Научная статья на тему 'Привлечение к ответственности за нарушения в области таможенного дела лиц, обладающих иммунитетом'

Привлечение к ответственности за нарушения в области таможенного дела лиц, обладающих иммунитетом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
таможенное дело / лица с иммунитетом / ответственность / привлечение к ответственности / customs / persons with immunity / responsibility / bringing to responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Дмитриевна Ковригина, Светлана Сергеевна Марченко

В статье исследуются правовые акты, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности лиц, обладающих иммунитетом. Показаны недостатки правового регулирования института привлечения к административной ответственности лиц с иммунитетом. Статья посвящена наиболее актуальным вопросам ответственности в сфере таможенного законодательства, а именно, мерам административной ответственности, применяемым к нарушителям. Рассмотрены основные правовые источники, регулирующие отношения в сфере таможенной деятельности, а также особенности каждого вида административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bringing immunity persons to account for violations in the field of customs

The article examines the legal acts regulating the procedure for bringing persons with Immunity to administrative responsibility. The disadvantages of legal regulation of the institution of bringing persons with immunity to administrative responsibility are shown. Dedicated to the most topical issues of responsibility in the field of customs legislation, namely, the measures of administrative responsibility applied to violators. The main legal sources that regulate relations in the field of customs activities, as well as the specifics of each type of administrative responsibility in accordance with the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses will be considered.

Текст научной работы на тему «Привлечение к ответственности за нарушения в области таможенного дела лиц, обладающих иммунитетом»

Закон и право. 2021. № 12. С. 170-173. Law and legislation. 2021;(12):170-173.

Научная статья УДК 343; 4414

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-170-173

NIION: 1997-0063-12/21-042 MOSURED: 77/27-001-2021-12-242

Привлечение к ответственности за нарушения в области таможенного дела лиц, обладающих иммунитетом

Галина Дмитриевна Ковригина1, Светлана Сергеевна Марченко2

1 2 Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия

1 gdkovrigina@gmail.com

2 s.s.marchenko@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются правовые акты, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности лиц, обладающих иммунитетом. Показаны недостатки правового регулирования института привлечения к административной ответственности лиц с иммунитетом. Статья посвящена наиболее актуальным вопросам ответственности в сфере таможенного законодательства, а именно, мерам административной ответственности, применяемым к нарушителям. Рассмотрены основные правовые источники, регулирующие отношения в сфере таможенной деятельности, а также особенности каждого вида административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: таможенное дело, лица с иммунитетом, ответственность, привлечение к ответственности.

Для цитирования: Ковригина Г.Д., Марченко С.С. Привлечение к ответственности за нарушения в области таможенного дела лиц, обладающих иммунитетом // Закон и право. 2021. № 12. С. 170—173. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-170-173.

Original article

Bringing immunity persons to account for violations in the field of customs

Galina D. Kovrigina1, Svetlana S. Marchenko2

1 2 Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia

1 gdkovrigina@gmail.com

2 s.s.marchenko@mail.ru

Abstract. The article examines the legal acts regulating the procedure for bringing persons with immunity to administrative responsibility. The disadvantages of legal regulation of the institution of bringing persons with immunity to administrative responsibility are shown. Dedicated to the most topical issues of responsibility in the field of customs legislation, namely, the measures of administrative responsibility applied to violators. The main legal sources that regulate relations in the field of customs activities, as well as the specifics of each type of administrative responsibility in accordance with the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses will be considered.

Keywords: customs, persons with immunity, responsibility, bringing to responsibility.

For citation: Kovrigina G.D., Marchenko S.S. Bringing immunity persons to account for violations in the field of customs // Law and legislation. 2021;(12): 170—173. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-170-173.

© Ковригина Г.Д., Марченко С.С. М., 2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Понятие «иммунитет» не ново для юридической науки. Однако сравнительно недавно он стал предметом пристального внимания. Это связано со значительным расширением круга лиц, наделенных обновленным российским законодательством правовыми иммунитетами, а также с «реабилитацией» льгот, привилегий и иммунитетов как правового инструмента регулирования общественных отношений.

