ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
УДК 37 01 796 012 2 д ю ШЕВЧЕНКО
Л. Г. ХАРИТОНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ
Изучение и выявление особенностей уровня развития психомоторных способностей у старших школьников 16-17 лет позволило разработать методику их совершенствования. Доказано, что использование методики в вариативном компоненте учебной программы по физической культуре способствует совершенствованию координационных способностей, отдельных психических функций и в целом пространственно-временных характеристик у старших школьников 16-17 лет.
Актуальность. Понятие «психомоторика» впервые ввёл и обосновал выдающийся отечественный психофизиолог И.М. Сеченов (1961).
Двигательные способности человека зависят от особенностей развития ряда психических функций: мы-шечно-двигательных ощущений и восприятий, восприятия пространства, сенсомоторных процессов, памяти, мышления, внимания. Психические процессы проявляются в мышечных сокращениях или изменениях мышечного напряжения (тонуса) (М.М. Боген, 1985).
Психомоторика является объективизацией всех форм психических проявлений в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972 и др.).
Как отмечает В.П. Озеров (2002), психомоторные способности могут рассматриваться как моторный компонент двигательных способностей, включающий сенсомоторные, перцептивнные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.
Психомоторная деятельность в любом возрасте может рассматриваться как проявление различных координационных способностей человека во взаимосвязи с активностью центральной нервной системы (В.И. Лях, 2002; Е.П. Ильин, 2003 и др.).
Совершенствование психомоторных способностей мы рассматриваем как развитие различных координационных способностей в совокупности с определенными психическими функциями организма человека (внимание, память, мышление).
Проблема. Учебные программы по физической культуре в общеобразовательных школах состоят из двух частей - базовой и вариативной. Базовый компонент составляют основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативный компонент должен базироваться на индивидуальных особенностях развития личности, региональных, национальных и других особенностях. Анализ учебных программ по физическому воспитанию показал, что диагностика психомоторных способностей у старшеклассников отражена фрагментарно (А.Д. Назаренко,2003). Во всех классах тестирующая программа направлена на определение уровня развития двигательных качеств. В вариативном компоненте по физическомувоспитанию старших школьников практически не используются новые технологии (методики), направленные на совершенствование психомоторных способностей, которые необходимы в дальнейшей про-
фессиональной деятельности выпускников.
Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование методики совершенствования психомоторных способностей у старших школьников 16-17 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования. Изучение и выявление особенностей уровня развития психомоторных способностей у старших школьников 16-17 лет позволит разработать методику их совершенствования. Использование методики в вариативном компоненте учебной программы по физической культуре будет активизировать учебный процесс по совершенствованию координационных способностей и отдельных психических функций у старших школьников.
Задачи исследования
Разработать программу тестирования, выявить и изучить у старших школьников уровень развития координационных способностей, психических функций (внимание, память, мышление) и физической подготовленности.
Теоретически и экспериментально обосновать методику совершен-ствования психомоторных способностей у старших школьников 16-17 лет и внедрить её в вариативный компонент учебной программы по физическомувоспитанию.
Методы исследования: анализ научно-методи-ческой литературы, анализ медицинских карт учащихся, педагогическое контрольное тестирование психомоторных способностей и физической подготовленности, психологическое тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. В исследованиях приняли участие 160 юношей старшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №55» г. Омска и НИИ ДЭУ СибГУФК с 2003 по 2006 гг.
Результаты исследования. Для решения первой задачи была разработана тестирующая программа диагностики различных координационных способностей у школьников 16-17 лет. Параллельно осуществлялось тестирование отдельных психических функций (внимание, память, мышление) (А.А. Карелин, 2000) и выявление уровня развития основных двигательных качеств.
Полученные данные были обработаны математически и послужили основой для разработки дифференцированных шкал оценки уровня развития психомоторных способностей у старшеклассников.
