Научная статья на тему 'Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старших школьников гимназии'

Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старших школьников гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1403
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОМОТОРИКА / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / SITUATIONAL TRAINING / PSYCHOPHYSICAL CONDITION / PSYCHOMOTOR ABILITIES / PSYCHOMOTOR RESPONSE / SITUATIONAL ANXIETY / SELF-DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мезенцев Виктор Владимирович

В статье дается понятие о психомоторных способностях и приводятся результаты исследования физической подготовленности и психологических свойств личности, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мезенцев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article depicts the concept of psychomotor abilities and provides with the results of research upon physical condition and psychological qualities of personality received during the organization of physical culture lessons among senior gymnasia learners.

Текст научной работы на тему «Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старших школьников гимназии»

Потехин, Н.Г. Коновалова, Ф.О. Майер. - Новокузнецк : [б.и.], 1988. - 165 с.

Контактная информация: [email protected]

ПОНЯТИЕ О ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ

Виктор Владимирович Мезенцев, старший преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье дается понятие о психомоторных способностях и приводятся результаты исследования физической подготовленности и психологических свойств личности, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников гимназии.

Ключевые слова: ситуативное обучение, психофизическое состояние, психомоторные способности, психомоторика, ситуативная тревожность, самостоятельность, физическая подготовленность, двигательные способности.

THE CONCEPT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES AND THEIR INTERRELATION WITH PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF SENIOR GYMNASIA LEANERS'

PERSONALITY

Viktor Vladimirovich Mezentsev, the senior teacher,

Far Eastern State Academy of Physical Education,

Khabarovsk

Annotation

The article depicts the concept of psychomotor abilities and provides with the results of research upon physical condition and psychological qualities of personality received during the organization of physical culture lessons among senior gymnasia learners.

Keywords: situational training, psychophysical condition, psychomotor abilities, psychomotor response, situational anxiety, self-dependence, physical condition, motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Справиться со многими сложностями жизненных задач и проблем профессиональной деятельности могут в наши дни лишь люди здоровые, эмоционально устойчивые, способные оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности. В настоящее время становятся привычными данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня психофизического состояния подрастающего поколения. Поэтому необходимо повысить уровень развития психомоторных способностей старших школьников в процессе их физического воспитания в школе, направленных на оптимизацию их психофизического состояния в условиях современной жизни, что позволит повысить самостоятельность, потребность, увеличить надежность в двигательной деятельности и способность оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности.

Важной особенностью психомоторики является способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими.

Доказано, что в целом психомоторика существенно влияет на деятельность индивидуума; более того, показатели психомоторики, проявляющиеся в момент выполнения действия или в момент принятия решения о действии, могут в значительной степени предопределить успех или неудачу целенаправленной деятельности. Опыт показывает, что психомоторные качества подлежат изменению (по крайней мере, "оттачиваются") в процессе тренировок и занятий [5, 6, 7, 9]. И именно в психомоторной

организации отражается практически вся его характеристика как личности и как субъекта деятельности, т.к. именно психомоторика выполняет интегрирующую функцию всех анализаторных систем человека [7].

Экспериментально выявлены закономерности гетерохронного развития психомоторики у детей, подростков и юношей, зависящие от половых, индивидуальновозрастных особенностей и психолого-педагогического совершенствования двигательного анализатора [9].

Специалисты в области возрастной психологии выделяют период 11-14 лет как сенситивный для развития ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают сенсомоторные качества, а во второй -когнитивные. Определены даже своего рода антагонистические характеристики развития психомоторных и когнитивных качеств: до 13 лет преимущество имеют психомоторные качества, как бы уступающие первенство в развитии когнитивным качествам, для которых сенситивным является возраст 14 лет и старше [3]. Вместе с тем, для быстроты простой реакции сенситивным является возраст 11-12 лет, а для быстроты реакции выбора - 13-14 лет [15].

Психомоторные способности эффективно формируются у школьников старших классов с помощью специально разработанных методических приемов, комплекса психомоторных упражнений и тестов (ситуативное обучение), которые обеспечивают более активное двигательное развитие учащихся по сравнению с традиционными методами физического воспитания за счет опережающего формирования психических механизмов управления двигательными действиями [8].

Во всех технологиях развития психомоторных качеств имеет место развивающее обучение, личностно ориентированное и направленное на стимулирование познавательных процессов, сознательного и бессознательного компонентов познания и повышения самостоятельности и активности в двигательной деятельности, увеличение интереса и потребности в специальной двигательной деятельности, что благоприятно сказывается как на общем, так и специальном уровнях развития психофизической сферы человека.

МЕТОДИКА

Нами была разработана методика использования ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств экспериментальной группы старших школьников экономической гимназии в вариативной части программы по физической культуре, направленная на увеличение мотивации двигательной деятельности учащихся старших классов, улучшение их психофизического состояния, самостоятельности, активности и увеличение надежности в двигательной деятельности и способности оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности.

Суть методики заключалась в том, что на уроке физической культуры моделировалась определенная игровая ситуация, представляющая некую угрозу для жизни человека, и давались ситуативные задачи с элементами волейбола, баскетбола и единоборств, ориентированные на выживание в создавшейся ситуации, развитие оперативности и самостоятельности в принятии решений, активности и надежности в двигательной деятельности, направленной на преодоление возникшей ситуации.

