правоохранительная деятельность
law enforcement activity
Е. И. Сидоров
административная ответственность за несоблюдение запретов и ограничений во внешней торговле товарами в рамках евразийского экономического союза
Статья посвящена проблемам квалификации, анализу особенностей юридической ответственности по административным правонарушениям, связанным с несоблюдением запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров в рамках Евразийского экономического союза. Автор исследует правовые основы, юридический состав указанных административных правонарушений, их основные виды и особенности, а также порядок процессуального оформления и пути совершенствования правоприменительной практики по данному направлению.
Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; таможенные органы; запреты и ограничения; административные наказания; правоохранительная деятельность; юридический состав; особенности.
The article is devoted to qualification problems, analysis of the features of legal responsibility for administrative offenses connected with the failure to comply with prohibitions and restrictions on import and export of goods in the framework of the Eurasian Economic Union. The author examines the legal bases, the legal structure of the specified administrative offenses, their main types and features as well as the process of registration and ways to improve law enforcement practice in this area.
Keywords: the Customs Code of the Eurasian Economic Union; the Code of the Russian Federation on administrative offenses; customs authorities; prohibitions and restrictions; administrative penalties; law enforcement activity; legal structure; features.
В международных отношениях цель любого государства - обеспечение его экономической безопасности и защиты национальных интересов. Одним из инструментов стабилизации внешнеторговой деятельности являются запреты и ограничения во внешней торговле товарами [1]. В настоящее время в связи с созданием и функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как органа исполнительной власти остается значительной. Должностные лица таможенных органов в своей
E. I. Sidorov
administrative responsibility for failure to comply with prohibitions and restrictions in foreign trade in the framework of the Eurasian economic union
деятельности осуществляют ряд функций, в том числе по защите экономической безопасности страны. В связи с этим одним из важнейших направлений их деятельности продолжает оставаться правоохранительная функция.
Основным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством стран - членов Союза [2].
Наряду с этим, в ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации (РФ) к компетенции таможенных органов, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) [3].
Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных дел остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ правоприменительной практики ФТС России, за 2015 г. возбуждено 85 523 дела, за 2016 г. - 80 355 дел, за 2017 г. -119 327 дел [4].
В настоящее время в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), действующей в редакции от 06.12.2011 № 409-ФЗ, с изменениями и дополнениями, установленными Федеральным законом от 23.06.2016 № 207-ФЗ, содержится 24 статьи и 42 состава правонарушения.
По статье 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации» таможенными органами России возбуждается наибольшее количество дел, что является закономерностью в связи с санкциями и ограничениями, введенными против России. Например, в 2015 г. по данной статье возбуждено 13 565 дел (15,8%) от общего количества дел; в 2016 г. - 13 753 дела (17,1%); в 2017 г. - 15 581 дело (13,1%).
Автор разделяет мнение О. Ю. Бакаевой о том, что «в области таможенного дела одним из наиболее действенных инструментов государственного регулирования внешней торговли товарами являются запреты и ограничения. Ни одно государство в мире не может самоустраниться от вмешательства в процессы ввоза и вывоза товаров, в противном случае через границу могут перемещаться товары, изъятые из свободного оборота (оружие, наркотики, ядовитые вещества, радиоактивные предметы и пр.)» [5].
Необходимо отметить, что диспозицией анализируемой статьи является несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Россию и (или) вывоз товаров с таможенной
Е. И. Сидоров
территории ЕАЭС или из России, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ [6].
При этом санкции вышеуказанной статьи состоят из административного штрафа, взимаемого с граждан в размере от 1 000 до 2 500 руб. с конфискацией товаров и транспортных средств, которые являются предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения; наряду с этим, на должностных лиц налагается административный штраф от 5 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц - административный штраф от 50 000 до 300 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, либо без таковой, либо конфискация предметов административного правонарушения. Это свидетельствует о высокой общественной опасности указанных административных правонарушений.
Необходимо констатировать, что в соответствии со ст. 6 ТК ЕАЭС в отношении товаров при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.
Статья 7 ТК ЕАЭС определяет следующее: «Товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение санитарных, ветеринарно-са-нитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора)».
Законодательство также определяет меры нетарифного регулирования при торговле с третьим странами, к которым относит:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
В настоящее время запретами и ограничениями являются:
- меры нетарифного регулирования;
- меры технического регулирования;
- меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения;
- санитарные, ветеринарно-санитарные карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Следует отметить, что объектом административных правонарушений, предусмотренным по ст. 16.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС или в РФ и (или) вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС или из РФ с соблюдением предусмотренных запретов и ограничений.
Объективная сторона указанного состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием),
которое выражается в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в РФ и (или) вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС или из РФ.
По статье 16.3 КоАП РФ субъектом является лицо, привлекаемое к ответственности, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является декларант и (или) перевозчик, в том числе физическое лицо при перемещении им через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств для личного пользования.
Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умышленной формой вины, так и по неосторожности (в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ).
Основная форма производства по делам, предусмотренным ст. 16.3 КоАП РФ, - административное расследование, так как составы статьи предусматривают значительные временные затраты, связанные с проведением экспертиз, запросами и иными процессуальными действиями. Для проведения административного расследования должностными лицами таможенных органов выносится определение.
В определении помимо сведений, указанных в ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, должны быть отражены: дата, место, время, способ совершения правонарушения, обстоятельства совершения и обнаружения административного правонарушения, доказательства совершения правонарушения, что является основанием для неприменения запретов и (или) ограничений (носящих или не носящих экономического характера), установленных в соответствии с законодательством ЕАЭС и национальным законодательством, положениями нормативных правовых актов, устанавливающих данные запреты и (или) ограничения, излагается суть нарушения, какие конкретно процессуальные действия необходимо выполнить, предполагаемые сроки их выполнения.