Среднегрупповые показатели тестирования координационных способностей учащихся 16-17 лет были сопоставлены с исследованиями И.Ю. Горской и Л.А.
Суянгуловой (2000), проводимых на 14-15-летних школьниках. Сравнительный анализ показал, что уровень развития координационных показателей у 16-17-летних школьников с 14-15-летними по ряду показателей имел отрицательную динамику.
Анализ уровня развития ведущих двигательных качеств и психомоторных способностей позволил выявить неоднородность их развития у юношей старших классов, в частности:
- реагирующая способность у 11 % учащихся имеет высокий уровень развития, у 70 % - средний уровень развития, у 19% - низкий;
- кинестетическая способность у большинства учащихся (91%) - средний уровень развития;
- способность к сохранению статистического равновесия у 10% старшеклассников - высокий уровень развития, у 55 % - средний уровень, у 35% - низкий уровень; в динамическом равновесии, в основном, средний уровень развития;
- ритмическая способность у 30% учащихся - высокий уровень развития, у 70% - средний уровень;
- способность к ориентации в пространстве у 90% старшеклассников - средний уровень развития, у 10%
- низкий уровень.
Анализ психических функций показал, что продуктивность внимания у 29% старших школьников имеет высокий уровень развития, у 49% отмечается средний уровень, у 22% - низкий уровень развития.
Выявлено, что средний уровень развития устойчивости внимания показывают практически 100% учащихся старшего школьного возраста.
Тестирование кратковременной зрительной памяти выявило, что учащиеся старшего школьного возраста имеют преимущественно средний уровень развития, а высокий и низкий уровни встречается единично.
Анализ двигательной памяти выявил, что 90 % имеют средний уровень развития, 10% - низкий уровень развития.
Результаты диагностики вербально-логического мышления показали, что 33% испытуемых имели низкий уровень, 42% - средний и 25% - высокий уровни развития мышления.
В процессе исследований был изучен уровень физической подготовленности старших школьников. Были использованы тесты, рекомендуемые учебной программой для оценки ведущих двигательных качеств.
При анализе двигательного качества «быстрота» (тест «30 м») выявлено, что высокий уровень развития данного качества имели 9% юношей, выше среднего уровня отмечался у 87%, низкий у 5% испытуемых.
Уровень взрывной силы ног у 31 % учащихся соответствует высоко му уровню развития, выше среднего уровня у 65%, низкий выявлен у 4% юношей.
Высокий уровень развития общей аэробной выносливости (тест «6-минутный бег») отмечен у 20% юношей, выше среднего у 80%.
Выше среднего уровня развития силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса имели 95% юношей, низкий уровень развития этого двигательного качества у 5% старшеклассников.
Выявлен выше среднего уровня развития двигательного качества «гибкость» у 94% старших школьников, низкий уровень у 6% испытуемых.
В челночном беге 3x10 м, характеризующем ловкость, высокий уровень отмечен у 4% старшеклассников, выше среднего уровня у 76%, низкий уровень у 20% испытуемых.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что, если у старших школьников уровень развития основных двигательных качеств был выше среднего,
т.е. оценивался на оценку «хорошо», то психомоторные способности, у большинства учащихся, оказались на среднем и низком уровнях развития.
Для решения второй задачи нами была проведена серия поисковых экспериментов для разработки методики совершенствования психомоторных способностей у старших школьников в процессе физического воспитания. В процессе исследований были разработаны комплексы физических упражнений, получена информация о необходимой длительности их воздействия на организм школьников и обоснована эффективность в сочетаемой взаимосвязи.
При обосновании методики использовались следующие принципы совершенствования психомоторных способностей, которые рекомендует В.П. Озеров (2002):
- комплексный подход в диагностике и формировании психомоторных способностей;
- принцип единства развития психических, сенсорных, перцептивных и моторных компонентов двигательных способностей;
- «сопряженный» метод развития координационных способностей и психических функций (внимание, память, мышление).
