Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА'

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА / ЮРИСДИКЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / КВАЛИФИКАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молькова Виктория Александровна

В статье анализируются современные взгляды на регулирование правоотношений в сфере процедур таможенного транзита. Автор уделяет особое внимание содержанию данного понятия, его правовым аспектам и составам статей, которые предполагают административную ответственность за соблюдение процедуры таможенного транзита. Раскрываются все стороны правонарушений, их объект и субъект, объектная и субъектная сторона. В статье детально и пошагово рассматривается механизм право-реализации административной ответственности. Автор изучает юрисдикцию таможенных органов в отношении рассмотрения административных дел о привлечении к ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита; описывает, как происходит квалификация административных проступков должностными лицами таможенных органов, а также говорит о самой реализации административного наказания за несоблюдение порядка таможенной процедуры таможенного транзита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молькова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF MECHANISM OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH PROCEDURE OF CUSTOMS TRANSIT

The article analyzes modern views on regulation of legal relations in the field of customs transit procedures. The author pays special attention to the content of this concept, its legal aspects, and the composition of articles that assume administrative responsibility for compliance with the customs transit procedure. All parties of offenses, their object and subject sides are detected. The article examines in detail and step-by-step the mechanism of legal realization of administrative responsibility. The author studies the jurisdiction of customs authorities in relation to the consideration of administrative cases on bringing to justice for non-compliance with customs transit procedure; describes how administrative offenses are qualified by customs officials, and also talks about the implementation of administrative penalties for non-compliance with customs procedure of customs transit.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 6. С. 80-83. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 6. P. 80-83.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.12

Характеристика механизма административной ответственности за несоблюдение порядка процедуры таможенного транзита

Виктория Александровна Молькова

Российская таможенная академия, Московская область, Люберцы, Россия, molkkova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3526-106X

Аннотация. В статье анализируются современные взгляды на регулирование правоотношений в сфере процедур таможенного транзита. Автор уделяет особое внимание содержанию данного понятия, его правовым аспектам и составам статей, которые предполагают административную ответственность за соблюдение процедуры таможенного транзита. Раскрываются все стороны правонарушений, их объект и субъект, объектная и субъектная сторона. В статье детально и пошагово рассматривается механизм право-реализации административной ответственности. Автор изучает юрисдикцию таможенных органов в отношении рассмотрения административных дел о привлечении к ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита; описывает, как происходит квалификация административных проступков должностными лицами таможенных органов, а также говорит о самой реализации административного наказания за несоблюдение порядка таможенной процедуры таможенного транзита.

Ключевые слова: правоприменение, реализация норм права, юрисдикция таможенных органов, квалификация, административные наказания

Для цитирования: Молькова В.А. Характеристика механизма административной ответственности за несоблюдение порядка процедуры таможенного транзита // Теория и практика общественного развития. 2021. № 6. С. 80-83. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.12

Original article

Characteristics of mechanism of administrative responsibility for non-compliance with procedure of customs transit

Viktoria A. Molkova

PhD Student, Russian Customs Academy, Moscow Region, Lyubertsy, Russia, molkkova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3526-106X

Abstract. The article analyzes modern views on regulation of legal relations in the field of customs transit procedures. The author pays special attention to the content of this concept, its legal aspects, and the composition of articles that assume administrative responsibility for compliance with the customs transit procedure. All parties of offenses, their object and subject sides are detected. The article examines in detail and step-by-step the mechanism of legal realization of administrative responsibility. The author studies the jurisdiction of customs authorities in relation to the consideration of administrative cases on bringing to justice for non-compliance with customs transit procedure; describes how administrative offenses are qualified by customs officials, and also talks about the implementation of administrative penalties for non-compliance with customs procedure of customs transit.

