ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
М.В. Челнокова, магистрант
Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент
Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета (МФЮА)
(Россия, г. Калининград)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-4-7-10
Аннотация. Статья посвящена изучению основных характеристик административной ответственности за нарушение таможенных правил: выделены понятие, особенности, признаки. В соответствии с положениями КоАП РФ к видам административной ответственности за нарушение таможенных правил относятся: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Автором проанализированы положения Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 6 апреля 2022 года и затрагивает компетенцию таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенные правила, административная ответственность за нарушение таможенных правил, Евразийский экономический союз.
Деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями (далее - АП) в сфере таможенного законодательства относят к главным направлениям правоохранительной деятельности таможенных органов. Таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС), а также законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено содержание правоохранительной деятельности таможенных органов [1]. Правоохранительная деятельность таможенных органов состоит в выявлении путем проведения таможенного, валютного и иных видов, отнесенных к полномочиям таможенных органов государственного контроля, фактов АП, а также нарушений уголовного, таможенного валютного, налогового законодательства [2].
В этой связи необходимо упомянуть Стратегию развития таможенных органов до 2030 года, которая установила положения о том, что все больше увеличивается необходимость совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов в условиях появления в сфере национальной безопасности ранее неиз-
вестных угроз и вызовов, имеющих комплексный и взаимосвязанных характер [3].
АП в области таможенного дела - это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, направленное на нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, норм законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за которые установлена административная ответственность главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [4].
Объектом АП являются общественные отношения, регулируемые нормами административного права, права ЕАЭС, законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Субъектами АП выступают индивидуальные частные субъекты, перемещающие таможенную границу ЕАЭС, а также граждане, должностные лица и юридические лица, относящиеся к участникам внешнеэкономической деятельности [5].
В соответствии с требованиями КоАП РФ установлена компетенция таможенных органов по выявлению и производству по делам об АП. Список субъектов, имеют
право составлять протоколы об АП, установлен статьями 28.3.12, 28.3.80 КоАП РФ, а также приказом руководителя ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [6].
К особенностям административной ответственности за нарушение таможенных правил относятся: непосредственное нарушение таможенных правил как основание ее применения, которое носит экономический характер, т.е. посягающий на экономические интересы Российской Федерации; наличие специальных субъектов, характерных только для осуществления внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела (таких как декларант, таможенный перевозчик таможенный представитель и др.); составы нарушений таможенных правил, виды наказаний установлены КоАП РФ; применение к правонарушителю наказаний, которые предусмотрены ст. 3.2 КоАП РФ, являющихся мерами административной ответственности [4].
В соответствии с положениями КоАП РФ к видам административной ответственности за нарушение таможенных правил относятся: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета АП.
Рассматривая АП, относящиеся к сфере таможенного законодательства, необходимо определить следующие их признаки как основания для привлечения к административной ответственности: АП представляет собой деяние как волевой осознанный акт поведения человека, которое выражается в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, ответственность за которое установлено определенной статьей КоАП РФ; совершение правонарушения является единством физического действия и психического отношения к этому действию осуществившего его лица [7].
Правонарушение может быть выражено как в форме активного действия, так и пас-
сивного поведения. Следует отметить, что, как правило, с нарушением установленных правил, запретов и ограничений связаны активные действия. Например, за сокрытие от таможенного контроля товаров путем использования тайников предусмотрена ответственность частью 2 статьи 16.1 Ко-АП РФ. Примером правонарушения, которое совершено в форме бездействия, является положение о непредставлении в установленный срок документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в случае непредставления таких документов одновременно с подачей таможенной декларации, сформулированное частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ [4].
Признаком АП в области таможенного дела является порядок и особая процедура привлечения к административной ответственности, которая является более простой, чем процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности: а именно возможность привлечения на месте совершения правонарушения с минимальным процессуальным оформлением к ответственности (например, в случае с оплатой штрафа). Также следует выделить такой признак административной ответственности, как возможность обжалования в судебном или административном порядке самого факта привлечения к ответственности и назначения наказания.
В настоящее время пунктом 6.5 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (одобрен 15 марта 2022 года на заседании Президиума Правительственной Комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций) предусмотрено вынесение изменений в КоАП РФ, направленных на либерализацию ответственности. В целях его реализации принят Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 6 апреля 2022 года и затрагивает компетенцию таможенных органов [8].
Так, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, которой установлены особенности привлечения юридического и виновного
физического лица к ответственности за предусмотренном санкцией статьи (части совершение одного и того же администра- статьи) КоАП РФ для лица, осуществляю-тивного правонарушения. Часть 3 статьи щего предпринимательскую деятельность 3.4 КоАП РФ изложена в новой редакции, без образования юридического лица. Так-согласно которой штраф подлежит обяза- же статья 4.4 КоАП РФ дополнена частями тельной замене на предупреждение не- 5,6, регулирующими назначение наказания коммерческой организации, субъектам ма- при выявлении в ходе государственного лого и среднего предпринимательства, а контроля (надзора) при проведении одного также их работникам за впервые совер- контрольного (надзорного) мероприятия шенные АП при отсутствии причинения двух и более АП (зафиксированном в од-вреда или угрозы его причинения, а также ном акте таможенной проверки и пр.). Та-имущественного ущерба, если назначение ким образом, Закон № 70-ФЗ улучшает предупреждения не предусмотрено соот- положение лица, привлекаемого к ответ-ветствующей статьей КоАП РФ. Глава 4 ственности, и имеет обратную силу, т.е. КоАП РФ дополнена новой статьей 4.1.2, распространяется на лицо, которое совер-исходя из которой отдельным специаль- шило АП до вступления в силу закона и ным субъектам ответственности, вклю- подлежит применению с учетом части 2 ченным по состоянию на момент соверше- статьи 1.7 КоАП РФ на каждом из этапов ния АП в соответствующий реестр (еди- по делу об АП (рассмотрение, пересмотр, ный реестр), штраф назначается в размере, исполнение).
Библиографический список
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
2. Minaev A. Rules of the Russian Federation border regime // Law and Modern States. -2013. - № 3. - P. 73-76.
3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002.
5. Кудинов В.В. Государственная граница как объект конституционно-правового регулирования: (на примере государств-участников Евразийского экономического союза) / В.В. Кудинов, А.В. Минаев. - Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет», 2016. - 180 с. - ISBN 978-5-91178-120-0.
6. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. - 2021. - № 1. - С. 82-85.
7. Ёркина Т.Н. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ: учебное пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина им. И.А. Бунина, 2017. - 73 с.
8. Официальный сайт ФТС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/_(дата обращения: 09.04.2022).
- WpudunecKue HayKU-
GENERAL CHARACTERISTICS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CUSTOMS RULES
M.V. Chelnokova, Graduate Student
Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Law University (MFLA) (Russia, Kaliningrad)
Abstract. The article is devoted to the study of the main characteristics of administrative responsibility for violation of customs rules: the concept, features, signs are highlighted. In accordance with the provisions of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, the types of administrative liability for violation of customs rules include: a warning, an administrative fine, confiscation of the instrument or subject of an administrative offense. The author analyzed the provisions of the Federal Law of March 26, 2022 № 70-FL «On Amendments to the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation», which entered into force on April 6, 2022 and affects the competence of the customs authorities.
Keywords: customs authorities, customs rules, administrative responsibility for violation of customs rules, Eurasian Economic Union.