Научная статья на тему 'Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха'

Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
888
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ И НЕСЛЫШАЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / COORDINATION FACILITIES / HARD OF HEARING CHILDREN / NON-HEARING CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губарева Наталья Владимировна

Разработанная методика с использованием дифференцированного подхода предназначена для организации основных и дополнительных занятий по физическому воспитанию детей с различной степенью нарушения слуха. На основании проведенных исследований установлено, что данный подход с научно-обоснованным подбором средств, методов, методических приемов в зависимости от степени основного нарушения, вторичных двигательных отклонений, механизмов компенсации, сенситивных периодов развития является оптимальным для коррекции и развития координационных способностей слабослышащих и неслышащих школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губарева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodic with using differentiated approach intends for organization additional and basic lessons of children's physical education with different degrees of hearing disturbance. On the grounds of realizing investigation was established that approach with scientifically grounded selection of means, methods and methodical device which depend on degree of basic disturbance, secondary impellent (motor) departure, mechanics of compensation and sensitivity period of development is the most optimum for correction and developing coordination facilities of hard of hearing and non-hearing children

Текст научной работы на тему «Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха»

№ 319

УДК 616-007-053.2

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Февраль

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Н.В. Губарева

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

2009

Разработанная методика с использованием дифференцированного подхода предназначена для организации основных и дополнительных занятий по физическому воспитанию детей с различной степенью нарушения слуха. На основании проведенных исследований установлено, что данный подход с научно-обоснованным подбором средств, методов, методических приемов в зависимости от степени основного нарушения, вторичных двигательных отклонений, механизмов компенсации, сенситивных периодов развития является оптимальным для коррекции и развития координационных способностей слабослышащих и неслышащих школьников.

Ключевые слова: координационные способности, слабослышащие и неслышащие школьники.

Актуальность. Разный уровень здоровья и сохранных функций лимитирует двигательную активность детей, имеющих нарушение в работе анализаторных систем, в частности слухового анализатора, и требует дифференцированного подхода в выборе средств, методов адаптивной физической культуры, решения коррекционных, компенсаторных задач, сопряженных с процессом физического воспитания детей с различной степенью нарушения слуха [1, 2]. Обучение школьников с различной степенью нарушения слуха осуществляется в разных учебных учреждениях, т.е. реализуется дифференцированное обучение. Такой тип обучения в основном направлен на снижение школьной и социальной дезадаптации. Однако, как показал анализ программ по физическому воспитанию для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, попытка внешней дифференциации на практике не реализуется. Нами выявлено, что в научно-методической литературе не отражены проблема и пути решения внутренней дифференциации, направленной на коррекцию и развитие координационных способностей, с учетом не только степени основного нарушения, но и уровня отклонений в координационной сфере школьников с различной степенью нарушения слуха. Говоря о «дифференцированном обучении», в научнометодической литературе выделяется также такое понятие, как «дифференцированный подход» в обучении. По мнению ряда авторов, именно дифференцированный подход в коррекции и развитии двигательных способностей школьников с различной степенью нарушения слуха позволит более обоснованно не только подобрать средства и методы коррекции, но и дифференцированно воздействовать на различные аспекты двигательной сферы [3].

Проблема исследования. В практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида отсутствует дифференцированный подход к физическому воспитанию, в частности, нет эффективной, научно-обоснованной методики, учитывающей различия в уровне развития двигательных способностей и механизмов компенсации, особенно в сфере координационных проявлений, с учетом степени основного нарушения, особенностей формирования

различных видов координационных способностей у слабослышащих и неслышащих школьников. Отсутствует информация об особенностях развития координационных способностей, которые являются наиболее отстающими у данной категории детей.

