Научная статья на тему 'Методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией'

Методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3047
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Д.Ю.

Изучение особенностей уровня развития координационных способностей у юношей 16-17 лет с различной моторной асимметрией позволило разработать методику их совершенствования. Доказано, что использование методики в вариативном компоненте уроков физической культуры способствует гармоничному развитию личности выпускников средних общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией»

УДК 37.01.796.012.2

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ

Д.Ю. Шевченко - старший преподаватель Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Омск

SCHOOLCHILDREN IMPROVING COORDINATION ABILITIES METHOD WITH VARIOUS MOTOR ASYMMETRY

D.U. Shevchenko - Siberian State University of Physical Culture and Sport

Omsk

e-mail: shevden@yandex.ru

Ключевые слова: урок физической культуры, вариативный компонент.

Аннотация. Изучение особенностей уровня развития координационных способностей у юношей 16-17 лет с различной моторной асимметрией позволило разработать методику их совершенствования. Доказано, что использование методики в вариативном компоненте уроков физической культуры способствует гармоничному развитию личности выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Key words: the physical training lesson, a variability component.

Summary. Studying peculiarities of coordinate abilities level 16-17 years old of boys with various motor asymmetry allowed to develop methods to improve them. It is proved that the using of techniques in the variable components of physical culture lessons promotes the harmonious development of graduates personality of secondary educational institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Особую значимость в процессе физического воспитания в средних школах на современном этапе приобретает аспект разработки и внедрения новых педагогических методик, направленных на совершенствование физических и психофизиологических качеств растущего организма, повышение уровня здоровья молодого поколения, на это указывает направленность федеральных целевых программ РФ «Здоровье нации» и «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (Ю.В. Высочин, А.А. Денисов, В.В. Лукоянов, 2001).

В настоящее время для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности учащихся школьного возраста, специалисты пользуются разными понятиями, такими как: «физические», «двигательные», «психомоторные», «психофизические», «координационные» (П.Ф. Лесгафт, 1988; Л.П. Матвеев, 1991; В.Д. Шадриков, 1996; В.П. Озеров, 2002; Е.П. Ильин, 2003; J. Raczek, W. Mynarski, W. Ljach, 2002 и др.).

Координационные способности часто отождествляют с координацией движений. По мнению М.М. Булатовой, В.Н. Платонова (1992) координационные способности являются лишь предпосылками развития координации движений. В связи с этим, координационные способности можно рассматривать как предпосылки, лежащие в основе обучения физическим упражнениям, поскольку они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели (И.И. Сулейманов, 1986; Л.Д. Назаренко, 2003 и др.).

Координационные способности тесно взаимосвязаны с проявлением психических функций (внимание, память, мышление), которые являются результатом межполушарного функционирования головного мозга. Моторная (двигательная) асимметрия, как частный случай межполушарной асимметрии головного мозга, является одним из факторов, определяющих надёжность двигательных действий, поскольку асимметрия движений выступает некоторым регулятором качественного выполнения структуры движений, что характеризует успешность профессиональной и спортивной деятельности (Е.М. Бердичевская, 1999; Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000 и др.).

Период обучения у старших школьников характеризуется увеличением количества учебной нагрузки, которая вызывает психоэмоциональное напряжение, что отрицательно сказывается на уровне развития координационных способностей, а также на здоровье учащихся (И.Ю. Горская, 2001; Б.И. Мишин, 2003 и др.). Возраст 16-17 лет у юношей является вторым сенситивным периодом в развитии координационных способностей (В.И. Лях, 2006). На наш взгляд, современные учебные программы по физическому воспитанию школьников недостаточно эффективно развивают координационные способности старшеклассников, т.к. не учитывают моторные предпочтения (сторона тела, рука, нога) учащихся, что не позволяет осуществлять «двустороннее» развитие координационных способностей.

Наряду с этим, остаются малоизученными вопросы применения различных методик совершенствования координационных способностей с различной моторной асимметрией учащихся старшего школьного возраста.

