А. С. Ловинюков, А. Н. Шашкина
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
Статья посвящена правовой характеристике и анализу особенностей административного правонарушения в области таможенного дела. Авторами определено содержание понятия «административное правонарушение в области таможенного дела», выделены его специфические признаки.
Ключевые слова: административное правонарушение; административное правонарушение в области таможенного дела; состав административного правонарушения; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; административное наказание; правовая квалификация.
В последние годы в России совершается значительное число административных правонарушений, посягающих на установленный законом порядок перемещения товаров через таможенную границу, совершения таможенных операций, осуществления деятельности в области таможенного дела, поэтому возрастает значение таможенных органов не только как органов исполнительной власти, участвующих в регулировании внешнеэкономических отношений государства, но и как правоохранительных и контролирующих органов [1]. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в 2015 г. таможенными органами возбуждено 85 523 дела об административных правонарушениях (в 2014 г. -80 385 дел), назначено наказаний по 80 614 делам об административных правонарушениях на общую сумму около 196 млрд. руб. (в 2014 г. - по 76 299 делам на сумму около 340 млрд. руб.) [2]. Совершаемые противоправные деяния наносят ощутимый вред общественным отношениям в сфере деятельности органов исполнительной власти и в определенных условиях представляют общественную опасность, причиняют ущерб как интересам личности и общества, так и государственным, включая экономическую безопасность. В связи с этим вопросы организации борьбы с административными правонарушениями, в том числе в области таможенного дела, являются весьма актуальными для системы правоохранительных органов [3]. В правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую значимость приобретают совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, правильная правовая квалификация административных правонарушений в области таможенного дела, а также привлечение виновных лиц к ответственности за их совершение.
В законодательстве определение термина «административное правонарушение» впервые было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23.10.1980 и впоследствии воспроизведено в КоАП РСФСР. Согласно ст. 10 административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность [4].
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [5]. Разделяем позицию А. П. Алехина и А. А. Кармолицкого о том, что в КоАП РФ термин «административное правонарушение» определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательства, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношение административной и уголовной ответственности [4]. По мнению О. М. Лкубы, под административным правонарушением понимается нарушение или неисполнение административно-правовых норм, устанавливающих определенные правила в различных отраслях управления и снабженных административной санкцией [6]. Однако, по нашему мнению, данное определение не отражает признаки административного правонарушения, его субъектный состав и нормативное закрепление.
Нельзя не согласиться с И. А. Галаганом, который под административным правонарушением понимает «общественно вредные действия или бездействия, нарушающие предписания административно-правовых норм, обеспеченных санкциями в виде конкретных наказаний, и регулируемые ими общественные отношения в сфере государственного управления, которые отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности, а потому и влекут за собой административную ответственность» [7]. Понятие «административное правонарушение» характеризует сущность нарушения общественных отношений в сфере государственного управления в целом, в то же время не учитывает особенности таможенных правоотношений, а также современный уровень развития экономической интеграции. Поэтому предлагаем под административным правонарушением в области таможенного дела понимать противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия физического или юридического лица, посягающее на установленный таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАэС) и законодательством РФ о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАэС, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Административная ответственность за нарушение таможенных правил определяется гл. 16 КоАП РФ. В состав административного правонарушения в области таможенного дела входят такие же элементы, как и в составы других правонарушений: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Особенности административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела были предметом изучения ряда ученых-административистов (Л. Л. хомякова, М. Ю. Карпеченкова, Е. И. Сидорова, П. Н. Сафоненкова, А. В. Зубача и др.). Комплексное изучение предмета исследования позволило выделить и систематизировать характерные признаки понятия «административное правонарушение в области таможенного дела»:
1. Административная ответственность за нарушение таможенных правил предусмотрена только КоАП РФ, тогда как за административные правонарушения в других сферах общественной жизни административная ответственность может быть установлена законами субъектов РФ. это обусловлено тем, что
в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится исключительно в ведении РФ.
2. Специфический объект административного правонарушения в области таможенного дела - общественные отношения в области таможенного дела (родовой объект). Непосредственный объект посягательств устанавливается каждой статьей (диспозицией статьи) Особенной части КоАП РФ [8]. Непосредственный объект правонарушения зависит от конкретно совершенного деяния и соответственно от того, санкцией какой статьи гл. 16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за него. Так, непосредственным объектом административного правонарушения в области таможенного дела могут быть общественные отношения:
- связанные с перемещением товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС (ст. 16.1, 16.3);
- связанные с порядком доставки и обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем (ст. 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13, 16.14);
- связанные с порядком совершения таможенных операций (ст. 16.2, 16.4, 16.7, 16.12, 16.14, 16.16, 16.17) и др.
