Научная статья на тему 'Физическое воспитание школьников с нарушением слуха'

Физическое воспитание школьников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9071
981
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НЕСЛЫШАЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / CORRECTION / PHYSICAL EXERCISES / NOT HEARING SCHOOLBOYS / IMPELLENT SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подулыбина Анастасия Викторовна

Показатели здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, в настоящее время свидетельствуют, что инвалидность с детства по слуху составляет около 5% от всего количества населения и имеет тенденцию к росту. Отмечается, что школьники с различной степенью нарушения слуха отстают от слышащих школьников по уровню развития физических качеств, особенно выраженное отставание наблюдается по показателям двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подулыбина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH VARIOUS DEGREE OF A HEARIHNG DISORDER

Indicators of health of children having deviations in development, testify now that physical inability since the childhood on hearing makes about 5 % from all quantity of the population and tends to growth. In the scientifically-methodical literature it is noticed that schoolboys with various degree of a hearing disorder lag behind hearing schoolboys on a level of development of the physical qualities, especially expressed backlog, and is observed on indicators of coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание школьников с нарушением слуха»

УДК 657.6

ББК 75

Подулыбина А.В.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Podulybina A.V.

PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH VARIOUS DEGREE OF A HEARIHNG DISORDER

Ключевые слова: коррекция, физические упражнения, неслышащие школьники, двигательная сфера.

Keywords: correction; physical exercises; not hearing schoolboys; impellent sphere.

Аннотация

Показатели здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, в настоящее время свидетельствуют, что инвалидность с детства по слуху составляет около 5% от всего количества населения и имеет тенденцию к росту. Отмечается, что школьники с различной степенью нарушения слуха отстают от слышащих школьников по уровню развития физических качеств, особенно выраженное отставание наблюдается по показателям двигательных способностей.

Abstract

Indicators of health of children having deviations in development, testify now that physical inability since the childhood on hearing makes about 5 % from all quantity of the population and tends to growth. In the scientifically-methodical literature it is noticed that schoolboys with various degree of a hearing disorder lag behind hearing schoolboys on a level of development of the physical qualities, especially expressed backlog, and is observed on indicators of coordination abilities.

Обучение детей, имеющих отклонения в развитии, в настоящее время является актуальной проблемой, так как показатели здоровья свидетельствуют о том, что инвалидность

1

по слуху с детства в последнее время неумолимо растет.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытие своеобразия ребёнка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребёнку - обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.

Но, как известно, изучение ребёнка с отклонениями в развитии не может ограничиться только установлением степени и тяжести недостатка, а непременно включает компенсаторный процесс.

Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребёнка.2

Неслышашие школьники отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной двигательной подвижностью. Своеобразно идёт развитие

1 Абрамова, М.Г. Использование тактильно-вибрационной чувствительности в педагогическом процессе с глухонемыми. - М.: Просвещение,1998. -123 с.

2 Там же.

познавательной сферы неслышащих детей. У них не формируется с рождения слуховое внимание. Некоторая компенсация этого пробела зависит от степени нарушения слухового анализатора, активизация которого возможна только при длительной и систематической работе по развитию слухового восприятия. 3

Существуют две основные группы детей с недостатками слуха: слабослышащие (диагноз тугоухость) и неслышащие (диагноз глухота).

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной

4

громкости.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая категория

- слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонени-ями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

К группе неслышащих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди неслышащих существуют две категории. Первая категория - дети «без речи», родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с различным уровнем речи, потерявшие слух в период, когда их речь уже была сформирована, - это позднооглохшие дети.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи, были определены дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными ка-тегориями детей были созданы различные типы школ:5

1) специальная (коррекционная) школа для неслышащих детей (I вида);

2) специальная (коррекционная) школа для слабослышащих и позднооглохших с дву-мя отделениями (II вида):

- первое отделение - для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

- второе отделение - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Таким образом, слабослышащие и неслышащие школьники имеют схожие характеристики, но первые, обучаясь отдельно, развиваются быстрее и вскоре теряют схожесть друг

с другом. Это достигается дифференцированием системы обучения данных категорий школьников. В целом, проблема обучения детей с различной степенью нарушения слуха является комплексной проблемой, связанной не только с духовным развитием школьников с различной степенью нарушения слуха, но и их физическим воспитанием.6 Она требует участия физиологов, отиатров, сурдопедагогов, дефектологов, психологов,

3 Абрамова, М.П. Могильницкий. Глухонемота, глухота и тугоухость. - Л.: Просвещение, 1996. - 205 с.

4 Вартанян, И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство / И.А. Вартанян / Сер. «Мир медицины». -СПб.: Лань, 1999. - 224 с.

5 Вебицкий, Г.И. Важность учета биологического возраста при построении занятий физическими упражнениями / Г.И. Вебицкий // В кн.: Развитие двигательных способностей у детей. - М.: Наука, 1976. - С. 28-29.

