Научная статья на тему 'Психофизиологические детерминанты психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторы формирования зависимости от психоактивных веществ'

Психофизиологические детерминанты психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторы формирования зависимости от психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буров Александр Эдуардович, Ерохина Ольга Анатольевна

Двигательная активность фактор, благоприятно влияющий на рост и развитие человека, и объективный показатель его функционального состояния. В структуре общедвигательных кинестетических функций подростков, в том числе подростков, предрасположенных к асоциальным формам поведения, особое значение имеет развитие и совершенствование специальных двигательных способностей, и в первую очередь их психомоторного компонента. В исследованиях была использована система двигательно-координационных тестов, позволяющая выявить специфические особенности функционирования психофизиологических свойств и психомоторных качеств у подростков групп «риска». Результаты показали, что дезадаптированные подростки имеют значительные отклонения в функционировании высшей нервной системы, проявляющиеся в ее слабости, неуравновешенности и малой подвижности, в способностях к дифференцировке мышечных усилий и координации движений. Определены наиболее информативные тесты, что будет способствовать созданию методики ранней диагностики склонности подростков к употреблению психоактивных веществ с целью последующей коррекции. Библиогр. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буров Александр Эдуардович, Ерохина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL DETERMINANTS OF TEENAGERS' (11-12 YEAR-OLD) PSYCHOMOTOR QUALITIES AS FORMATION FACTORS OF THE DEPENDENCE ON PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Moving activity is the factor that usefully influences the height and development of a human being, and is the objective index of its functional condition. In the structure of general-moving kinaesthetic functions of teenagers, the development and perfection of special moving capabilities, especially their psychomotor component, is very important. It is also actual for teenagers having a predisposition to asocial forms of behavior. In our research we have used a system of moving and coordinating tests, which allows discovering specific peculiarities of psychophysiological behaviour functioning and psychomotor qualities of teenagers from the risk group. The results of the research permit to state that disadapted teenagers have significant deflections in the functioning of higher nervous system, that becomes apparent in its weakness, unbalanced state, low mobility, and in the ability to differentiate muscular energies and coordinate the movements. The most informative tests have been determined, which will help in the creation of principles of earlier diagnostics for revealing teenagers' propensity to using psychoactive substances for their following correction.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические детерминанты психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторы формирования зависимости от психоактивных веществ»

УДК 612.821-053.6:613.83

А. Э. Буров, О. А. Ерохина Астраханский государственный технический университет

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ 11-12 ЛЕТ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Введение

Одним из важнейших факторов роста и развития ребенка, поддержания высокой работоспособности взрослых является удовлетворение их органической потребности в движении. Потребность в движении особенно выражена у детей, но ее абсолютная величина различна в зависимости от возраста, пола и физического развития. Следовательно, двигательная активность -это, с одной стороны, фактор, благоприятно влияющий на рост и развитие подрастающего поколения, а с другой - один из объективных показателей его функционального состояния, т. к. движение относится к одной из важнейших биологических потребностей человека [1, 2].

Следует отметить, что в структуре общедвигательных кинестетических функций, интегрированных двигательным анализатором, огромное значение для полноценного формирования двигательных навыков имеют развитие и совершенствование специальных двигательных способностей, и в первую очередь их психомоторного компонента.

Психомоторные (двигательные) возможности подростков зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока, много «лишних», неосознаваемых движений [3-5]. Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то у подростков могут быстро закрепиться неправильные навыки и двигательные стереотипы, что может явиться причиной застенчивости, робости и неуверенности в себе в более старшем возрасте, а следовательно, стать фактором возникновения личностной предрасположенности к асоциальным формам поведения [6, 7].

Изучение структуры личности подростков, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ, чрезвычайно сложная задача. Многие исследователи считают, что большинство детей и подростков, склонных к алкоголизации и наркомании, имеют специфические особенности проявления психофизиологических свойств и психомоторных качеств, и это позволяет осуществлять раннюю диагностику различных форм асоциального поведения [8-10].