Keywords: law enforcement, implementation of legal norms, jurisdiction of customs authorities, qualification, administrative penalties

For citation: Molkova V.A. Characteristics of mechanism of administrative responsibility for non-compliance with procedure of customs transit // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 6. P. 80-83. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.12

В современных реалиях правореализацией является способ осуществления правом своего истинного, первоначального направления деятельности - «служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение» [1] в связи с тем, что для нормализации общественной жизни будет мало использования негосударственных (либо моральных) регуляторов.

Одной из форм правореализации выступает правоприменение, которое мы рассматриваем в качестве наиболее универсального метода приложения норм административного права в рамках юридических форм осуществления государственной деятельности. Правоприменительную деятельность, в соответствии с буквой закона, непосредственно имеют право осуществлять те

органы государственной власти, которые в пределах своей юрисдикции обеспечивают «властную реализацию норм права» [2, с. 108], коими, как известно, выступают таможенные органы.

Юрисдикция - установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям [3].

В основе административной юрисдикции лежат конфликты, возникшие между субъектами общественных отношений, то есть споры административно-правового характера. Они могут инициироваться таможенным органом, физическим лицом или различными субъектами управления*.

В целом таможенные органы в кругу своих полномочий используют все возможные методы и средства для охраны материального и культурного достояния народа, а также имущества всех, кто связан с внешнеэкономической деятельностью. Результат такой деятельности, по мнению В.Н. Кудрявцева [4], выражается в предупреждении рецидива правонарушения и в общем профилактическом воздействии на других неустойчивых членов общества.

Административная юрисдикция таможенных органов - это сфера такой государственной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов, которая осуществляется во внесудебном порядке на базе использования административно-процессуальной нормы. Это делается для того, чтобы оперативно разрешать административно-правовые конфликты и применять к виновникам соответствующие меры воздействия.

Особое значение для применения мер административной ответственности, а соответственно, и механизма правореализации, имеют теоретические аспекты правовой квалификации административных правонарушений.

Квалифицировать административное правонарушение - значит установить определенную связь (иными словами, обнаружить соответствие признаков) между двумя его признаками: как административного правонарушения и как самого деяния, нарушившего предписанную норму статьи КоАП РФ. Осуществлять этот процесс можно практически на любой стадии производства по делам об АП, кроме исполнения постановления [5, с. 625], и далее по результатам соответствия признаков должностное лицо таможенного органа выносит правовую оценку совершенному противоправному действию.

Исследуемый вопрос привлечения к административной ответственности за несоблюдение порядка таможенного транзита регулируется следующими статьями КоАП РФ: статьей 16.6 «Непринятие перевозчиком мер при аварии либо действии непреодолимой силы»; статьей 16.10 «Несоблюдение порядка таможенного транзита»; статьей 16.11 «Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации»; статьей 16.13 «Совершение грузовых и иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем» [6].

Разберем названные составы исследуемых правонарушений более подробно. Объектом в них можно назвать определенный порядок таможенного оформления либо контроля товаров, которые в тот момент были задекларированы с использованием процедуры таможенного транзита. Предметом в этих составах являются сами транспортные средства, предназначенные для международной перевозки, при помощи которых происходит доставка таких транзитных товаров, идущих в зону таможенного контроля (по заранее назначенному маршруту и в соответствии со сроками прибытия транспортного средства) [7]. Объективная сторона правонарушений, если применить обобщение, заключается в противоправном действии либо бездействии самого перевозчика, итог которого выражается в нарушении требований законодательства таможенных органов.

Для полноты картины составов правонарушений отметим, что здесь выступает субъектом рассматриваемых правонарушений, а что будет определять их субъективную сторону. Субъектом являются юридические и физические лица, которые осуществляют деятельность по перевозке и декларированию товаров и транспортных средств, в отношении которых организована процедура таможенного транзита [8]. Субъективная сторона выражается в самом факте осуществления действий как с товарами, так и со средствами международной перевозки в случае неуведомления об этом таможенных органов или при отсутствии разрешительных документов на подконтрольные товары. Вина выражается в форме умысла или неосторожности (за исключением случая установки факта невыполнения перевозчиком обязательств в связи с отсутствием действительных возможностей к их исполнению).