Существующее противоречие между необходимостью совершенствования координационных способностей старших школьников, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в теории и практике физического воспитания школьников с различной моторной асимметрией, с другой, обусловливает актуальность исследований, направленных на его разрешение.

С учетом этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом - каковы теоретические и организационно-методические основы в необходимости совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией с использованием видов спорта, включённых в программы по физическому воспитанию для средних общеобразовательных учреждений?

Объект исследования - учебный процесс по физическому воспитанию старших школьников.

Предмет исследования - методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией на примере видов спорта, включённых в программы по физическому воспитанию.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать содержательные и организационно-методические особенности эффективного применения методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией на примере видов спорта, включённых в программы по физическому воспитанию.

Гипотеза исследования: повышение эффективности совершенствования координационных способностей старших школьников возможно, если:

1) изучить возрастные закономерности и особенности развития координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией;

2) выявить организационные и методические особенности эффективной реализации методики в процессе физического воспитания старших школьников и представить их в виде схемы управления процессом совершенствования координационных способностей учащихся в рамках общеобразовательного учреждения;

3) разработать и внедрить в вариативный компонент учебной программы по физическому воспитанию в 10-11 классах методику, состоящую из специфических комплексов физических упражнений программных видов спорта (лёгкой атлетики, гандбола,

волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, плавания и др.), которые направлены на совершенствование базовых координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Нами решались следующие частные задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.

2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать тестирующий комплекс координационных способностей.

3. Разработать, и экспериментально проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 55 г. Омска.

Организация исследования. В поисковом исследовании приняли участие 160 юношей 10-11 классов. В педагогическом эксперименте - 82 старших школьника (экспериментальная группа - 41 человек, контрольная группа - 41 человек). Исследование проводилось в период с ноября 2004 по май 2011 гг. и включало в себя четыре этапа.

Научная новизна результатов исследования:

- уточнены особенности развития координационных способностей у старших школьников с различной моторной асимметрией;

- установлено, что в процессе многолетнего физического воспитания у юношей формируются элементы дисгармоничного развития двигательной сферы, в частности, выявлен более высокий уровень развития кондиционных способностей, средний и низкий -координационных способностей;

- доказано, что учёт уровня развития координационных способностей, физической подготовленности и физического развития старших школьников при подборе средств, методов и параметров нагрузки может служить основой для разработки эффективной методики совершенствования координационных способностей для старших школьников; в отличие от существующих методик, предусматривается направленность воздействия по принципу «двустороннего» развития базовых координационных способностей;

- определена последовательность введения блочной системы построения специфических комплексов физических упражнений программных видов спорта (лёгкая атлетика, гандбол, волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика, плавание) в вариативный компонент, что позволяет применять разработанную методику на протяжении учебного года, как в целом, так и отдельные её комплексы для развития и совершенствования наиболее «отстающих» координационных способностей выпускников средних школ;

- разработана методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории физического воспитания школьников (В.И. Ляха о втором сенситивном периоде развития координационных способностей) за счёт изучения развития координационных способностей, обусловленных как возрастом, так и типом моторной асимметрии; в обосновании «двустороннего» развития координационных способностей с использованием специфики различных видов спорта в учебном процессе по физическому воспитанию.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что организация обучения учащихся с использованием методики совершенствования координационных способностей в вариативном компоненте программы физического

воспитания школьников, позволяющей дифференцированно оценить и выявить уровень развития координационных способностей с целью осуществления своевременной коррекции процесса физического воспитания школьников, существенно повышает уровень развития координационных способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель методики - «двустороннее» развитие и совершенствование координационных способностей с использованием на уроках физической культуры комплексов физических упражнений, соответствующих структуре школьной учебной программы по различным видам спорта, тренировочное воздействие которых направлено на гармоничное развитие двигательных способностей выпускников.

Основными задачами нашей методики по развитию и совершенствованию координационных способностей старших школьников являлись:

1) улучшение способности согласовывать асимметричные движения различными частями тела;

2) развитие координации движений неведущей конечности.

