Научная статья на тему 'Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет'

Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
526
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО И КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРОВ / СТАТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / РЕАГИРУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / HARD-OF-HEARING SCHOOL CHILDREN / DISORDER OF VESTIBULAR AND KINESTHETIC ANALIZATORS / STATIC BALANCE / REACTION ABILITY / HEALTH-IMPROVING AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинчева Яна Валентиновна

Нарушение слуха и вторичные отклонения (недостаточное речевое развитие, нарушение отдельных функциональных систем) оказывают отрицательное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Основным нарушением двигательной сферы глухих и слабослышащих детей является расстройство координации. Специфичность структуры двигательных действий оздоровительной аэробики является весьма эффективной в развитии координационных способностей слабослышащих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинчева Яна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HEALTH-IMPROVING AEROBICS LESSONS ON RATES OF STATISTICS BALANCE AND SPEED OF REACTION OF 12-15 YEAR OLD HARD-OF-HEARING SCHOOL CHILDREN

Hearing Disorder and secondary defections (insufficient speech development, deviation of separate functional systems) have a negative effect on development of movement sphere of a child. The main disorder of movement sphere of deaf and hard-of-hearing children is coordination disorder. The specifity of structure of movement actions of health-improving aerobics is rather effective in development of coordination abilities of hard-of-hearing children.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет»

УДК 153.2

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ И БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 12-15 ЛЕТ

© Яна Валентиновна КАЛИНЧЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: sdyusshor-6@yandex.ru

Нарушение слуха и вторичные отклонения (недостаточное речевое развитие, нарушение отдельных функциональных систем) оказывают отрицательное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Основным нарушением двигательной сферы глухих и слабослышащих детей является расстройство координации. Специфичность структуры двигательных действий оздоровительной аэробики является весьма эффективной в развитии координационных способностей слабослышащих детей.

Ключевые слова: слабослышащие школьники; нарушение вестибулярного и кинестетического анализаторов; статическое равновесие; реагирующая способность; оздоровительная аэробика.

Отставание неслышащих детей в динамике формирования двигательной сферы определяется основной патологией - тугоухостью и недостаточном речевым развитием, в результате чего такие дети не получают в необходимом объеме информацию, регулирующую и корректирующую двигательную деятельность [1].

Отставание детей с нарушением слуха от здоровых школьников по ряду двигательных проявлений, не требующих прямого участия слухового анализатора, подтверждает тот факт, что недоразвитие или патология даже части сенсорной системы ведет к нарушению процессов восприятия и усвоения информации, замедлению образования условнорефлекторных связей, необходимых в процессе осуществления двигательной деятельности [1; 2, с. 220].

Поражение слуховой функции, главным образом, сказывается на работе вестибулярного и кинестетического анализаторов и сопровождается задержкой формирования пря-мостояния, нарушением мышечного тонуса, способности поддерживать равновесие, недоразвитием пространственной ориентации, затруднениями в дифференциации двигательных ощущений и выполнении сложнокоординированных движений, в недостаточной выработке четких, плавных и размеренных движений [2-3, 4, с. 69; 5, с. 26-29].

Основным нарушением двигательной сферы глухих и слабослышащих детей является расстройство координации. Поскольку координационные способности сложны по своей структуре и представляют совокуп-

ность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную деятельность, в программах физического воспитания специальных (коррекционных) школ-интернатов их развитие является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений

[2-4].

Опираясь на данное положение, при изучении физической подготовленности слабослышащих школьников мы акцентировали внимание именно на их выявлении и оценке.

В исследовании приняли участие 54 слабослышащих школьника Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат II вида» (г. Рассказово Тамбовской области), которые составили экспериментальную группу, и учащиеся общеобразовательных школ, вошедшие в контрольную группу (п = 54). Среди испытуемых были мальчики и девочки.

Оценка координационных способностей осуществлялась с использованием пробы Ромберга (поза пяточно-носочная, поза «аист»), позволяющей выявить уровень развития статического равновесия и теста «ловля линейки» - для изучения реагирующей способности.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что слабослышащие дети 12-15 лет по показателям способности к сохранению статического равновесия значительно отстают от слышащих сверстников. Отставание слабослышащих школьников от

учащихся общеобразовательных школ обнаружено и по уровню развития реагирующей координационной способности (табл. 1).