Следовательно, обстоятельствами, подлежащими выяснению по данным делам, являются:
- наличие события административного правонарушения;
- установление лица, совершившего противоправное деяние, за которое ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность;
- виновность лица в совершении правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного противоправными действиями;
- обстоятельства, которые исключают производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);
- иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного и законного разрешения дела, а также причины и условия его совершения.
Наряду с этим, по делам, возбужденным по ст. 16.3 КоАП РФ, необходимо:
- выяснить, какие запреты и (или) ограничения применяются в отношении товаров и транспортных средств;
- определить, какими нормативными актами установлены запреты и (или) ограничения и в чем выразилось их нарушение;
- идентифицировать товар, в отношении которого применяются запреты и (или) ограничения;
Е. и. сидоров
- выявить предпринятые лицом меры по выполнению обязанностей, введенных данными актами.
Однако по данным правонарушениям необходимо доказать, что ввоз (вывоз) товаров на (с) таможенную(ой) территорию(и) ЕАЭС и (или) РФ осуществлен с несоблюдением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений, как не носящих, так и носящих экономический характер.
В ходе производства по таким делам, по мнению автора, необходимо:
- произвести изъятие таможенных, транспортных и коммерческих документов, представленных при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров или при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, на временное хранение или их декларирование; составить протокол изъятия с соблюдением требований ст. 27.10 КоАП РФ с подробным описанием идентификационных признаков изымаемых документов. С согласия должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, к материалам дела могут быть приобщены надлежащим образом заверенные декларации на товары вместе с приложенными к ним документами, в которых содержатся признаки внесения недостоверных сведений;
- приобщить к материалам дела копии нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие запреты и ограничения, которые были нарушены лицом;
- в связи с возможным принятием по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, решения о конфискации произвести изъятие товаров, являющихся предметом административного правонарушения, о чем составить протокол в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ;
- в протоколе изъятия подробно описать идентификационные признаки изымаемого предмета (тип, цвет, размер, марка, модель и т. д.);
- в соответствии со ст. 27.11 КоАП РФ провести оценку предмета административного правонарушения путем применения государственных регулируемых цен или экспертного исследования. При выборе экспертного учреждения или эксперта следует руководствоваться положениями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
- в случае невозможности изъятия товара необходимо наложить на него арест в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ и составить протокол об аресте;
- в целях идентификации товаров, установления принадлежности товаров к запрещенным или ограниченным к ввозу (вывозу) на (с) таможенную(ой) территорию(и) ЕАЭС возможно взятие проб и образцов в соответствии со ст. 26.5 КоАП РФ и составление протокола об их изъятии в порядке ст. 27.10 КоАП РФ. В порядке ст. 26.4 КоАП РФ выносится определение о назначении идентификационной экспертизы. До направления определения для исполнения необходимо ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу. Полученное заключение оценивается в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ и приобщается к материалам дела.
Особенностями правонарушений, предусмотренных ст. 16.3 КоАП РФ, являются следующие:
- законодательство состоит из КоАП РФ и отдельных норм таможенного законодательства ЕАЭС, например ТК ЕАЭС, Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 [7];
- объект посягательства заключается в установлении ТК ЕАЭС, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами порядка осуществления внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, услуг, соблюдением установленных законодательством запретов и ограничений;
- правонарушения по ст. 16.3 КоАП РФ составляют контрабандообразующие составы в области таможенного дела и наносят значительный ущерб экономическим интересам РФ;
- их реализация проводится только в рамках административно-юрисдикцион-ной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов;
- ограничение в ряде случаев прав и имущественных интересов физических и юридических лиц только в случаях, прямо предусмотренных законом;
- по данной статье к ответственности привлекаются как физические, так и должностные и юридические лица;
- основными административными наказаниями по данной статье являются административный штраф и конфискация товаров и транспортных средств;
- в соответствии с примечанием 1 ст. 16.1 КоАП РФ за данное нарушение таможенных правил лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (по общему правилу, как должностные лица);
- постановление по данным делам таможенного законодательства в рамках ЕАЭС или законодательства РФ о таможенном деле может быть вынесено в течение двух лет со дня совершения (ст. 4.5 КоАП РФ);
- таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2-16.24, 19.7.13 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов вправе:
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
- руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
- начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
- начальники таможен, их заместители;
- начальники таможенных постов, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
- иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1, ст. 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, ч. 4 ст. 16.12, ст. 16.13-16.15, ч. 1 ст. 16.18, ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, совершенных физическими лицами, в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.
Таким образом, рассмотрев правовые основы, юридический состав и особенности нарушений таможенных правил, связанных с запретами и ограничениями
Е. И. Сидоров
в таможенном деле, можно определить основные направления совершенствования составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.3 КоАП РФ:
- необходима модернизация гл. 16 КоАП РФ по данному вопросу в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС;
- целесообразным представляется усиление административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 16.3 КоАП РФ, - наложение административного штрафа на граждан до 5 000 руб., на должностных лиц - до 50 000 руб., на юридических лиц до 500 000 руб.;
- следует совершенствовать и оптимизировать ведомственные нормативные правовые акты по вопросам привлечения к ответственности и квалификации административных деликтов за несоблюдение запретов и ограничений в таможенном деле.
Использованные источники
1. Цораева В. О. Таможенные запреты и ограничения во внешнеторговой деятельности // Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). 221 с.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org.
3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
4. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (данные за 2015-2017 гг.).
5. Бакаева О. Ю. Влияние запретов и ограничений в области таможенного дела на внешнеторговую деятельность бизнес-структур // Бизнес и стратегии. 2017. № 2 (07).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».