Разработанная нами методика включала в себя тестирующую и обучающую части. Тестирующая часть предусматривала оценку уровня развития координационных способностей, психических функций (внимания, памяти, мышления) и определение типа моторной асимметрии. Обучающая часть рассчитана на весь школьный учебный год, в ней были представлены теоретические знания о координационных способностях и практические задания, направленные на развитие и совершенствование координационных способностей старших школьников.

Обучающая часть состояла из серии специфических комплексов, которые были составлены с учётом шести базовых видов спорта, культивируемых в средних общеобразовательных школах: лёгкой атлетики, гандбола, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, плавания. Данная методика использовалась как вариативный компонент и применялась только на уроках при прохождении данных видов спорта. С учётом видов спорта составлены блоки упражнений на развитие и совершенствование координационных способностей: реагирующей, кинестетической, ритмической, ориентации в пространстве и способности к равновесию и, соответственно, психических функций (внимание, память, мышление).

Все комплексы упражнений одинаковы по времени выполнения (первая половина урока) и предлагают их «двухстороннее» выполнение. Обучающее задание для учащихся всех типов моторной асимметрии начиналось с ведущей конечности или выполнения в удобную сторону, и по мере совершенствования движения, осуществлялся переход к выполнению двигательного действия неведущей конечностью или в неудобную сторону. Происходило симметричное закрепление навыков с условием запоминания двигательного эталона ведущей конечности.

Схема управления процессом, применяемая для реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией, включает в себя: комплексное тестирование координационных способностей учащихся старших классов; информационно-статическая обработка результатов тестирования (индивидуальные и общие по классу); педагогическое воздействие на совершенствование координационных способностей в учебном процессе; промежуточное и итоговое тестирование отдельных координационных способностей.

Результатом использования схемы управления в процессе реализации методики является комплекс положительных изменений у старших школьников: формирование интереса к уроку физической культуры, развитие физических качеств и функциональных возможностей организма, снижение травматизма на уроках физической культуры, обогащение двигательного опыта неведущих конечностей, овладение универсальностью

двигательных действий, расширению координационных возможностей, технико-тактических действий и умения выполнять действия в обе стороны.

Нами разработаны следующие организационно-методические особенности, которые необходимо учитывать при реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников:

1. Формирование двигательных умений и навыков через совершенствование координационных способностей с различной моторной асимметрией старших школьников.

2. Подбор средств и методов совершенствования координационных способностей старших школьников, основанных на максимальном использовании возможностей функциональной активности обоих полушарий.

3. Обеспечение сопряженности воздействия комплекса упражнений по видам спорта на развитие физических качеств у старших школьников.

4. Координация усилий учителя физической культуры по определению содержания, форм и средств воздействия на школьников с целью формирования у них интереса к сохранению и укреплению здоровья, повышению двигательной активности, гармоничном развитии выпускников общеобразовательных учреждений.

ВЫВОДЫ

1. Теоретической основой нашего научного исследования выступает концептуальная модель совершенствования координационных способностей учащихся старшего школьного возраста В.И. Ляха, в которой отражены основные положения развития данных способностей на уроках физической культуры.

Выявлено, что у юношей старших классов к окончанию средней общеобразовательной школы прослеживается дисгармоничное развитие двигательных способностей: выявлены высокий и выше среднего уровни развития кондиционных способностей у 90%, средний и низкий уровни развития в координационных способностей у 80% старших школьников; это свидетельствует о том, что программы по физическому воспитанию недостаточно эффективно развивают координационные способности выпускников средних школ.

2. Выявлено, что среди старших школьников прослеживается разное соотношение типов моторной асимметрии: у 65% отмечена левомоторная асимметрия, у 30% - смешанная асимметрия, у 5% - правомоторная асимметрия. Уровень развития координационных способностей у юношей был различен:

- с левомоторной асимметрией имели достоверное преимущество в точности воспроизведения мышечных усилий;

- с правомоторной асимметрией - в реагирующей способности и точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук;

- со смешанной асимметрией занимали промежуточные позиции между двумя другими типами моторной асимметрии.