Уровни развития реагирующей координационной способности, статического равновесия в обеих группах имели достоверно более низкие значения(Р < 0,05).

Исходя из установленных теоретикометодологических, организационных и методических положений изучаемой проблемы, была разработана экспериментальная методика коррекции двигательных нарушений слабослышащих учащихся 12-15 лет с использованием средств оздоровительной аэробики. В экспериментальной методике мы исходили из того, что оздоровительная аэробика располагает большой совокупностью средств и методов для развития координационных способностей, и определили ключевые моменты для их коррекции у детей с данной патологией.

Во-первых, для решения задач развития и совершенствования координационных способностей необходимо повышение уровня физической подготовленности как базы для усвоения более сложных двигательных действий, направленных на раскрытие индивидуального кинезиологического потенциала. В оздоровительной аэробике средствами физической подготовки являются упражнения для верхних конечностей, шеи, туловища, нижних конечностей и всего тела, выполняемые с разной амплитудой, в различном темпе и направлении, на месте и в движении, из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа [6].

Во-вторых, возможность эффективного развития и совершенствования координационных способностей слабослышащих школьников обеспечивается за счет рациональной структуры объединения движений, присущей оздоровительной аэробике. Основой хореографии классической аэробики является элемент - наименьшее, но вместе с тем вполне законченное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание [7, с. 221; 8, с. 160].

Элементы в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Несколько элементов образуют соединения, которые, в свою очередь, составляют коррекционно-развивающую комбинацию

(рис. 1). Координационное усложнение эле-

ментов осуществляется за счет различного рода сочетаний движений ног и рук, изменения направления их выполнения, симметричного и разноименного движений руками, изменения темпа и ритмического рисунка движения.

В-третьих, оздоровительная аэробика позволяет развивать и совершенствовать координационные способности слабослышащих детей за счет возможности изменять направление перемещений в пространстве [7]. Широкий арсенал координационного усложнения путем изменения направления движения представлен на рис. 2.

Занятия оздоровительной аэробикой со слабослышащими школьниками проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут в течение учебного года.

У школьников с нарушением слуха за период проведения педагогического эксперимента произошли достоверные изменения изучаемых показателей (Р < 0,05). Значительные темпы прироста результатов мы связываем с целенаправленным воздействием экспериментальной методики (рис. 3, 4).

Известно, что без поддержания определенной устойчивости позы невозможно сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни, и эффективное выполнение игровых двигательных действий. Этим определяется жизненно важное значение способности поддерживать равновесие. Формирование данной способности возможно лишь за счет последовательного решения двигательных задач. Основными методическими приемами развития данной способности является использование специально подобранных упражнений и введение фактора необычности при выполнении привычных действий.

В экспериментальной методике оздоровительной аэробики учитывалось внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия, способы его выполнения. Выполнение привычных элементов сопровождалось новыми комбинированными сочетаниями движений руками и ногами, зеркальным показом движений, изменением внешних условий (перестроение. направление движения, ритм, темп движений и др.). Совокупность всем факторов позволила достичь достоверности различий показателей за время проведения эксперимента.

Тест «Ловля линейки» по своей сути позволяет оценить быстроту сложной двигательной реакции на движущийся объект (рис. 5). Основными предпосылками совершенствования данной реакции является приобретение широкого фонда двигательных умений и навыков, с которыми связаны эти реакции.

Способность к проявлению реакции данного типа обеспечивается путем обучения вариативным действиям и тесно связана с воспитанием психомоторных качеств. В процессе реализации экспериментальной методики детям постоянно приходилось контро-

лировать выполняемые поточным способом двигательные действия, а также перестраивать свою двигательную деятельность в ответ на смену движений.

Результаты статистической обработки результатов контрольного тестирования, проведенного по окончанию формирующего эксперимента, подтверждают наши предположения, что специфичность двигательной деятельности оздоровительной аэробики является весьма эффективной в коррекционноразвивающей работе со слабослышащими школьниками 12-15 лет.