Гипотеза исследования. Изучение возрастных закономерностей и особенностей развития двигательной сферы школьников с различной степенью нарушения слуха (слабослышащих и неслышащих) в сравнении со слышащими сверстниками послужит основой для разработки методики, реализующей дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей слабослышащих и неслышащих школьников 8-13 лет при занятиях физической культурой. Это позволит наиболее эффективно корригировать двигательные нарушения данной категории детей, а также оптимизировать процесс физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ медицинских карт, контрольное тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования: Исследование проводилось на базе кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта и научно-исследовательского института деятельности в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, а также на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I и II видов № 7, 15 и массовой школы № 118 г. Омска с 2000 по 2009 г. Обследовано 187 слабослышащих и 97 неслышащих школьников, а также 362 учащихся массовой школы в возрасте 8-15 лет. Результаты обработаны с учетом возраста и пола испытуемых.

Результаты исследования. Выявлены достоверные различия в показателях, которые отражают уровень развития базовых видов координационных способностей, у слабослышащих и неслышащих школьников в сравнении со слышащими сверстниками в возрасте 815 лет. Возрастная динамика показателей координационных способностей слышащих школьников имеет плавно возрастающий характер с 8 до 15 лет с явными сенситивными периодами, тогда как у школьников с

различной степенью нарушения слуха отмечена неоднородность показателей базовых координационных способностей, при этом рост показателей наблюдается в основном до 13 лет без явных сенситивных периодов. Возможно, это объясняется наличием лимитирующих факторов, таких как степень основного нарушения, гетерохронность созревания систем обеспечения двигательной деятельности, гиподинамия и др. Также выявлено, что неслышащие школьники имеют более выраженное отставание уровня развития координационных способностей (КС), чем слышащие школьники по таким КС, как способности к сохранению равновесия и ориентационная способность, тогда как слабослышащие сверстники - по реагирующей, кинестетической и способности сохранять равновесие.

В ходе педагогического наблюдения за школьниками с различной степенью нарушения слуха выявлено, что слабослышащие дети менее устойчивы к внешним раздражителям, возможно, в силу слабого развития компенсаторных возможностей и как следствие имеют низкие характеристики при освоении двигательного действия. В свою очередь, неслышащие школьники быстрее справляются с решением поставленной двигательной задачи, возможно, за счет более выраженных компенсаторных механизмов, активизирующих деятельность сохранных анализаторов. Данные педагогические наблюдения были учтены при выборе методов, методических приемов и в разработке дифференцированного подхода, в ходе реализации методики коррекции и развития координационных способностей школьников с различной степенью нарушения слуха 813 лет при занятиях физической культурой.

Наиболее благоприятные (сенситивные) периоды для развития базовых видов координационных способностей не совпадают у школьников с различной степенью нарушения слуха. Для слабослышащих мальчиков такими периодами является возраст 10-13 лет, для слабослышащих девочек - 8-11 лет. Для неслышащих мальчиков благоприятными периодами для развития координационных способностей являются возрастные диапазоны 9-10 и 12-13 лет, а для неслышащих девочек - 8-9 и 11-12 лет; у слышащих школьников сенситивные периоды выявлены в возрасте 8-11 лет у девочек и в 14-15 лет - у мальчиков.

Основываясь на полученных данных, а также на данных научно-методической литературы [1-5 и др.], была разработана методика коррекции и развития координационных способностей для слабослышащих и неслышащих школьников с учетом степени основного заболевания, способов восприятия информации, степени координационных нарушений при подборе средств, методов, методических приемов и параметров нагрузки. Также полученные данные явились основой дифференцированного подхода как для внешней дифференциации (для слабослышащих и неслышащих школьников), так и для внутригруппового дифференцирования при реализации методики коррекции и развития координационных способностей. Направленность воздействия должна осуществляться по принципу усиленного развития и коррекции наиболее отстающих координационных способностей для слабослышащих и неслышащих школьников.

Разработанная методика состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая часть предусматривает оценку уровня развития способности к сохранению равновесия, ориентационной, реагирующей, кинестетической и ритмической способностей для обеих категорий школьников.

Обучающая часть предусматривает дифференцированный подход в проведении специальных заданий, направленных на коррекцию и развитие координационных способностей слабослышащих и неслышащих школьников. Разработанная методика рассчитана на 30 занятий, проводимых на уроках физической культуры, 2 раза в неделю, в вариативной части урока.

