма н распространения оружия массового уничтожения
Коррупционные правонарушения, правонарушения., посягающие на конкуренцию
Правонарушения в области дорожного движения, правонарушения, совершенные
лицами в состоянии опьянения.
Рисунок 1. Грубые административные правонарушения согласно Концепции КоАП РФ, в отношении которых не может применяться в качестве наказания предупреждение [3]
Многие специалисты говорят о том, что новая редакция КоАП РФ будет еще более либеральной, чем планировалось изначально. Это
обусловлено стремлением поддержания интенсивности внеэкономической деятельности в условиях внешнего санкционного давления. Некоторые из подобных норм, вызванных принятием санкций в отношении российских компаний, уже были отражены в тексте Федерального закона 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Предполагается, кроме того, смягчить ответственность, предусмотренную ст. 15.25 КоАП РФ, за правонарушения, связанные с нарушением валютного законодательства и требований ведомств, осуществляющих валютное регулирование. [11].
Гл. 16 КоАП РФ предполагает, помимо прочего, внедрение положения о минимальном штрафе по отдельным частям и статьям и положения об административной ответственности граждан за невыполнение требований о декларировании алкоголя и табачной продукции (лимитными порогами недекларируемой продукции должны стать 250 сигарет и 10 литров алкогольных напитков). В ситуации, если перевозимый товар классифицируется как стратегически важный, примечание 2 к Ст. 16.2 об освобождении от административной ответственности в случае сообщения о не декларировании, не применяется [6].
Наконец, отметим изменения в ч. 1.3-3 Ст. 32.2 КоАП РФ, согласно которому при уплате административного штрафа за административное правонарушение в срок до 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, его объем может быть сокращен на 50%. Данное положение не распространяется на штрафы за правонарушения, описанные в Ст. 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, ч. 5-7 Ст. 14.32, Ст. 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, ч. 1-8.1, 9.1-39 Ст. 19.5, Ст. 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, ч. 2-3 Ст. 19.27, Ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, ч. 2 Ст. 20.28 [1].
Таким образом, российское законодательство в области регулирования таможенных правоотношений находится на этапе трансформационных преобразований. Существующее административное законодательство, регулирующее таможенные отношения, имеет ряд проблем, для решения которых планируется внедрение нового Кодекса об административных правонарушениях. Концепция этого Кодекса уже опубликована, но его детали все еще уточняются. Одной из важных изменений в новой версии Кодекса является увеличение количества случаев назначения предупреждения
(О
сч о сч
in
вместо штрафа. Новый Кодекс исходит из принципов справедливости и гуманизма при назначении наказания и призван снизить финансовое бремя юридических лиц и способствовать более сбалансированной практике в области административных правонарушений.
Литература
1. Аистов, Д. А. О новеллах, введенных Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ» / Д. А. Аистов // Альта. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/95480/. - Дата доступа: 27.10.2023.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Консультант. -2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_34661/. - Дата доступа: 27.10.2023.
3. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Консультант. - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_326534/. - Дата доступа: 27.10.2023.
4. Кузнецов, А. Е. История правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области таможенного регулирования / А. Е. Кузнецов, Е. И. Данилина // Образование и право. - 2023. - №8. - С. 279283.
5. Минюст анонсировал представление нового КоАП в 2024 году. Замглавы Минюста Логинов: новый КоАП почти готов и будет представлен в 2024 году // Риа-новости. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20231026/koap-1905316293.html. -Дата доступа: 27.10.2023.
6. Нарушение таможенных правил в новом КоАП РФ / Транс-бизнес. - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Http://trans-business.com/novosti/narushenie_tamozhennyh_ pravil_v_novom_koap_rf/. - Дата доступа: 27.10.2023.
7. Носков С.А. Институт юридической ответственности: Автореф. Дис. ... Канд. Юрид. Наук. - Казань. - 2007. - С. 3.
8. Ороева, О. Д. Сущность административной ответственности в сфере таможенных правонарушений в правовой науке сегодня / О. Д. Ороева, Г. Л. Константинов // Ученые записки
Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2023. - №1 (85). - С. 119-127.