Координационные способности слабослышащих школьников и учащихся общеобразовательных школ 12-15 лет

Таблица 1

Показатели Пол Исследуемые 12-13 лет Р Исследуемые 14-15 лет Р

ЭГ п = 26 (13/13) КГ п = 26 (13/13) ЭГ п = 28 (14/14) КГ п = 28 (14/14)

Проба Ромберга, поза пяточно-носочная, с мальчики 12,6±6,4 17,7±5,6 <0,05 17,3±5,8 24,6±4,7 <0,05

девочки 9,1±4,3 14,9±3,5 <0,05 15,4±3,9 22,4±3,2 <0,05

Проба Ромберга, поза «аист», с мальчики 5,3±4,6 11,5±3,8 <0,05 9,1±4,1 15,7±3,4 <0,05

девочки 4,4±2,8 10,6±2,5 <0,05 7,2±3,3 13,8±3,0 <0,05

Тест («ловля линейки», см) мальчики 22,4±5,6 16,2±3,7 <0,05 21,1±6,5 14,9±4,1 <0,05

девочки 23,7±4,8 17,1±3,1 <0,05 20,4±5,3 15,6±3,8 <0,05

Базовые элементы

Обычная ходьба - марш

У-шаг

Приставной шаг

Рис. 1. Вариант структуры хореографии в аэробике на основе сочетания отдельных элементов

Вперед-назад Вправо-влево По диагонали

■*------

Движение на месте Углом По квадрату

По треугольнику По дуге По кругу

По лестнице - «зигзаг» По кривой линии По параллелограмму Рис. 2. Основные виды перемещений в оздоровительной аэробике

30

20

10

ГииТГЕ

"П I I I г

начало

эксперимента

окончание

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

12-13 лет 12-13 лет 14-15 лет 14-15 лет

0

Рис. 3. Изменение показателей статического равновесия (Проба Ромберга, поза «пяточно-носочная») у слабослышащих школьников за время педагогического эксперимента

Рис. 4. Изменение показателей статического равновесия (Проба Ромберга, поза «аист») у слабослышащих школьников за время педагогического эксперимента

30

20

10

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

12-13 лет 12-13 лет 14-15 лет 14-15 лет

начало

эксперимента

окончание

0

Рис. 5. Изменение показателей реагирующей способности («Ловля линейки») у слабослышащих школьников за время педагогического эксперимента

1. Байкина Н.Г. Коррекционные основы физической культуры глухих школьников: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992.

2. Харитонова Л.Г. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности

школьников с патологией слуха: монография. Омск, 2003.

3. Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009.

4. Королев С.А., Антонюк С.Д., Гониянц С.А. Физическое состояние глухих и слабослышащих детей 4-7 лет. М., 2004.

5. Новичихина Е.Н., Хода Л.Д. Исследование влияния игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации на психофизическое развитие неслышащих детей 8-11 лет // Адаптивная физическая культура. 2006. № 4.

6. Красникова Н.В. Формирование эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2009.

7. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. М., 2002. Т. 1.

8. Менхин А.В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика. М., 2007.

Поступила в редакцию 18.07.2011 г.

UDC 153.2

INFLUENCE OF HEALTH-IMPROVING AEROBICS LESSONS ON RATES OF STATISTICS BALANCE AND SPEED OF REACTION OF 12-15 YEAR OLD HARD-OF-HEARING SCHOOL CHILDREN

Yana Valentinovna KALINCHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: sdyusshor-6@yandex.ru

Hearing Disorder and secondary defections (insufficient speech development, deviation of separate functional systems) have a negative effect on development of movement sphere of a child. The main disorder of movement sphere of deaf and hard-of-hearing children is coordination disorder. The specifity of structure of movement actions of health-improving aerobics is rather effective in development of coordination abilities of hard-of-hearing children.

Key words: hard-of-hearing school children; disorder of vestibular and kinesthetic analizators; static balance; reaction ability; health-improving aerobics.

1Q4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.