Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА'

СОДЕРЖАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЮРИСДИКЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ / ПЕРЕВОЗЧИК / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молькова Виктория Александровна

В статье анализируются современные взгляды на правовое регулирование правоотношений в сфере процедур таможенного транзита. Автор уделяет особое внимание содержанию понятия и правовым аспектам соблюдения процедуры таможенного транзита, в частности субъектам данных правоотношений - перевозчикам. На основе проведенного исследования автор предлагает собственное определение понятия «административная ответственность за нарушение порядка таможенного транзита».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молькова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS AND CHARACTERISTICS OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH THE CUSTOMS TRANSIT PROCEDURE

The article analyzes modern views on the method of legal of offenses committed in the sphere of customs transit procedures. The author pays special attention to the content of the concept and the legal aspects of compliance with the customs transit procedure, in particular, to the subjects of these legal relations. On the basis of the study, the author proposes his own definition of the concept of “administrative responsibility for violation of the customs transit procedure”.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА»

УДК 342.9

DOI 10.36511/2078-5356-2021-2-182-185

Молькова Виктория Александровна Victoria A. Molkova

аспирант

Российская таможенная академия (140015, Московская обл., Люберцы, Комсомольский пр., 4);

оперуполномоченный оперативно-аналитического отдела

Нижегородская таможня (603093, Нижний Новгород, ул. Родионова, 65);

преподаватель кафедры транспортного права

Волжский государственный университет водного транспорта, (603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5)

post-graduate student

Russian Customs Academy (4 Komsomolsky av., Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation, 4140015);

operative worker operational and analytical department

Nizhny Novgorod customs (65 Rodionova st., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603093);

lecturer at the department of transport law

Volga State Academy of River Transport (5 Nesterova st., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603005)

E-mail: molkkova@gmail.com

Содержание привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита

Concepts and characteristics of bringing to administrative responsibility for non-compliance with the customs transit procedure

В статье анализируются современные взгляды The article analyzes modern views on the method

на правовое регулирование правоотношений в сфе- of legal of offenses committed in the sphere of customs

ре процедур таможенного транзита. Автор уделяет transit procedures. The author pays special attention to

особое внимание содержанию понятия и право- the content of the concept and the legal aspects of com-

вым аспектам соблюдения процедуры таможенного pliance with the customs transit procedure, in particular,

транзита, в частности субъектам данных правоот- to the subjects of these legal relations. On the basis of

ношений — перевозчикам. На основе проведенного the study, the author proposes his own definition of the

исследования автор предлагает собственное опреде- concept of "administrative responsibility for violation of

ление понятия «административная ответственность the customs transit procedure". за нарушение порядка таможенного транзита».

Ключевые слова: административно-правовое Keywords: administrative legal regulation, concept регулирование, понятие и признаки, ответствен- and characteristics, liability, jurisdiction, customs transit, ность, юрисдикция, таможенный транзит, перевозчик, carrier, bringing to justice, administrative responsibility. привлечение к ответственности, административная ответственность.

Таможенное законодательство, как можно тельного регулирования, претерпевающая по-заметить, на сегодняшний день одна из ди- стоянные изменения и усовершенствования. намично развивающихся отраслей законода- В настоящее время проблемы раскрытия по-

© Молькова В. А., 2021

182

Юридическая наука и практика

нятия содержания привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита стали наиболее актуальными в связи с существенным изменением законодательства в области таможенного права.

Говоря о содержании административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита, необходимо раскрыть суть самой процедуры таможенного транзита. Законодатель предлагает нам следующую трактовку данной процедуры: «Таможенная процедура таможенного транзита — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру» [1]. Из этого следует, что несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру может являться первым основанием для привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.

В связи с изменением таможенного законодательства и вступлением в силу нового Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) [2], порядок и сроки совершения таможенных операций претерпели некоторые изменения, а соответственно и ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Необходимо отметить, что несоблюдение процедуры таможенного транзита будет являться вторым признаком привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.

Привлечение к административной ответственности — это своего рода процесс право-реализации как материального рассмотрения нормы.

Таможенные органы являясь органами исполнительной власти, и осуществляющие функции по выявлению и пресечению административных правонарушений, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушения установленных законодательством таможенных правил. Они осуществляют производство по делам об административных правонарушениях по следующим статьям: части 3 статьи 16.1, статьям 16.2, 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, части 4 статьи 16.12, статьям 16.13—16.15, части 1 статьи 16.18 и по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ [3].

Содержание процедуры таможенного транзита и положения, регулирующие порядок ее применения, в настоящий момент определены главой 22 ТК ЕАЭС [1]. Несоблюдение данной процедуры по сути является объективной стороной административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ [3].