9. Проект нового КОАП позволит снизить штрафную нагрузку на граждан и бизнес 28 октября 2021, 11:27 https://tass.ru/obschestvo/12786431
10. Самтынова, Е. Проект нового КОАП РФ представлен на общественное обсуждение / Е. Самтынова // Гарант. - 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1317041/. - Дата доступа: 27.10.2023.
11. Тренд на смягчение ответственности // Общественный совет при ФТС России. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Https://www.osfts.ru/dlya-uchastnikov-ved/2022/2539-trend-na-smyagchenie-otvetstvennosti. - Дата доступа: 27.10.2023.
Analysis of changes in the standards of administrative responsibility for violations of customs rules in the light of the adoption of the new code of administrative offenses of the russian federation Elbikov B.A.
Russian Customs Academy
Administrative liability in the field of customs offenses is formed in case of violation of customs rules, i.e., it occurs when there is an encroachment on the procedure for applying customs procedures established by customs legislation. A customs offense, according to current standards of domestic legislation, can lead to three types of administrative penalties - warning, fine and confiscation. At the present stage, attempts to modernize the legislative segment regulating administrative responsibility for customs offenses do not stop. Legal science and practice are currently awaiting the new Code of Administrative Offences. One of the important changes in the new version of the Code is an increase in the number of cases in which a warning can be issued instead of a fine. The new Code is based on the principles of fairness and humanism when imposing punishment and is designed to reduce the financial burden of legal entities and promote effective practice in the field of administrative offenses. Keywords: administrative responsibility, customs rules, code on administrative responsibility, liberalization, warning, administrative fine References
1. Aistov, D. A. On the novelties introduced by the Federal
Law of July 14, 2022 No. 290-FZ "On Amendments to the Administrative Code of the Russian Federation and Article 1 of the Federal Law "On Amendments to the Administrative Code of the Russian Federation" / D. A. Aistov // Alta. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.alta.ru/expert_opinion/95480/. -Access date: 10/27/2023.
2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated December 30, 2001 N 195-FZ (as amended on August 4, 2023) (as amended and supplemented, entered into force on October 12, 2023) // Consultant. - 2023 [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346 61/ - Access date: 10/27/2023.
3. Concept of the new Code of the Russian Federation on administrative offenses // Consultant. - 2019. [Electronic
resource]. - Access mode:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326 534/. - Access date: 10/27/2023.
4. Kuznetsov, A. E. History of legal regulation of administrative
responsibility for offenses in the field of customs regulation / A. E. Kuznetsov, E. I. Danilina // Education and Law. -2023. - No. 8. - pp. 279-283.
5. The Ministry of Justice announced the presentation of a
new Code of Administrative Offenses in 2024. Deputy Head of the Ministry of Justice Loginov: the new Code of Administrative Offenses is almost ready and will be presented in 2024 // RIA Novosti. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://ria.ru/20231026/koap-1905316293.html. - Access date: 10/27/2023.
6. Violation of customs rules in the new Code of Administrative
Offenses of the Russian Federation / Trans-business. -2019. [Electronic resource]. - Access mode: Http://trans-business.com/novosti/narushenie_tamozhennyh_pravil_v _novom_koap_rf/. - Access date: 10/27/2023.
7. Noskov S.A. Institute of Legal Responsibility: Author's abstract. dis. ... Cand. Legal Sci. - Kazan. - 2007. - P. 3.
8. Oroeva, O. D. The essence of administrative responsibility
in the field of customs offenses in legal science today / O. D. Oroeva, G. L. Konstantinov // Scientific notes of the St. Petersburg branch named after V. B. Bobkov of the Russian Customs Academy. - 2023. - No. 1 (85). - pp. 119-127.
9. The draft of the new Code of Administrative Offenses will
reduce the fine burden on citizens and businesses October 28, 2021, 11:27
https://tass.ru/obschestvo/12786431
10. Samtynova, E. The draft of the new Code of Administrative Offenses of the Russian Federation is presented for public discussion / E. Samtynova // Garant. - 2020. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/news/1317041/. - Access date: 10/27/2023.
11. Trend towards mitigation of liability // Public Council under the Federal Customs Service of Russia. - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.osfts.ru/dlya-uchastnikov-ved/2022/2539-trend-na-smyagchenie-otvetstvennosti. - Access date: 10/27/2023.
U
8) *
0 X
00 a 8) O T V