Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1106
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / валютный контроль / таможенные органы / контрабанда / подлог / валюта / денежные средства / foreign economic activity / currency control / customs authorities / smuggling / forgery / currency / money

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М В. Непарко, А В. Шерешов, А Ю. Федотова

В современных условиях развитие внешнеэкономической деятельности играет важнейшую роль в ходе применения экономических санкций, введенных в отношении России. Управление внешнеэкономической деятельностью следует рассматривать как существенный фактор повышения эффективности хозяйственной деятельности, как на уровне отдельных бизнес-организаций, так и в масштабах всей страны. Управление внешнеэкономическими связями любого современного государства в определенном смысле является неотъемлемой частью мировой экономики и международных экономических отношений. В связи с этим ФТС России, как орган валютного контроля, в пределах возложенный компетенций, осуществляет валютный контроль, обеспечивая при этом экономическую безопасность как государства, так и участников ВЭД. В статье рассмотрена эффективность валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, меры смягчения валютного законодательства, а также принимаемые меры для пресечения правонарушений. Основной целью валютного контроля является препятствие незаконного перевода денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и т.д. Эти проблемы очень серьезны, т.к. причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности страны, а также способствует финансированию противоправной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М В. Непарко, А В. Шерешов, А Ю. Федотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CURRENCY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND TRENDS OF IMPROVEMENT

In modern conditions, the development of foreign economic activity plays a crucial role in the application of economic sanctions imposed on Russia. The management of foreign economic activity should be considered as a significant factor in improving the efficiency of economic activity, both at the level of individual business organizations and throughout the country. The management of foreign economic relations of any modern state is, in a certain sense, an integral part of the world economy and international economic relations. In this regard, the Federal Customs Service of Russia, as a currency control body, within the limits of its competence, exercises currency control, while ensuring the economic security of both the state and foreign trade participants. The article examines the effectiveness of currency control carried out by customs authorities, measures to mitigate currency legislation, as well as measures taken to prevent offenses. The main purpose of currency control is to prevent the illegal transfer of funds in foreign currency or the currency of the Russian Federation to the accounts of non-residents using forged documents, smuggling of cash and (or) monetary instruments, etc. These problems are very serious, because it harms the economic security and financial stability of the country, as well as contributes to the financing of illegal activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

4. Poddurogin A.M. that in. Finance of enterprises: pidruchnik / A.M. Poddurogin, L. D. Buryak, G.G. US. [2ge view., Rev. that add.]. - TO.: KNEU, 1999. - P. 18.

5. Фшанси: pidruchnik / C.I. Yuriy, V.M. Fedosov, L.M. Aleksenko and íh. ]; for ed. S.I. Yuriya, V.M. Fedosov. - K .: Znannya, 2008. - 611 p.

6. Financial dictionary / А.А. Blagodatin, L. Sh. Lozovsky, B.A. Raisberg - M .: INFRA-M, 2007. - P. 265.

7. Shapovalova I.M. Theoretical foundations of the financial mechanism of state regulation of socio-economic development / I.M. Shapovalova // Economic Science. - No. 11, 2012. - P.73-75.

8. The economic mechanism and the price aspect of the management of agricultural enterprises: on the materials of the grain economy of the Krasnodar Territory / N.V. Lipchiu. - Dissertation. doc. econom. Sciences, Krasnodar. - 2022.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-436-440

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело», ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected],

M.V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs, Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;

А.В. Шерешов - студент кафедры «Таможенное дело», ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected],

A.V. Shereshov - a student of the Department of Customs Affairs, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky;

А.Ю. Федотова - студентка кафедры «Таможенное дело», ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected],

A.Yu. Fedotova - a student of the Department of Customs Affairs, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ANALYSIS OF CURRENCY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND TRENDS OF IMPROVEMENT

Аннотация. В современных условиях развитие внешнеэкономической деятельности играет важнейшую роль в ходе применения экономических санкций, введенных в отношении России. Управление внешнеэкономической деятельностью следует рассматривать как существенный фактор повышения эффективности хозяйственной деятельности, как на уровне отдельных бизнес-организаций, так и в масштабах всей страны. Управление внешнеэкономическими связями любого современного государства в определенном смысле является неотъемлемой частью мировой экономики и международных экономических отношений. В связи с этим ФТС России, как орган валютного контроля, в пределах возложенный компетенций, осуществляет валютный контроль, обеспечивая при этом экономическую безопасность как государства, так и участников ВЭД. В статье рассмотрена эффективность валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, меры смягчения валютного законодательства, а также принимаемые меры для пресечения правонарушений. Основной целью валютного контроля является препятствие незаконного перевода денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и т.д. Эти проблемы очень серьезны, т.к. причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности страны, а также способствует финансированию противоправной деятельности.