Как отмечает С.Ю. Суменков, толкование иммунитета часто зависит от его принадлежности к той отрасли права, которая отличается других предметом и методом правового регулирования, отраслевыми принципами и функциями, характером юридической ответственности.

Данный автор определяет правовой иммунитет как особую материально-правовую процессуальную привилегию, которая распространяется на субъектов, строго указанных в нормах международного права, конституции и законах, регулирующих их особый статус, предоставляя дополнительные гарантии и преимущества при привлечении к юридической ответственности или выполнении определенных обязанностей [7].

По мнению A.B. Малько, юридические иммунитеты — это особые льготы и привилегии, в основном связанные с освобождением лиц, специально установленных в нормах международного права, конституции и законах, от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций [3, с. 11—22].

Изучение правовых иммунитетов, действующих в сфере одного из видов юридической ответственности — административной, требует рассмотрения вопросов их соответствия общепризнанным международным и конституционным принципам равенства и недискриминации, порядка установления, назначения, понятия таких иммунитетов, а также их классификации, которая позволит систематизировать имеющийся теоретический и нормативный материал.

Наличие преимуществ, предоставляемых отдельным лицам или группам лиц, неизбежно поднимает вопрос об их соответствии фундаментальным демократическим принципам — равенству и недискриминации.

B связи с тем, что юридические иммунитеты являются определенным исключением из принципа юридического равенства, в литературе встречаются два противоположных подхода к возможности их установления и существования. Некоторые авторы утверждают, что при-

вилегии и иммунитеты усиливают неравенство, которое проявляется, в частности, при привлечении к юридической ответственности, и представляют собой отклонение от конституционных положений о юридическом равенстве, что недопустимо.

Любая деятельность в сфере таможенного дела связана с различными видами рисков. Наиболее частыми из них, на наш взгляд, являются риски нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [1].

Эти риски могут иметь различные последствия: от административного наказания в виде предупреждения до уголовного преследования.

На современном этапе развития государственности и общества важнейшим, а, может быть, даже ключевым элементом, составляющим экономическую систему любого государства, является таможенная система. Именно таможенная система играет ведущую роль в обеспечении и поддержании экономических интересов Российской Федерации. На смену торговой монополии пришла либерализация внешнеэкономической деятельности, которая повлекла за собой постоянный интерес к таможенному делу. Это привело к увеличению количества административных правонарушений в таможенном деле.

В качестве структурных элементов правонарушения можно выделить следующие виды:

■ порядок, в соответствии с которым осуществляется перемещение товаров и транс -портных средств через таможенную границу Российской Федерации;

■ порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих перемещению через таможенную границу Российской Федерации;

■ соблюдение мер экономической политики;

■ порядок, распространяющийся на таможенный контроль товаров и транспортных средств, подлежащих перемещению через таможенную границу Российской Федерации;

■ порядок взимания таможенных пошлин на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации [4].

Важной особенностью, применительно к субъектам ответственности, является то, что административная ответственность одинакова для всех: как иностранные граждане, так и лица без гражданства наравне с гражданами Российской

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Федерации привлекаются к ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в сфере таможенной деятельности.

Следует обратить особое внимание на специфику наказания, применяемого к юридическому лицу как субъекту правонарушения. Здесь ответственность самой организации (учреждения) будет распространяться и на сотрудников, работающих в этой организации.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. Что касается административных наказаний, то они, как правило, назначаются для предотвращения новых нарушений, а не для того, чтобы запугать виновных или лишить их чего-либо. Виды наказаний предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 16, ст. 3.2.

В качестве наказания могут применяться:

■ меры пресечения;

■ штрафы;

■ отзыв лицензии на право ведения определенных видов деятельности;

■ конфискация объекта правонарушения (товаров, перемещаемых через таможню);

■ взыскание стоимости нелегально перемещенных через границу товаров;

■ меры по изъятию транспорта, на котором незаконно перемещались товары.

