Научная статья на тему 'Статистический анализ дел об административных правонарушениях в области таможенного дела за 2010–2011 годы (на примере таможен СЗТУ)'

Статистический анализ дел об административных правонарушениях в области таможенного дела за 2010–2011 годы (на примере таможен СЗТУ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ / РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУР / ADMINISTRATIVE OFFENSE / STRUCTURES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / DYNAMICS OF STRUCTURE / DIFFERENCES OF STRUCTURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньшиков Данила Михайлович, Михайлова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с построением структур административных правонарушений по таможням СЗТУ, субъектам административной ответственности, статьям КоАП и изучением различий этих структур в 2010 и 2011 годах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меньшиков Данила Михайлович, Михайлова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF CASES OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS IN CUSTOMS BUSINESS FOR YEARS 2010–2011 (BASED ON EXAMPLE OF SZTU)

The article deals with the issues related to the construction of the structures of administrative offenses by the customs of North-Western Customs Administration, the subjects of administrative responsibility, the articles of the Administrative Offences Code of the Russian Federation and with study of differences of these structures in 2010 and 2011

Текст научной работы на тему «Статистический анализ дел об административных правонарушениях в области таможенного дела за 2010–2011 годы (на примере таможен СЗТУ)»

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ЗА 2010-2011 ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕН СЗТУ)

Меньшиков Д.М.

Михайлова Т.М.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с построением структур административных правонарушений по таможням СЗТУ, субъектам административной ответственности, статьям КоАП и изучением различий этих структур в 2010 и 2011 годах

The article deals with the issues related to the construction of the structures ofadministrative offenses by the customs of North-Western Customs Administration, the subjects of administrative responsibility, the articles of the Administrative Offences Code of the Russian Federation and with study of differences of these structures in 2010 and 2011

Ключевые слова: административное правонарушение; структура административных правонарушений; динамика структуры; различия структур

Keywords: administrative offense; structures of administrative offenses; dynamics of structure; differences of structures

Административным правонарушением (АП) признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В 2011 году общее количество дел об АП, возбужденных таможенными органами СЗТУ, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 14,5 % и составило 13180 дел (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о возбужденных делах об АП по таможням СЗТУ

Таможня Количество возбужденных дел об АП Динамика (рост, снижение в %) 201(0-2011 гг.

2010 2011

Архангельская 422 413 -2,1

Балтийская 1948 2109 +8,3

Вологодская 494 499 +1,1

Выборгская 2324 2742 +18

Карельская 869 1407 +62

Кингисеппская 726 805 +10,9

Продолжение таблицы 1

Таможня Количество возбужденных дел об АП Динамика (рост, снижение в %) 201(0-2011 гг.

2010 2011

Мурманская 713 819 +14,9

Новгородская 233 253 +8,6

Псковская 1221 1313 +7,5

Пулковская 587 652 +11,1

С.-Петербургская 638 813 +27,4

Себежская 985 990 +0,5

Сыктывкарская 297 305 +2,3

СЗОТ 57 60 +5,2

Итого 11514 13180 +14,5

Основная доля дел приходится на Выборгскую (2742), Балтийскую (2109) и Карельскую (1407) таможни1.

Положительная динамика количества дел об АП, возбужденных за 12 месяцев 2011 года, отмечается во всех таможнях региона кроме Архангельской таможни, где произошло снижение на 2,1 % (с 422 до 413 дел об АП).

Без проведения административного расследования возбуждено 6938 дел об АП (52,6 %) от общего количества (составлено 4291 протокола об АП, вынесено 33 постановления прокурора, 832 постановления о назначении наказания в виде предупреждения и 1782 постановления о назначении наказания в виде административного штрафа без составления протокола об АП).

С проведением административного расследования возбуждено 6242 дела об АП (6139 определений о возбуждении дел об АП и 103 постановления прокурора).

Рассмотрим структуру количества возбужденных дел об АП по таможням СЗТУ и изучим ее изменение за 2010-2011 годы (табл. 2).

