ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Н. М. Кожуханов
СИСТЕМА НАКАЗАНИИ
за административные правонарушения
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В статье анализируются санкции статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые регулируют наказания за совершение правонарушений в области таможенного дела. Автором выявляются тенденции, существующие в предмете исследования, определяется направление развития системы наказаний за административные правонарушения в этой области.
Ключевые слова: наказание; правонарушение; система; таможенное дело; особенности; Российская Федерация.
Система наказаний за правонарушения динамична; ее изменения обусловлены спецификой функционирования социально-экономической, политической и других сфер общественных отношений. В настоящее время в Российской Федерации (РФ) данная система переживает период либерализации. Особенно это касается нарушений, совершаемых юридическими лицами, когда приоритетными оказываются такие меры воздействия на правонарушителя, которые в минимальной степени ущемляют его права и свободы, декларируемые в Конституции РФ. Для системы наказаний за административные правонарушения в целом и подсистемы наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела в частности также характерны указанные тенденции. Вместе с тем изучение статистических данных Федеральной таможенной службы (ФТС России) показывает, что количество дел об административных правонарушениях, в которых на правонарушителя наложена та или иная санкция, возрастает, т. е. цели общей и частной превенции достигаются не в полной мере. Если в 2015 г. наказания были вынесены более чем по 80 600 делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, то годом ранее этот показатель был 76 299 дел, а взыскиваемые с нарушителей суммы сократились в 2015 г. почти вдвое [1]. При существующем либеральном подходе государство недополучило взыскиваемых санкций на 144 млрд. руб.
Рассмотрим систему наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела подробнее. Согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) «административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так
Н. М. Кожуханов
и другими лицами» [2]. Административные наказания по своей юридической природе есть разновидности мер государственного принуждения, санкции, носящие карательный характер за совершенное административное правонарушение. Они обособляются от других мер административного принуждения посредством специфических целей и применяются в административно-процессуальном порядке.
«Система административных наказаний относится к сложным целенаправленным системам, позволяющим установить иерархию целей, и служит средством достижения конкретных или более общих целей превенции правонарушений в конкретных областях общественных отношений» [3, с. 39]. Статья 3.2 КоАП РФ определяет виды административных наказаний. Так, «за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения» [2].
Данная система административных наказаний включает различные по характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так и любые другие юридически значимые условия и обстоятельства совершенного административного правонарушения [4, с. 165]. Административные наказания применяются за нарушение норм не только собственно административного, но и финансового, налогового, таможенного, информационного, экологического и других отраслей российского права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанно-сти, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения [5, с. 630].
Административным правонарушением в области таможенного дела признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, субъекта таможенной деятельности, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таможенная деятельность в современных условиях представляет собой сложный процесс, в который вовлечены не только таможенные органы, но и другие субъекты (юридические и физические лица), участвующие в таможенных правоотношениях [6]. Основу таможенных правоотношений составляет таможенное право - самостоятельная отрасль российского права, которая регулирует
общественные отношения, связанные с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем1 [7].
Критерием классификации юридических и физических лиц как субъектов таможенных правоотношений служит цель деятельности. На основе данного критерия классификации нами выделяются три группы субъектов:
- участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством, а также физические лица (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством), некоммерческие организации и т. д.;
- лица, оказывающие посреднические услуги участникам ВЭД, - перевозчик, таможенный представитель, оператор почтовой связи, владелец склада временного хранения и т. д.;
- физические лица, пересекающие таможенную границу ЕАЭС, - граждане РФ (государств - членов ЕАЭС) или иностранные граждане, которые в личных целях перемещают товары и денежные средства через таможенную границу ЕАЭС. Данные группы субъектов могут быть физическими лицами, имеющими гражданство РФ (государств - членов ЕАЭС) или иностранное подданство [6].
Рассмотренные субъекты таможенных правоотношений в случае нарушения таможенных правил могут являться правонарушителями, число которых, как уже отмечалось, год от года увеличивается.
Из десяти установленных видов административных наказаний в статьях гл. 16 КоАП РФ предусмотрены в качестве карательных санкций предупреждение;
административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета адми-
2
нистративного правонарушения .
Определим, какие изменения претерпела система наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела после вступления в силу редакции КоАП РФ от 23.06.2016. Прежде всего следует отметить, что к семи ранее существующим составам административных правонарушений в качестве санкции добавилось такое наказание, как предупреждение (табл. 1).
