Научная статья на тему 'Совершенствование реализации государственной демографической политики на территории Краснодарского края'

Совершенствование реализации государственной демографической политики на территории Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
740
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демографическая политика / регион / социально-экономическое развитие / эффективность / совершенствование. / demographic policy / region / social and economic development / efficiency / improvement.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Санникова Анна Борисовна

Демографическая политика РФ и Краснодарского края направлена на социально-экономическое развитие территории, укрепление здоровья населения, сокращение причин смертности, повышение рождаемости и продолжительности жизни, регулирование внешних и внутренних миграционных потоков. Краснодарский край, имеет неплохую в целом, по сравнению с другими регионами, демографическую ситуацию, но также отличается низкой продолжительностью жизни населения. Результаты анализа демографической ситуации в Краснодарском крае позволили выявить негативные тенденции в отдельных муниципальных образованиях, влияющие и на их экономическое развитие. Разработанные предложения по повышению эффективности реализации демографической политики могут быть использованы региональными и местными органами власти при планировании мероприятий в рамках различных государственных и муниципальных программ. Демографическое развитие региона приведет к увеличению трудовых ресурсов, что является базовым условием экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Санникова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE STATE DEMOGRAPHIC POLICY IMPLEMENTATION IN THE TERRITORY OF THE KRASNODAR REGION

The demographic policy of Russia and the Krasnodar region is aimed at the social and economic development, increasing the life expectancy of the population, reducing the mortality rate, enhancing birth rate, regulating internal and external migration, preserving and strengthening the population health. The Krasnodar region is also characterized by a low life expectancy of the population in spite of good demographic situation in general, with the comparison of other regions. The demographic situation analysis in the Krasnodar region allowed us to identify a number of negative trends in some municipalities effecting their economic development. The proposals developed to increase the effectiveness of the demographic policy implementation in the region under study can be used by the executive authorities of the Krasnodar region and its municipalities, planning activities in the framework of the state as well as municipal programs. The demographic development of the territory brings the number of working population increase. This is the basic condition for the economic growth in the region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование реализации государственной демографической политики на территории Краснодарского края»

УДК 338.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Санникова Анна Борисовна.

Россия, г. Новороссийск, Новороссийский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», доцент кафедры Инженерных дисциплин и управления, anna.san@bk.ru.

Демографическая политика РФ и Краснодарского края направлена на социально-экономическое развитие территории, укрепление здоровья населения, сокращение причин смертности, повышение рождаемости и продолжительности жизни, регулирование внешних и внутренних миграционных потоков. Краснодарский край, имеет неплохую в целом, по сравнению с другими регионами, демографическую ситуацию, но также отличается низкой продолжительностью жизни населения. Результаты анализа демографической ситуации в Краснодарском крае позволили выявить негативные тенденции в отдельных муниципальных образованиях, влияющие и на их экономическое развитие. Разработанные предложения по повышению эффективности реализации демографической политики могут быть использованы региональными и местными органами власти при планировании мероприятий в рамках различных государственных и муниципальных программ. Демографическое развитие региона приведет к увеличению трудовых ресурсов, что является базовым условием экономического роста.

Ключевые слова: демографическая политика, регион, социально-экономическое развитие, эффективность, совершенствование.

IMPROVEMENT OF THE STATE DEMOGRAPHIC POLICY IMPLEMENTATION IN THE TERRITORY OF THE KRASNODAR

REGION

Sannikova Anna Borisovna.

, anna.san@bk.ru

Abstract. The demographic policy of Russia and the Krasnodar region is aimed at the social and economic development, increasing the life expectancy of the population, reducing the mortality rate, enhancing birth rate, regulating internal and external migration, preserving and strengthening the population health. The Krasnodar region is also characterized by a low life expectancy of the population in spite of good demographic situation in general, with the comparison of other regions. The demographic situation analysis in the Krasnodar region allowed us to identify a number of negative trends in some municipalities effecting their economic

development. The proposals developed to increase the effectiveness of the demographic policy implementation in the region under study can be used by the executive authorities of the Krasnodar region and its municipalities, planning activities in the framework of the state as well as municipal programs. The demographic development of the territory brings the number of working population increase. This is the basic condition for the economic growth in the region.

