Научная статья на тему 'Система качества медицинского образования'

Система качества медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / QUALITY OF EDUCATION / ACTIVITIES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ACTIVITIES EFFICACY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанов А. Г., Ганцева Х. Х., Хусаенова А. А., Богданов Р. Р.

Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности, высокий уровень подготовки выпускников, а также отлаженную научно обоснованную систему обеспечения образовательного процесса. Определяются следующие основные показатели, которые позволяют оценивать работу вуза и образовательный процесс как качественные: качество контингента университета, образовательный процесс, производственная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION

Quality of education as a social and pedagogical system, described by means of an performance criteria system, presents a high level of graduating students professional training, and efficient scientifically substantiated system of the educational process as the final result of the activities. The main performance quality evaluation criteria, as applied to the functioning of a higher educational institution and educational process effectiveness, have been identified, namely student contingent quality, educational process, industrial placement.

Текст научной работы на тему «Система качества медицинского образования»

На нижней челюсти произвели перебазировку с созданием правильной окклюзии и в дальнейшем запланировали изготовление нового бюгельного протеза на нижней челюсти с конструированием окклюзионных контактов под контролем компьютерного сканирования и окклюзографии.

Заключение

Таким образом, можно подтвердить, что компьютерное сканирование окклюзионных контактов до ив процессе ортопедического лечения обеспечивает доказательную базу и объективную оценку полученных результатов ортопедического лечения с восстановлением функциональной окклюзии, позволяет в про-

цессе изготовления сложных дорогостоящих протезов корректировать окклюзионные контакты, предотвращать осложнения со стороны зубов, ВНЧС и зубных протезов.

По данным анализа окклюзии у пациентов, которым изготовлены паяные мостовидные протезы с опорой на штампованные коронки, не удается корректировать окклюзионные контакты, так как нельзя изменить контуры окклюзионной поверхности штампованных коронок. Поэтому такие конструкции нередко не восстанавливают функциональную окклюзию и поэтому не рекомендуются для широкого применения.

Сведения об авторах статьи:

Исхаков И.Р. - ассистент кафедры ортопедической стоматологии ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. +7(347)273-13-38

Маннанова Ф.Ф. - д.м.н., профессор, зав. кафедрой ортопедической стоматологии ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. +7(347)273-13-38

ЛИТЕРАТУРА

1. Гросс, М.Д., Мэтьюс Дж.Д. Нормализация окклюзии: пер.с англ. - М.:Медицина, 1986. - 288с.

2. Долгалев, А.А. Методика определения площади окклюзионных контактов с использованием программного обеспечения Adobe Photoshop и Universal Desktop Ruler / А. А. Долгалев // Стоматология. - 2007. - №2. - С.68-72.

3. Огир, Е.С. [и др.] Оценка окклюзии после проведенного ортодонтического лечения с помощью компьютерной программы T-Scan /Е.С.Огир, М. А.Колесов, А.В. Осипов // Ортодонтия. - 2009. - №4. - С.40-43.

4. Рубинов, И.С. Физиологические основы стоматологии. - Л., 1965. - 165с.

5. Ряховский, А.Н. Определение площади и плотности смыкания зубных рядов / А.Н.Ряховский // Стоматология. - 1992. - №2. -С.62-64.

6. Ряховский, А.Н. Клинико-функциональное обоснование построения окклюзионных поверхностей мостовидных и полных съемных протезов: дис...д-ра мед.наук. - М., 1992.

7. Хватова, В.А. Диагностика и лечение нарушений функциональной окклюзии. - Н.Новгород, 1996.

8. Хватова, В. А. Маркировка окклюзионных контактов / В. А.Хватова // Стоматол.бизнес. - 2008. - №6. - С.9.