Abstract. In modern conditions, the development of foreign economic activity plays a crucial role in the application of economic sanctions imposed on Russia. The management of foreign economic activity should be considered as a significant factor in improving the efficiency of economic activity, both at the level of individual business organizations and throughout the country. The management of foreign economic relations of any modern state is, in a certain sense, an integral part of the world economy and international economic relations. In this regard, the Federal Customs Service of Russia, as a currency control body, within the limits of its competence, exercises currency control, while ensuring the economic security of both the state and foreign trade participants. The article examines the effectiveness of currency control carried out by customs authorities, measures to mitigate currency legislation, as well as measures taken to prevent offenses. The main purpose of currency control is to prevent the illegal transfer of funds in foreign currency or the currency of the Russian Federation to the accounts of non-residents using forged documents, smuggling of cash and (or) monetary instruments, etc. These problems are very serious, because it harms the economic security and financial stability of the country, as well as contributes to the financing of illegal activities.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, валютный контроль, таможенные органы, контрабанда, подлог, валюта, денежные средства.

Keywords: foreign economic activity, currency control, customs authorities, smuggling, forgery, currency, money.

Введение

Основные положения валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации заложены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее -Ф3-173) [1]. В Ф3-173 даны определения используемым терминам, определены права и обязанности органов и агентов валютного контроля в РФ, закреплены положения валютного контроля. Так, в соответствии Ф3-173 ва-

лютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (ст. 23 Ф3-173). ФТС России, как орган валютного контроля, в пределах своей компетенции имеет право проверять:

— соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации;

— полноту и достоверность проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций;

— документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов.

При выявлении административного правонарушения, таможенные органы принимают решение о возбуждении дела об административном правонарушении в виде определения, а по окончании административного расследования постановление о привлечении лица к административной ответственности (ст. 15.25 КоАП РФ) [2]. По признакам уголовного преступления (ст. 193, 193.1 УК РФ) [3], таможенные органы возбуждают уголовное дело и проводят следственные действия, с целью дальнейшего расследования и направления в суд.

Основная часть

За последние годы ФТС России достигнуты значительные результаты по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с невозвратом денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации из зарубежа, переводом денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов и контрабандой денежных средств и денежных инструментов. Эффективность валютного контроля в Российской Федерации за 2018-2020 года представлена в таблице 1 [4].

Таблица 1 - Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации, проведенных таможенными органами за 2018-2020 гг., тыс. (источник: http://www.customs.gov.ru)

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ 10 6000 10 000 6 000 56,6 60,0

По данным ФТС России, в 2020 году количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ, сократилось на 60,0 % по сравнению с 2019 годом. А по сравнению с 2018 годом на 56,6 %. По результатам проведенных проверок должностные лица таможенных органов возбуждали дела об административных правонарушениях (таблица 2).

Таблица 2 - Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по статье 15.25 КоАП РФ за 2018-2020 гг.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Возбуждено дел об АП по ст. 15.25 КоАП РФ 13800 14500 8000 57,9 55,1

Сумма незаконных валютных операций по ст. 15.25 КоАП, млрд. руб. 207,0 86,0 35,0 16,9 40,7

Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что количество дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ в 2020 году сократилось на 55,1 % по сравнению с 2019 годом. Соответственно, сумма незаконных валютных операций, регламентируемых ст. 15.25 КоАП РФ уменьшилась на 40,7 %.

Снижение количества дел об АП связано с тем, что с 31 июля 2020 года для участников ВЭД за впервые совершенное правонарушение, касающееся нерепатриации иностранной валюты, предусмотрено предупреждение или штраф от 5 до 30 % непоступивших средств. Для профучастников ВЭД - это предупреждение или штраф от 3 до 5 %. Резидент больше не привлекается к административной ответственности по ч. 1 и 4 ст. 15.25 КоАП РФ, если причитающиеся ему по внешнеторговому договору средства в установленный срок были зачислены на зарубежный счет и в течение 45 дней с этой даты переведены им на свой счет в уполномоченном банке [2].