Конкретные виды административных правонарушений и ответственность за них определены главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании ч. 1 ст. 1.4. КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Лица несут административную ответственность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и официального статуса, места жительства, отношения к религии, убеждениям, членства в общественных объединениях и других обстоятельств.

В силу ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ федеральными законами устанавливаются особые условия применения мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутаты, судьи, прокуроры, служащие Следственного комитета Российской Федерации и другие лица).

Отсюда следует, что правовые иммунитеты в сфере административной ответственности, по-

мимо международно-правовых актов и Конституции Российской Федерации, могут устанавливаться исключительно законодательными актами федерального уровня. В то же время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не является федеральным законодательным актом, исчерпывающим нормативную базу правовых иммунитетов в сфере административной ответственности [6].

Но подзаконные акты федерального уровня могут регулировать процедурные вопросы реализации иммунитетов в сфере административной ответственности, давать разъяснения по порядку их действия.

Правовые иммунитеты в связи с административными правонарушениями следует обозначать термином «иммунитеты против административных деликтов». Их правовая природа предопределена типом общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются при совершении административных правонарушений лицами, обладающими иммунитетом от закона, — это правоотношения.

Необходимость использования этого термина связана с тем, что данные юридические иммунитеты устанавливаются не только нормами административного деликтного права. Помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях они содержатся в других правовых актах.

Более того, статьи 1.4, 2.6 КоАП РФ прямо указывают на необходимость ссылки на нормы международного права, Конституцию РФ и федеральные законы (т.е. акты, которые в соответствии со ст. 1.1 Кодекса не включены в законодательство об административной ответственности) для реализации особых условий применения установленных им мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, привлечению к административной ответственности и решению вопросов о такой ответственности [2].

Следовательно, использование терминов «правовой иммунитет в административном де-ликтном праве», «правовой иммунитет в законодательстве об административных правонарушениях» не совсем корректно [5].

Таким образом, иммунитеты от административного правонарушения являются исключениями из общего порядка применения мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, влекущими невозможность их применения, а также дополни-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

тельными гарантиями, преимуществами и правами при применении этих мер государственного регулирования; принуждение, установленное применительно к международному праву, Конституции Российской Федерации и федеральным законодательным актам, лиц.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody&nd=102074277

2. Бережкова Н. Ф. Некоторые вопросы специальных предметов в административно-правовых отношениях // Административное право и процесс. 2019. № 9.

3. Малъко А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. 2000. № 6 (233).

4. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право / А.Ф. Ноздрачев, А.А Гравина. М.: Волтерс Клу-вер, 2017. 688 с.

5. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право. М.: Юрист, 2020. 575 с.

6. Овчинников С. Определение таможенных правонарушений в международном праве. М.: Mediterranean Journal of Social Sciences, 2019. 6 с.

7. Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 26 с.

References

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 № 195-FZ (ed. of01.07.2021) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody&nd=102074277

2. Berezhkova N.F. Some questions of special subjects in administrative and legal relations // Administrative law and process. 2019. № 9.

3. Malko A. V. Legal immunities // Jurisprudence. 2000. № 6 (233).

4. Nozdrachev A.F. Customs law / A.F. Nozd-rachev, A.A. Gravina. M.: Volters Kluver, 2017. 688 p.

5. Nozdrachev A.F. Customs law. M.: Lawyer, 2020. 575 p.

6. Ovchinnikov S. Definition of customs offenses in international law. Moscow: Mediterranean Journal of Social Sciences, 2019. 6 p.

7. Sumenkov S. Yu. Privileges and immunities as general legal categories: Abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Saratov, 2002. 26 p.

Информация об авторах

Ковригина Г.Д. — кандидат философских наук Марченко С.С. — старший преподаватель

Information about the authors

Kovrigina G.D. — candidate of philosophical sciences Marchenko S.S. — senior lecturer

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.