Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / REPUBLIC OF BELARUS / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ / VIOLATION OF CUSTOMS REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаева Г.М.

В статье анализируются нормативно-правовые акты государств-членов Таможенного союза ЕврАЗЭС об административной ответственности за нарушение таможенных правил. На основе анализа правовых норм обосновывается вывод о необходимости унификации правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение таможенных правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мусаева Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CUSTOMS REGULATIONS IN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The normative legal acts of the member States of the EurAsEC Customs Union on administrative liability for violation of customs rules are analyzes in the article. Based on the analysis of legal norms is substantiated conclusion about the necessity of unification of legal rules providing for penalties for violation of customs rules.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 342.9

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Мусаева Г.М., доцент кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: admpr@list.ru

В статье анализируются нормативно-правовые акты государств-членов Таможенного союза ЕврАЗЭС об административной ответственности за нарушение таможенных правил. На основе анализа правовых норм обосновывается вывод о необходимости унификации правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение таможенных правил.

Ключевые слова: Таможенный союз, Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, административная ответственность, нарушение таможенных правил.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CUSTOMS REGULATIONS IN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN

ECONOMIC UNION

Musaeva G.M., Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law at Dagestan State University, Candidate of Law

The normative legal acts of the member States of the EurAsEC Customs Union on administrative liability for violation of customs rules are analyzes in the article. Based on the analysis of legal norms is substantiated conclusion about the necessity of unification of legal rules providing for penalties for violation of customs rules.

Key words: Customs Union, Russian Federation, trative responsibility, violation of customs regulations.

Создание и становление в 2010 г. Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС стало важнейшим событием в политической и экономической жизни трех стран: России, Белоруссии и Казахстана. Это привело к формированию организационных и правовых условий для начала нового интеграционного процесса на этапе создания Единого экономического пространства и дало мощный толчок совершенствованию таможенного законодательства. С момента создания Таможенного союза таможенное право перестало быть отраслью российского права. Отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, с этого момента регулируется Таможенным законодательством Таможенного союза и национальным законодательством государств-членов Таможенного союза. Эта отрасль права стала наднациональным явлением, в связи с чем были объединены национальные и международные нормы таможенного права. Отсюда можно сделать вывод о том, что таможенное право - это единственная отрасль права, в которой акты наднациональных органов, в соответствии со ст. 1 п. 2 ТК ТС, обладают приоритетом над нормами российского законодательства.

Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, adminis-

Процесс формирования и развития международной правовой базы Таможенного союза России, Республики Беларусь и Республики Казахстан начался еще в 2007 году, когда Межгосударственный совет ЕврАзЭС был наделен статусом высшего органа Таможенного союза, и была создана комиссия Таможенного союза [1]. В дальнейшем было принято три международных документа, которые явились правовой базой Таможенного союза: 6 октября 2007 г. в г. Душанбе были подписаны Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, Договор о Комиссии Таможенного союза и Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Помимо указанных документов был разработан план действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Этот план предусматривал формирование институциональной структуры таможенного союза, создание единой таможенной территории, унификацию торговых режимов, создание единых таможенных тарифов и др.

10 октября 2014 года в столице Белоруссии - Минске завершилась встреча глав стран СНГ,

Г.М. МУСАЕВА

посвященная развитию экономического сотрудничества и задачам в правоохранительной сфере. По итогам заседания межгосударственного Евразийского экономического сообщества было подписано соглашение о прекращении деятельности ЕврАзЭС, на смену которого приходит Евразийский экономический союз (ЕАЭС), создающийся с 1 января 2015 года в рамках евразийской интеграции. К Евразийскому экономическому союзу, помимо стран-участниц ЕврАзЭС, присоединилась и Армения.

Неотъемлемой частью этого процесса стало изменение национального законодательства государств-членов Таможенного союза. Необходимо было обеспечить единообразие национально-правовых норм, регулирующих отношения в таможенной сфере, т. е. провести процесс унификации законодательства. И таким документом в сфере унификации таможенных правил стал Таможенный кодекс Таможенного союза, который явился фундаментом нового механизма правового регулирования таможенных правоотношений, новой идеологией таможенного администрирования [2, с. 127]. 6 июля 2010 ТК ТС вступил в силу, и, по мнению А.Н. Козырина, «регулирование таможенных отношений на национальном уровне осталось в качестве юридического переживания» [3].