В перечисленных статьях непосредственным объектом анализируемых административных правонарушений выступают общественные отношения, возникшие в ходе осуществления процедуры таможенного транзита, а субъектом выступают физические и юридические лица. А точнее субъектом будут выступать перевозчики. Ими могут выступать обычные (не аккредитованные) транспортные компании, осуществляющие такого рода деятельность, либо таможенные перевозчики — аккредитованные транспортные компании, имеющие возможность осуществлять международные грузовые перевозки товаров без уплаты таможенных пошлин и соответственно включенные в Реестр таможенных перевозчиков. Для того чтобы транспортную компанию включили в Реестр таможенных перевозчиков, она должна соответствовать определенным условиям: иметь единое налогообложение, международные перевозки должны осуществляться не менее 2 лет, транспортные средства должны быть в собственности либо аренде (хозяйственном ведении, оперативном управлении) и допущены к грузоперевозкам, а также иметь обеспечение уплаты таможенных платежей не менее 200 000 тыс. Евро» [1]. Есть, конечно, и другие условия, в соответствии со статьей 407 ТК ЕАЭС: наличие разрешительного документа на такую деятельность (при необходимости в соответствии с законодательством государств-членов), отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин и иные условия.

Руководствуясь главой 4 КоАП РФ, таможенные органы реализуют свои полномочия посредством избирания меры наказания субъекту правонарушения [4, с. 625]. Данная процедура подразумевает под собой вынесение процессуального документа, на основании которого обвиняемому лицу назначается административное наказание. Уполномоченное на это должностное лицо в соответствии с законодательством выносит постановление по делу об административном правонарушении.

Такая часто используемая мера наказания, как предупреждение применима, в частности, к

рассматриваемым статьям 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ. Такого рода вид административного наказания, как предупреждение выносится в случае, если правонарушение было совершено впервые «при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба» [3]. Такого рода подход способствует выявлению нарушителей, намеренно и систематически не исполняющих требования процедуры таможенного транзита, повышению уровня социальной ответственности участников ВЭД, а также способствует снижению нагрузки на административный аппарат в целом.

Нельзя забывать, что административно-правовое регулирование в исследуемой процедуре имеет свои нюансы. Это основано на том, что деятельность в сфере таможенного дела по своей сути относится к предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также предполагает взаимодействие с таможенными органами для достижения данной цели, значительная ее часть урегулирована нормами таможенного законодательства [5]. Соответственно административно-правовое регулирование исполнено следующими элементами системы:

— законом предусмотрен перечень категорий лиц, имеющих право осуществлять деятельность в сфере таможенного дела;

— включение юридического лица в специальные реестры, о которых упоминалось выше.

Указанное выступает неотъемлемым элементом административно-правового регулирования деятельности в рассматриваемом вопросе.

Для полного понимания картины отметим, что данный механизм реализации мер административной ответственности за несоблюдение установленного порядка транзита представляет собой обособленную систему правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование соответствующих юрисдикцион-ных отношений [6, с. 21]. Он будет проявляться в нормах национального и наднационального законодательства в области таможенного дела.

Исходя из содержания привлечения к административной ответственности, адми-

нистративная ответственность за нарушение порядка таможенного транзита является видом юридической ответственности, предусматривающей, в соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность должностных лиц таможенных органов по осуществлению таможенного контроля путем привлечения к ответственности перевозчиков за правонарушения, предусмотренные статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ, определяющими административную ответственность в виде штрафа или предупреждения.

Примечания

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.03.2021).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32. Ч. I, ст. 5082.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021). Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 06.04.2021).

4. Тимонина М. Г Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 625— 628. URL: https://moluch.ru/archive/102/23259/ (дата обращения: 02.02.2021).

5. Костик К. И. Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 13.1. С. 35—37.

6. Воронцова А. А. Административная ответственность. URL: https://ic-iskra.ru/news/1763-administrativnaya-otvetstvennos (дата обращения: 19.03.2021).

References

1. Customs code of the Eurasian economic union of 11.04.2017 (Appendix no. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic union). Official Website of the Eurasian economic union. URL: http:// www.eaeunion.org/ (accessed 20.03.2021). (In Russ.)

2. On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: federal law no. 289-FZ of 03.08.2018. Collection of legislative acts of the RF, 2018, no. 32, part I, art. 5082. (In Russ.)

Г84

Юридическая наука и практика

3. The Code of the Russian Federation on administrative offenses of 30.12.2001 no. 195-FZ (ed. of 05.04.2021). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 06.04.2021). (In Russ.)

4. Timonina M. G. The concept of administrative jurisdiction of customs authorities of the Russian Federation. Young scientist, 2015, no. 22 (102), pp. 625—628. URL: https://moluch.ru/archive/102/23259/ (accessed 02.02.2021). (In Russ.)

5. Kostik K. I. The content and essence of administrative and legal regulation of activities in the field of customs in the Russian Federation in the conditions of the functioning of the EAEU. Young scientist, 2017, no. 13.1, pp. 35—37. (In Russ.)

6. Vorontsova A. A. Administrative responsibility. URL: https://ic-iskra.ru/news/1763-adminis-trativnaya-otvetstvennos (accessed 19.03.2021). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.