Методика состояла из тестирующей и обучающей частей. В тестирующей части оценивался уровень развития координационных способностей, психических функций, физической подготовленности.
Обучающая часть состояла из серии специфических комплексов, которые были составлены с учётом шести базовых видов спорта, культивируемых в средних общеобразовательных школах: легкой атлетики, гандболу, волейболу, баскетболу, атлетической гимнастики, плаванию. Данная методика использовалась как вариативный компонент и применялась только на уроках при прохождении данных видов спорта. С учётом видов спорта составлены комплексы упражнений на совершенствование психомоторных способностей: реагирующей, кинестетической, ритмической, ориентация в пространстве и способности к равновесию и, соответственно, психических функций (внимание, память, мышление). Процентное соотношение каждого вида психомоторных способностей равно 20% в одном комплексе. Программа выглядела следующим образом:
раздел № 1 — лёгкая атлетика, 7 комплексов упражнений;
раздел № 2 — гандбол, 5 комплексов упражнений;
раздел №3 — баскетбол, 5 комплексов упражнений;
раздел №4 — волейбол, 5 комплексов упражнений;
раздел № 5 — атлетическая гимнастика, 6 комплексов упражнений;
раздел №6 — плавание, 6 комплексов упражнений.
Все комплексы упражнений приблизительно идентичны по объему и интенсивности нагрузки, одинако-выпо времени выполнения (10-20 минут), вплаваниидо 40 минут (так как уроки по плаванию «сдвоенные»).
Количество повторений упражнений для старших школьников варьировалось от 2-3 (для 10-х классов) до 4-5 раз (для 11 классов).
При проведении основного педагогического эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы в 10 и 11 классах. В экспериментальных группах, в вариативном компоненте, применялась методика совершенствования психомоторных способностей. Контрольные группы также занимались по учебной программе по физической культуре, но вариативный компонентбыл представлен игровойи соревновательной деятельностью. Педагогический эксперимент осуществлялся на протяжении одного учебного года.
В результате применения разработанной методики совершенствования психомоторных способное-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
Показатели временно-пространственных характеристик школьников 16-17 лет (Х±5) компьютерной диагностики (Ю.В. Корягина соавт., 2003)
Тесты До эксперимента Г осле эксперимента Достоверность различий
1. Время реакции на свет, сотые доли ЭГ 32.0±5.7 25.7±3,2 Р>0.05
сек. КГ 32,1 ±6.0 31,7±6,3 Р>0.05
2. Время реакции на звук, сотые доли ЭГ ЗВ, 1 ±4,2 32,7±3 2 Р>0,05
сек. кг 35,9±5.7 36,7±6,1 Р>0.05
3. Реакция на движущийся Э'Г 26,0±3,4 17,4±1,4 Р<0.05
объект, сотые доли сек. кг 2 5,8 ± 4,0 25,4±4,4 Р>0.05
4. Время реакции выбора, сотые доли ЭГ ЗЄ,8±5,0 33,5±4,7 Р>0.05
сек. кг 36,6±5,1 36,1 ±4,8 Р>0.05
5. Оценка скорости движения ЭГ 2 1 ±0,3 1,1±0,1 Р<0.05
объекта, ошибка (%) кг 2 0±0,3 1 8±03 Р>0,05
6. Воспроизведение временного ЭГ 9 4±1,5 5.2±0,9 Р<0,05
интервала (свет), ошибка (%) кг 9 5± 1,6 9.0±1.6 Р>0.05
7. Воспроизведение временного ЭГ 19,2±2,5 13,3±1.0 Р<0,05
интервала (звук), ошибка (%) кг 19,0±2,4 18,7±2,3 Р>0,05
8. Оценка величины предъявляемых ЭГ 11,2±1,3 7,2±1,0 Р<0,05
отрезков, ошибка (%) кг 11,1 ± 1,2 10,9±0,Є Р>0.05
Э. Отмеривание отрезков ЭГ 18,0±1,5 13,6 ±1,1 Р<0.05
ошибка (%) кг 17,Э±1,6 17,8±1,4 Р>0.05
10. Оценка величины предъявляемых ЭГ 5 2±1,1 3,1±0,3 Р<0.05
углов, ошибка (%) кг 5 1 ±0.9 5.0±0.7 Р>0.05
11. Узнавание предъявляемых углов, ЭГ 2,0±0,3 1,2±0,2 Р<0,05
ошибка (%) кг 2 0±0,4 1 8±04 Р>0,05
тей у школьников 16-17 лет экспериментальных групп произошли следующие темпы прироста:
- высокие темпы прироста у старших школьников зафиксированы по показателям способности к сохранению статического равновесия (более 50 %), в воспроизведении пространственных параметров (61%), вточ-ности воспроизведения мышечных усилий рук (47%);
- средние темпы прироста у школьников 16-17 выявлены по показателям реагирующей способности (34%), тактильно-кинестетической способности рук (30%), в точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук (28%), в способности ориентации в пространстве (20%);
- низкие темпы прироста у старших школьников отмечены в ритмической способности (10-14 %), динамическом равновесии (8%).