Выполнение ситуативных заданий ограничивалось по времени (1-5 минут), а также условиями, разрешенными программой выполнения двигательных действий и «мерами наказания», используемыми либо при ошибке в выполнении двигательного действия, либо при применении не разрешенных двигательных действий, в виде выполнения определенных нагрузок (приседаний или сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа и т.п.), после которых решение ситуативной задачи продолжалось. Не выполнение ситуативного задания по времени либо в противоборстве с соперником означало «мнимую гибель».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Занятия, проведенные по разработанной нами методике ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств, в вариативной части программы по физической культуре со старшими школьниками 10 классов гимназии города Хабаровска с сентября 2006 года по май 2007 года позволили достоверно улучшить показатели психомоторики и физической подготовленности экспериментальной группы юношей. Тестирование психофизического состояния старших школьников проводилось до эксперимента и после на базе лаборатории психофизиологической диагностики НИИ ФКиС ДВГАФК с применением прибора компьютерной диагностики психофизиологический комплекс "НС-ПсихоТест".

РЕЗУЛЬТАТЫ

Достоверное улучшение показателей психомоторики в экспериментальной группе юношей произошло в таких тестах, как время реакции (мс), реакция выбора (мс), оценка внимания (мс), ориентировочно-зрительно-поисковой реакция по таблицам Шульте-Платонова (с), теппинг-тест: средняя частота выполнения (Гц) и число нажатий за 30 с (раз), реакция на движущийся объект (РДО) (мс), координациометрия: количество касаний (раз) за время выполнения (с) и количество касаний (раз) в/с (тремор).

Так же после проведения эксперимента произошло достоверное улучшение показателей физической подготовленности в экспериментальной группе юношей в таких тестах, как прыжок в длину с места (см) с 240±1,7 до 247±1,5 (на 2,9%); бег 100 метров (с) с 13,4±0,08 до 12,8±0,07 (на 4,5%); челночный бег 3^10 метров (с) с 7,8±0,05 до 7,3±0,05 (на 5,1%) и в поднимании туловища из положения лежа за 1 мин (раз) с 46±0,6 до 50±0,5 после эксперимента (на 8,7%) (р<0,05).

Параллельно с проведением педагогического эксперимента нами было проведено исследование показателей ситуативной тревожности по методике [14], уровня самостоятельности в двигательной деятельности по методике исследования физической культуры личности, разработанной [2], с участием экспериментальной группы мальчиков 20 человек до и после проведения эксперимента.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [13].

Оптимальным уровнем ситуативной тревожности является средний уровень, характеризующийся оптимальным уровнем напряжения, выдержкой, самообладанием, чувством уверенности, оперативности, надежности и самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях.

В экспериментальной группе после проведения эксперимента высокий уровень тревожности у учащихся снизился с 65% до 45% (-20%), а средний уровень тревожности повысился с 30% до 50% (+20%), низкий уровень тревожности у старшеклассников остался без изменений (5%).

Самостоятельность двигательной деятельности является психическим волевым качеством, во многом определяющим двигательное поведение человека и место реализации этого качества - в блоке принятия решения функциональной системы [1], которое обеспечивает обработку на основе доминирующей мотивации всей предшествующей поступлению в мозг афферентной информации, непрерывное сопоставление этих результатов с прошлым опытом. Результаты этой обработки переводятся на эфферентные пути, точно соответствующие распределению возбуждений для совершения нужного акта [11, 12].

В экспериментальной группе после проведения эксперимента повысился высокий уровень самостоятельности в двигательной деятельности у 10% учащихся (до экс-

перимента) до 20% (после эксперимента) (+10%), средний уровень - с 30% (до эксперимента) до 40% (после эксперимента) (+10%), а низкий уровень самостоятельности двигательной деятельности у школьников снизился с 60% (до эксперимента) до 40% (после эксперимента) (- 20%).

ВЫВОД

Эксперимент показал, что специально разработанные ситуативные упражнения наиболее эффективны для снижения уровня ситуативной тревожности и повышения уровня самостоятельности двигательной деятельности, направленного на выбор оптимального двигательного поведения в условиях дефицита времени в различных экстремальных ситуациях за счет улучшения психических механизмов управления двигательными действиями, способствующих повышению психомоторных способностей старших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности : избр. тр. / П.К. Анохин ; АН СССР. Отд-ние физиологии. - М. : Наука, 1979. - 454 с. : ил.

2. Воротилкина, И.М. Методики по исследованию физической культуры личности : учебное пособие / И.М. Воротилкина. - Биробиджан : Изд-во Биробиджанский ГПИ, 2004. - 60 с.

3. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта : авто-реф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.04 ; 19.00.07 / Горбунов Геннадий Дмитриевич ; [С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта]. - СПб., 1994. - 58 с.

4. Кичигин, В.Н. Психофизика и становление атлета : монография / В.Н. Ки-чигин. - Киев : [б. и.], 2000. - 114 с.

5. Клименко, В. В. Психомоторные способности юного спортсмена / В.В. Клименко. - Киев : Здоровье, 1987. - 168 с. : ил.

6. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.И. Серова. - М. : Просвещение, 2005. - 349 с.

7. Никандров, В. В. Психомоторика : учеб. пособие / В. В. Никандров. - СПб. : Речь, 2004. - 104 с.

8. Озеров, В. П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Озеров В.П. - М., 1993. - 38 с.

9. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна : Феникс+, 2002. - 320 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1976. - 416 с.

11. Салиев, А. Человеческая психология и искусство / А. Салиев. - Фрунзе : Кыргызстан, 1980. - 308 с.

12. Светловская, Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 1990. - № 5. -С. 14-15.

13. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. -Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 704 с.

14. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 208 с. : ил.

15. Юсеф, А. А. Психомоторные характеристики подростков 6-10 лет в связи с особенностями двигательной активности / А.А. Юсев, Бу Аббас, М. Каббара // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 3. - С.48-50.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.