Таблица 2

Динамика структуры количества возбужденных дел об АП по таможням СЗТУ

за 2010-2011 годы

Таможня Доля % КГК0 (К-К)2 К+К)2

К К

Архангельская 3,67 3,13 0,53 0,28 6,80 46,22

Балтийская 16,92 16,00 0,92 0,85 32,92 1083,73

1 Аналитические справки о состоянии работы СЗТУ по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях с 2010 по 2011 год.

Продолжение таблицы 2

Таможня Доля % ^0

^

Вологодская 4,29 3,79 0,50 0,25 8,08 65,23

Выборгская 20,18 20,80 0,62 0,38 40,99 1680,05

Карельская 7,55 10,68 3,13 9,80 18,22 332,06

Кингисеппская 6,31 6,11 0,20 0,04 12,41 154,09

Мурманская 6,19 6,21 0,02 0,00 12,41 153,92

Новгородская 2,02 1,92 0,10 0,01 3,94 15,55

Псковская 10,60 9,96 0,64 0,41 20,57 422,98

Пулковская 5,10 4,95 0,15 0,02 10,05 100,90

С.-Петербургская 5,54 6,17 0,63 0,40 11,71 137,11

Себежская 8,55 7,51 1,04 1,08 16,07 258,12

Сыктывкарская 2,58 2,31 0,27 0,07 4,89 23,95

СЗОТ 0,50 0,46 0,04 0,00 0,95 0,90

Итого 100 100 8,79 13,59 200,00 4474,81

Для сравнительной оценки выявленных различий используются интегральные (относительные) показатели, в которых фактические различия сравниваются с возможными различиями. Интегральные показатели различия структур принимают значения в строго определенных границах от 0 до 1. Чем ближе значение показателя к нулю, тем различия структур меньше, чем ближе его значение к единице, тем различия сильнее.

Одним из важнейших интегральных показателей структуры является индекс Рябцева, рассчитываемый по формуле:

где: 1рбцева- индекс Рябцева;

W0 - удельный вес элемента структуры объекта в более ранний год; W¡ - удельный вес однотипного элемента структуры в более поздний год;

Значение индекса Рябцева, рассчитанное по данным табл. 2, составляет что свидетельствует об очень низком уровне различий структур.

\ 4474,81

Далее рассмотрим структуру административных правонарушений по субъектам ответственности.

Выделяют 4 категории субъектов ответственности:

1. Физические лица. Среди физических лиц общими субъектами являются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, к ним относятся также иностранные граждане2.

2. Должностные лица. Должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им АП в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

3. Юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение АП в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об АП. В случае если в статьях разделов I, Ш, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

4. Неустановленные лица. К неустановленным лицам относятся лица без гражданства, нарушившие таможенное законодательство (ст. 2.6 «Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц»).

Также как и в 2010 году, в 2011 году субъектами правонарушений по делам об АП, возбужденным таможенными органами Северо-Западного региона, чаще становились физические лица3 (табл. 3).

Таблица 3

Сведения об АП по субъектам административной ответственности

Субъект правонарушения Количество дел об АП Динамика (рост, снижение в %) 2010-2011 гг.

2010 2011

Физические лица 5575 6872 +23,2

Юридические лица 5168 5557 +7,5

Должностные лица 464 584 +25,9

Неустановленные лица 307 167 -45,6

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 .№ 195-ФЗ.

3 Аналитические справки о состоянии работы СЗТУ по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях с 2010 по 2011 год.

По сравнению с 2010 годом значительно уменьшилось количество дел об АП, возбужденных в отношении неустановленных лиц.

Рассмотрим структуру АП по субъектам административной ответственности за 2010-2011 годы (табл. 4).