Анализ прироста показателей психических функций показал, что продуктивность внимания улучшилась на 6%, устойчивость внимания и память на 9%, а вербально-логическое мышление на 8%.
Вместе с тем, в контрольных группах отмечались низкие темпы прироста (достоверность различий р<0,05) и психическим функциям, но различия недостоверны (р>0,05).
Таким образом, перечисленные данные свидетельствуют о том, что применение разработанной методики в вариативной части по физическому воспитанию в контексте учебной программы является важным и обоснованным фактором гармонизации физического состояния учащихся старших классов. Пролонгированный контроль проверки эффективности разработанной нами методики был подтверждён при оценки временно-про-странственныххарактеристик (табл. 1).
Практические рекомендации
1. Для выявления уровня развития координационных способностей и психических функций (внимания, памяти, мышления) у старших школьников рекомендуется провести комплексное тестирование и дифференцированную их оценку.
2. Применение методики совершенствования психомоторных способностей следует планировать на первую половину урока, поскольку с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, что лимитирует процесс усвоения предложенной программы.
3. Совершенствование психомоторных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичнос-
ти и точности движений. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере сенсорных, мышечных ощущений и снижению способности к дифференцированию мышечных усилий.
Библиографический список
I. Боген М.М. Обучение двигательным действиям/ М.М. Боген. - М.: ФиС, 1985. - 192 с.
2. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья. -Монография / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова; Сиб-ГУФК. - Омск [б.и.], 2000. - 212с.
3. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. — 384 с.
4. Карелин, А.А. Психологические тесты/А.А.Каре-лин. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛА-ДОС», 2000. - 248 с.
5. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей/ В.И.Лях, Л.Б. Коф-ман, Г.Б. Мейксон. — М.: Просвещение, 2004. — 126 с.
6. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов/ Под ред. В.И. Ляха. — М.: Просвещение, 2002. - 125 с.
7. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации/ Л.Д. Назаренко. — М.: Теория и практика физической культуры, 2003. — 275 с.
8. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев. — М.: ФиС, 1998. - 496 с.
9. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека/ В.П. Озеров,- Дубна: Феникс+ , 2002. — 320 с.
10. Платонов, К.К. Проблемы способностей/ К.К. Платонов,- М.: Наука, 1972,- С.53-93.
II. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга/ И.М. Сеченов,- М.: Академия наук СССР, 1961. С.5-63.
ШЕВЧЕНКО Денис Юрьевич, учитель физической культуры МОУ «СОШ № 55 г. Омска». ХАРИТОНОВА Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, директор научно-иссле-довательского института СибГУФК.
Дата поступления статьи в редакцию: 07.07.2007 г.
© Шевченко Д.Ю., Харитонова Л.Г.