6 Выготский, Л.С. Основы дефектологии: пособие для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. -СПб.: Лань, 2003. - 656.

социологов и педа-гогов адаптивной физической культуры.

Существует несколько причин для использования движений с целью стимуляции речи. Напряжение, интенсивность, ритм и пространственная направленность представляет собой биологические компоненты человеческого существа, а содержатся они как в движении, так

и в речи. Организованное движение обостряет чувство ребёнка к разным степеням напряжения, продолжительности, быстроты, акцентированию и развивает ощущение собственно-го тела, которыми можно потом легче управлять в макродвижениях, переходя к контролю микродвижений артикуляционной мускулатуры. Движения помогают детскому воображению, доводят до аффективного состояния (в специально организованных играх), вызывая спонтанный голос и слуховое осознание своего голоса.

Слух теснейшим образом связан с движением. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная зависимость.7

Можно выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

- недостаточно точная координация и неуверенность движений;

- трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

- относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

- относительно низкий уровень пространственной ориентировки;

- отставание в развитие жизненно важных физических способностей - скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.8

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточной речевой функции, сокращением объёма поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности. Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньшей уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам.

При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений. Нарушение слухового восприя-тия вызывает специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Именно координационные способности являются одним из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. Также координационные способности являются базой для успешного формирования и совершенствования физических качеств.

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в научно-методической литературе по физическому воспитанию. Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.9 Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или

7 Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1993. -175 с.

8 Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

9 Дмитриев, А.А. Исследование влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательных школ / А.А. Дмитриев // Дефектология. - 1981. - С. 46-50.

переключаться от одних к другим, в соответствии с требованиями при меняющихся условиях.

В настоящее время существует большое количество определений координации. Координационные способности - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения, способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений, в наибольшей мере необходимы при активной жизни. Период развития координационных способностей состоит из ряда генетически запрограммированных этапов.10 Этот период считается критическим или сенситивным, то есть чувствительным к внешнесредовым воздействиям и характеризуется повышенной реактивностью, восприимчивостью организма к обучению определенным видам движений. После этого наступают кратковременные периоды, в течение которых осуществляется скачок в развитии моторики и переход на новый уровень функционирования. У детей, имеющих патологию слухового анализатора, отмечаются как следствие основного нарушения различные отклонения в работе вестибулярного аппарата, отвечающего за определение положения тела в пространстве. Степень отклонений зависит от степени поражения слуха. Так, у слабослышащих школьников менее выражены отклонения в работе вестибулярного аппарата в силу меньшего поражения слухового анализатора и управление движениями должно осуществляться гораздо проще.11 Однако практика показывает неточность подобных утверждений, и у слабослышащих школьников по некоторым видам двигательных упражнений отмечено больше нарушений в управлении движениями в сравнении с неслышащими сверстниками. Возможно, у слабослышащих школьников слабее выражена ком-пенсаторная функция, чем у неслышащих сверстников. У неслышащих более выражены компенсаторные механизмы в силу глубокого поражения слухового анализатора и, соот-ветственно, вестибулярного аппарата. В научно-методической литературе встречаются данные о высоких показателях у неслышащих школьников по тестам на проприоцептивную чувствительность, тогда как слабослышащие школьники превосходят неслышащих сверстников по показателям ориентации в пространстве в нормальных условиях. То есть для адекватного развития координационных способностей необходимо четко определить, каким образом возможно преодоление двигательных отклонений у слабослышащих и неслышащих школьников.

В обычных условиях слышащий ребенок ощущает, в каком положении находится его тело, и воспринимает любое изменение своего положения. Стоит условиям измениться и прежде чем придет осознание того, что произошло, начинается сокращение многих мышц,

и происходит возвращение тела в нормальное положение. Такая реакция нередко предотвращает падение. У школьников с различной степенью нарушения слуха реакции на смену положения тела заметно снижены. Также при ориентации в пространстве большую роль играет и мышечное чувство или проприоцептивная чувствительность. В мышцах находятся рецепторы, которые раздражаются при их натяжении. Однако дети с различной степенью поражения слухового анализатора имеют нарушения в мышечном ощущении. Они теряют точность движений и вынуждены все время проверять их зрением, которое у данной категории детей играет главную роль в ориентировке в

10 Комлев, И.О. Организация физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ с учетом климатических сезонов календарного года: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.О. Комлев. -Краснодар, 2008. - 24 с.

11 Козленко, Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-вспомогательной работы вспомогательных школ / Н.А. Козленко // Дефектология. - 1991. - № 2. - С. 33-38.

пространстве.12 В состоянии невесомости, когда на организм не действует сила тяжести, ориентировка в пространстве при помощи мышеч-ного чувства практически неосуществима. Аналогичные ощущения испытывают люди, имеющие нарушение в слуховом анализаторе.

