Научная статья на тему 'Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов критерий государственной аккредитации'

Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов критерий государственной аккредитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCE / PREPARATION OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаенова Альбина Ауфатовна

Повышение требований к обеспечению качества медицинской помощи ориентирует высшую школу на подготовку специалистов нового уровня. В современном здравоохранении в связи с модернизацией необходимо качественно подготовленные кадры, соответствующие мировым стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаенова Альбина Ауфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF PROCESSES OF PROVIDING OF QUALITY OF PREPARATION OF SPECIALISTS

Increasing requirements to quality of care focuses on the training of high school level. In the modern health care in connection with modernization must be properly trained staff, the relevant international standards.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов критерий государственной аккредитации»

УДК 378.016:61

Хусаенова Альбина Ауфатовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела качества образования и мониторинга

Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уфа, Россия, е-mail: husaenovaa@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - КРИТЕРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Albina A. Husaenova

Ph.D., Associate Professor, Head of the Quality of Education and Monitoring

Bashkortostan State Medical University, Ufa, Russia, e-mail: husaenovaa@mail.ru

PERFECTION OF PROCESSES OF PROVIDING OF QUALITY OF PREPARATION OF SPECIALISTS

Аннотация. Повышение требований к обеспечению качества медицинской помощи ориентирует высшую школу на подготовку специалистов нового уровня. В современном здравоохранении в связи с модернизацией необходимо качественно подготовленные кадры, соответствующие мировым стандартам.

Ключевые слова: качество образования; компетентность; подготовка специалистов.

Abstract. Increasing requirements to quality of care focuses on the training of high school level. In the modern health care in connection with modernization must be properly trained staff, the relevant international standards.

Key words: quality of education; competence; preparation of specialists.

Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности, - высокий уровень подготовки выпускников, а также отлаженную научно обоснованную систему обеспечения образовательного процесса.

Понятие компетентности в образовательной обеспечивается за счет трех основных аспектов: 1) овладения нужными умениями и навыками; 2) юридического соответствия получаемой профессии; 3) достаточного опыта

© Хусаенова А. А., 2014

для занятий профессиональной деятельностью. Компетентностный подход в высшем медицинском образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т.е. готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Реализация такой модели в образовательном процессе на выпускающих кафедрах БГМУ осуществляется путем использования технологий активного обучения: решения типовых и проблемных ситуационных задач (в том числе мультимедийных), проведения социально-психологических тренингов, «мозговых атак», круглых столов, деловых и ролевых игр, использования кейс-технологий; выполнения научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ студентов; выполнения курсовых работ; составления научных обзоров и рефератов и т.д. Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют стимулировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их решения (сбор доказательств по достоверности выдвинутой гипотезы, анализ полученных данных, разработка мероприятий по управлению профессиональной ситуацией). На основе концепции деятельностного (активного) подхода к освоению дисциплин у студентов формируются умения решать смоделированные, а затем и реальные профессиональные задачи путем использования «аппарата» всех дисциплин, входящих в типовой учебный план.

Организационные формы обучения студентов на клинических кафедрах БГМУ основаны на принципе «приближения студентов к постели больного» и увеличении количества нозологических форм заболеваний, демонстрируемых на практических занятиях. Разрешение противоречий между субъективной оценкой студента и объективными данными о больном при постановке диагноза и выработке тактики лечения происходит на основе современных знаний общих закономерностей течения типичных патологических процессов и позволяет формировать у студента клиническое мышление.

В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов по изучению теоретического материала, по работе с больными под руководством преподавателя, овладению современной медицинской аппаратурой, вычислительной техникой. Для приобретения практических навыков студенты курируют больных не только в учебное время, но и во время дежурств в клиниках, больницах, родильных домах. На клинических кафедрах обязательным является написание академической истории болезни с включением в нее современных методов диагностики и лечения. На старших курсах студенты могут проводить экспертизу качества ведения карт стационарного больного, разбор сложных клинических случаев и т.д. Одним из вариантов самостоятельной работы является написание и обсуждение научных обзоров по актуальным проблемам теоретической и практической медицины,

что позволяет студентам освоить навыки самостоятельной работы с научной литературой. Организация и содержание самостоятельной работы студентов на разных кафедрах отличается большим разнообразием, что, с одной стороны, отражает специфику дисциплины, а с другой - свидетельствует о постоянном поиске наиболее рациональных и эффективных форм проведения этой важной составляющей учебного процесса в системе додипломной подготовки специалистов.

Для успешной реализации образовательной программы учебный процесс на кафедрах университета обеспечен современными техническими средствами обучения: персональными компьютерами, мультимедийными проекторами, видеодвойками, проекторами-оверхедами, слайдопроекторами,

интерактивными досками. В университете развернуты центр практической подготовки, симуляционный центр.