В уровне физической подготовленности (быстроте, взрывной силе ног, абсолютной силе сильнейшей руки, силовой и общей выносливости, гибкости) юноши с различной моторной асимметрией достоверных различий не имели.

3. Количество корреляционных связей между изучаемыми показателями у юношей с различной моторной асимметрией неоднозначно: с левомоторной асимметрией - 104, правомоторной асимметрией - 175, со смешанной - 112. Полученные данные позволяют предположить наличие неоднородности восприятия учебной программы по физическому воспитанию. Анализ корреляционных взаимосвязей свидетельствует о значимости уровня развития кинестетической способности (способности к тактильной чувствительности рук, отмериванию силовых, временных и пространственных параметров движения) для других видов координационных способностей юношей.

4. Разработанный тестирующий комплекс координационных способностей старших школьников, включающий шкалы дифференцированной оценки, позволяет оценить уровень

развития базовых координационных способностей, определить тип моторной асимметрии, и, в зависимости от результатов тестирования вносить необходимые коррективы в учебный процесс.

5. Разработанная методика состоит из тестирующей и обучающей частей. Методика используется в вариативной компоненте программы по физическому воспитанию в старших классах, рассчитана на учебный год и применяется в рамках учебных разделов по 6 видам спорта (лёгкая атлетика, гандбол, баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, плавание). Обучающая часть состоит из теоретического и практического разделов. Система блочного построения методики позволяет оптимально воздействовать на «двустороннее» развитие координационных способностей (реагирующей, кинестетической, ритмической, сохранение равновесия и ориентации в пространстве).

6. Свидетельством эффективности разработанной методики являются более высокие темпы прироста результатов по уровню развития координационных способностей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой:

- высокие темпы прироста в способности к сохранению статического равновесия (70%), в воспроизведении пространственных параметров (58%), в точности воспроизведения мышечных усилий рук (50%);

- средние темпы прироста в реагирующей способности (35%), в точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук (28%), в способности ориентации в пространстве (21%), в тактильно-кинестетической способности рук (19 %);

- низкие темпы прироста у старших школьников в ритмической способности (14%), динамическом равновесии (9%).

Продуктивность и устойчивость внимания улучшились на 10%, память - на 9%, а вербально-логическое мышление - на 8%.

В контрольной группе также произошли положительные изменения в ходе эксперимента: темпы прироста координационных способностей варьируют от 3% до 8% и психических функций - 2-3%.

7. Выявлено, что разработанная методика совершенствования координационных способностей старших школьников значительно повлияла на уровень развития координационных способностей юношей с правомоторной и смешанной асимметрией. Воздействие специальных комплексов упражнений по шести видам спорта оказало более существенное влияние на учащихся старших классов с низким, ниже среднего, средним уровнем развития координационных способностей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для выявления уровня развития координационных способностей старших школьников рекомендуется провести комплексную оценку координационных способностей (реагирующей, кинестетической, ритмической, сохранение равновесия и ориентация в пространстве) и психических функций.

2. Для оценки уровня развития различных видов координации и психических функций рекомендуется использовать разработанные нами дифференцированные шкалы. Использование комплексной оценки координационных способностей позволяет построить индивидуальный профиль и осуществлять пути индивидуальной коррекции учебного процесса.

3. Рекомендуется применять отдельные упражнения по различным видам спорта (лёгкой атлетики, гандбола, баскетбола, волейбола, атлетической гимнастики, плавания) обучающей части методики для развития и совершенствования координационных способностей старших школьников.

4. Применение методики совершенствования координационных способностей следует планировать на первую половину урока, поскольку с наступлением утомления в центральной нервной системе снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, что лимитирует процесс усвоения программного материала методики.

5. Совершенствование координационных способностей требует «двустороннего» развития. Начиная выполнение двигательных действий с ведущей конечности или удобной стороны, старшим школьникам необходимо запоминать двигательный «эталон» ведущей конечности.