Следует согласиться с А.В. Губаревой в том, что «в настоящее время таможенное регулирование является единственным видом публично-правового регулирования, переданного Россией на наднациональный уровень» [4, с. 39].

Согласно ст. 1 ТК Таможенного союза [5] таможенное регулирование в Таможенном союзе -это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплаты таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими право владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данная статья также закрепляет, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства, - членов Таможенного союза.

Формирование Таможенного союза и создание Единого экономического пространства повлекли за собой гармонизацию национального законодательства. Были приняты международные Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов членов ТС от 21 мая 2010 г., устанавливающие обязанность таможенных

органов информировать о лицах, привлеченных к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Также было приведено в соответствие законодательство об административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Законодательством установлено, что «таможенные органы государств Таможенного союза ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством членов Таможенного союза» (ст. 7 ТК ТС).

Однако в правоприменительной практике существуют проблемы привлечения лиц, совершивших таможенные правонарушения, а именно отсутствует единообразие норм, предусматривающих ответственность за таможенные правонарушения. К примеру, если сравнить кодексы об административных правонарушениях России, Республики Казахстан и Республики Беларусь, то можно увидеть, что КоАП РФ содержит 23 статьи, предусматривающих ответственность за нарушение таможенных правил, в Кодексе РК содержится 38 статей о таможенных правонарушениях, а в Кодексе РБ -всего 18 статей. Дальнейший анализ указанных нормативных правовых актов показывает, что в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь принципиально отличаются субъекты ответственности, система наказаний, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Все эти различия в правовом регулировании ответственности за нарушение таможенных правил не позволяют применить общие принципы наложения административных наказаний по отношению к лицам, совершившим аналогичные правонарушения в России, Белоруссии и Казахстане. Итак, за аналогичное правонарушение субъект внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан буден привлекаться к административной ответственности по различным основаниям, и к нему будет применяться разный размер штрафа.

В КоАП Российской Федерации и КоАП Республики Казахстан существуют также различные подходы к установлению субъекта административной ответственности за нарушения таможенных правил. По-разному определяется ответственность юридических лиц, а именно по КоАП РФ субъектом правонарушения является физическое и юридическое лицо, а по Кодексу Республики Казахстан - юридическое лицо, которое подразделяется на три вида: индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, являющееся субъектом малого и среднего предпринимательства, и юридическое лицо - субъект крупного предпринимательства (КоАП РК) [6].

Рассматривая сроки давности привлечения к административной ответственности, можно отметить, что в Республике Казахстан установлен срок

- два месяца со дня совершения правонарушения, в Республике Беларусь - три года со дня совершения и шесть месяцев со дня обнаружения правонарушения, а согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушение таможенного законодательства составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения таможенного законодательства ТС, либо со дня обнаружения таможенным органом при длящемся правонарушении.

На наш взгляд, установление единых норм таможенного законодательства будет способствовать исключению сомнений в правоприменительной практике. Подтверждением тому служит и вывод профессора О.Ю. Бакаевой, прозвучавший на 15 конференции по внешнеэкономическому праву, которая отмечает, что «для участников ВЭД и для таможенных органов одной из существенных проблем следует признать отсутствие единообразия норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за правонарушения в таможенной сфере... Представляется, что нормативная основа, устанавливающая юридическую ответственность за нарушения таможенных правил, должна быть единой» [7, с. 173-191].

По нашему мнению, государствам-членам Таможенного союза необходимо установить единые основания, сроки давности, санкции и единую процедуру привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Правильнее было бы взять самое лучшее, что есть в административных кодексах трех стран и разработать Таможенный кодекс ЕАЭС с включением в него главы «Административные правонарушения в области таможенного права».

Литература

1. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. (Душанбе) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №42, ст. 4938.

2. Мусаева Г.М. Таможенный кодекс в новом измерении // Юридический вестник ДГУ. 2004. №2.

3. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. №1.

4. Губарева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Административное право и процесс. 2014. №1.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. №17): в ред. от 16 апр. 2010 г. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс».

6. Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан, ст. 430 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. №56, ст. 24; № 21-22, ст. 281.

7. Бакаева О.Ю. Правовые проблемы реализации интересов участников внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза / сост. В. Бергманн; общ. науч. ред.: Т. Яковлева; пер. с нем. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

Поступила в редакцию 17 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.