* Административный порядок разрешения административно-правовых споров является внесудебной процессуальной формой устранения разногласий между сторонами спора посредством вынесения юридически обязательного решения, которое принудительно определяет права и обязанности в спорном материальном правоотношении и (или) отменяет (оставляет в силе) оспариваемый административный акт.

Итак, после того как должностное лицо таможни правильно осуществило квалификацию административного проступка и на основании имеющихся данных был определен полный состав правонарушения [9], можно переходить к следующей стадии - рассмотрению дела. В соответствии с кодексом об административных правонарушениях виновному лицу определяется административное наказание.

Что мы понимаем под этим общеизвестным, казалось бы, понятием? Законодатель предлагает нам следующее определение: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами» [10]. Следует подчеркнуть, что, преследуя цель предупредить правонарушения в дальнейшем, административное наказание направлено на нечто большее - на восстановление общественной справедливости социальных связей и отношений в обществе. Хоть это напрямую не говорится, но данный факт мы можем обнаружить посредством изучения статьи КоАП РФ о возмещении ущерба и компенсации морального вреда пострадавшей стороне [11, с. 6]. В ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ говорится о возможности судей при рассмотрении дела и назначении наказания виновному рассмотреть вопрос о том, чтобы он возместил и причиненный имущественный ущерб.

Для справки отметим, что на сегодняшний день за совершение административных проступков законодателем предусмотрены следующие виды административных наказаний: «предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы» [12] и еще некоторые другие.

Из всех применяемых на сегодняшний день видов административных наказаний за несоблюдение процедуры таможенного транзита предусмотрена ответственность только в виде административного штрафа либо предупреждения [13]. Кроме того, граждане могут привлекаться к административной ответственности за правонарушения, связанные с таможенным делом в соответствии с законодательством государства, на территории которого и произошло такое правонарушение.

Конечно, применяемое к субъекту наказание не должно иметь цели унижения наказываемого лица или же причинения ему физических неудобств, а также оно не должно наносить вред его «профессиональному статусу и репутации» [14].

В заключение отметим, что такое административное наказание имеет своего рода воспитательное значение. Субъект осознает необходимость соблюдения правопорядка, установленного законодательством, тем самым обеспечивается предупреждение совершения им новых противоправных деяний. Таким образом, административные санкции служат делу профилактики правонарушений.

Список источников

1. Юридический энциклопедический словарь / М. О. Буянова [и др.] ; отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2006. 810 с.

2. Теория юридического процесса / под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. 192 с.

3. Большой юридический словарь / В.А. Белов [и др.] ; под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2003. 703 с.

4. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 2017. 285 с.

5. Тимонина М.Г. Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 625-628.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 06.04.2021).

7. Воронцова А.А. Административная ответственность [Электронный ресурс] // Искра: информационный центр. URL: https://ic-iskra.ru/news/1763-administrativnaya-otvetstvennost (дата обращения: 19.03.2021).

8. Серков П.П. Административная ответственность : проблемы и пути совершенствования : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 351 с.

9. Шергин А.П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал МВД России. 2009. № 1 (5). С. 3-12.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ...

11. Большой юридический словарь ... С. 6.

12. Сафоненков П.Н. Меры правового регулирования пресечения угроз нарушения таможенного законодательства : монография. М., 2016. 148 с.

13. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц : монография. М., 2016. 192 с.

14. Серков П.П. Указ. соч.

Информация об авторе В.А. Молькова - аспирант кафедры административного и финансового права, Российская таможенная академия, Московская область, Люберцы, Россия.

Information about the author V.A. Molkova - PhD Student, Department of Administrative and Financial Law, Russian Customs Academy, Moscow Region, Lyubertsy, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.06.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 03.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.