института административного принуждения, применяемого таможенными органами.
Использованные источники
1. Таможенное право: учебник / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 1998.
2. Козырин А. Н. Таможенное право России: учебное пособие. М., 1995.
3. Батычко В. Т. Таможенное право в вопросах и ответах. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005 [Электронный ресурс]. URL: //http://www.aup.ru/books/m229/5.htm.
4. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: учебник для вузов. М., 2001.
5. Таможенное право: учебник для бакалавров / А. В. Зубач и др.; под общ. ред. А. В. Зубача. М.: Юрайт, 2013.
6. Рогожин С. П. Правовые особенности споров, возникающих из таможенных правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 7.
7. Федоровская М. А. Особенности таможенных правоотношений [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/1739452.html.
8. Тимошенко И. В. Таможенное право России [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik.biz.
9. Сургутскова А. В. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил: дис. ... канд. юрид. наук / Омская академия МВД России. Челябинск, 2011.
10. Гречкина О. В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административного принуждения. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. С. 104-107.
11. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС / под ред. А. Н. Козы-рина. Исследование выполнено в рамках проекта проведения научных исследований «Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС», проект № 13-33-0103 [Электронный ресурс]. URL: http://www.brokert.ru/material/tk-ts-vzyskanie-tamojennyh-poschlin.
А. Н. Шашкина
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
Статья посвящена анализу административного законодательства государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза в части, регулирующей наказания за нарушение таможенных правил. Автором осуществлен сравнительно-правовой анализ вида и размера наказаний за правонарушения в области таможенного дела в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Ключевые слова: нарушение таможенных правил; административное наказание; административный штраф; предупреждение; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; исключение из реестра; Евразийский экономический союз.
Одной из функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) является осуществление административного процесса по делам об административных правонарушениях и привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 7 Таможенного
кодекса Таможенного союза (ТК ТС)). Положения ТК ТС обязательны для всех государств - членов Таможенного союза, и национальное законодательство не должно противоречить его нормам [1], но в связи с тем, что на территории каждого государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует национальное законодательство, устанавливающее административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела, субъект внешнеэкономической деятельности, нарушивший таможенные правила в Российской Федерации, и субъект внешнеэкономической деятельности, совершивший аналогичное правонарушение в другой стране Союза, будут привлекаться к административной ответственности по различным нормам и к ним будут применяться разные административные санкции, кроме того, даже субъекты ответственности определяются в каждом государстве по-разному.
В статье проведен анализ административного законодательства государств -членов ЕАэС на примере сравнения положений о наказаниях за правонарушения в области таможенного дела, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП РК), Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ). Рассмотрено законодательство трех стран ЕАэС, поскольку они являются членами Таможенного союза более пяти лет (с 2010 г. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, с 2015 г. Таможенный союз в рамках ЕАЭС). За эти годы сложилась определенная правоприменительная практика, на основании которой можно провести сравнительный анализ. Меры административной ответственности, установленные за таможенные правонарушения, в Армении и Киргизии (с 2014 г. члены Таможенного союза в рамках ЕАэС), по нашему мнению, будет возможно оценить лишь по прошествии времени с момента вступления этих стран в Союз.
Административное наказание является одной из разновидностей государственного административного принуждения, карательной санкцией за совершенное противоправное деяние [2]. Меры административной ответственности КоАП РФ определяет как «административное наказание», КоАП РК и КоАП РБ - «административное взыскание», однако такое различие не имеет принципиального значения, поскольку административное взыскание есть наказание, мера воздействия [3], что позволяет сделать вывод о том, что данными терминами номинируется одно и то же понятие.