Эффективность диагностической работы во многом определяется выделением факторов риска и последующей работой с этими факторами [11]. Именно поэтому изучение психофизиологических детерминант психомоторных способностей детей и подростков, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ, и их коррекция под влиянием психофизических нагрузок разной интенсивности и характера являются важной проблемой воспитания здорового молодого поколения. Дальнейшая ее разработка связана с логикой развития психологопедагогической науки и обеспечивает ее теоретико-методологический уровень [5,12-14].

Для изучения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить структуру психомоторных способностей подростков 11-12 лет, отнесенных к группе «риска» по предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.

2. Определить наиболее информативные методы диагностики состояния функционирования психофизиологических свойств и психомоторных качеств.

Методы исследования

Коррекция и профилактика различных форм социальной дезадаптации, в том числе и употребления психоактивных веществ, - очень сложный комплексный процесс, включающий в себя целый ряд аспектов. При этом наибольшего эффекта специалисты достигают при сопряженном воздействии психомоторными и когнитивными упражнениями. Психомоторные упраж-

нения, не будучи изолированными, воздействуют на развитие не только двигательных, но и высших психических функций, а когнитивные, имеющие в себе элементы моторной деятельности, улучшают психомоторные качества ребенка. Поэтому для изучения психофизиологических свойств и психомоторных качеств детей и подростков мы использовали систему двигательно-координационных тестов, разработанных проф. А. В. Родионовым, которые позволяют исследовать данные функции испытуемых:

1) теппинг-тест;

2) тест на точность мышечно-двигательных дифференцировок;

3) тест на быстроту реакции (с гимнастической палкой);

4) тест на точность реакции на движущийся объект;

5) тест на двигательную координацию (прыжок с места в длину в стандартных и нестандартных условиях);

6) тест на двигательную координацию (прыжки через скакалку с двойным прокрутом);

7) тест на двигательную координацию (бег по квадрату 4 X 5 м);

8) тест на двигательную координацию (бег 20 м с высокого старта и челночный бег 2 X 10 м);

9) тест на двигательную координацию (коридор 5 X 10 м).

Результаты исследования

Исследование особенностей психофизиологических свойств личности испытуемых проводили с помощью теппинг-теста, позволяющего изучить силу нервной системы, ее подвижность и уравновешенность, т. е. качества, характеризующие ее локальную работоспособность (табл. 1).

Таблица 1

Показатели психофизиологических свойств подростков 11-12 лет, занимающихся физической культурой и спортом

Т еппинг-тест Суммарный результат Р

«Благополучные», п = 21 Г руппа «риска», п = 15

Правая рука 107,1,2 ± 1,2 100,2 ± 1,6 < 0,05

Левая рука 85,9 ± 0,5 82,3 ± 1,5 < 0,05

Результаты тестирования (расстановка точек правой и левой рукой) показали, что суммарный показатель всех серий у подростков группы «риска» достоверно хуже (р < 0,05) как для правой, так и для левой руки, чем у их сверстников из группы «благополучных» учащихся. Это свидетельствует о превосходстве силы нервной системы, ее более высокой подвижности и уравновешенности у «благополучных» подростков.

Изучение психомоторных качеств (тесты 2-4) и двигательной координации (тесты 5-9) осуществлялось путем тестирования испытуемых [8, 9]. Предусматривалось выполнение заданий в обычных и усложненных условиях. Результаты испытаний подростков представлены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Показатели психомоторных качеств подростков 11-12 лет

Показатель Вариант теста «Благополучные», п = 21 Г руппа «риска», п = 15

Х ± т Р

Тест 2 Правая рука Мах 50 % Средняя ошибка 24,0 ± 0,5 12,9 ± 0,4 1,7 ± 0,1 20,8 ± 0,9 13,2 ± 1,4 3,5 ± 0,6 < 0,05 > 0,05 < 0,05

Левая рука Мах 50 % Средняя ошибка 22,4 ± 0,5 11,1 ± 0,2 1,8 ± 0,01 19,7 ± 1,0 12,5 ± 0,5 2,9 ± 0,3 < 0,05 > 0,05 < 0,05