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ под предупреждением понимается «мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме» [2]. Особенностью применения такого вида наказания за нарушение таможенных правил является то, что оно может устанавливаться лишь за впервые совершенные противоправные деяния. При этом сотрудник таможенного органа, ведущий административное расследование, для того чтобы вынести предупреждение, должен установить отсутствие в действиях правонарушителя ряда фактов:
- причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства;
1 Учитывая, что таможенной границей РФ в настоящее время является таможенная граница государств -членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и сама Россия входит в межгосударственное интеграционное таможенно-экономическое объединение ЕАЭС.
2 Также применяется административное приостановление деятельности.
50 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2017
- создания угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- имущественного ущерба.
Таблица 1
Наказание - предупреждение
До изменений от 23.06.2016 После изменений от 23.06.2016
Часть 3 ст. 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Часть 2 ст. 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Части 3, 5 ст. 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 3); влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 5). влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 3); влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 5).
- 51
вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2017
Окончание таблицы 1
До изменений от 23.06.2016 После изменений от 23.06.2016
Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Часть 3 ст. 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Такой вид наказания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения за нарушение таможенных правил, изменений в последней редакции административного законодательства не претерпел. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения есть принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.
Нами установлено, что в трех составах изменилась кратность нижней планки выносимого наказания для юридических лиц, совершивших административные правонарушения в области таможенного дела, а в четырех составах понизился нижний уровень планки минимальной санкции в отношении юридических лиц (табл. 2).
Таблица 2
Наказание - административный штраф
До изменений от 23.06.2016 После изменений от 23.06.2016
Часть 3 ст. 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Примечание 4. Отсутствует. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц -от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Продолжение таблицы 2
До изменений от 23.06.2016 После изменений от 23.06.2016
Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Части 3, 5 ст. 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 3); влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 5). влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц -от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 3); влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 5).
Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Части 2, 3 ст. 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (ч. 2); влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (ч. 3). влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (ч. 2); влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (ч. 3).
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2017
Окончание таблицы 2
До изменений от 23.06.2016 После изменений от 23.06.2016
Часть 1 ст. 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами (ранее редакция названия «Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами»)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 3.5 КоАП РФ под административным штрафом понимается денежное взыскание, выраженное в рублях и установленное для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей (в отдельных случаях, предусмотренных законом, может быть больше) или может выражаться в величине, кратной:
- стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
- сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;
- иным суммам или стоимости, предусмотренным КоАП РФ [2].
К существенной новации системы наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела также следует отнести примечание 4 к ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Теперь в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом ЕАЭС, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подп. 1-3 п. 2 примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ [2]. Законодатель предусматривает ситуации, в которых лицо, нарушившее таможенные правила, не несет фактической ответственности.
Н. М. Кожуханов
Одной из причин смягчения наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела является создание положительного инвестиционного климата. Однако реализация данной цели на практике оборачивается тем, что создается препятствие в достижении других целевых установок. Например, согласно ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одним из основных критериев оценки работы таможенных органов является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям. Следовательно, при увеличении количества совершенных административных правонарушений нельзя однозначно говорить о повышении эффективности деятельности таможенных органов в данном направлении. На наш взгляд, следует ужесточать, а не смягчать наказания за административные правонарушения в области таможенного дела.
Таким образом, система наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела продолжает претерпевать изменения. Следует отметить, что в целом подход законодателя в данном направлении ясен и логичен, реализуется в рамках общей тенденции либерализации системы административных наказаний. Однако, как показывают данные статистики ФТС России, смягчение наказаний негативно сказывается на реализации целей, стоящих перед системой наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела. Правоприменитель, реализуя имеющиеся карательные меры воздействия на правонарушителя, не достигает в полной мере существующих целей наказания, и число нарушений таможенных правил увеличивается. Выявленная проблема требует внимания со стороны законодателя. По нашему мнению, необходим более дифференцированный подход к наказаниям за административные правонарушения в области таможенного дела, отличающийся от наметившихся общих тенденций по смягчению административного наказания.
Использованные источники
1. Федеральная таможенная служба в 2015 году: сборник [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
3. Хомяков Л. Л., Карпеченков М. Ю, Сидоров Е. И. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.
4. Конин Н. М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 445 с.
5. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 926 с.
6. Кожуханов Н. М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 26-31.
7. Кожуханов Н. М. Отраслевая принадлежность таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 52-61.