По мнению ряда авторов [1, 4, 5 и др.], в процессе физического воспитания в школах для неслышащих и слабослышащих школьников необходимо использовать устную речь. В связи с этим в разработанной методике для обучения слабослышащих школьников использовались слова и фразы, для обучения неслышащих школьников применяли дидактические карточки. Включение речевого материала в содержание урока физической культуры положительно влияет не только на активность сохранных анализаторов, но и на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков, на развитие интеллекта ребенка, имеющего патологию слухового анализатора и как следствие нарушение речи. Особенно прого-варивание поставленных двигательных задач необходимо использовать во втором отделении специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида, т.к. в этом отделении обучаются слабослышащие школьники, имеющие значительное недоразвитие речи.

В результате исследований выявлено, что слабослышащие школьники наиболее выраженно отстают от своих слышащих сверстников по показателям реагирующей, кинестетической способности и способности сохранять равновесие. В связи с этим при дифференцированном подходе для данной категории детей больший объем (по 27%) отводился соответственно на коррекцию этих координационных способностей и по 10% - на менее отстающие (ориентационную и ритмическую способности). Неслышащие школьники имеют наибольшее отставание от слышащих сверстников по показателям способности сохранять равновесие и ориентационной способности. На коррекцию данных координационных способностей при дифференцированном подходе для неслышащих школьников отводилось по 33% от общего объема проводимых упражнений. Менее отстающими координационными способностями у данной категории детей являются реагирующая, кинестетическая, ритмическая, и на коррекцию данных отклонений в методике отводилось от 10 до 14%. Таким образом, данная методика направлена на дифференцированную коррекцию и развитие наиболее отстающих координационных способностей у слабослышащих и неслышащих школьников (см. рис. 1).

При выборе методов и методических приемов мы основывались не только на анализе научно-мето-дической литературы, но и на собственных педагогических наблюдениях (см. рис. 2). Так, при коррекции и обучении координационным способностям слабослышащих школьников в основном использовался метод расчлен-неного упражнения (в частности, такая разновидность

метода, как решение узких двигательных задач), кото- гательным действием им требуется разбить движение на

рый предполагает вычленение отдельных характеристик узкие фрагменты. Данный метод использовался для кор-

движений (пространственных, динамических, ритмиче- рекции и развития более отстающих координационных

ских и др.). Так как слабослышащие школьники обла- способностей: реагирующей, кинестетической и способ-

дают очень рассеянным вниманием, для овладения дви- ности сохранять равновесие.

А Б

9%

27%

□ реагирующая В равновесие

□ ритмическая

27%

27%

■ кинестетическая □ ориентационная

10%

10%

14%

' **++++++++++■

ННттті І І ітт +++++++++++++■

33%

♦+*я»

В ориентационная

□ реагирующая

□ ритмическая

33%

□ равновесие ■ кинестетическая

Рис. 1. Соотношение различных блоков упражнений при дифференцированном подходе в методике коррекции КС у слабослышащих (А) и неслышащих (Б) школьников

Схема дифференцированного обеспечения методики при овладении двигательными умениями и навыками для школьников с различной степенью нарушения слуха

Слабослышащие школьники Неслышащие школьники

Направленность воздействия на отстающие координационные способности

Реагирующая, кинестетическая и способность сохранять равновесие Ориентационная способность и способность сохранять равновесие

Методы обучения и развития

Метод расчлененного упражнения 1 Метод целостного упражнения

Методические приемы, регламентирующие способ подачи сигнала к началу (концу) движения

С использованием слухового и зрительного анализатора

С использованием зрительного и проприоцептивного анализатора

Объем нагрузки

Количество повторений 8-10 раз; темп выполнения медленный Количество повторений 6-8 раз; темп выполнения средний

Рис. 2. Схема методического обеспечения дифференцированного подхода в ходе реализации методики коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха

В процессе коррекции и развития координационных способностей у неслышащих школьников в основном использовался метод целостного упражнения, в частности такая разновидность, как метод подводящих упражнений. Использование данного метода для овладения двигательными навыками и умениями неслышащими школьниками обусловлено особенностью их