Глава 16 КоАП РФ содержит 24 статьи и соответственно 44 состава нарушений таможенных правил, за которые предусмотрены такие наказания, как предупреждение, штраф, конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основных административных наказаний, конфискация может быть назначена как основное, так и дополнительное наказание [4]. Особенности мер административной ответственности за таможенные правонарушения в РФ состоят в следующем:
1) предупреждение как мера наказания применяется за четыре состава правонарушений, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, в то время как в КоАП РК такое наказание установлено только для одного состава, в РБ предупреждение за нарушение таможенных правил не применяется;
2) конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения как основное наказание предусмотрена за 15 составов правонарушений
в области таможенного дела, в РК и РБ конфискация может быть назначена только как дополнительное наказание, преимущественно в совокупности с основным наказанием - штрафом;
3) размер штрафа исчисляется в российских рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц -пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Отличием законодательства РФ от законодательства РК и РБ в рассматриваемой сфере является возможность выражения суммы штрафа в размере, кратном размеру стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Глава 14 «Административные таможенные правонарушения» КоАП РБ содержит 19 статей и 27 составов нарушений таможенных правил, за которые установлено всего два вида наказания: штраф и конфискация. Согласно ст. 6.3 КоАП РБ штраф является основным, а конфискация дополнительным административным взысканием. Выделим особенности административных наказаний за таможенные правонарушения в РБ:
1) штраф как мера взыскания без конфискации предусмотрен для 14 составов, штраф с конфискацией товаров или без таковой - для 8 составов, а штраф с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, на которых перевозились эти товары, - для 7 составов административных правонарушений;
2) глава 14 КоАП РБ не предусматривает такого вида наказания, как предупреждение. Предполагаем, это обусловлено тем, что правонарушения в таможенной сфере в большинстве случаев наносят ущерб экономическим интересам государства, поэтому и наказания носят характер материального воздействия на правонарушителей. Кроме того, административное законодательство РБ исключает возможность применения к юридическим лицам такой меры взыскания, как предупреждение, это наказание установлено только для физических лиц. В РФ и РК предупреждение как вид наказания применяется и к юридическим, и к физическим лицам;
3) размер штрафа исчисляется в базовых величинах. Так, санкцией ч. 6 ст. 14.1 КоАП РБ установлено наказание для юридических лиц в размере от ста до пятисот базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся. Размер базовой величины устанавливается законодательством РБ на день вынесения постановления о наложении административного взыскания;
4) для физических и юридических лиц ст. 6.1 КоАП РБ установлены различные цели применения административных взысканий. Административное взыскание применяется к физическому лицу в целях воспитания, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами [5]. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений [5].
Глава 29 КоАП РК содержит 37 статей и 52 состава нарушения таможенных правил, за которые установлены такие наказания, как: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также исключение из соответствующего реестра. Согласно ст. 42 КоАП РК предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основного наказания, исключение из реестра может применяться
в качестве как основного, так и дополнительного взыскания (в ст. 544 КоАП РК выступает как дополнительное наказание), конфискация применяется только в качестве дополнительного наказания. Особенностями административных наказаний за таможенные правонарушения в РК являются:
1) штраф как основное наказание, без применения дополнительных взысканий, предусмотрен для 37 составов правонарушений в таможенной сфере; предупреждение возможно лишь при нарушении порядка убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза (ст. 525 КоАП РК). Совместно штраф и конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, применяются за составы правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 528, ч. 1 ст. 543, ч. 3 ст. 543, ст. 549, ст. 550, ч. 2 ст. 551, также возможно, но не обязательно установление дополнительного наказания по ч. 1 ст. 532, ч. 2 ст. 532, ст. 541, ст. 545, ч. 2 ст. 548, ст. 549, ч. 2 ст. 552;
2) возможность применения такой меры наказания, как исключение из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за проведение операций с товарами и транспортными средствами не в соответствии с их таможенной процедурой, а равно передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое решение обязательно. Исключение из реестра осуществляется уполномоченным органом в сфере таможенного дела по основаниям и в порядке, которые установлены таможенным законодательством РК [6];
3) штраф исчисляется в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент составления протокола об административном правонарушении [6];
4) КоАП РК не предусматривает минимального и максимального размера штрафа, за каждый состав установлена конкретная сумма, подлежащая взысканию с деликвента.
Результаты проведенного исследования позволили выделить различия в общих положениях об административных наказаниях за таможенные правонарушения, установленные законодательством РФ, РК и РБ (табл. 1).
Оценим тождественность диспозиции и санкции правовой нормы, устанавливающей ответственность за конкретное противоправное деяние, предусмотренной КоАП РФ, КоАП РК и КоАП РБ (табл. 2).
Для сравнительного анализа мер ответственности за таможенные правонарушения размеры административных штрафов в РБ и РК конвертированы в российские рубли.
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что в России санкции за состав правонарушения, предусмотренный ст. 16.11, во-первых, различаются в зависимости от субъекта; во-вторых, размеры административных штрафов для физических и должностных лиц, на наш взгляд, неоправданно малы, такое наказание не может обеспечить цели его применения - предупреждение совершения новых правонарушений, а также воспитание лица, совершившего правонарушение, в духе уважения к закону.