Преподавание в БГМУ ориентировано не только на формирование у студентов профессиональных знаний и умений, предусмотренных образовательными программами, но и на повышение их психологической компетентности. Специализированные темы по биоэтике, дисциплины элективов, социально-психологический тренинг общения, коммуникативная мастерская медицинского работника, религиозная этика, морально-правовые основы деятельности врача и провизора позволяют целенаправленно формировать у студентов умение взаимодействовать с самим собой, с коллегами, социумом, в котором будет разворачиваться в дальнейшем их профессиональная деятельность.

Одной из важных составляющих обучения студентов в БГМУ является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов -элективов. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует об их целесообразности и достаточно высокой эффективности, возможности через это расширить рамки обязательных дисциплин обучения по большому количеству актуальных вопросов практической и теоретической медицины. Кураторами элективов в университете являются профессора и наиболее опытные доценты. Ряд элективов проводят приглашенные ученые, специалисты научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, что несомненно повышает их значимость.

Подготовка специалиста, конкурентоспособного на международном рынке труда, невозможна без инновационных технологий, являющихся важным фактором формирования качества образования. Инновационный процесс в высшем образовании предполагает, в частности, внедрение современных информационных технологий, позволяющих значительно повысить доступность информации, скорость ее поиска, обновления и передачи. Целью проекта Е-LEARNING, разрабатываемого в БГМУ, является создание электронных обучающе-контролирующих комплексов, в полной мере использующих возможности современных информационных технологий для

повышения качества образовательного процесса в рамках образовательных стандартов медицинских специальностей.

Актуальность электронных обучающе-контролирующих комплексов в сфере высшего медицинского образования определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний. Комплекс Е-ЬЕАК№КО позволяет реализовать новые принципы и методы обучения, при которых увеличение объема приобретаемых знаний происходит не путем увеличения трудозатрат и времени обучения, а путем улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Научно-методическая и практическая новизна электронных обучающе-контролирующих комплексов состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню.

Структура обучающе-контролирующего комплекса предполагает наличие модуля электронного учебника для студентов, адаптированного к традиционным системам обучения, и модуля приложений к учебнику, включающего электронные формы практикума по дисциплине, атласа, тренажера, набора тестов, а также пособия для врачей общей практики, адаптированных как к традиционным, так и к дистанционным системам обучения.

Важное место в обеспечении качества образования занимает информационно-библиотечный комплекс вуза. Оснащение библиотеки БГМУ современным оборудованием позволяет обеспечить принципиально новое качество обслуживания пользователей библиотеки. Сегодня библиотека БГМУ является лидером по хранению и использованию информации по биомедицинской тематике в Республике Башкортостан. Библиотека вуза обеспечивает доступ преподавателей и студентов к электронным ресурсам Центральной научной медицинской библиотеки, межбиблиотечному абонементу, а также к иностранным электронным ресурсам компании ЭВСКО, Оксфордского университета, ресурсам издательской компании М&аргв88, работам нобелевских лауреатов издательства «Эльзевир». Базы данных, к которым библиотека БГМУ имеет доступ, многочисленны и весьма разнообразны - от академических до профессиональных.

В университете сформирована четкая структура управления качеством образовательного процесса: Ученый совет университета и ректорат разрабатывают политику качества образования, принимают стратегические решения, взаимодействуют с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, УМО и др.

Координационный научно-методический совет университета осуществляет организацию и разрабатывает методы контроля качества образовательного процесса; ученые советы факультетов и учебно-методические

советы специальностей разрабатывают конкретные мероприятия по оптимизации контроля качества и принимают оперативные решения по их осуществлению; педагогические коллективы кафедр реализуют решения вышестоящих органов управления по повышению качества преподавания и его контролю.

Контроль качества подготовки специалистов в БГМУ осуществляется поэтапно в виде текущего и рубежного контроля с использованием как традиционных методов, так и методов программированного контроля на персональных компьютерах в специально оборудованных дисплей-классах. Формами рубежного (итогового) контроля на клинических кафедрах являются написание студентами учебных историй болезни, рефератов, решение ситуационных задач, диагностика по объективному обследованию больного, данных дополнительных методов исследования, аудиограмм, компьютерное тестировании. Форма проведения экзаменов - унифицированная.

В последние годы на всех кафедрах университета экзамен включает три

этапа:

- оценка практических навыков и умений;

- тестовый контроль;

- экзамен.

В университете систематически проводится внутренний аудит качества образования через тестирование остаточных знаний студентов. Для тестирования используются вузовские фонды оценочных средств, прошедшие внешнее рецензирование.

Конечным результатом деятельности по обеспечению качества образования является уровень профессиональной подготовки выпускников, в оценке которого непосредственное участие принимают работодатели.

Сегодня БГМУ активно участвует в процессе совершенствования системы обеспечения качества подготовки специалистов. Прикладывая все усилия для повышения качества базового медицинского образования в нашем вузе, мы четко осознаем, что качество учебного процесса определяет качество медицинской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.