Таблица 4

Динамика структуры по субъектам административной ответственности по СЗТУ

за 2010-2011 годы

Субъект правонарушения Доля % (Ж-К)2 К+К)2

К0 К

Физические лица 48,42 52,14 3,72 13,84 100,56 10112,10

Юридические лица 44,88 42,16 2,72 7,40 87,05 7577,16

Должностные лица 4,03 4,43 0,40 0,16 8,46 71,59

Неустановленные лица 2,67 1,27 1,39 1,93 3,93 15,47

Итого 100,00 100,00 8,23 23,33 200,00 17776,31

Значение индекса Рябцева, рассчитанное по вышеуказанной формуле,

1рябцсва= ]/23'3/{7776 31 = л/0,00131 =0,0362

свидетельствует об очень низком уровне различий.

Рассмотрим также структуру дел об административных правонарушениях по статьям КоАП России.

При изучении структуры дел об АП по статьям КоАП России рассмотрим характеристику статей, по которым наиболее часто преследуется нарушение таможенных правил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структуре дел об АП преобладают правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.2, 16.3, 15.25, 16.1, 16.5 и 16.18 КоАП Российской Федерации (рис.).

Рис. Структура дел об АП, возбужденных в 2011 году по статьям КоАП России

При этом доля «контрабандообразующих» составов, квалифицируемых по статьям 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России, составила 56,1 % в общем объеме выявленных правонарушений (в 2010 - 42,1 %). Общее количество дел по контрабандообразующим составам увеличилось (на 52,6 %) в сравнении с 2010 годом. Рассмотрим эти статьи.

Статья 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу ТС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» содержит четыре части.

Часть 1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС, либо иных установленных законодательством государств - членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов, либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории ТС помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС, либо иных установленных законодательством государств - членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами АП, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Часть 2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу ТС влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами АП, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения АП, либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Часть 3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной

тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискацию предметов АП.

Часть 4. Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» содержит три части.

Часть 1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Часть 2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Часть 3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или Организация и технология таможенной деятельности

документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами АП или без таковой либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискацию предметов АП4.

Статья 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ТС или из Российской Федерации» содержит две части.

Часть 1. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ТС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Часть 2. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории ТС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискацию предметов АП; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискацию предметов АП.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 .№ 195-ФЗ. 48 Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (47) 2013

По ст. 16.1 КоАП России «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» наблюдается снижение количества возбужденных дел на 6,7 %. По ст. 16.2 КоАП России произошло увеличение количества дел об АП (на 30,8 %). По ч. 1 ст. 16.3 КоАП России - резкое увеличение с 430 до 2152 дел (табл. 5).

Таблица 5

Сведения о делах об АП по контрабандообразующим статьям

Статьи КоАП Количество дел об АП с разбивкой по периодам Динамика (рост/ снижение в %) 2009-2010 гг.

2010 2011

ст. 16.1 1371 1279 -6,7

ст. 16.2 3030 3962 +30,8

ст. 16.3 447 2156 +382,3

Всего 4848 7397 +52,6

Рассмотрим структуру возбужденных дел по статьям КоАП России за 2010-2011 годы (табл. 6).

Таблица 6

Динамика структуры возбужденных дел по контрабандообразующим статьям КоАП России по СЗТУ за 2010-2011 годы

Статьи КоАП Доля % №-№0 №-№0 К-К)2 К1+К К+К)2

К0

ст. 16.1 28,28 17,29 -10,99 10,99 120,76 45,57 2076,67

ст. 16.2 62,50 53,56 -8,94 8,94 79,88 116,06 13470,45

ст. 16.3 9,22 29,15 19,93 19,93 397,07 38,37 1472,05

Всего 100,00 100,00 0,00 39,85 597,71 200,00 17019,16

Значение индекса Рябцева, рассчитанное по данным табл. 6, составляет

Полученное значение свидетельствует о существенном уровне различий структур по годам.

На основе анализа представленных трех видов структур административных правонарушений можно сделать следующие выводы.

- наименьшее изменение произошло в структуре возбужденных дел по субъектам административной ответственности по СЗТУ за 2010-2011 годы;

- наибольшее изменение произошло в структуре возбужденных дел по статьям КоАП России. Это связано с тем, что в 2011 году в отношении ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ТС или из Российской Федерации» количество АП резко увеличилось, что и привело к значительному увеличению доли данной статьи в структуре административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.