Также ответственность не применяется к резиденту, если он исполнил обязанность по репатриации средств не позднее 45 дней от установленного внешнеторговым договором срока.

Полностью отменяется административная ответственность за неисполнение обязанности по репатриации в части экспорта, если сумма обязательств по договору не превышает 200 тыс. руб.

Кроме того, ответственность за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности, а также подтверждающих документов и информации по валютным операциям наступает, только если они представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после установленного срока.

В тоже время, таможенные органы при обнаружении деяний, совершенных в крупном размере, возбуждают уголовное дело (таблица 3).

По данным таблицы 3 следует, что в 2020 году количество нарушений по статье 193 УК РФ снизилось на 120 единиц (36,8 %), по сравнению с 2019 годом, а по отношению к 2018 году уменьшилось на 28,4 %. По статье 193.1 УК РФ в базовом периоде составило 171 нарушение, как и в 2018 году, но снизилось на 88,1 % по отношению к 2019 году [3]. Что говорит о том, что совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, требует усиления валютного контроля.

Таблица 3 - Динамика нарушений, выявленных ФТС России при валютном контроле в 2018-2020 гг. (источник: http://www.customs.gov.ru)

Нарушения 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020г.в % к

ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» 246 190 70 2018 г. 2019 г.

28,4 36,8

ст. 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 171 194 171 100,0 88,1

ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» 90 72 72 80,0 100,0

Наиболее распространенными способами нелегального вывоза денежных средств являются:

— завышение стоимости сделок по контрактам; сокрытие экспортной валютной выручки, в том числе с использованием мнимых (притворных) сделок;

— неисполнение обязанности по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ посредством замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами (в ценных бумагах);

— махинации с оценочной стоимостью вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта при бартере;

— незаконное перемещение наличных валют и валютных ценностей [5].

Переводы иностранной валюты и рублей считаются валютными операциями, в связи с чем для резидентов существуют определенные ограничения при переводе средств со своих счетов, находящихся в России или за рубежом, на счета, которые они держат за границей, либо на счета третьих лиц.

Как правило, валютные операции между резидентами запрещены, хотя есть некоторые исключения. Например, резиденты могут брать кредиты у уполномоченных российских банков и погашать их в иностранной валюте. В контрактах, как правило, стоимость работ или услуг указываются в указывается в рублях, но платеж может быть скорректирован, если курс валюты договора существенно может измениться по отношению к другой валюте.

Кроме того, некоторым резидентам Российской Федерации было запрещено открывать счета за рубежом, хранить валюту или ценности в иностранных банках или совершать операции с иностранными финансовыми инструментами. Этот запрет распространяется на лиц, занимающих высшие государственные или муниципальные должности, членов их семей.

Также, операции в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами разрешены с некоторыми ограничениями. Платежи без ограничений разрешены в любой валюте между нерезидентами при условии, что такие платежи производятся в валюте Российской Федерации на счета и со счетов этих нерезидентов, открытых в уполномоченных банках России. Сумма платежа наличными не должна превышать 100 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте. Расчеты по сделкам по продаже ценных бумаг между нерезидентами также разрешены в валюте Российской Федерации, хотя они могут регулироваться антимонопольным законодательством и законодательством, связанным с рынком ценных бумаг [5].

С апреля 2020 года отменено требование открывать паспорт операции, в котором фиксируются операции в иностранной валюте между резидентом и нерезидентом. Вместо этого уполномоченные банки России теперь обязаны формировать данные о внешнеторговых операциях резидентов и нерезидентов путем регистрации контракта по таким операциям. Паспорта операций считаются закрытыми и хранятся в файле валютного контроля в соответствующем банке.

Любой контракт должен быть зарегистрирован, если его стоимость равна или превышает эквивалент: по импортным контрактам или кредитным договорам - 3 млн. рублей; а также по экспортным контрактам - 6 млн. рублей. Для регистрации резидент-импортер или резидент, являющийся стороной кредитного соглашения, должен предоставить соответствующий контракт или кредитное соглашение в российский уполномоченный банк.