восприятия. Более эффективным для них является сначала увидеть и попытаться выполнить полностью двигательное действие, а затем с помощью подводящих упражнений овладеть двигательным умением полноценно. Данный метод использовался при развитии более отстающих координационных способностей неслышащих школьников: ориентационной и способно-

сти сохранять равновесие. Также широко применялись игровой и соревновательный методы в развитии КС у слабослышащих и неслышащих школьников. Игровой метод использовался в подготовительной части занятия, а для реализации соревновательного метода проводились эстафеты в основной части урока физической культуры. Игровой и соревновательный методы являются общими для всех школьников с различной степенью нарушения слуха при коррекции и развитии менее отстающих координационных способностей.

Для реализации перечисленных методов обучения двигательным умениям дифференцированно использовались методические приемы и специализированные средства: средства видеодемонстрации, а также подробный показ (для неслышащих школьников), позволяющие анализировать технику движений; средства аудиосопровождения (для слабослышащих школьников), методические приемы лидирования и т.д.

При выборе способов регулирования движений (подачи сигналов к началу (концу) двигательного действия) у слабослышащих школьников важным являлось активное использование остаточного слуха, тогда как для неслышащих школьников для объяснения использовался показ с сурдологическим сопровождением, а также активно использовался такой способ подачи сигналов как вибрация, т. е. активизировался не только зрительный, но и проприоцептивный, тактильный анализатор.

Говоря о величине нагрузки в дифференцированном подходе при реализации методики коррекции и развития координационных способностей школьников с различной степенью нарушения слуха, необходимо сказать об объеме нагрузки, в частности о такой ее составляющей, как количество повторений. Количество повторений упражнений для школьников с различной степенью нарушения слуха варьировалось от 3-4 до 810 раз с учетом степени основного нарушения, нарушений в координационной сфере, а также возраста.

Для выявления эффективности разработанной коррекционной методики и реализации дифференцированного подхода в коррекции и развитии координационных способностей у детей с различной степенью нару-

шения слуха при занятиях физической культурой был организован педагогический эксперимент. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы в каждой выборке школьников с различной степенью нарушения слуха. КГ занимались по государственной программе для коррекционных учреждений I и II вида. ЭГ занималась по разработанной методике, реализующей дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей слабослышащих и неслышащих.

В эксперименте приняли участие слабослышащие и неслышащие школьники в возрасте 8-13 лет. Анализ результатов был проведен по каждой возрастной группе с учетом пола испытуемых, а также степени основного нарушения.

В экспериментальных группах произошли положительные изменения по всем изучаемым показателям. Максимальные темпы прироста, выявленные после воздействия экспериментальной методики, были отмечены у школьников с различной степенью нарушения слуха в тех способностях, которые имели «низкий» и «ниже среднего» уровень развития КС в сравнении с показателями слышащих школьников, а также в выявленные сенситивные периоды. У слабослышащих школьников они составили от 30 до 40% по реагирующей, кинестетической и способности к сохранению равновесия в возрастном диапазоне 8-13 лет, а у неслышащих школьников наибольшие темпы прироста выявлены в показателях ориентационной способности и способности сохранять равновесие в возрасте 8-13 лет и составили 28-46%. В контрольных группах темпы прироста составили от 2 до 7% по всем оцениваемым способностям.

Таким образом, у школьников с различной степенью нарушения слуха, занимавшихся по разработанной методике, реализующей дифференцированный подход при коррекции и развитии координационных способностей, произошли положительные изменения в уровне базовых видов координационных способностей. Дифференцированный подход при реализации разработанной методики внедрен в практику работы коррекционных учреждений I и II вида г. Омска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // АФК.

2003. № 4. С. 14-19.

2. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007. 608 с.

3. Евсеев С.П. Адаптивная ФК в системе высшего профессионального образования (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) //

Теория и практика ФК. 1998. № 1. С. 2-7.

4. Хода Л.Д. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 18 с.

5. Новичихина Е.В., Хода Л.Д. Исследование влияния игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации на психофизическое разви-

тие неслышащих детей // АФК. 2006. № 2. С. 24-27.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 15 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.