6. Методику совершенствования координационных способностей старших школьников рекомендуется применять в вариативном компоненте уроков по физической культуре в 10-11 классах общеобразовательных школ при прохождении различных обучающих программ по физическому воспитанию.

Литература

1. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 43-45.

2. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 46 с.

3. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 382 с.

4. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. - М. : Педагогика, 1988. - 359 с.

5. Лях, В.И. Координационные способности : диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев, А.Р. Новиков. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

7. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физической культуры / Б.И. Мишин. - М. : Аст, 2003. -

526 с.

8. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.

9. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна : Феникс, 2002. - 320 с.

10. Платонов, В.Н. Гибкость спортсмена и методика её совершенствования / В.Н. Платонов, М.М. Булатова. - К. : Высшая школа, 1992. - С. 11-77.

11. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 127 с.

12. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей : лекция / И.И. Сулейманов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Омск : ОГИФК, 1986. - 21 с.

13. Теоретическое обоснование программы Российской Федерации «Здоровье нации» / Ю.В. Высочин, А.А. Денисов, В.В. Лукоянов / Программа Российской Федерации «Здоровье нации» : официальный бюллетень.

- М., 2001. - С. 5-6.

14. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М. : Логос, 1996. - 319 с.

15. Kcztaltowanie i diagnowanie koordynacyinych zdolnosci motorycznych / J. Raczek, W. Mynarski, W. Ljach. - AWF, 2002. - 237 s.

Literature

1. Berdichevskaya, E.M. Profile of hemispheric asymmetry and movement quality / E.M. Berdichevskaya // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - № 9. - P. 43-45.

2. Gorskaya, I.Y. Theoretical and methodological foundations to improve basic coordination abilities of students with various health : abstract of the dis. ... Dr. Ped. Science / I.Y. Gorskaya. - Omsk, 2001. - 46 p.

3. Ilyin, E.P. Psychomotor humans organization / E.P. Ilyin. - St.P. : Peter, 2003. - 382 p.

4. Lesgaft, P.F. Guidelines for physical education for children of school age / P.F. Lesgaft // Selected pedagogical works. - M. : Pedagogy, 1988. - 359 p.

5. Lyakh, V.I. Coordination abilities.: diagnosis and development / V.I. Lyakh. - M. : TVT Division, 2006. -

290 p.

6. Matveyev, L.P. Theory and Methodology of Physical Education / L.P. Matveev, A.R. Novikov. - M. : Physical Culture and Sports, 1991. - 543 p.

7. Mishin, B.I. Handbook of Physical Education Teachers / B.I. Mishin. - M. : AST, 2003. - 526 p.

8. Nazarenko, L.D. Means and methods motor coordination development / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 259 p.

9. Ozerov, V.P. Psychomotor abilities of the person / V.P. Ozerov. - Dubna : Phoenix, 2002. - 320 p.

10. Platonov, V.N. The flexibility of the athlete and a technique to improve it / V.N. Platonov, M.M. Bulatova.

- K. : High School, 1992. - P. 11-77.

11. Sologub, E.B. Sports Genetics / E.B. Sologub, V.A. Taymazov. - M. : Terra-Sport, 2000. - 127 p.

12. Suleymanov, I.I. Basics of parenting coordination ability : lecture / I.I. Suleymanov. - Omsk : OSIPC, 1986. - 21 p.

13. The theoretical basis of the program of the Russian Federation «Health of the Nation» / Y.V. Vysochin, A.A. Denisov, V.V. Lukoyanov / Program of the Russian Federation «Health of the Nation» : the Official Bulletin. -M., 2001. - P. 5-6.

14. Shadrikov, V.D. Psychology and the ability of the person / V.D. Shadrikov. - M. : Logos, 1996. - 319 p.

15. Kcztaltowanie i diagnowanie koordynacyinych zdolnosci motorycznych / J. Raczek, W. Mynarski, W. Ljach. - AWF, 2002. - 237 p.

Статья поступила в редакцию 19.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.