Сенситивные периоды уровня развития координационных способностей у слабослышащих и неслышащих школьников приходятся на различные возрастные периоды и не совпадают с таковыми у слышащих школьников (по срокам и степени выраженности). У слабослышащих школьников по большинству координационных способностей отмечен болеесглаженный характер возрастной динамики (низкие возрастные темпы прироста), тогда как

у неслышащих школьников сенситивные периоды по большинству координационных способностей выражены более четко.

Учет степени основного заболевания, способов восприятияинформации, степени координационных нарушений и сенситивных периодов развития разных видов координацион-ных способностей при подборе средств, методов, методических приемов и параметров нагрузки может служить основой дифференцированного подхода, как для внешней дифференциации для слабослышащих и неслышащих школьников), так и для внутригруппового дифференцирования при реализации методики коррекции и развития.13 Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в Программе воспитания и обучения глухих детей школьного возраста занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков.14 Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя тео-ретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия).

Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создаёт благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей.15

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряжённого развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия занятия физической культурой для школьников

с нарушением слуха включают в себя упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции. Упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухозрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами. Основные методы - игровые и соревновательный

- включают подвижные игры, эстафеты, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации заня-тий, повторные занятия.

На дифференцированных занятиях по лечебной физической культуре необходимо использовать специальные упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного

12 Комлев, И.О. Организация физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ

с учетом климатических сезонов календарного года: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.О. Комлев. -Краснодар, 2008. - 24 с.

13 Г-р

Там же.

14 Короткова, Е.А. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: учеб. пособие / Е.А. Короткова, И.И. Сулейманов. - Тюмень: Вектор Бук, 2000. - 48 с.

15 Короткова, Е.А. Дифференцированное обучение по физической культуре школьников среднего возраста в зависимости от уровня физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Короткова. - Омск, 1996. - 23 с.

ап-парата, дыхательные и корригирующие упражнения, упражнения на расслабление и рас-тягивание мышц, на равновесие. На индивидуальных занятиях включать индивидуальные специальные упражнения. Для глухих детей обучение двигательному действию начинается

с показа и подробного объяснения. При показе даётся правильный образец выполнения упражнения.

Одновременны действия рук педагога и ребёнка, а также проговаривание заданий стимулирует качественное выполнение упражнений. Для поддержания эмоциональности урока следует шире применять игровую форму проведения занятий, упражнений. Включать в занятия свободные минутки. При проведении занятий с глухими детьми младшего школьного возраста педагогу следует активно использовать поощрения и похвалу. Одним из ме-тодических требований при проведении занятий с глухими детьми является наличие в спортивном зале зеркал, что позволяет им зрительно оценивать свои действия в сравнении

с другими занимающимися.

Таким образом, на уроках физической культуры с глухими и слабослышащими школьниками необходимо использовать индивидуальные и дифференцированные средства занятий, комплексы физкультурно-оздоровительных и коррекционноразвивающих физических упражнений. 16

Библиографический список

1. Абилова, Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей школьного возраста // Дефектология. - 1992.

2. Абрамова, М.Г. Использование тактильно-вибрационной чувствительности в педагогическом процессе с глухонемыми / М.Г. Абрамова. - М.: Просвещение, 1998. - 123 с.

3. Абрамова, М.П. Могильницкий. Глухонемота, глухота и тугоухость. - Л.: Просвещение, 1996. - 205 с.

4. Вартанян, И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство / И.А. Вартанян / Сер. «Мир медицины». - СПб.: Лань, 1999. - 224 с.

5. Вебицкий, Г.И. Важность учета биологического возраста при построении занятий физическими упражнениями / Г.И. Вебицкий // В кн.: Развитие двигательных способностей

у детей. - М.: Наука, 1976. - С. 28-29.

6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: пособие для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656.

7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. -М., 1993. -175 с.

8. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

9. Дмитриев, А.А. Исследование влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательных школ / А.А. Дмитриев // Дефектология. - 1981. - С. 46-50.

10. Козленко, Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционновспомогательной работы вспомогательных школ / Н.А. Козленко // Дефектология. - 1991. -№ 2. - С. 33-38.

11. Козлов, А.И. Координация движений и пути её развития у детей младшего школьного возраста /А.И.Козлов // Физическое воспитание в школе: Сб. статей. Вып 2. - М.: 1994. - 679 с.

12. Комлев, И.О. Организация физического воспитания учащихся младших классов

16 Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова, Л.М. Шипицына // Советский спорт. - 2009.

общеобразовательных школ с учетом климатических сезонов календарного года: автореф. дис. ... канд. пед. наук I И.О. Комлев. - Краснодар, 2QQ8. - 24 с.

13. Короткова, Е.А. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учеб. пособие I Е.А. Короткова, И.И. Сулейманов. - Тюмень: Вектор Бук, 2QQQ. - 48 с.

14. Короткова, Е.А. Дифференцированное обучение по физической культуре школьников среднего возраста в зависимости от уровня физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук I Е.А.Короткова. - Омск, 1996. - 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры I Л.В. Шапкова, Л.М. Шипицына II Советский спорт. - 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.