УДК: 61:378

© А.Г. Хасанов, Х.Х. Ганцева, А.А. Хусаенова, Р.Р. Богданов, 2011

А.Г. Хасанов, Х.Х. Ганцева, А.А. Хусаенова, Р.Р. Богданов СИСТЕМА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности, - высокий уровень подготовки выпускников, а также отлаженную научно обоснованную систему обеспечения образовательного процесса. Определяются следующие основные показатели, которые позволяют оценивать работу вуза и образовательный процесс как качественные: качество контингента университета, образовательный процесс, производственная практика.

Ключевые слова: качество образования, деятельность вуза, оценка деятельности.

А.О. Khasanov, Kh.Kh. Gantzeva, А.А. Khusayenova, R.R. Bogdanov QUALITY SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION

Quality of education as a social and pedagogical system, described by means of an performance criteria system, presents a high level of graduating students’ professional training, and efficient scientifically substantiated system of the educational process as the final result of the activities. The main performance quality evaluation criteria, as applied to the functioning of a higher educational institution and educational process effectiveness, have been identified, namely student contingent quality, educational process, industrial placement.

Key words: quality of education, activities of a higher educational institution, activities efficacy assessment.

Качество образования как социальная и обеспечения образовательного процесса. По-

педагогическая система описывается через этому, говоря о качестве образования в целом,

систему показателей, характеризующих ко- важно определить основные направления

нечный результат деятельности, - высокий деятельности вуза. Определяющими при этом

уровень подготовки выпускников, а также являются: потенциал преподавателей и сту-

отлаженную научно-обоснованную систему дентов, информационно-методический потен-

циал, достаточное финансирование образовательной деятельности.

БГМУ уделяет большое внимание проблеме трудоустройства и адаптации выпускников. Соответственно статистическим данным на конец 2005г. 96% выпускников получили направление на работу, и все они трудоустроены.

Особое значение имеет технологичность обучения как инструмент инновационного процесса. Решение задач обеспечения качества образования, оговариваемого правилами, нормами и стандартами, традиционно имеет следующие взаимосвязанные и взаимопроникающие части:

- планирование качества предполагает определение параметров образовательного процесса, целевых, содержательных и технологических компонентов, обеспечивающих достижение поставленных целей. Эту работу выполняет учебно-методическое управление, деканаты, кафедры, методические комиссии и советы;

- обеспечение качества, которое достигается реализацией программы деятельности по оптимизации образовательного процесса и образовательных услуг. Субъектами этой работы являются учебно-методическое управление, деканаты, кафедры, цикловые методические комиссии;

- контроль качества - определение показателей и критериев оценки качества образования, выбор и использование необходимого для этого инструментария. Качество выполнения данных управленческих действий зависит от успешности работы деканатов, методических объединений, преподавателей и студентов.

Определяются следующие основные показатели, которые позволяют оценивать работу вуза и образовательный процесс как качественные:

1. Качество контингента университета.

- контингент студентов сформирован из числа профессионально ориентированных и пригодных абитуриентов;

- в процессе освоения профессиональнообразовательного маршрута удерживается достаточно высокий уровень академической успеваемости;

- растет число студентов других медицинских вузов, желающих перевестись в университет;

- растет доля студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки по договорам с органами здравоохранения, администрациями районов Республики Башкортостан;

- растет число студентов, имеющих среднее медицинское образование, работающих по профилю медицинских специальностей, выпускников профильных медицинских классов средних школ Республики Башкортостан;

- увеличивается доля студентов, поступивших в университет из сельских школ;

- достаточно высоко число студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат на обучение.

2. Образовательный процесс.

- разработана, принята и функционирует система оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателей;

- в течение процесса освоения профессиональной образовательной программы усиливается мотивация студентов к профессиональной деятельности;

- педагогическая деятельность каждого преподавателя периодически оценивается членами кафедры, деканата, ректората;

- созданы условия для дополнительного образования, профессионального роста и повышения мастерства преподавателей университета;

- каждый преподаватель имеет авторскую систему деятельности по формированию в студентах творческой готовности к решению профессиональных задач (профессиональной направленности, способностей, компетентности, умений);

- каждый преподаватель владеет инструментом объективной оценки качества собственной деятельности;