Тест 3 Г имнастическая палка 6,77 ± 0,01 7,02 ± 0,2 > 0,05

Тест 4 Г имнастическая палка 1,01 ± 0,03 1,08 ± 0,1 > 0,05

Таблица 3

Показатели двигательной координации подростков 11-12 лет

Показатель Вариант теста «Благополучные», п = 21 Г руппа «риска», п = 15

Х ± т Р

Стандартный 150,8 ± 1,01 148,7 ± 3,2 > 0,05

Тест 5 Нестандартный 94,8 ± 0,9 72,8 ± 0,8 < 0,05

Разница 56,0 ± 1,4 75,9 ± 2,4 < 0,05

Тест 6 Двойной прокрут Скакалка 12,1 ± 0,2 11,5 ± 0,5 > 0,05

Тест 7 Квадрат 4 X 5 м 8,5 ± 0,05 8,06 ± 0,1 < 0,05

Бег 20 м (Т1) 5,0 ± 0,03 5,02 ± 0,08 > 0,05

Тест 8 Челночный бег 2 X 10 м (Т2) 8,3 ± 0,03 7,6 ± 0,02 < 0,05

Т1/Т2 0,58 ± 0,005 0,71 ± 0,01 < 0,05

Тест 9 Коридор 5 X 10 м, с 18,4 ± 0,06 19,2 ± 0,13 < 0,05

Рассмотрим отличия в уровне развития психомоторных качеств «благополучных» подростков и подростков группы «риска». В показателях силы мышц левой и правой руки (тест 2) выявлены достоверные различия (р < 0,05) в пользу «благополучных» подростков. Величина ошибки при воспроизведении усилия равного 50 % от максимального показателя без зрительного контроля у испытуемых группы «риска» достоверно выше (р < 0,05). Это свидетельствует о том, что у «благополучных» юношей способность к дифференцировке усилий находится на более высоком уровне.

Тесты на быстроту двигательной реакции (тест 3) и точности реакции на движущийся объект (тест 4) не выявили достоверных различий между группами (р > 0,05), но тем не менее величина ошибки (среднее значение из пяти попыток) у подростков группы «риска» больше, чем у их сверстников из группы «благополучных».

Недостоверность результатов данных тестов можно объяснить еще несформированной системой точечных движений, что характерно для данного возраста [15].

Особенности двигательной координации, по мнению многих исследователей [6, 7], являются одним из показателем предрасположенности детей к употреблению психоактивных веществ. В связи с этим мы использовали систему тестов на координацию (тесты 5-9) в различных вариантах выполнения.

Достоверных различий в показателях прыжка в длину с места (тест 5), выполняемого испытуемыми в стандартных условиях, выявлено не было (р > 0,05). В испытании, выполненном в усложненных условиях, средние результаты, показанные подростками группы «риска», достоверно ниже (р < 0,05), чем у юношей из группы «благополучных».

В показателях теста 6 (прыжки через скакалку с двойным вращением) различия между группами недостоверны (р > 0,05), что объясняется сложностью упражнения.

Достоверное преимущество испытуемых группы «благополучных» зарегистрировано в показателях тестов 8 и 9 (р < 0,05). Следует отметить, что по тесту 7 (бег по квадрату 4 X 5 м) получены достоверные различия (р < 0,05) в пользу группы «риска», в тесте 8 показатели в беге на 20 м с высокого старта у обеих групп статистически одинаковы (5,0 ± 0,03 и 5,0 ± 0,08), а в челночном беге (2 X 10 м) группа «риска» превосходит группу «благополучных» (р < 0,05).

Исследования позволили выявить значительные отличия в состоянии психофизиологических свойств и психомоторных качеств двух групп испытуемых. Установлено, что в показателях дифференцировки мышечных усилий и большинстве тестов, характеризующих двигательную координацию, социально дезадаптированные учащиеся показали достоверно худшие (р < 0,05) результаты, чем их «благополучные» сверстники.