Как правило, резиденты должны репатриировать рубли и иностранную валюту, полученные от международной торговли и коммерческой деятельности, на свои банковские счета в уполномоченных российских банках. Среди исключений - выплаты, причитающиеся кредитору-нерезиденту. Эти платежи могут быть напрямую переведены на счет кредитора в иностранном банке. Банк также должен сообщить резиденту номер, присвоенный договору.

Однако, предоставляя ссуду нерезиденту, кредитор-резидент должен обеспечить, чтобы заемщик-нерезидент погасил причитающуюся по кредитному соглашению сумму на счет кредитора в российском банке в течение срока, указанного в кредитном договоре. Это правило не применяется, если стороны могут зачесть взаимные требования при условии, что встречный иск нерезидента вытекает из кредитного договора, по которому средства были зачислены на счет резидента в российском банке.

Кроме того, поправки к Закону о валютном контроле, принятые в апреле 2020 года, отменили требование о репатриации в отношении некоторых видов договоров между резидентами и нерезидентами при условии, что такие договоры выражены в рублях и также предусматривают платежи в рублях. Это означает, что рублевая выручка резидента по таким договорам может быть зачислена на счет этого резидента, открытый в иностранном банке. Отмена требования о репатриации в отношении таких контрактов вступила в силу с 1 января 2020

года, за исключением контрактов на поставку в отношении определенных категорий товаров, к которым отмена требования о репатриации будет применяться постепенно. Однако эта отмена не влияет на репатриацию в отношении поступлений по кредитным соглашениям между резидентами и нерезидентами; и репатриация, необходимая, когда предоплаченные средства должны быть возвращены резиденту, поскольку соответствующие товары, услуги или права интеллектуальной собственности не были доставлены или предоставлены нерезидентом. Также с 1 января 2021 года требование о репатриации резидентов не распространяется на зачет встречных требований по обязательствам по иностранным контрактам на оказание определенных услуг.

Резиденты и нерезиденты могут ввозить и вывозить наличную иностранную валюту при соблюдении следующих правил, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, вступившим в силу 1 января 2018 года: до 10 000 долларов США включительно без ограничений и более 10 000 долларов США при наличии письменной таможенной декларации.

ФТС России и уполномоченные банки России осуществляют контроль за соблюдением валютного контроля в части операций с их счетами.

Нарушение правил валютного контроля может повлечь за собой административные и уголовные санкции. КоАП России предусматривает административные штрафы за незаконные валютные операции в размере от 75 % до 100 % от суммы соответствующей операции и до 30 000 рублей для должностных лиц компании. Кроме того, этот КоАП предусматривает штрафы за неисполнение таких действий, как:

— уведомлять налоговые органы при открытии или изменении реквизитов счетов в банках или других финансовых учреждениях, находящихся за пределами России;

— соблюдать сроки и / или форму уведомления при открытии или изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами России;

— своевременно репатриировать денежные средства на счета, открытые в России, в случаях, когда это требуется по закону; а также

— соблюдать правила предоставления информации или документов в отношении валютных операций [6]. Нарушение этих правил может привести к штрафам до 20 тыс. рублей для физических лиц, до 50 тыс.

рублей для должностных лиц компании, до 1 млн. рублей для юридических лиц и, в некоторых случаях, к штрафам от 75 % до 100 % от стоимости соответствующей транзакции. Неоднократное нарушение правил должностными лицами компании может привести к лишению права занимать должность в органе управления или совете директоров юридического лица и иным образом руководить юридическим лицом на срок до трех лет.

Уголовный кодекс России может применять более серьезные уголовные санкции. В частности, он предусматривает, что лицам, не вернувшим иностранную валюту на сумму более 150 млн. рублей на счета в России, если это требуется по закону, может грозить лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 1 млн. рублей или без него.

В Российской Федерации валютный контроль остается единственным инструментом, который способен эффективно противодействовать утечке капитала из страны. В тоже время законодательная база, предусматривающая комплексное применение инструментов по борьбе с утечкой капитала и с отмыванием преступных доходов на практике реализуется не в полной мере [7]. Заключение

Таким образом, валютный контроль осуществляемый таможенными органами обеспечивает пресечение правонарушений, препятствует незаконному переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и т.д. Тем не менее, за последние два года наметилось смягчение валютного контроля, что должно способствовать внешнеэкономическому развитию государства, экономической безопасности и финансовой стабильности страны.