Keywords: demographic policy, region, social and economic development, efficiency, improvement.

Успешная реализация мероприятий демографической политики является самой главной составляющей дальнейшего социально -экономического развития всех регионов Российской Федерации. Проблемы низкой рождаемости и небольшой продолжительности жизни населения страны требуют незамедлительного решения и в Краснодарском крае. Уже более года, начиная с 01.01.2019 г., на территории нашей страны реализуется национальный проект «Демография». В нем заложены мероприятия финансового стимулирования семей к деторождению, проекты создания дополнительных мест в детских садах, особенно для детей ясельного возраста, заботы о старших поколениях, поддержки и укрепления здоровья населения, обеспечения населения объектами для занятий физической культурой и спортом. Для дальнейшего поступательного экономического развития Краснодарского края крайне важно достижение поставленных целевых показателей национального проекта, государственных и муниципальных программ, стратегии социально -экономического развития крайне важно.

Региональными органами власти Краснодарского края утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 г. Многочисленные реализуемые региональные и муниципальные программы направлены на повышение качества жизни и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни. Актуальной является государственная программа Краснодарского края «Развитие здравоохранения». К сожалению, в регионе пока не достигнуты, помимо ожидаемой продолжительности жизни (73,3 года вместо целевых 75 лет) и другие целевые показатели развития сферы здравоохранения. Среди них: общая смертность населения, обеспеченность врачами, соотношение средней зарплаты врачей, среднего и младшего медперсонала к средней зарплате по Краснодарскому краю. Смертность населения трудоспособного возраста от различных заболеваний очень высокая, и по отдельным причинам превышает целевые значения. Только для младенческой смертности с 2013 г. по настоящее время наблюдается тенденция снижения [1, с. 103-107].

Количество заболеваний с летальным исходом жителей края в трудоспособном возрасте достигает в среднем 20% от общего количества смертей за год. Конечно же, свое влияние оказывает и экологическая обстановка, особенно загрязнение почв, на которых выращивается сельскохозяйственная продукция [2, с. 90-100]. Следует отметить, что краевые показатели общей смертности за 2016-2018 гг., основываясь на открытых

данных Министерства здравоохранения Краснодарского края, высокие, но всё же ниже уровней всего Южного федерального округа (ЮФО) и РФ в целом. Только смертность от заболеваний дыхательной системы и по внешним причинам в регионе выше, чем в среднем по ЮФО. По данным Министерства здравоохранения Краснодарского края, самыми частыми причинами смерти жителей в трудоспособном возрасте являются заболевания сердечно -сосудистой системы и причины внешнего характера (ДТП, убийства, случайные утопления, отравление алкоголем). Новообразования перешли на третью позицию. Они более распространены среди людей пенсионного возраста. К сожалению, негативные тенденции увеличения смертности от заболеваний дыхательной системы, от болезней инфекционного и паразитарного характера сохраняются и для жителей в трудоспособном возрасте. Их темп роста составляет 101,8 % и 122,7 % соответственно [1, с. 103-107].

Самыми высокими показателями смертности часто характеризуются муниципальные образования с неблагоприятной экологической обстановкой [2, с. 90-100]. Высокая смертность от болезней органов дыхания установлена в следующих муниципальных образованиях: Щербиновский район (47,1 случаев на 100000 населения), г. Краснодар (6,1), г.-к. Сочи (42,0), Северский (41,2) район и г. Армавир (38,7). От новообразований высокая смертность наблюдается в Усть-Лабинском (262,7), Северском (224,4), Крымском (221,5), Брюховецком (220,0) и Белореченском (219,8) муниципальных районах. Смертность от болезней системы кровообращения смертность высока в Ейском (722,6), Северском (686,7), Брюховецком (679,7), Новокубанском (634,4) и Абинском (633,9) муниципальных районах. Выше среднекраевого значения (251,6) показатели предотвратимой смертности выявлены в Брюховецком (351,0), Усть-Лабинском (333,3), Приморско-Ахтарском (313,5), Успенском (310,3) муниципальных районах [3, с. 72-73].