- показателем качества деятельности преподавателя является разработанная им программа читаемой дисциплины и комплекс учебнометодических материалов, а также готовность к обмену опытом и к профессиональному совершенствованию;

- оценка преподавателем качества своей педагогической деятельности адекватна реальному положению и имеет место видение проблем;

- характер учебного процесса соответствует целям, заявленным в профессиональной образовательной программе, государственным стандартам в области профессионального образования;

- преподаватели предоставляют студентам возможность гибкой образовательной траектории по преподаваемым дисциплинам;

- в учебный процесс внедряются новые информационные технологии (НИТ);

- на занятиях используются современные методы «активного учения» (обучение в деятельности, учение путем открытия и т.д.);

- студенты в своем большинстве понимают и принимают преподавателей;

- студенты учатся с интересом и пониманием целей изучения той или иной дисциплины, на занятиях активны и инициативны;

- преподаватели уделяют внимание не только передаче информации и контролю за ее усвоением, но и созданию мотивации к учению.

3. Производственная практика. С нашей точки зрения обеспечивается качественно:

- имеется стабильная система базовых учреждений, где студенты могут проходить практику;

- практики обеспечены нормативной и учебно-методической литературой (программами по всем видам практики, методическими рекомендациями, методической литературой и

др);

- цели, содержание и формы практики соответствуют целям профессиональной подготовки, обозначенным в государственном образовательном стандарте;

- практики имеют четкую научноисследовательскую направленность (разработанные на кафедрах научно-исследовательские задания на период практики);

- интегрирована деятельность кафедр по подготовке студентов к осуществлению профессиональной деятельности в период практики;

- имеется система мониторинга качества подготовки студентов в период практики (создан банк диагностических методик, позволяющих определить качественные изменения, происходящие в ходе практики);

- оценивается качество методических материалов для научного руководства дипломным проектированием, кандидатскими исследованиями;

- ограничение в приеме на работу молодых специалистов, не имеющих научной перспективы;

- наличие эффективной внутриуниверситет-ской системы повышения качества деятельности профессорско-преподавательского состава (научной и педагогической);

- наличие эффективной процедуры переизбрания на должность, способствующей росту кадрового потенциала.

Оценка вуза по удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов обеспечивается следующим образом:

БГМУ идентифицирует и описывает методы, используемые для оценки его студентов, включая критерии сдачи экзаменов.

Надежность и достоверность методов оценки документированы и подвергнуты анализу. Кроме того, разрабатываются новые методы оценки.

При описании методов, используемых для оценки, рассматриваются такие аспекты, как соотношение между формативными (промежуточными и обобщенными оценками, число экзаменов и других тестов и проверок, соотношение между письменными и устными экзаменами, использование суждений, основанных на соответствующих нормативах и критериях; проведение специальных экзаменов, например, клинических экзаменов, структурированных в соответствии с учебными задачами (OSCE).

Анализ методов оценки включает оценку того, как они способствуют обучению.

Новые методы оценки могут предусматривать использование внешних экзаменаторов. Принципы, методы и практика проведения оценок четко соответствует образовательным целям и способствуют обучению.

Число и характер экзаменов регулируется посредством интеграции оценок различных элементов учебной программы, с тем, чтобы содействовать процессу интегрированного обучения. Необходимость заучивания чрезмерно больших объемов информации уменьшается, и принимаются меры для предупреждения перегрузки учебной программы.

При корректировании числа и характера экзаменов учитывается необходимость нивелирования негативного воздействия на процесс обучения.

Сведения об авторах статьи:

Хасанов А.Г. - д.м.н., профессор, проректор по учебной работе ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3 Ганцева Х.Х. - д.м.н., профессор, начальник учебно-методического управления ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-57-21, e-mail: [email protected]

Хусаенова А.А. - к.п.н., доцент, начальник отдела качества образования и мониторинга УМУ, адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-57-21, e-mail: [email protected] Богданов Р.Р. - к.м.н., доцент, руководитель отделения производственной практики УМУ адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-51-84, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.