Кроме того, для нарушений таможенных правил может быть характерна двойная противоправность [9], так как должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях не только при выявлении нарушений таможенного законодательства, но и при выявлении административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и оборудования для их изготовления (ст. 6.15, 6.16 КоАП РФ); правонарушений в области интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 7.12, 14.10 КоАП РФ); нарушений финансового и валютного законодательства (ст. 15.8, 15.9 КоАП РФ и др.); правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов (ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ и др.).
3. Наличие специальных субъектов - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В качестве лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за нарушения таможенных правил, в КоАП РФ установлены: физические лица, должностные лица, юридические лица. В отношении административной ответственности индивидуальных предпринимателей в примечании 1 ст. 16.1 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за административные правонарушения в области таможенного дела несут ответственность как юридические лица. Правовой статус участников ВЭД определяется таможенным законодательством ЕАэС и законодательством РФ о таможенном деле. Практически все составы гл. 16 КоАП РФ устанавливают ответственность именно для специальных субъектов - участников ВЭД (например, ст. 16.10 «Несоблюдение порядка таможенного транзита» предусматривает ответственность перевозчика за несоблюдение установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставки товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки).
4. Двусубъектность. К административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела может быть одновременно привлечено как физическое, так и юридическое лицо (следует подчеркнуть, что к уголовной
ответственности привлекаются только физические лица) [8]. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
5. В статье 3.2 КоАП РФ установлены виды административных наказаний, которые являются карательными санкциями за совершенное противоправное деяние. За совершение административного правонарушения в области таможенного дела санкции гл. 16 КоАП РФ предусматривают такие наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение и административный штраф могут применяться только в качестве основных административных наказаний, конфискация может быть назначена как основное, так и дополнительное наказание. При этом экономический характер правонарушений обусловливает преобладание материальных санкций за нарушения таможенных правил.
6. Подведомственность дел об административных правонарушениях в области таможенного дела определяется гл. 23 КоАП РФ, в соответствии с которой дела о нарушении таможенных правил могут рассматриваться:
- судьями (ч. 2 ст. 16.1);
- судьями в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 1, 3 ст. 16.1, ст. 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, 16.16, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1-3 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, 16.21, ч. 2 ст. 16.24);
- таможенными органами (ст. 11.27, 11.29, ч. 1-6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ч. 1, 3 ст. 16.1, ст. 16.2-16.24).
В КоАП РФ также определен круг должностных лиц таможенных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области таможенного дела. К ним относятся:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
2) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
3) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
4) начальники таможен, их заместители;
5) начальники таможенных постов, их заместители (дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами);
6) иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1, 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, ч. 4 ст. 16.12, 16.13-16.15, ч. 1 ст. 16.18, ч. 3 ст. 16.19, если эти правонарушения совершены физическими лицами и в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ [5].
Таким образом, административное правонарушение в области таможенного дела обладает как общими признаками, присущими любому административному
правонарушению, так и специфическими признаками, которые обусловлены особенностями объекта, субъектов и других элементов состава нарушения таможенных правил, а также видами административных наказаний, применяемых к виновным лицам. Кроме того, КоАП РФ установлены субъекты административной юрисдикции, в подведомственность которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Использованные источники
1. Ким Н. И. Совершенствование правового регулирования назначения административных наказаний в области таможенного дела: дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2014. 185 с.
2. Федеральная таможенная служба в 2015 году: сборник [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/.
3. Сидоров Е. И., Хомяков Л. Л. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 112 с.
4. Административное право России: учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2013. 52 с.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
6. Якуба О. М. Административная ответственность. М.: Юридическая литература, 1972. 152 с.
7. Богданов А. В., Богородицкий И. Б., Российский Б. В. Административное право. М.: НОРМА, 2003. 352 с.
8. Хомяков Л. Л., Карпеченков М. Ю, Сидоров Е. И. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие. СПб.: ГИОРД, 2014. 156 с.
9. Никитин А. С. Административное правонарушение: сущность противоправности: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2010. 166 с.