Самой неблагоприятной медико-демографической обстановкой, с показателями общей смертности и смертности населения трудоспособного возраста намного выше среднекраевого уровня по пяти основным группам причин, характеризуются: Усть-Лабинский, Брюховецкий, Северский, Абинский, Тимашевский, Темрюкский, Щербиновский, Тихорецкий, районы. В данных муниципальных образованиях требуется срочное вмешательство региональных органов власти для решения проблемы высокой заболеваемости и смертности населения.

Более благоприятной медико-демографической обстановкой, с наименьшими показателями смертности, значительно ниже среднекраевого уровня, по рассмотренным группам причин, отличаются: МО г. -к. Анапа, Белоглинский, Тимашевский, Кавказский, Крыловский, Новопокровский и Отрадненский муниципальные районы [4, с. 150-152]. Здесь отмечается эффективное управление в сфере здравоохранения.

С 2012 г. в Краснодарском крае наблюдается непрерывный рост численности населения (рис. 1). Его обусловливает, главным образом, приток иммигрантов. Особенно данное явление стало ощутимым в последние 2 года, когда в крае наблюдалась максимальная естественная убыль населения впервые после 2012 г. [1].

Млн чел. 5.7 5.6 5.5 5.4 5.3 5.2 5.1

у = 0.0586х + 5.2186 Я2 = 0.9991

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рис. 1. Рост численности населения Краснодарского края

Краснодарский край занимает шестое место в России по миграционному приросту. Регион является привлекательной территорией для иммигрантов и по географическому положению, и по уровню развития экономики [1, с. 103-105]. По данным Краснодарстата, среднемесячная зарплата одного работника в 2018 г. составила 37820 руб., что на 10,3 % выше уровня предыдущего года. При этом, инфляция, по официальным данным, составила - 4,9 %. Свои доходы население, в основном, тратит на приобретение продуктов и других товаров (62,7 %). На коммунальные платежи и взносы по кредитам приходится 8,7 %. Уровень занятости населения края, по сравнению с 2017 г., в 2018 г. увеличился почти на 0,9 %, а уровень регистрируемой безработицы за последний год снизился на 0,4 %.

Общий прирост населения в крае с 2013 г. достиг около 318,3 тыс. человек. Миграционный прирост населения региона с 2013 г. составил 316,5 тыс. человек. Всего 1,8 тыс. человек составляет сальдо естественного прироста населения региона с 2013 по 2018 гг. Соотношение миграционного и естественного приростов представлено на рис. 2. Как видно, рост населения края обеспечивается именно миграционным приростом.

Темп миграционного прироста населения края в 2018 г., по сравнению с 2017 г., составил 36,1 %, Рассчитанный показатель интенсивности миграции вырос на 9,7 %. Обеспечивая миграционный прирост, сальдо межрегиональной миграции за 2018 г. составило 76,6 %, международной миграции со странами СНГ - 21,3 %, международной с другими зарубежными странами - 2,1 %. Соотношение групп иммигрантов Краснодарского края за 2018 г. составило: 65,8 % - трудоспособного возраста, 18,7 % - младше и 15,4 % - старше трудоспособного возраста. По гендерному признаку среди прибывших в край преобладают женщины, их в 1,2 раза больше, чем мужчин. Наиболее многочисленны группы женщин 25-29 лет и 30-34 года. Среди мужчин-мигрантов наиболее многочисленна группа в возрасте 30-34 года.

Тыс. чел.