Выводы

Результаты исследований позволяют утверждать, что:

- психомоторные способности являются ядром двигательных способностей подростков, выступая как их когнитивно-сенсомоторный компонент, включающий в себя сенсомоторные, перцептивные и нейродинамические особенности;

- особенности психофизиологических и психомоторных свойств личности дезадаптированных подростков 11-12 лет свидетельствуют о значительных отклонениях в функционировании высшей нервной системы. Это проявляется в ее слабости, неуравновешенности и малой подвижности, а также в способностях к дифференцировке мышечных усилий и координации движений (р < 0,05);

- наиболее информативными тестами при диагностике предрасположенности детей и подростков к зависимости от психоактивных веществ являются: теппинг-тест (для изучения состояния нервной системы); тест воспроизведения усилия, равного 50 % от максимального показателя, без зрительного контроля на ручном динамометре; прыжок в длину с места (в стандартных и усложненных условиях); челночный бег 5 X 10 м;

- включение в исследование данных методик позволяет получить более полную и объективную информацию о психофизическом состоянии детей и подростков, склонных к проявлениям различных форм аддиктивного поведения.

Практические рекомендации

1. Тестирование особенностей психофизиологических свойств и психомоторных качеств занимающихся для их последующей коррекции следует проводить дважды - в начале и конце учебного года.

2. Процесс коррекции психомоторных качеств подростков группы социального риска в ходе занятий физической культурой и спортом должен характеризоваться длительностью, непрерывностью и систематичностью педагогических воздействий.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М.: ФиС, 1986. - С. 153-156.

2. Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. - М.: Физическая культура, 2006. - С. 13-16.

3. Бальсевич В. К. Внутренние и внешние факторы, обусловливающие развитие психомоторики детей и подростков и учет их спортивной специализации: Тез. докл. III Всесоюз. науч. конф. по проблемам юношеского спорта. - М.: ВНИИФК, 1973. - С. 36-37.

4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985. - 192 с.

5. Озеров В.П. Психоморные способности человека. - Дубна: Феникс+, 2005. - С. 21-24.

6. Любомирский Л. Е. Управление движением у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974. - С. 28-30.

7. Малинак В. И. Особенности формирования двигательных навыков у подростков в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 18 с.

8. Родионов А. В., Родионов В. А. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними: Метод. пособие. - М.: АНО «Школа Премьер», 2003. - 43 с.

9. Родионов В. А. Психомоторные упражнения как профилактика школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21-23 июня 2000, Смоленск). - М., 2000. - С. 165-174.

10. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта: Метод. пособие / М. Н. Жуков, В. А. Кабачков, В. А. Куренцов, С. Ю. Тюленьков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - С. 51-55.

11. КлейбергЮ. А. Социальная психология девиантного поведения. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - С. 122-125.

12. Буров А. Э. Физическое воспитание подростков 11-12 лет, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2005. - 24 с.

13. Рубинштейн Л. С. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 9.

14. Зинченко В. П. Движение - живое существо // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 22-24.

15. Колесов Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М.: Педагогика, 1978. - С. 11-15.

Получено 18.12.2006

PSYCHOPHYSIOLOGICAL DETERMINANTS OF TEENAGERS' (11-12 YEAR-OLD) PSYCHOMOTOR QUALITIES AS FORMATION FACTORS OF THE DEPENDENCE ON PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

A. E. Burov, O. V. Erokhina

Moving activity is the factor that usefully influences the height and development of a human being, and is the objective index of its functional condition. In the structure of general-moving kinaesthetic functions of teenagers, the development and perfection of special moving capabilities, especially their psychomotor component, is very important. It is also actual for teenagers having a predisposition to asocial forms of behavior. In our research we have used a system of moving and coordinating tests, which allows discovering specific peculiarities of psychophysiological behaviour functioning and psychomotor qualities of teenagers from the risk group. The results of the research permit to state that disadapted teenagers have significant deflections in the functioning of higher nervous system, that becomes apparent in its weakness, unbalanced state, low mobility, and in the ability to differentiate muscular energies and coordinate the movements. The most informative tests have been determined, which will help in the creation of principles of earlier diagnostics for revealing teenagers' propensity to using psychoactive substances for their following correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.