оо о
Сравнение основных положений о наказаниях за нарушения таможенных правил в РФ, РК и РБ
Таблица 1
г
О
Т5 О
О |
I
I
Вк
I
§
Критерии сравнения Российская Федерация Республика Казахстан Республика Беларусь
Термин, номинирующий понятие Административное наказание Административное взыскание Административное взыскание
Цели применения Предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами Восстановление социальной справедливости и воспитание лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами Воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами; на юридическое лицо - в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений
Виды наказаний за нарушения таможенных правил Предупреждение; штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения Предупреждение; штраф; конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения; исключение из соответствующего реестра Штраф; конфискация
Основные наказания Предупреждение; административный штраф; конфискация Предупреждение; штраф; исключение из реестра Штраф
Дополнительные наказания Конфискация Исключение из реестра; конфискация Конфискация
Исчисление размера штрафа В рублях В размере определенного количества месячных расчетных показателей В размере установленных базовых величин
Таблица 2
Сравнение административных наказаний за тождественный состав административного правонарушения (уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации) в РФ, РК и РБ
Государство Состав административного правонарушения Санкция
Российская Федерация Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП РФ) Физические лица - от 300 до 1 000 руб.; должностные лица - от 500 до 2 000 руб.; юридические лица - от 5 000 до 20 000 руб.
Республика Казахстан Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ч. 1 ст. 534 КоАП РК) Для всех субъектов - 9 140 руб.
Республика Беларусь Изменение, удаление, уничтожение, повреждение или утрата средств идентификации (ст. 14.13 КоАП РБ) Для всех субъектов - от 1 328 до 6 640 руб.
Проанализируем еще один состав административного правонарушения в таможенной сфере (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение административных наказаний за тождественный состав административного правонарушения (недекларирование либо недостоверное декларирование наличной иностранной валюты) в РФ, РК и РБ
Государство Состав административного правонарушения Санкция
Российская Федерация Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ) Штраф в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискация предмета административного правонарушения
Республика Казахстан Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличной иностранной валюты, наличной валюты РК, дорожных чеков либо документарных ценных бумаг, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию Штраф в размере 4 570 руб.
Республика Беларусь Недекларирование перемещаемых через таможенную границу РБ физическими лицами подлежащих таможенному декларированию белорусских рублей и (или) иностранной валюты (ч. 2 ст. 14.15 КоАП РБ) Штраф в размере от 3 320 до 19 920 руб. с конфискацией незадекларированных белорусских рублей и (или) иностранной валюты в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу допускается без таможенного декларирования
При рассмотрении санкций за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличной иностранной валюты, перемещаемой
через таможенную границу Таможенного союза, видно, что в каждой стране ЕАЭС сложилось свое понимание степени общественной опасности указанного правонарушения, следовательно, различны и меры взыскания, хотя речь идет о перемещении товаров через единую таможенную территорию Таможенного союза. Обоснованно возникает вопрос, почему при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза с нарушением закона для деликвента наступают разные вредные последствия в зависимости от того, через какое государство Союза он будет перемещать товар [7]. При этом речь не идет о незначительном расхождении размера санкции, ведь при недекларировании валюты и выявлении данного правонарушения в РК назначается штраф в размере 4 570 руб., в РФ - штраф в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы либо конфискация предмета административного правонарушения, а в РБ - одновременно назначаются основное и дополнительное наказания: штраф в размере от 3 320 до 19 920 руб. и конфискация незадекларированных белорусских рублей и (или) иностранной валюты.
В рамках проведенного анализа выявлено, что национальные законодательства государств - членов ЕАЭС (на примере РФ, РБ и РК) устанавливают различные подходы к определению наказаний за нарушения таможенных правил. Из этого следует, что к лицу, совершившему противоправное, виновное деяние на территории Таможенного союза, могут применяться различные санкции в зависимости от того, на территории какого государства совершено правонарушение и какой административно-правовой статус будет для него определен. Таким образом, необходимой видится унификация законодательства об административной ответственности за нарушения таможенных правил в странах - участницах Таможенного союза, что позволит привести в соответствие нормы, устанавливающие ответственность за рассматриваемые правонарушения, а также будет способствовать четкому применению норм административного законодательства в государствах Таможенного союза в рамках ЕАЭС.
Использованные источники
1. Шашкина А. Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 135.
2. Хомяков Л. Л., Карпеченков М. Ю, Сидоров Е. И. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие. СПб.: Гиорд, 2014.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1993. 944 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З [Электронный ресурс]. URL: http://etalonlme.by/?type=text®num=Hk030019 4#load_text_none_1_.
6. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399&doc_id2=31577399#sub_ id=1004113219&sub_id2=330000&sel_link=1004113219.
7. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/.