69.5

44.5

19.5

-5.5

,72.5

■5Ы-„ 55.7

45.8

49

34.9

1.6 3.3 2.7 2.5

-2.8

-5.3

Т- -1- -1- -г

2013 2014 2015 2016 2017

]ЕП, тыс. чел. ■МП, тыс. чел

Рис. 2. Превышение над естественным (ЕП) миграционного (МП) прироста

населения Краснодарского края

По количеству иммигрантов трудоспособного возраста за 2018 г. первые позиции занимают МО г. Краснодар (11231 чел.), МО г.-к. Сочи (11223 чел.), МО г. Новороссийск (3079 чел.), Динской район (1676 чел.), МО г.-к. Геленджик (1633 чел.), Северский (1316 чел.) и Темрюкский (1250 чел.) районы.

Список муниципальных образований края, лидирующих по эмиграции, то есть оттоку населения, в соответствии с рассчитанными коэффициентами миграционного снижения составили: Лабинский (-8,8%о), Усть-Лабинский (-8,3%), Тимашевский (-6,9%), Щербиновский (-6,9%), Крыловский (-6,7%), Курганинский (-5,1%) и Успенский (-5,0%) районы. Результаты ранжирования муниципальных образований Краснодарского края по миграционному оттоку населения представлены на рис. 3.

Наивысшим количеством эмигрантов трудоспособного возраста в 2018 г. отличились Лабинский (793 чел.), Усть-Лабинский (765 чел.), Тимашевский (601 чел.) районы, г.-к. Анапа (495 чел.), Курганинский (432 чел.), Тихорецкий (354 чел.), Кавказский (344 чел.) районы [5, с. 29-45]. По оттоку населения в трудоспособном возрасте лидируют муниципальные районы и, к сожалению, МО г.-к. Анапа. Существенную долю среди выбывших из МО г. -к. Анапа составляют люди со средним образованием, из остальных муниципальных образований - преимущественно люди с высшим и средним профессиональным образованием. Среди проблем, обусловливающих эмиграцию населения из данных муниципальных образований, выделены высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и распространенность сезонной занятости, недостаточная обеспеченность врачами и высокотехнологичными медицинскими услугами.

Кмп, %о

-3.8-3.5-3.0-2.9-2.8 -2.6 -2.0-1.8-0.5 -0.1

Рис. 3. Муниципальные образования Краснодарского края с миграционным

оттоком населения

В целях увеличения эффективности управления региональными и муниципальными органами власти в сфере здравоохранения, особенно актуальной для Брюховецкого, Северского, Тимашевского, Усть-Лабинского, Темрюкского, Щербиновского, Белореченского, Абинского, Апшеронского, Динского, Курганинского, Приморско-Ахтарского, Новокубанского, Ейского и Тбилисского районов, предлагается следующее:

- развивать предпринимательские и инвестиционные программы в сфере здравоохранения;

- ужесточить критерии доказательности финансирования медицинской помощи и контроль за прозрачностью использования материальных ресурсов медучреждениями;

- модернизировать механизм соплатежей и возмещения и стоимости лекарств;

- разработать регламенты и обеспечить контроль за преемственностью этапов лечения с четкими действиями врачей и среднего медперсонала от этапов госпитализации до реабилитации с четкой системой коммуникаций врачей стационаров и поликлиник;

— увеличить доступность специализированной и неотложной помощи больным отдаленных сельских округов края при использовании санитарной авиации;

— бесплатно применять инновационные разработки при оказании помощи по восстановлению репродуктивного здоровья коренным жителям края.

Для роста рождаемости, обеспечения естественного прироста населения Краснодарского края важно продолжить реализацию программ «Молодая семья», «Молодой учитель», «Земский врач», «Доступное жилье», «Социальная поддержка граждан». В рамках региональной и муниципальных программ соцподдержки населения рекомендуется:

— разработать систему региональных регулярных (ежемесячных или ежеквартальных) выплат при рождении второго и последующих детей;

— создать механизмы реализации дополнительной материальной поддержки семей с детьми с низкими доходами (неполных, многодетных, с детьми-инвалидами);

— оказывать комплексную (психологическую и материальную) помощь беременным женщинам в трудных условиях жизни;

— расширить профилактическую работу в виде семейных массовых мероприятий по предупреждению наркомании, курения, алкоголизма;

— увеличить размещение социальной рекламы с ориентацией на потенциальных родителей (целевая аудитория мужчины 25-45 лет и женщины 20-36 лет) на местных каналах, во время рекламных пауз на центральных каналах, на рекламных городских щитах;

— расширить возможности информирования населения о федеральных, региональных и муниципальных мерах поддержки семей с детьми.