Источники:

1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/935dfa30b9f18dd8839890f956c78a8ffbec967c/ (дата обращения 09.11.2021).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. В редакции Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 286-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: //base.garant.ru/12125267/#ixzz7BzcuazP9 (дата обращения 12.11.2021).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021). [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 09.11.2021).

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ш/search?q=ежегодный+сборник&date_smce=&date_untü= (дата обращения 28.10.2021).

5. Непарко М.В., Радаев А.Е. Анализ валютного контроля, осуществляемого таможенными органами России, как составная часть экономической безопасности государства. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 34 (2). С. 160-164.

6. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.

7. Селиверстов И.В., Мигел А.А. Оценка практики реализации и направления совершенствования валютного контроля в неторговом обороте // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 73-76. References:

1. Federal Law No. 173-FZ of 10.12.2003 (as amended on 02.07.2021) "On Currency Regulation and Currency Control" (with amendments and additions, intro. effective from 08/22/2021). [Electronic resource] - Access mode - URL://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_45458/935dfa30b9f18dd8839890f956c78a8ffbec 967c/ (accessed 09.11.2021).

2. Code of Administrative Offences of the Russian Federation of December 30, 2001 As amended by Federal Law No. 286-FZ of July 1, 2021. [Electronic resource] - Access mode - URL: //base.garant.ru/12125267/ #ixzz7BzcuazP9 (accessed 12.11.2021).

3. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 01.07.2021). [Electronic resource] - Access mode - URL:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 / (accessed 09.11.2021).

4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation". - [Electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru/search ?q=annual+collection&date_since=&date_until= (accessed 28.10.2021).

5. Neparko M.V., Radaev A.E. Analysis of currency control carried out by the customs authorities of Russia as an integral part of the economic security of the state. Natural sciences and humanities research. 2021. No. 34 (2). pp. 160-164.

6. Petrushina O.M., Neparko M.V., Guzha V.O. Indicators of activity of bodies of currency regulation and currency control // Bulletin of Kaluga University. 2019. No. 2. pp. 73-77.

7. Seliverstov I.V., Miguel A.A. Evaluation of the practice of implementation and directions of improving currency control in non-trade turnover // Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 73-76.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-440-443

О.А Окорокова - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

O.A Okorokova - Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU;

В.Н. Скрипник - обучающаяся факультетауправления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, viktorri2002@maiLru,

V.N. Skripnik - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU;

ВА Зайцева - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

VA. Zaitseva - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ FINANCING OF INVESTMENT PROCESSES AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация. В статье рассмотрено государственно-частное партнерство как приоритетный способ финансирования инвестиционных проектов регионального уровня. Россия обладает преимущественной инвестиционной средой, но продолжает работать над тем, чтобы стать более привлекательной для иностранных инвесторов путем радикального реформирования инвестиционной и деловой среды регионов. Отмечено, что государственно-частное партнерство на современном этапе развития стало одним из действенных механизмов повышения экономической и социальной эффективности инфраструктурных инвестиций, объединяющим работу частного сектора с возможностями контроля, долгосрочными перспективами и социальными интересами публичного сектора. Бизнес влияет на цели и стратегии власти, например, посредством инвестиционных решений, лоббирования или предложений о партнерстве. Это позволило рассматривать ГЧП как систему отношений, способную обеспечить рост национального благосостояния. Также в статье подтверждено, что в свою очередь сотрудничество муниципальных властей и бизнеса на уровне региона способствует эффективному инвестиционному развитию и становлению системы финансирования инвестиционных проектов.

Abstract. The article considers public-private partnership as a priority way of financing investment projects at the regional level. Russia has a predominant investment environment, but continues to work to become more attractive to foreign investors by radically reforming the investment and business environment of the regions. It is noted that public-private partnership at the present stage of development has become one of the effective mechanisms for increasing the economic and social efficiency of infrastructure investments, combining the work of the private sector with control capabilities, long-term prospects and social interests of the public sector. Business influences the goals and strategies of the government, for example, through investment decisions, lobbying or partnership proposals. All this made it possible to consider PPP as a system of relations capable of ensuring the growth of national welfare. The article also confirms that, in turn, cooperation between municipal authorities and business at the regional level contributes to effective investment development and the establishment of a system for financing investment projects.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, государственно-частное партнерство, инвестиции, инвестиции в основной капитал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.