В рамках реализуемых региональной и муниципальных программ «Развитие образования» целесообразно обеспечить потребность всех семей с детьми в детских садах (возможно совместное финансирование пребывания детей в частных детских садах) и для нуждающихся — в частично оплачиваемых услугах допобразования детей 5-16 лет.

В рамках муниципальных программ «Жилище» предлагается повысить доступность жилья для нуждающихся семей с детьми за счет строительства эконом-уровня, а также за счет помощи в выплате первого взноса при льготном ипотечном кредитовании.

Помимо этого, предлагаются к реализации новые региональные и муниципальные программы. Во-первых, программа «Укрепление института семьи» с целью сохранения нравственных традиций семейных отношений, включающая направления:

— разработка и внедрение системы психологической помощи и социальной реабилитации семей с детьми в трудной жизненной ситуации, в том числе создание механизма помощи и защиты женщин и детей, подвергающихся насилию в семье;

- подготовка и реализация комплекса мероприятий оказания психологической помощи и полному сопровождению семей, собирающихся стать опекунами или усыновить детей-сирот;

- распространение социальной рекламы с пропагандой ценностей семьи с официальным оформлением брака, имеющих нескольких детей.

Предлагается региональным органам власти реализовать на территории Краснодарского края специально разработанную подпрограмму «Поддержка иммиграции бывших соотечественников». Это возможно в рамках государственной программы Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества». Цель подпрограммы - привлечение в регион квалифицированных мигрантов, бывших соотечественников, носителей языка, духовных и культурных традиций нашего края для компенсации естественной убыли населения и роста человеческого потенциала в отдельных муниципальных образованиях. Воплощение данной подпрограммы крайне важно для «депрессивных» по демографической ситуации и человеческому потенциалу муниципальных образований Краснодарского края: Щербиновскому, Брюховецкому, Лабинскому, Усть-Лабинскому, Успенскому, Апшеронскому, Выселковскому, Кавказскому, Крыловскому, Курганинскому, Мостовскому, Новокубанскому, Павловскому, Новопокровскому, Тимашевскому, Тихорецкому, Туапсинскому районам.

Таким образом, разработанные предложения позволят усовершенствовать процесс реализации демографической политики в Краснодарском крае. Крайне важно, чтобы все разработанные направления реализовывались совместно, сопровождаясь необходимыми управленческими и финансовыми ресурсами. Это позволит сформировать рациональный системный подход к демографическому развитию отдельных муниципальных образований и всего Краснодарского края в целом.

Библиографический список:

1. Санникова А.Б. Эффективность управления реализацией государственной демографической политики на территории Краснодарского края // Фундаментальные исследования. - 2019. - № 4. - С. 103-107.

2. Санникова А.Б. Экология: количественная оценка геохимических систем биосферы. Практикум: уч. пособие (гриф УМО). - Краснодар: КубГТУ, 2011. - 170 с.

3. Камбарова Е.А., Санникова А.Б., Чагина А.В. Устойчивое развитие сельских территорий Краснодарского края: проблемы и перспективы // Казанская наука. - 2012. - № 7. - С. 72-74.

4. Санникова А.Б. Особенности региональной политики в сфере здравоохранения на примере Краснодарского края // Лазерно-информационные технологии в медицине, биологии, геоэкологии и на транспорте. Труды XXVI Международ. конф. - Новороссийск, 2018. С. 150-152.

5. Бодрова Е.В, Бугара А.Н. и др. Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография. Книга 2. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.